Цель: выявить уровень развития адекватной самооценки.
Материал: бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, фломастер.
Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагались одна за другой несколько графических шкал на специальном бланке. Далее ему сообщали инструкцию: «Все люди являются либо счастливыми, либо несчастными, либо немного счастливыми и немного несчастными одновременно. Представь себе на одном краю этой линии самого счастливого человека, а на другом краю – самого несчастного. Посередине – среднего человека по количеству счастья. Куда бы ты поместил себя на этой линии?» Ребенку предлагается оценить себя по 10 – ти бальной шкале: уровень «здоровья», «ума», «доброты», «способности», «внешности», «уверенности в себе», «авторитетности у сверстников».На каждого ребенка рассчитывалось по 10 минут.
Понятия, которыми должен владеть ребенок для успешного выполнения этой методики: понятие «уровня» (степени, количества, выраженности); понятия «максимум» и «минимум» (самый, крайний и т. п.); понятие «все люди» (логический квантор всеобщности), понятие «середина» (средний, промежуточный уровень), понятия «выше – ниже» (больше – меньше), понятие «себя» (апелляция к рефлексивному «Я») и, наконец, понятия «счастье», «ум» и аналогичные, выступающие критерием оценки, задающие смысл шкале. Таким образом, несмотря на то, что графическое шкалирование, которое требуется произвести в методике Дембо – Рубинштейн, само по себе доступнее, чем вербальное или числовое шкалирование, само понимание инструкции — это довольно трудная процедура.
Обработка данных: были использованы стандартные процедуры сбора и анализа данных. Кроме того, учитывались наблюдения за детьми в процессе экспериментального исследования и беседы с педагогами. Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы дошкольников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам). Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.
Все данные заносятся в таблицу, где отмечается сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, что позволяет выявить уровень развития адекватной самооценки.
0 – 45 баллов – заниженная самооценка – (3 балла);
45 – 75 баллов – «средняя» и «высокая» самооценка – (2 балла);
75 – 100 баллов – завышенная самооценка – (1 балл).
от 15 – до 21 баллов – высокий уровень;
от 9 – до 14 баллов – средний уровень;
от 1 – до 8 баллов - низкий уровень (см. приложение Б).
Результаты диагностики по методике 1 представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Количественные результаты исследования по диагностическому заданию 1
Количество детей | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
100% | 72% | 28% | 0% |
При проведении диагностики по методике 1 было установлено, что завешенная самооценка преобладает у большей части детей (72%). Это продемонстрировали дети: Заррина. А, Софья. А, Софья. Б, Анна. Б, Виталий. В, Дмитрий. К, Даниил. Л, Дарья. М, Артур. М, Екатерина. П, Егор. С, Роман, Елена. Ш. Все дети внимательно выполняли задания. Они использовали понятие «уровня» (степени, количества, выраженности); понятия «максимум» и «минимум» (самый, крайний и т. п.); понятие «все люди», понятие «середина» (средний, промежуточный уровень), понятия «выше – ниже» (больше – меньше), понятие «себя» (апелляция к рефлексивному «Я»). Дети считают себя вполне счастливыми в настоящее
Примерные вопросы для написания рецензии на статью.
1. Автор, научный и должностной статус (если есть), название статьи и ее выходные данные.
1. Общая характеристика научной статьи с оценкой актуальности темы.
2. Квалификационная характеристика содержания статьи: научная, теоретическая, методическая, практическая значимость.
3. Оценка содержания материала по сравнению с публикациями на тему у других авторов.
4. Достоверность и глубина исследования.
5. Оценка работы в целом, предложения, рекомендации.
[П1]пробел
[П2]это писать обязательно
[П3]между инициалами пробел не ставится
[П4]город издания
[П5]название издательства
[П6]год издания
[П7]общее количество страниц
[П8]запятая обязательна
[П9]фамилия повторяется еще раз, но теперь инициалы сначала
[П10]оформление при 1 авторе
[П11]оформление статьи в журнале
[П12]оформление источника при 2 авторах. Один пишется в начале предложения, а после уже пишутся 2 автора.
[П13]Один автор
[П14]А потом оба автора
[П15]Оформление, когда автора нет, а есть редактор