Семинар 1. Теория и методика обучения истории
Как педагогическая наука.
План
1. Цели, задачи и значение изучения истории в современной школе. Значение дисциплины Методика обучения истории для учителя.
2. Методика обучения истории как наука, объект и предмет исследования, задачи, функции и методы. Основные факторы процесса обучения истории. Связь методики с психолого-педагогическими и специальными науками.
3. История становления исторического образования (краткая характеристика, особенности, достоинства, недостатки, авторы, научные труды):
а. дореволюционный период;
б. школьное историческое образование в советской России;
в. реформирование системы школьного исторического образования в России в 90-е гг. ХХ в.;
г. современная система школьного исторического образования (суть модернизации).
4. Основные документы, регламентирующие деятельность педагога и содержание исторического образования в школе (краткая характеристика, назначение).
Нормативные документы
Конституция РФ
ФЗ РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗ
ФГОС начального и основного общего, среднего образования (на сайте Министерства образования РФ – https://минобрнауки.рф/).
Литература (ко всему курсу)
Основная
1. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: учеб. Для студ. вузов / Е.Е. Вяземский. – М.: Владос, 2003. (Библ-ка. УлГПУ).
2. Методика обучения истории: учебник для студ. учреждений высш. образования / под. ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 432 с. – (Сер. Бакалавриат). (Библ-ка. УлГПУ).
3. Смоленский, Н.И. Теория и методология истории: учеб. пособие для вузов / Н. И. Смоленский. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. (Библ-ка. УлГПУ).
4. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории / А.Н. Степанищев. Уч. пос. в 2-х ч. – М.: «ВЛАДОС», 2002. (Библ-ка. УлГПУ).
5. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 2004. (Библ-ка. УлГПУ).
6. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону, 2007. (Библ-ка. УлГПУ).
Дополнительная
1. Ашурков, В.Н. Историческое краеведение: [учеб. пособие для ист. фак. пед. ин-тов.] / В. Н. Ашурков; Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин; под ред. Г.Н. Матюшина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. (Библ-ка. УлГПУ).
2. Дорожкина, Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы / Н.И. Дорожкина. – М.: ВАКО, 2009. (Библ-ка. УлГПУ).
3. Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей / М.В. Короткова; М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 1999. (Библ.-ка. УлГПУ).
4. Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории: [учеб. пособие] / М.В. Короткова. – М.: ВЛАДОС, 2003. (Библ-ка. УлГПУ).
5. Левинтов, Н.Г. К методологическому анализу учебной литературы: что такое история новейшего времени?: в помощь учителю / Н.Г. Левинтов; ИПК ПРО при УлГПУ им. И.Н. Ульянова; [науч. ред. Т.Б. Качкина]. – Ульяновск: ИПКПРО, 2001. (Библ-ка. УлГПУ).
6. Степанищев, А.Т. История отечества: преподавание в школе: учебное пособие / А.Т.Степанищев. – М.: Гардарики, 2001. (Библ-ка. УлГПУ).
7. Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории: [для учителей, студентов и преподавателей гуманит. фак. вузов] / А.Т. Степанищев. – М.: Владос, 2000. (Библ-ка. УлГПУ).
Периодические издания (журналы)
1. История.
2. Образование в современной школе.
3. Преподавание истории в школе.
4. Преподавание истории и обществознания в школе.
5. Учитель.
6. Школьные технологии.
Интернет-ресурсы
1. https://минобрнауки.рф – сайт Министерства образования РФ
2. https://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
3. https://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» («Новейшая история России», «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке»
4. https://www.internet-school.ru – Интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
5. https://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
6. https://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов, раздел «История»
7. https://it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
8. https://lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
9. https://www.school.edu.ru – Российский Общеобразовательный Портал
10. https://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Семинар 2. Проблемы содержания школьного
Исторического образования
План
1. Конституция РФ и ФЗ РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12. №273-ФЗ:
- о праве на образование;
- о понятии «образование», его целях и уровнях;
- об участниках образовательного процесса, их правах и обязанностях.
2. ФГОС: понятие, функции, содержание, основные пользователи, требования к условиям реализации (по ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ и самому ФГОС). ФГОС для НО, ООО, СОО об историческом образовании (найдите в документах все положения, которые касаются предмета истории). Историко-культурный стандарт: цели, содержание, значение.
3. Структура школьного исторического образования (1-11 классы): сущность, факторы изменения, характеристика по периодам. Линейный и концентрический принцип изложения исторического материала.
4. Федеральный, региональный, школьный компонент. Базовое и углублённое/профильное содержание учебного исторического материала.
5. Личностно- и практико-ориентированное образование. Системно-деятельностный подход: понятие, суть. УУД: понятие, значение, виды, суть. Компетенции и их отличие от ЗУН.
Семинар 3. Программы, учебники и учебно-методические комплекты (комплексы) по истории