Семинар 3. Программы, учебники и учебно-методические комплекты (комплексы) по истории




Семинар 1. Теория и методика обучения истории

Как педагогическая наука.

План

1. Цели, задачи и значение изучения истории в современной школе. Значение дисциплины Методика обучения истории для учителя.

2. Методика обучения истории как наука, объект и предмет исследования, задачи, функции и методы. Основные факторы процесса обучения истории. Связь методики с психолого-педагогическими и специальными науками.

3. История становления исторического образования (краткая характеристика, особенности, достоинства, недостатки, авторы, научные труды):

а. дореволюционный период;

б. школьное историческое образование в советской России;

в. реформирование системы школьного исторического образования в России в 90-е гг. ХХ в.;

г. современная система школьного исторического образования (суть модернизации).

4. Основные документы, регламентирующие деятельность педагога и содержание исторического образования в школе (краткая характеристика, назначение).

Нормативные документы

Конституция РФ

ФЗ РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗ

ФГОС начального и основного общего, среднего образования (на сайте Министерства образования РФ – https://минобрнауки.рф/).

Литература (ко всему курсу)

Основная

1. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: учеб. Для студ. вузов / Е.Е. Вяземский. – М.: Владос, 2003. (Библ-ка. УлГПУ).

2. Методика обучения истории: учебник для студ. учреждений высш. образования / под. ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 432 с. – (Сер. Бакалавриат). (Библ-ка. УлГПУ).

3. Смоленский, Н.И. Теория и методология истории: учеб. пособие для вузов / Н. И. Смоленский. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. (Библ-ка. УлГПУ).

4. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории / А.Н. Степанищев. Уч. пос. в 2-х ч. – М.: «ВЛАДОС», 2002. (Библ-ка. УлГПУ).

5. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 2004. (Библ-ка. УлГПУ).

6. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону, 2007. (Библ-ка. УлГПУ).

Дополнительная

1. Ашурков, В.Н. Историческое краеведение: [учеб. пособие для ист. фак. пед. ин-тов.] / В. Н. Ашурков; Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин; под ред. Г.Н. Матюшина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. (Библ-ка. УлГПУ).

2. Дорожкина, Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы / Н.И. Дорожкина. – М.: ВАКО, 2009. (Библ-ка. УлГПУ).

3. Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей / М.В. Короткова; М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 1999. (Библ.-ка. УлГПУ).

4. Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории: [учеб. пособие] / М.В. Короткова. – М.: ВЛАДОС, 2003. (Библ-ка. УлГПУ).

5. Левинтов, Н.Г. К методологическому анализу учебной литературы: что такое история новейшего времени?: в помощь учителю / Н.Г. Левинтов; ИПК ПРО при УлГПУ им. И.Н. Ульянова; [науч. ред. Т.Б. Качкина]. – Ульяновск: ИПКПРО, 2001. (Библ-ка. УлГПУ).

6. Степанищев, А.Т. История отечества: преподавание в школе: учебное пособие / А.Т.Степанищев. – М.: Гардарики, 2001. (Библ-ка. УлГПУ).

7. Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории: [для учителей, студентов и преподавателей гуманит. фак. вузов] / А.Т. Степанищев. – М.: Владос, 2000. (Библ-ка. УлГПУ).

Периодические издания (журналы)

1. История.

2. Образование в современной школе.

3. Преподавание истории в школе.

4. Преподавание истории и обществознания в школе.

5. Учитель.

6. Школьные технологии.

Интернет-ресурсы

1. https://минобрнауки.рф – сайт Министерства образования РФ

2. https://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

3. https://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» («Новейшая история России», «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке»

4. https://www.internet-school.ru – Интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

5. https://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

6. https://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов, раздел «История»

7. https://it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

8. https://lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

9. https://www.school.edu.ru – Российский Общеобразовательный Портал

10. https://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Семинар 2. Проблемы содержания школьного

Исторического образования

План

1. Конституция РФ и ФЗ РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12. №273-ФЗ:

- о праве на образование;

- о понятии «образование», его целях и уровнях;

- об участниках образовательного процесса, их правах и обязанностях.

2. ФГОС: понятие, функции, содержание, основные пользователи, требования к условиям реализации (по ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ и самому ФГОС). ФГОС для НО, ООО, СОО об историческом образовании (найдите в документах все положения, которые касаются предмета истории). Историко-культурный стандарт: цели, содержание, значение.

3. Структура школьного исторического образования (1-11 классы): сущность, факторы изменения, характеристика по периодам. Линейный и концентрический принцип изложения исторического материала.

4. Федеральный, региональный, школьный компонент. Базовое и углублённое/профильное содержание учебного исторического материала.

5. Личностно- и практико-ориентированное образование. Системно-деятельностный подход: понятие, суть. УУД: понятие, значение, виды, суть. Компетенции и их отличие от ЗУН.

 

 

Семинар 3. Программы, учебники и учебно-методические комплекты (комплексы) по истории



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: