Тема урока «Ветер»
Цели урока:
сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров
Ход урока.
1. Организационный момент.
-эпиграфом к нашему уроку я взяла отрывок из рассказа М.Горького «Воробьишко»
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи - пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь - живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать - что такое божий мир и годится ли он для него?
- А что же для вас годиться в этом мире? Мы уже начали познавать этот мир на уроках географии, заглянули не в одну оболочку Земли. Давайте вспомним это литосфера и гидросфера.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, перед вами список терминов. Начнём разминку.
- атмосфера
- тропосфера
- суточная амплитуда колебания температуры
- среднемесячная температура
- годовая амплитуда колебания температуры
- от чего зависит температура воздуха
- как изменяется температура воздуха
- атмосферное давление
- барометр-анероид
- нормальное АД
указать значение атмосферного давления в точках, используя карточки- 809, 760, 720, 740
- Откуда мы взяли значения АД?
-Почему вы цифры расставлены таким образом, какая есть закономерность в изменении давления (давление изменяется с высотой, оно понижается)
-На сколько понижается давление с высотой (на каждые 10,5 м – на 1 мм)
- Решить задачу. Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм. рт.ст.? 1) 2000:10,5=194 2) 750-194=556 мм рт. ст.
Ответ:556 мм рт.ст.
2. Переход к изучению новой темы.
Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете, разгадав загадку:
Завывает, подвывает,
Злым и добрым он бывает.
Злым, когда всерьез дичает
И о прежних днях скучает.
Страшный, словно гад ползучий,
В небесах гоняет тучи
И с надрывом в вихрях стона
Волны дыбит выше дома,
И ломает, почем зря
В море мачты корабля
Добрым он бывает чаще,
Добры, значит настоящий
Движется как звук струны
Гостем южной стороны.
В темноте, при свете дня-
Солнца яркого огня-
То дыханием ласкает,
Подналяжет, отпускает,
То стеной стоит тугой.
Отгадай, кто он такой?
(????????????)
Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре?(«Ветер» запишите тему урока в тетради
Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров
2. Изучение нового материала.
I.Ветер
- А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию
Отрывок из рассказа «Воробьишко»:
Подул однажды ветер - Пудик спрашивает:
- Что, что?
- Ветер дунет на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
- А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил - он любил объяснять всё по-своему.
Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха вдоль земной поверхности (записали в тетради)
II. Ветер, причины образования ветра.
-А в чем причина образования ветра? Ответить на вопрос вы сможете, решив задачу:
В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить в нем самолет, но безуспешно, самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень хотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что придумал, как можно распространить листовки. И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы, которая имела высоту 30 метров. Листовки кружились в воздухе и медленно опускались на землю, и люди узнавали правду о военных действиях Советской Армии.
-Объясните, какую закономерность использовал мальчик?
Ребята, давайте представим заводскую трубу.
И еще раз вспомним, как изменяется давление с высотой, определите атмосферное давление на вершине трубы.
1) 30:10,5=2,9
2) 760-3=757,1 мм рт. ст.
-Какую закономерность использовал Саша? (движение воздуха)
-Как движется воздух (из области высокого давления в область низкого- показать стрелкой на схеме)
-Аналогично воздух движется и в горизонтальном направлении. Так в чем же причина ветра (разница в атмосферном давлении)
-А почему возникает разница в давлении над земной поверхностью (из-за разницы в температуре) (давайте вспомним теплый воздух какой (легкий), что с ним происходит (поднимается в верх), область какого давления образуется (НД), наоборот холодный воздух какой (т яжелый), что с ним происходит (скапливается в низу), что он делает (давит на земную поверхность), область с каким давлением образуется (В Д)