Базовый общеобразовательный курс




Ари Мардан дас

Норильск, декабрь-март 2012г.

Часть 2

Итак, есть альтернативные, мягкие версии поста, мы их сейчас перечислим. Плавно-плавно, шаг за шагом можно выйти на высокий уровень. Начнём с простого, закончим сложным. Ступенчатость такова:

1. При соблюдении первого варианта поста человек постится на злаки и бобовые, но не совершает преданного служения Богу. Это полностью материалистичный пост. Обычно мы предлагаем принять такой стандарт нашим друзьям, которые не хотят участвовать в духовной жизни, своим родителям. Мы обычно им говорим: «Пытайтесь как-то воспитать или очистить тело этим постом, это благоприятный день. Звёзды располагают к очищению организма». Например, известный доктор Малахов в некоторых своих книгах пишет, что в экадаши надо поститься, но он не пишет в них, что во время поста нужно совершать бхакти. Поэтому это самый низкий уровень. Он пригоден для карми. Пусть они хотя бы так получат духовное благочестие, поскольку оно обретается даже тогда, когда человек не понимает, что может дать эта аскеза. Незнание не освобождает от получения результатов, но лишь ослабляет их. Мы так не постимся, поскольку нам рекомендовано делать всё по максимуму и в высшей степени осознанно.

2. Следующий уровень более высокий. Когда человек совершает много служения, слушает о славе поста, но не воздерживается в диете, ест злаки и бобовые. Это более высокий стандарт. Нельзя сказать, что он совершает постоянно преданное служение, он хотя бы как-то служит, но более или менее интенсивно. Это тоже не для нас, а для тех, кто сильно болен, слаб или очень стар.

Часто такой человек тоже не обладает достаточным сукрити, чтобы стремиться хоть как-то делать всё, как положено, или, возможно, что он просто не знает, что сегодня экадаши. Этот стандарт более высокий, потому что бхакти более важно, чем аскезы и воздержание от материальных вещей. Бхакти обладает очищающей силой, даже тень такового свободно может избавить от всех грехов, но человек должен в идеале также развивать дух отречения.

Мы можем знать на примере таких святых, как Вамшидас Бабаджи. Он мог вообще не поститься в экадаши, но у него в голове был только Кришна и Махапрабху, и больше никого. У него каждый день по духу был экадаши. Святые выше правил и предписаний, они практикуют 24 часа в сутки, 365 дней в году, поэтому вторичные правила они могут не соблюдать, это не принципиально. Грех не может их коснуться, потому что в их словах, поступках живёт Кришна. Как грех может коснуться Кришны? Это нереально.

Как сказано в стихе «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.187:

иха йасйа харер дасйе кармана манаса гира

никхиласв апй авастхасу дживан-муктах са учйате

Дживан-мукта – это освобождённая джива, она совершает бхаджан умом, речью, телом, утром, днём и вечером. Понимаете? Здесь не говорится, что грех может его покарать при таком интенсивном служении. Он – муктах, автоматически освобождённый, благодаря тому, что занимается бхакти постоянно, на всех плоскостях своего бытия. Его садхана направлена только на севу.

Но даже если человек совершает преданное служение усиленно, но не постоянно, и не постится на экадаши, то это невысокий стандарт жизни и практики. Это лучше, чем поститься от злаков и бобовых, но не совершать осознанное служение Богу. Бывает так, что человек совершает аскезу с целью удовлетворить Господа, но не совершает шравану и киртану, а тут наоборот. Он следует ангам бхакти, желает удовлетворить Господа. Пусть даже это нестабильно и без духа отречения от мирского, тем не менее, подобное служение Богу считается лучшим, нежели то, как мы описали в первом пункте. Усилия служить Богу превосходят любые аскезы.

1. Более сложный стандарт. Приняв его, человек воздерживается только от злаков и бобовых и принимает любой другой прасад столько, сколько захочет. При этом он памятует о божественном, совершая какое-то бхакти. Очень много преданных так живут. Они кушают как обычно, но не употребляют злаков и бобовых, дополнительно делают что-то для Бога, больше, чем обычно в другие дни. Они повторяют дополнительные круги джапы в экадаши. Иногда принимаются за более интенсивное чтение священных писаний, приходят в ятру для выполнения уборки или другой севы. Этот стандарт более совершенный.

2. Следующий стандарт выше. Преданный воздерживается от злаков и бобовых и принимает скромный прасад, не переедая. Почитает разрешённый в экадаши разнообразный прасад один раз в день: в обед или вечером. Также он совершает активное преданное служение. Этот вариант уже ближе к идеалу, он описан как допустимый в наших писаниях.

3. Преданный воздерживается от злаков и бобовых и принимает один раз в день свежую пищу, но только сырые: фрукты, салаты. Активное служение здесь опять же присутствует автоматически.

4. Преданный вообще не принимает пищу, постится только на воде, практикуя интенсивно бхакти.

5. Преданный постится, не принимая даже воду, практикуя свою садхану.

6. Последний уровень идеален. Преданный принимает прасад в дашами один раз, в обед. Дашами – это десятый день перед экадаши. Причём это может быть даже прасад без злаков и бобовых. За день перед экадаши он один раз принимает освященную пищу и не спит днём. Обычно такие оговорки идут для индусов, потому что они постоянно днём спят. В экадаши преданный постится по правилам пункта №6, то есть, перед экадаши он не спит. В экадаши он не принимает пищу: только вода и бхакти. При этом он совершает бхакти непрерывно в течение всех трёх дней – дашами, экадаши и двадаши. В двадаши, двенадцатый день, который приходит после экадаши, он прерывает пост небольшим количеством злаков или бобовых, может быть даже щепоткой сухих рисовых зёрен, а потом принимает прасад один раз в день в обед или утром. Он не спит днём. В ночь на экадаши он тоже не спит. Такой стандарт считается очень сильным. Новому человеку его выдержать не просто. Нужно иметь особую подготовку, особый тип тела, закалённого в аскезах и в преданном служении. Без вкуса к преданному служению такой стандарт невозможно выдержать, должен быть вкус к шраване, киртане и смаране.

1. Более сложный для исполнения стандарт: преданный постится без воды, не спит всю ночь и на следующий день тоже. Совершает бхакти без перерыва: в день экадаши, ночь, потом следующий день.

Если нет вкуса к бхакти, то можно так от этих аскез настрадаться, что больше никогда не поститься. Это очень тяжело. Поэтому стандарт нужно выбирать, ориентируясь на свои способности, адхикару.

Можно было бы классифицировать и более подробнее, но я не буду это делать. Этих девяти категорий вполне достаточно для того, чтобы плавно войти в пост на экадаши.

Через экадаши-врату человек сможет проверить себя в процессе нитья-бхаджана, постоянного бхаджана. Пост даст представление о себе, насколько вы готовы жить идеальными стандартами шуддха-бхакти и впоследствии называться чистым преданными.

Теперь о том, какие специи и продукты используются во время экадаши, если вы хотите провести пост с приёмом пищи, однако хотите принять её в соответствии со стандартами классического храма, строгими стандартами. Если вы принимаете пищу, то какие продукты можно использовать, а какие нет? Очень много продуктов не используются, и от многих специй тоже воздерживаются. Мы сейчас их перечислим. Я не стану перечислять индийские продукты, вы их здесь не найдёте. Если вы попадёте в храмы в Индии, то вас автоматически накормят даже в экадаши тем, что у них имеется, конечно из разрешённых в экадаши продуктов.

Однажды я был впечатлён тем, как одна преданная, прожив в Индии почти полгода, приехала оттуда и задала мне вопрос: «Что можно и чего нельзя кушать в экадаши?» Это было довольно странно слышать. С одной стороны – странно, потому что человек не увидел, что у него на тарелке. С другой стороны – не странно, потому что человек находился под влиянием храмовой диеты и не заботится о том, что ему есть: что дали, то и ест.

В идеале, если вы хотите принимать прасад в экадаши, надо использовать только четыре вида специй: обычная соль, куркума, чёрный перец и корень имбиря. Будьте осторожны с подделками. Обычную куркуму могут разбавлять мукой или пшеничным крахмалом. Перемолотый корень имбиря тоже могут смешать непонятно с чем, если захотят нажиться за счёт продажи такового. Приправы типа «Магги» вообще не следует употреблять, в них добавлены лук, чеснок, глютамат натрия и ГМО-составляющие. Подобное бхакты вообще не рекомендуют употреблять.

Преданный: Куркума из шафрана?

Ари Мардан прабху: Куркума – это не шафран. В России неправильно называют куркуму шафраном. Куркума из семейства имбирных, используется корень. Шафран это цветок, а не корень.

Итак: соль, куркума, чёрный перец и имбирь. Всё, больше ничего.

Из продуктов используют любые фрукты и сухофрукты, можно варить компоты. Используются любые орехи, включая арахис. Дело в том, что в ИСККОН арахис считают бобовой культурой, поэтому они его не едят. В Индии арахис считают орехом, земляным орехом. Бобовые растут на кустах сверху, земляной орех – под землёй, он не относится к бобовым культурам.

В научной среде арахис считают бобовой культурой. Однако мы не ориентируемся на их классификации, поскольку в науке всё не стабильно, они постоянно классифицируют виды по-новому, относят то к одному семейству или роду, то к другому. Такие пересмотры у них происходят регулярно, и поэтому они создают свои классификации, от которых позже отказываются в связи с новыми открытиями или новым пониманием. Подобное происходит в зоологии, ботанике, ихтиологии и в орнитологии. У них всё не стабильно, поэтому мы не прислушиваемся к их мнению.

Также приемлемы масла орехов. Из овощей: картофель, тыква, кабачки, свёкла, огурцы, редис, авокадо, маслины. Маслины находятся в саттве, если они законсервированы, то это уже примешивает к ним тамас, как и ко всем остальным консервированным продуктам. У вас в Норильске с этим проблема, многие продукты консервируются. Далее приемлемы: кокос, сахар, гречневая крупа и молочные продукты, естественно без сычуга.

В некоторых Гаудия Матхах бывает, что в экадаши кормят по два раза в день. Помню, как мы совершали паломничество по Вриндавану, и во время экадаши нас кормили столько, сколько всегда, но несколько аскетичнее: картошка, арахис, гречневая мука. Бывает, что гречневую муку смешивают с орехами, арахисом и подают поджаренными в масле, кусочками. Запекают, поджаривают. Довольно сытно получается.

Преданный: А подсолнечное масло нельзя?

Ари Мардан прабху: В некоторых Гаудия Матхах принимают подсолнечное масло, в некоторых воздерживаются от его употребления. Оливковое, тыквенное масла можно. Некоторые используют масло семян и сами семечки. В конце концов, это не злаки и не бобовые. Но от кунжута рекомендуют воздерживаться, потому что кунжут является хорошо передающим карму семенем. В Индии есть люди, которые специально делают шарики из кунжута, чтобы избавиться от своей кармы. Они проводят ритуал: сбрасывают энергию на кунжут, а потом ходят и раздают шарики из него. Кунжут хорошо её вбирает. Злаки тоже очень хорошо переносят карму.

Преданный: Может ли простой преданный помогать в приготовлении прасада?

Ари Мардан прабху: В Индии такому преданному могут поручить сделать фруктовый салат, но, если речь идёт о приготовлении злаков, его однозначно не подпустят, иначе он заложит своё настроение. Ему не дадут готовить на огне. Злаки готовят старшие преданные.

Преданный: А кукуруза?

Ари Мардан прабху: Это злак. Её не принимают в пост.

Теперь рассмотрим такой вопрос: кто может быть свободен от поста? В «Хари-бхакти-виласе» сказано: дети до пяти лет, иногда даже до семи. Они могут не поститься. Те, кто не отвечает за себя и полностью ведомы. Если ребёнок начал противостоять решению взрослых, отца, матери, старших и делать по-своему, проявлять какую-то самостоятельность в выборе, с этого момента он уже будет нести наказание за приём злаков и бобовых. Также свободны от выполнения враты больные люди, старики после семидесяти-восьмидесяти лет, иногда беременные тоже. Также те, кто получил от гуру разрешение не поститься. Слово гуру – закон.

Сейчас мы перечислим, что не прерывает пост в экадаши. Пост не прерывает вода, чаранамрита, лекарства, – то есть без чего не обойтись в некоторых случаях и что благоприятно для нашей веры и аскетизма. Не прерывает пост лист Туласи, указание гуру и ачаман.

Ачаман – это очистительный ритуал. В экадаши он совершается следующим образом: для этого воду нужно не пить, а только коснуться каплями губ или языка, но не глотать, при условии, что вы воздерживаетесь даже от воды в экадаши. Вода одновременно прерывает и не прерывает пост, то есть она находится на некой границе. Это зависит от обета, который человек принимает.

Преданный: Что значит чаранамрита?

Ари Мардан прабху: Это вода или какие-то напитки, которыми омывали Божества или стопы великого святого. Божества омывают молоком, мёдом, настоями трав, водой, настоянной на лунном свете, соками. Про лекарство я уже объяснил. Это то, чем невозможно пренебречь. То есть, если вы пренебрежёте лекарством, которое предписано к ежедневному приёму вам, потом появятся проблемы, поэтому лекарство не прерывает поста. Во время экадаши вы можете использовать лекарства любого типа.

Туласи – это чистая трансцендентная энергия, она не является пищей, поэтому, как прасад Божеств, лист Туласи может быть принят. Почитая Туласи, не следует наслаждаться ею, поскольку она служанка Бхагавана, а не наша. Преданный, хоть и испытывает наслаждение вовремя севы или принятия прасада, всё же не сосредотачивается на нём, чтобы не прерывать своё настроение слуги чувств Бога и вайшнавов.

Что касается указаний гуру, это подразумевает следующее: если учитель скажет не поститься, значит не нужно поститься, и тогда он берёт на себя ответственность за такое наставление. Но обычно гуру настаивает на посте и активной практике. Только в исключительных случаях гуру может запретить поститься.

Преданный: Если гуру скажет: «Не читай джапу, сходи в банк, оплати счёт за книги», – если выполнить его указание, то это бхакти?

Ари Мардан прабху: Да, это называется служение учителю или гуру-сева. То есть, это важная форма (анга) преданного служения. Гуру знает, когда и что нужно делать ученику. Если он истинный сат-гуру, он может перестроить действия своего ученика и направить его. Однажды был случай, когда ученики Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура постились полностью. Они сидели и ничего не ели. «Где они? Должно совершаться преданное служение, а они ничего не делают!» Он стал их искать и нашёл.

– Вы чего тут сидите? Надо заниматься севой.

– Гурудев, мы постимся, у нас нет сил.

– Где повар? Накормите их рисом. Пускай совершают севу! – тут же сказал он.

Они сразу вскочили:

– Рисом?! Нет, нет, нет! Мы пошли совершать севу.

Понимаете? Это ко второму пункту по стандартам. Преданное служение важнее, чем воздержание от злаков и бобовых. Эта история показывает, что если сат-гурууттама-адхикари берёт на себя ответственность и приказывает не поститься, то вы не обязаны поститься. Тем не менее, вы будете признаны, как постящиеся. Поэтому, если гуру скажет, – надо делать в любом случае. Даже если вы не в силах понять приказ учителя, вы должны выполнять его. Но в случае описанных поступков учеников Сарасвати Тхакура – иное. Они ленились и потому не хотели служить Матху. Как только гуру им приказал, они тут же вскочили и предпочти делать то, что велено.

Теперь о том, как нужно относиться к стандартам.

Во-первых, никогда не навязывать своего стандарта другим преданным. То есть, согласно этикету, не следует заставлять кого-либо поститься так, как он этого не желает. Если вы не гуру и ваш авторитет не принимается другими, вы им не поможете своими призывами. Действовать из-под палки не очень эффективно, когда свобода выбора дживы подавляется. Но вдохновлять вы, несомненно, можете и даже обязаны. Бхакти основывается на свободе выбора. Если вы что-то принимаете на основе свободы – это гораздо ценнее, выше ценится Кришной, чем, если вас кто-то заставляет, а вы не хотите, но делаете. Бога таким «бхакти » не привлечёшь, Его можно привлечь только благодаря истинному бхакти, которое вы сами выбираете, по своей воле.

Также не следует хвалиться тем, что вы можете следовать обетам, исполняя всё, как следует или лучше, чем большинство. Существует тенденция, если что-то получается, то сразу хочется выделиться: «Я же могу! Чем вы хуже меня?» У каждого есть свой потенциал бхакти-сукрити, но никто не может сказать, сколько этого сукрити у конкретного человека.

Иногда кажется, что тот, кто очень интенсивно постится, имеет много бхакти-сукрити, а кто постится не по высокому стандарту имеет меньше божественных даров. Например, ряд ачарьев нашей ученической преемственности не постились по высоким стандартам в экадаши, они кушали, как и все остальные преданные, вместе со всеми. Например, Бхактиведанта Свами. Он не постился очень строго, на воде не сидел, принимал прасад, простой, скромный без излишеств, без особых вкусов, чтобы они не развращали ум. Покушал, пошёл заниматься севой.

Преданный: Я слышал, что в ИСККОН устраивают даже пиры для новеньких.

Ари Мардан прабху: Да, и не только для них. Потому что Бхактиведанта Свами хотел, чтобы отношение к экадаши у его учеников было как к празднику. Это и так на самом деле праздник. День Господа Хари! Он хотел сделать так, чтобы преданные желали соблюдать экадаши, ожидали его приход, имели возможность участвовать активно в служении, слушать лекции, не сидеть дома и мучиться, а приходить в храм. Если кто-то думает: «Я пощусь, я не пойду к преданным, они там едят во время экадаши ». Это ненормально. Если вы слабы, то да, можете сидеть дома и не провоцировать себя во время голодовки, посещая храм. Но если вы сильный, то не побоитесь прийти к преданным и совершать киртан вместе со всеми, не соблазняясь их слабостями.

Преданный: Я думаю, что таким образом Свами Прабхупада ещё популяризировал движение, показывал западным людям, что поститься можно вкусно и питательно.

Ари Мардан прабху: Да, но надо отметить, что это не является праздником для желудка. Действительно, это для новых людей. Но кто является новыми людьми? Те, кто недавно пришли в ятру? Нет, под этим подразумеваются каништха-адхикари, те, кто ещё проходит первую треть духовного пути к Богу. Каништха - адхикара длится до уровня анартха-нивритти включительно. Когда являет себя стадия анартха-нивритти, тогда это серьёзно. Анартха-нивритти – это стадия, которая нас переносит в мадхьяма-адхикару. На ступени анартха-нивритти придётся очень серьёзно работать над контролем своих чувств. Тогда уже дело будет не в празднике, а в обретении вкуса к бхакти. Аскезы могут помочь в обретении вкуса к бхакти, хоть и не порождают его. Когда появится вкус к бхакти, тогда аскезы будут даваться легко.

Итак, лучше не бахвалиться своими достижениями или просто наличием поста. Если мы будем хвалиться, то мы растратим то духовное благо, которое получаем в процессе аскезы. Не нужно никогда выставлять свои враты напоказ. Часто некоторые начинающие преданные, как бы «между прочим», кого-то спрашивают: «А ты постишься сегодня?» Явный намёк, что тот, кто задаёт вопрос постится. «О, ты не постишься? Ты что!? Постись со мной. Это же важно!» – это косвенный метод прославления себя.

Совершаешь аскезу – совершай и покажи пример этим, но не болтай. Не говори ничего, просто покажи пример и всё. Все, кто услышит о славе экадаши, примкнут к тебе. Это тема для тех, кто решил преодолеть анартхи – препятствующие факторы, которые мешают нам чисто повторять святое имя, совершать правильно преданное служение. Серьёзные стандарты только для тех, кто решил основательно работать над собой.

Что нам ещё даёт экадаши? Прежде всего увеличивает все виды благочестия. Это описывается в стихе, который определяет плоды усилий в служении гуру и Кришне: клеша-гхни шубхада мокша-лагхута-крит судурлабха. Это стих из «Бхакти-расамрита-синдху». В нём говорится, что бхакти дарует всё благоприятное на всех уровнях. Экадаши, как элемент бхакти, дарует всё самое благоприятное человеку. Как мы уже говорили, если пост облагораживает, очищая ум и тело, то как же он не принесёт благоприятное им? Всё придёт, всё будет естественно обретено, благодаря этому посту. Все виды благочестия приходят к человеку, но особенно мы ценим появление бхакти-сукрити, потому что такое сукрити является крупицей сварупа-шакти Бхагавана, духовной энергией. Появляется не только карма-сукрити или гьяна-сукрити, но прежде всего бхакти-сукрити.

Также экадаши дарует всё на каждой из девяти ступенях преданного служения. Пост дарует шраддху, возможность обрести общение с садху (садху-санга) и служить (бхаджана-крия), очищает (анартха-нивритти), утверждает в преданном служении (ништха). Это очевидный факт. Экадаши сопровождает нас от ступени к ступени. Она берёт нас за руку и ведёт к Кришне. Она очищает от кармы, делает наше сознание неподвластным гунам материальной природы, избавляет от иллюзий маха - майи.

Преданный: Вы как-то рассказывали, что плохая карма не сжигается, а переходит к тем, кто неблагоприятно к нам расположен.

Ари Мардан прабху: Да, так сказано в писаниях. Плохая карма остаётся в этом мире, когда джива покидает эту вселенную и распределяется в направлении недоброжелателей этой души. Пока человек не утвердился в бхакти, его карма до поры до времени удерживается, потому что неизвестно, как человек в конце концов распорядится своей свободой выбора. Может быть он проклянёт всё и всех и оставит путь бхакти. Тогда ему всё будет возвращено, всё что он заслужил в прошлом, плюс результат того, что оставил духовный путь. Поэтому обычно карма удерживается, и человек чувствует в связи с этим, что ему стало легче жить. Но ему ещё предстоит пережить полное освобождение, всё зависит от того, на какой ступени бхакти находится преданный. Если он станет чистым преданным, тогда б о льшая часть кармы безвозвратно уходит от него.

Преданный: Это получается, как закон сохранения энергии?

Ари Мардан прабху: Да, всё верно. Шрила Бхактивинода Тхакур в «Бхакти-таттва-вивеке» говорит: «Деревце Туласи, махапрасад, вайшнава-прасад, дни вайшнавских праздников и постов, такие как экадаши, божество Бхагавана, святые дхамы, Ганга, пыль со стоп вайшнавов – всё это может служить стимулом к бхакти ». Это подтверждение со слов великого ачарьи, экадаши дарует бхакти, то, что в конце концов стимулирует ещё большее бхакти внутри нас.

Даже неосознанное следование посту может помогать. Это тоже очень интересный момент. Он описан в писаниях. Его можно увидеть в «Джайва-дхарме» Бхактивинода Тхакура и в прославлении экадаши из Пуран. Даже неосознанное следование постам в экадаши не просто сжигает много-много кармы, но даёт нам возможность начать полноценную духовную жизнь. Полное сжигание кармы во время экадаши может произойти даже если человек следует врате, не зная о ней. Однако подобное может проявиться, если он, постясь, умрёт в день поста по каким-то случайным причинам.

В одной из Пуран описывается случай, как обычный дикарь, охотник, неосознанно соблюдающий экадаши, в следующей жизни стал царём, и не просто царём, а праведнейшим царём, которого защищала сама духовная энергия! Его, даже сонного, не могли убить те же дикари, в племени которых он раньше сам находился в прошлом рождении. Но в этом рождении он действовал против них. Смотрите, какой переворот. Сначала он был в их племени, а потом стал царём в близлежащем царстве. Это карма. Сегодня мы друзья, а после смерти враги. Сегодня мы русские, а завтра можем стать американцами или китайцами, если будем много думать о них плохо или хорошо.

Царь выступал против своего племени, потому что они были варварами и не хотели чтить ведическую культуру. Всё совершенно изменилось в его сознании благодаря случайно проведённому посту в экадаши. Сначала он не чтил ведическую культуру, а в новом рождении уже стал ревностным сторонником таковой! Он пошёл против своих предков по крови, приняв новое тело и более совершенный дух. Экадаши избавила его от низости, характерной для его племени.

Теперь о духе, с которым нужно совершать экадаши. Этот дух основывается на знаменитом стихе: аньябхилашита шунйам гйана-кармадйа-анавритам. Помните этот стих из «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11? О чём он говорит?

Преданный: Анйабхилашита шунйам. Это д еятельность, которая не имеет иных интересов, кроме служения Господу Кришне, она свободная от кармы, гьяны и йоги, а значит от желания наслаждаться, от желания быть освобождённым, от желания обрести мистические способности и лени. Такая деятельность очень благоприятна в служении Господу Кришне и является чистым преданным служением.

Ари Мардан прабху: Что такое анукулйена кришнану шиланам?

Преданный: Желание служить Господу Кришне.

Ари Мардан прабху: Хорошо. Но не всё. Ану шиланам означает: следовать по стопам предыдущих ачарьев. Это первое. Второе – служить непрерывно. Третье – культивируя свои отношения с Господом и те бхавы, которые возникают от этих отношений. Вот таким образом также должен совершаться экадаши. Это параметры настроения того человека, который следует посту в экадаши.

Мы не должны стремиться к мистическим совершенствам, к чувственным наслаждениям, к освобождению, а только лишь удовлетворять Господа и Его преданных, при этом следуя по стопам предыдущих ачарьев и желая обрести постоянство, культивируя свои отношения с Господом, устремляясь к божественной любви. В этом настроении и следует поститься во время любой враты. Тогда аскеза будет рассматриваться не как элемент школы гьяны, а как аспект бхакти.

Это «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11, ключевой стих. Он находится у нас в ряде книг и часто повторяется теми, кто даёт хари - катху. Этот стих учат наизусть обязательным образом. Он считается одним из самых главных, чтобы объяснить, что такое бхакти в чистом виде.

Если мы не последуем настроению этого стиха и будем следовать экадаши с желаниями материального блага, то это оставит нас в круговороте рождений и смертей, в самсаре. Это совершенно неприемлемо согласно стиху анйабхилашита шуньям. Экадаши, так же, как и Бог, может исполнить любые желания, как вы это уже поняли. В самом начале я говорил, что хочу зачитать вам слова Шрилы Бхактиведанты Свами о цели экадаши.

В «Нектаре преданности» (стр. 90) он говорит: «Главный принцип экадаши не просто поститься, а пытаться увеличить свою веру и любовь к Кришне». Смотрите, как он охватывает! Всё начинается с веры, а заканчивается премой. Он охватывает все ступени. Настоящий пост в экадаши исполнен устремления ко всем девяти благам, описанным Рупой Госвами в стихе: адау шраддха татах садху-санго тха бхаджана-крийа … Это цель экадаши, провести преданного по всем ступеням бхакти и привести к преме.

Если я нахожусь на уровне шраддхи, я должен желать следующей ступени – садху-санги. Тогда я пощусь, чтобы достичь садху-санги, чтобы находиться в обществе серьёзных преданных, чтобы служить шуддха - вайшнавам, слушать их кришна-катху.

Далее Бхактиведанта Свами пишет: «Истинная цель соблюдения поста в экадаши – уменьшить до минимума потребности тела и занять всё своё время служению Господу, воспевая святые имена или совершая такого же рода служение». Видите, он описывает две главные задачи. Между ними есть приоритеты. Первичная задача – нитья-сева Бхагавану, вторичная – свести до минимума потребности тела, достигается это через аскетичность. Ничего для тела, всё для Кришны. Всё остальное не имеет никакого значения: будет здоровье, не будет здоровья, что там с умом происходит… Не важно. Всё будет нормально, не нужно беспокоиться о мелочах, экадаши сделает всё, как положено.

Будет благоприятно, если те, кто повторяет шестнадцать кругов джапы на чётках, увеличат количество кругов до двадцати четырёх. Это стандарт, внёс в ИСККОН также Бхактиведанта Свами, потому что время высвобождается. Восемь кругов сверху. Если получится больше – хорошо. Если у вас есть возможность послужить вайшнавскому сообществу – организуйте, это тоже благоприятно.

Преданный: Тем, кто не читает шестнадцать кругов, желательно шестнадцать читать?

Ари Мардан прабху: Конечно.

По поводу прерывания поста. Прерывает пост всё то, на что человек постится, конечно кроме греха. Им не надо прерывать пост, даже если вы воздерживались от него во время экадаши. Если вы постились на воду, то вы можете прервать пост водой. Помните, я говорил, что вода как прерывает, так и не прерывает пост? Если вы постились на злаки и бобовые, то можно прервать пост злаками и бобовыми. Если вы постились на фрукты и овощи, то можете прервать пост также фруктами и овощами. Но, поскольку мы постимся на злаки и бобовые, прежде всего, прерывайте пост именно ими, а если их нет, тогда тем, на что постились.

Если человек осознанно пропустил пост в экадаши, то это оскорбляет Экадаши Дэви и Бхагавана, это считается экадаши-апарадхой. Это похоже на бхакти-апарадху. Экадаши-апарадха – это вид бхакти-апарадх. Бог такого не приемлет, и вайшнавы, если узнают об этом, тоже почувствуют это оскорбление, потому что им дорога Экадаши Дэви. Они все взаимосвязаны, как единая структура, единая духовная система.

Но если человек пропустил этот священный пост неосознанно, то в этом случае, в знак признания своей вины, преданный должен поститься в двадаши, на следующий день. Это как искупление. В тоже время сказано, что астрологический день уже ушёл, экадаши закончился, и если человек будет поститься в двадаши, то этот пост не нейтрализует ошибку, хотя и одарит своими благами. Если прошло уже много дней с момента пропуска, тогда нужно поститься в следующий экадаши.

Некоторые считают, что если в двадаши человек постился вместо пропущенного экадаши, то он наверстает упущенное. Нет, не наверстает, астрологический день прошёл. Хотя двадаши тоже считается священным днём, устраняющим грехи, тем не менее, он не равен экадаши.

Важно также знать, что запрещённые в экадаши продукты не предлагают на алтаре Шри Чайтанье Махапрабху. Чайтанья Махапрабху принял настроение преданного. Он хочет показать, как надо следовать правилам и предписаниям. Если вы будете предлагать Ему злаки и бобовые, это будет воспринято, как попытка нарушить Его обеты, хотя Он – Бог и не нуждается в аскезах или постах, тем не менее, Он принял настроение совершенного преданного, который досконально следует всем постам и принципам бхакти. Это также, как мурти Шри Чайтаньи Махапрабху не украшают павлиньим пером. Он не хочет выступать в роли Кришны, хотя Он – Сам Кришна. Кришна – иное.

Несмотря на то, что Чайтанья Махапрабху – это Радха и Кришна, атрибуты Кришны на Него не надевают. Мы должны учитывать настроение Божества, а не делать так, как нам хочется. Мы в традицию приходим не для того, чтобы её нарушать. Махапрабху принял настроение преданного, мы чтим это настроение, поддерживаем его и поклоняемся ему. В экадаши мы Ему ничего не предлагаем, поскольку Махапрабху постился полностью в экадаши и не принимал пищи. Это описывает Шрила Джагадананда Пандит, Его вечный спутник.

В исключительных случаях будет лучше, если предлагать то, что предлагают в классическом Гаудия Матхе: четыре вида специй и определённую группу продуктов. Это можно Чайтанье Махапрабху предлагать, главное – не злаки и бобовые. Но то, что касается Радхи с Кришной, Они кушают всё, потому что Они не постятся во Вриндаване. Но даже если вы взяли прасад от Кришны, тем не менее, это не значит, что вы можете его принять и покушать. В экадаши мы не принимаем даже прасад, если он содержит в себе злаки и бобовые. Мы можем поклониться этой милости от Божеств, прославить прасад, а почтить его можем только завтра.

Теперь вы получили достаточно информации про экадаши.

Преданный: Можно уточнить? Жена должна спрашивать благословения у мужа, чтобы поститься?

Ари Мардан прабху: Да. Если вы хотите, то можете записать себе, что, если жена хочет совершать пост в экадаши, она должна получить на это разрешение от мужа. Если он является в духовном отношении старшим, то это будет уместно, поскольку так велит традиция. Если он атеист, то нет смысла это делать. Можно спрашивать каждый раз или попросить разрешения один раз на всю жизнь, выбирайте сами. Главное добиться разрешения и не пропускать пост, внимательно следя за календарём.

Соблюдать экадаши за кого-то тоже можно. Если вы не можете совершить пост сами, вы можете попросить кого-то совершить пост за вас. Подх о дите и спрашиваете: «Ты не мог бы совершить пост за меня?» Хоть кого можно просить, но в первую очередь тех, кто вас любит.

Преданный: Если женщина совершает пост в экадаши, она может посвящать его только одному человеку?

Ари Мардан прабху: Одному или нескольким, как пожелаете.

В нашей Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадае есть очень интересный момент. Говорится, что тот, кто постился в экадаши и сознательно отказался от его плодов в пользу другого человека, получает б о льшее благо, чем, если бы он постился для себя.

Преданный: Похоже теперь мы будем это делать с корыстью (шутит).

Ари Мардан прабху: Давайте обсудим корысть. Вы помните, когда мы только что обсуждали стих анйабхилашита шунйам, то говорили, что пост должен быть бескорыстным. Это настроение должно присутствовать всегда во время поста, гйана кармади анавритам. Когда вы совершаете врату ради кого-то, это естественно повысит стандарты и уровень преданности человека. Потому что поститься с корыстными мотивами – это одно, даже если корысть направлена на себя, а поститься бескорыстно, желая помочь другому – это уже более высокий стандарт. Если мы будем воспитывать в себе бескорыстие, то результаты будут приходить в форме высоких, чистых качеств преданного. Есть ссылки, вы можете найти шлоки на эту тему в книге «Мадхвачарья – учитель мира», а также в «Хари-бхакти-виласе».

Преданный: В начале экадаши следует проговаривать перед алтарём, что мы обязуемся не есть зернобобовые и т.д.?

Ари Мардан прабху: Это очень хорошо, если вы даёте обет в экадаши и при этом произносите его перед алтарём или перед изображением гуру. Если вы подходите к аскезе, давая обет и выдерживая его, это очень серьёзно повышает результативность. Если вы не даёте обета, то Бог не даёт каких-либо обещаний вам. Он любит тех, кто держит слово, он любит жертвенность, поэтому он её особым обр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: