Уровень синергии и штампов или таламо-паллидарный уровень В.




Следующий кверху по иерархическому порядку уро­вень построения есть уровень синергии и штампов, иначе — таламо-паллидарный уровень, обозначаемый нами бук­вой В. Он не является строго следующим за уровнем А по хронологическому порядку филогенеза — это доказывает­ся хотя бы уже тем, что уровень палсокинстичсских регу­ляций с самого начала имел, очевидно, что регулировать в виде какого-то неокинетического потока, транзитом про­текающего через его субстраты, и у высших позвоночных как раз доставляемого pallidum. Таким образом, с одной стороны, субстраты уровня А у высших позвоночных фи­логенетически новее, нежели субстраты уровня синергии, поскольку древнейшие отправления уровня А сравнитель­но недавно обрели себе новое анатомическое обиталище в виде группы красного ядра и hypothalami, переключив­шись туда из глубин спинного мозга. С другой же стороны, отправлении уровня синергии В филогенетически более новы. Это проявляется, во-первых, в том, что этот уровень позднее, чем А, достигает в филогенезе кульминационных точек своего развития; во-вторых, в том, что уровень В есть, так или иначе, первый во всем филогенезе настоящий неокинетический уровень, реализующий эффекторику по­средством тетанических, спаиковых процессов; наконец, в-третьих, в том, что самый принцип его работы новее, чем тот, который характеризует функцию уровня А. Если уровень А есть в наибольшей мере уровень моторики тулови­ща и его сегментов, то уровень В есть уровень тела — локомоторной мышцы, оснащенной четырьмя конечно­стями-движителями.

В англо-американской литературе для штампов этого рода применяется название «patterns» (узоры, стандартные образцы, модели и т п) — слово очень меткое, но, к сожалению, не имеющее русского синонима

Уровень синергии есть первый в филогенезе действи­тельно централизующий, возглавляющий на одной из сту­пеней развития всю соматическую моторику. Его субстрат — древнейший в морфогенезе позвоночных настоящий го­ловной, центральный мозг, а не только головной отрезок спинного мозга, как субстрат уровня А. Уровень синергии осуществляет интеграции выполняемых им процессов, чрезвычайно обширные по охвату мускулатуры; он рожден спросом на целостные локомоторные движения, хотя по ходу прогрессивной энцефализации управление ими в дальнейшем ушло от него кверху. В отношении огромных синергетических хоров, которыми он в состоянии дирижи­ровать, этот уровень представляет собой некоторую вер­шину, после которой эволюция делает в известном смысле шаг назад: следующий кверху и заведомо более новый уро­вень С (см. гл. V) несравненно скупее и сдержаннее описы­ваемого по части симультанно включаемых в движение ко­нечностей и мышечных групп.

Анатомический субстрат уровня синергии у высших млекопитающих и человека — две пары самых крупных в головном мозгу подкорковы1Г~яд1р$: зрительные бугры (thalami optici) в качестве афферентацирнных центров и бледные тела (globi pallidi, ра11ШаГ¥1сачёстве эффектор-ных (рис. 25 и 25,а). В зрительные бугры сходятся вторые, считая от периферии тела, невроны всей проприоцептив-_ной тангорецепторики. Сензорные пути телерецепторов обоняния, слуха и зрения ни в древнем, ни в новом филоге­незе не имели прямого отношения к этому образованию.

Thalamus opticus — древнейший и когда-то, до разви­тия коры большого мозга, высший центр всей тангорецеп­торики, являющийся и до настоящего времени «централь­ной переработочной мастерской чувственных впечатле­ний» (выражение Monakow.) Между зрительным бугром и pallidum имеются очень богато представленные двусторон­ние проводниковые связи. Pallidum есть чистый эффектор очень гомогенного микроскопического строения (см. гл. VII), являющийся средним этажом экстрапирамидной эф-фекторной системы. Ему иерархически подчинен нижний этаж этой системы — уже рассмотренная выше группа красного ядра; сам он подчинен другому большому подкор­ковому эффектору — полосатому телу (corpus striatum —

Анатомический субстрат уровня синергии у высших млекопитающих и человека — две пары самых крупных в головном мозгу подкорковых яд]^$: зрительные бугры (thalami optici) в качестве афферентационных центров и бледные тела (globi pallidi, pallida) в качестве эффектодг ных (рис. 25 и 25,а). В зрительные бугры сходятся вторые, считая от периферии тела, невроны всей пр^пциоцептив- ной тангорецепторики. Сензорные пути телерецепторов

образование, слагающееся из ядер nucleus caudatus и putamen). Центробежные пути из palhdum все оканчива­ются в пределах группы красного ядра и не имеют собст­венных выходов к клеткам передних рогов спинного мозга.

Характеристическая ведущая афферентация таламо^ паллидарного уровня есть, как и для предыдущего уровня, по преимуществу проприорецепторика, но уже содержа­щая совершенно другие компоненты и имеющая иной стиль, нежели проприорецепторика уровня А. Во-первых, судя по характерным для уровня В движениям, здесь пре­обладает новая, суставно-угловая, геометрическая про­приорецепторика скоростей и положений, к которой при­соединяется еще обширный комплекс общей экстероцеп-тивной чувствительности как протопатической (рецепции давления, глубинного осязания), так и эпикритической (дифференцированные осязательные рецепции прикосно­вения, трения, болевая, вибрационная и температурная чувствительность, с присущим этим рецепциям точными «местными знаками»). Во-вторых, все эти рецепции, как чисто проприоцептивные, так и восполняющие их экстеро-цептивные осязательные, ведут в этом уровне построение, зашифровку и коррекцию движения, уже подвергшись предварительно значительной центральной переработке и синтезу, намного более сложному и дифференцированно­му, чем примитивный синтез рубро-спинального уровня. Ощутимых связей с вестибулярной системой у описывае­мого уровня не имеется.

Если какой-нибудь из сензорных синтезов, управляю­щих координацией различных уровней центральной нерв­ной системы у человека, можно с полным правом назвать проприоцептивным, то это именно рассматриваемый син­тез таламо-паллидарного уровня. Если обобщить всю ха­рактерную для описываемого уровня афферентацию, то это окажется афферентйция собственного тела, пропри­орецепторика par excellence. Тело в этом уровне построе­ния есть и исходная система координат, к которой соотно­сятся рецепции и движения, и конечная цель этих рецеп­ций и движений. Объединяясь вместе, обрастая попутно местными знаками и обобщаясь по какой-то единой для всех сигналов системе координат собственного тела, все эти бесчисленные тактильные и проприоцептивные рецеп­ции срастаются в исключительно полную и обстоятельную информацию об его двигательном аппарате. Это налагает

характерный отпечаток и на движения, выполняемые этим уровнем: это обычно движения всего тела, лишь с ним од­ним связанные, безотносительные к чему-либо, находяще­муся вовне; движения как самоцели, корригируемые ос­новным образом лишь по линиям своей внутренней гармо­нии и организованности. Они заслуживали бы по аналогии с' наименованием корригирующего их сензорного синтеза названия проприомоторных отправлений и реакций. Зато при указанных ограничениях эти проприомоторные двига­тельные проявления достигают очень высокого развития и дифференциации. К ним применялось много различных названий: двигательные формулы, синергии, узоры или штампы (patterns), низшие автоматизмы и т.д.

За таламо-паллидарной системой, уже довольно давно и хорошо изученной, числятся три важнейших координа­ционных качества, отличающие ее от других кинетиче­ских систем человеческого организма.

Первое из них есть приспособленность уровня В к об-_

ширным мышечным CUHf£^^jJ^^_-SBPS^n0CTb вести вы~ сокослаженные дв^^ен^я всего тела, вовлекающие в со-гласованную работу многие десятки мышц. Очаговые по­ражения этой системы, как thalamus, так и pallidum, влекут за собой характерные диссинергии, т.е. выпадения подобных ансамблевых движений, с суррогатной, викар­ной заменой их скованными, принужденными, неловкими движениями, наблюдаемыми, например, у паркинсоников. Было вполне естественным с классической точки зре­ния делать ответственным как за эти синергии в норме, так и за их выпадения в патологических случаях pallidum как основной эффектор системы. Именно в нем, то в его цито-архитектонике, то в его проводящих путях, то даже в осо­бенностях его биохимизма, пытались искать объяснения подобной таинственной способности, недоступной больше ни одному из эффекторов центральной нервной системы. И только излагаемая в этой книге теория координации как процесса, целиком базирующегося на принципе сензорных коррекций, повернула вопрос на 180 и устремила решаю­щее внимание не на эффектор системы pallidum, а на ее афферентацию, и тогда очень многое стало ясным. Очевид­но, pallidum способен легко, стройно и плавно вести слож­ные синергии обширных кинематических цепей прежде всего потому, что больше ни один эффектор нашего тела ни из вышележащих, ни из низовых этажей мозга не имеет

Г» f

и нс может иметь такой полной и обстоятельном и притом в такой же мерс из первых рук полученной информации о положениях и движениях собственного тела, как та, кото­рую pallidum получаст от системы зрительного бугра. Его координации «проприомоторны» по своему характеру и смыслу именно потому, что их ведет и корригирует глав­ное проприоцептивнос ядро центральной нервной систе­мы, совершенно оторванное у высших млекопитающих и человека от дистантных рецепторов, но зато централизую­щее в себе все то, что связано с собственным телом и его контактными ощущениями.

В гл. II уже было указано, что нспослушность и трудная управляемость кинематических цепей бурно возрастает с увеличением количества степеней свободы цепи, т.е., в ча­стности, с увеличением числа входящих в нес сочленений, вследствие того что при этом очень интенсивно возрастают и усложняются реактивные силы, сбивающие движение цепи. Имея в своем распоряжении быструю (с минималь­ным числом синаптических задержек) и полную афферен­тную сигнализацию обо всех динамических явлениях на периферии тела, таламо-паллидарный уровень имеет все возможности к своевременному парированию этих сил и к превращению кинетической цепи в управляемую систему. Огромные осложнения, привносимые реактивными силами во всякое движение, позволяют высказать в виде общего утверждения, что трудно нс управление зараз тридцатью мышцами, а трудно управление зараз тремя сочленениями одной цепи. Понятно, что уровень синергии, всегда будучи в состоянии на ходу решать более трудную часть задачи — преодоление реактивных сил и симультанное управление многозвенными маятниками конечностей, попутно уже с легкостью разрешает и более простую часть той же задачи — управление десятками протагонистов, антагонистов и синергстов.

Второе координационное качсство? характеризующее стиль работы уровня /J, есть способность столь же стройно и налаженно вести движение во времени, обеспечивать правильные чередования, например, перекрестные чере­дования движений всех конечностей при локомоциях, объ­единять в o6mcM__pj^T^^co6jH<xaacM_OM с точностью др мил­лисекунд, движения многозвенных^ маятников конечно­стей, имеющих очень многообра"зТГьТс"и сложные спектры собственных частот колебании, и т.д. Это качество сшит,

очевидно, в самом тесном родстве с первым. Следует доба­вить только, что и смысловая сторона движений уровня В, направленных на собственное тело и безотносительных к внешнему миру, и естественно напрашивающаяся для них (в силу строения наших конечностей) периодическая, по­вторительная форма приводят к заметной склонности уровня синергии к ритмическим, качательным, повторным движениям с очень разнообразными и сложными, но точно воспроизводимыми от раза к разу ритмовыми узорами (см. ниже рис. 29 — 31). Вполне естественно, что среди движе­ний, направленных на достижение какой-либо внешней цели (определенной точки внешнего пространства, при­косновения к внешнему объекту и т.д.) будет гораздо боль­ший процент таких, в которых по достижении цели конце­вое реле центральной нервной системы срабатывает на ос­тановку, нежели среди самодовлеющих движений, связанных только с собственным телом. Здесь, наоборот, за отсутствием смыслового, внешнего конца и при наличии множества кинематических и эластических предрасположе­ний к возвратным движениям очень легко могут появляться замыкания концевых реле на обратный ход. И в области рит­мического построения описываемый уровень обладает высо-корасчлененной и совершенной техникой, превосходя в этом отношении все другие уровни построения.

Сказанное выше о концевых переключениях должно, как нам кажется, уяснить вопрос о природе ритмических и циклических движений вообще. Очевидно, ни один какой-либо уровень построения не может иметь основания к мо­нополизму по части ритмических и циклических движе­ний, и ни одно движение (за исключением, может быть, только элементарнейших треморов и вынужденных упру­гих колебаний из уровня А) не обладает обязательной, им­манентной цикличностью, свойственной самому его мо­торному существу. Цикличность может встречаться и встречается в действительности на каждом из уровней, ритмичность — тоже, и решение альтернативы, потечет ли движение по пути возвратов и повторений или исчерпается как однократное, зависит не от его двигательной струк­туры, а только от его смыслового содержания: в одних движениях преобладают мотивы к однократности, в других — к повторительности. Другое дело, что в разных уровнях и повторительные реле срабатывают по-разному, и ритми-ко-циклические качества в них получаются различными.

Каждый уровень оформляет движения в своем особом ладу и тональности.

При выполнении фоновых компонент для движений вышележащих уровней уровень синергии точно так же большей частью берет на себя ритмические поелсдования. Более того: он каким-то не вполне понятным путем создаст и вносит внутренний, проприомоторный ритм п движения вышележащего уровня, ни смысловая задача которых, ни создаваемые ими сигнальные или пусковые афферентации не содержат в себе никаких предпосылок к ритму и повтор-ности: например, влокомоции как перемещения всего тела к какой-то более или менее отдаленной пространственной цели. При некоторых формах поражений уровня синергии этот механизм перешифровки задачи непериодического перемещения в форму ритмического шагания оказывается нарушенным, и тогда получаются своеобразные случаи, когда пациент не в состоянии ступить ни одного шага по гладкому полу, но быстро и бойко шагает по лестнице, зрительное восприятие ступенек которой викарно замеща­ет ему утерянный внутренний механизм, ритмизирующий внешнее апериодическое пространство.

Наконец, третье свойство рассматриваемого уровня, заслуживающее упоминания, — это очень ярко бросающая яся в глаза наклонность его к штампам, к чеканной повтог ряемости движений, все равно, ритмических или одно­кратных, но похожих друг на друга, как две монеты. И это хорошо известное неврологам свойство пытались объяс-нять какими-то особыми (впрочем, еще вполне гипотетич­ными) качествами palhdum как эффектора, тогда как фак­тически- и здесь дело обстоит совершенно иначе.

Прежде всего необходимо напомнить, что внешние, а особенно реактивные силы при циклических движениях отнюдь не повторяются стереотипно от разу к разу. Наобо­рот, поскольку единый ритм вынужденного повторитель­ного движения многозвенного маятника конечности необ­ходимым образом не совпадает с большинством разнооб­разных собственных частот его составных элементов, постольку реактивные силы обязательно будут создавать с экзогенной частотой, сообщаемой звеньям через мышцы, очень сложные и изменчивые динамические интерферен­ции. А это значит, что движения подобного многозвенного маятника смогут быть одинаковыми от раза к разу только в том случае, если активные мышечные динамические до-

бавки будут приспособительно заметно отличаться друг от друга в последовательных циклах. Уровню синергии нуж­но все богатство и совершенство его таламических аффе-рентаций, чтобы гибко лавировать между всеми этими ре­активными силами и превращать их динамическую неуря­дицу в штампованный узор. Йе будучи достаточно привычными к механике, невропатологи и не подозревают той огромной черновой работы, которая выпадает при этом на долю уровня В и молча, терпеливо выполняется им в субкортикальных трюмах мозга. Таким образом, менее всего приходится представлять себе pallidum в виде како­го-то склада клише, которое он включает по требованию, точно очередные патефонные пластинки. Его движения только потому и могут быть столь стереотипными, что он сам совсем не стереотипен.

Действительные причины склонности уровня синергии к штампам вскрываются при более глубоком анализе фи­зиологических и биодинамических закономерностей его движений. Откладывая детальный анализ этого вопроса до гл. VIII, заметим пока, что по ходу выработки двигатель­ного навыка совершается, как правило, ряд значительных качественных изменений в самых принципах управления осваиваемым движением. Для большинства крупных, гло­бальных движений, к которым преимущественно принад­лежат отправления описываемого уровня, а также для бы­стрых ритмических или однократных движений со значи­тельными амплитудами возникающих при них инерционных сил могут быть найдены такие формы, при которых каждое отклонение движения от правильной тра­ектории вызывает появление реактивных сил, стремящих­ся вернуть звено на его прежний путь. Если организму удается найти такие структуры движения, которые в ка­кой-то мере удовлетворяют этому определению так назы­ваемых динамически устойчивых движений^ то ему уже не только не приходится активно парировать сбивающие реактивные силы фазическими тетаническими залпами (как на более ранних стадиях выработки навыка), но, нао­борот, он обретает возможность прямо использовать их к своей всесторонней выгоде. Как показывают точные цик-лограмметрические анализы, это приводит к двум резуль-

подробная характеристика явления динамиче-' примеров дни-

вавшихся на гашена н^...

здает заметную экономию как чисто энергстиче^.^.„, и иннерционную, поскольку движение в соответствующих своих отрезках начинает течь само собой, не нуждаясь бо­лее в пристальном контроле и коррекции. Л затем подо­бные динамически устойчивые формы — это, очевидно, формы, наиболее согласующиеся со строением кинемати­ческих цепей тела, а потому и наиболее экономичные сами по себе. Действительно, достижение такой стадии разви­тия сопровождается одновременно и уменьшением количе­ства силовых волн в циклограмметрических динамических кривых, и заметным снижением их амплитуд, т.е. сущест­венным увеличением коэффициента полезного действия.

Ясно, что для каждой данной двигательной задачи не может существовать много подобных решений. Их, дейст­вительно, имеется либо по одному-единственному, либо, в лучшем случае, единицы на каждую задачу. По понятным причинам движения, близкие по форме к динамически ус­тойчивым, но сами не являющиеся таковыми, будут на­сильственно загоняемы реактивными силами в траектории устойчивых движений. Это делает динамически устойчи­вые решения дискретными, разделенными между собой по­лями неустойчивых саморазрушающих форм, к тому же, вследствие своей трудной повторяемости, мало доступных заучиванию. Таким путем создается дивергенция устойчи­вых форм или стилей движения как при сознательной тре­нировке взрослых, так и при развитии у ребенка, напри­мер, ходьбы и бега, вначале взаимно неотличимых. Выра­ботка и закрепление таких динамически устойчивых форм движений, автоматически отливающихся в небольшое раз­нообразие дискретных штампов, и приводят к образова­нию стойких рисунков или формул движения, характер­ных для талам-паллидарного уровня. Суть дела здесь не в эффекторных стереотипах, в которых раньше усматрива­лась разгадка паллидарных штампов и внутренняя проти­воречивость которых вскрыта выше. Действительная при­чина в том, что для огромных, сложных и гармоничных синергии, какими являются, в частности, локомоции, воз­можны и выполнимы лишь крайне немногие двигательные решения задачи об увязке между собой фактической внеш­ней цели движения, кинетической структуры двигательно-

го аппарата и возникающей из их столкновения реактив­ной динамики. _

При всем исключительном совершенстве афферента-ций и богатстве координационных возможностей уровня синергии он сохранил у человека очень мало самостоя­тельных, ведущихся на нем движений. На первом месте среди них следует поставить «триаду»: движения вырази­тельной мимики, пантомимы и пластики, т.е. совокуп­ность не символических, а непосредственно эмоциональ-J ных движений лица, конечностей и всего тела. В очень большой мере сюда относятся, далее, движения хореогра­фические — не столько западного, локомоторного, сколько восточного, пластического танца. В целом двигательный акт танца строится выше рассматриваемого уровня, как и все вообще движения с экзогенным ритмом. Уровень сине­ргии при его бедных связях с телерецепторикой не приспо­соблен к использованию ни зрительного, ни слухового кон­троля и управления.

Почти не выходя за пределы характеризуемого уровня" протекают многие из движений вольной бесснарядовой гимнастики: наклоны корпуса, изгибы, откидывания тела, разнообразные пластико-ритмические движения. Нако­нец, сюда же отойдет группа полунепроизвольных движе­ний — потягивания всем телом, расправления членов, дви­жений ласкания (объятия, поцелуи и т.д.), привычных мо­нотонно-машинальных движений и т.п. Все движения этого рода плавны, гармоничны, обладают грацией даже у неграциозных людей. Если они ритмичны и повторны, то уже не по примитивной формуле синусоиды (как в уровне Л), а по более замысловатым и разнообразным штампам (см. ниже рис. 29 — 31).

Процентное содержание самостоятельных движений этого уровня значительно выше в моторном инвентаре ма­лых грудных детей, о чем будет речь в гл. VII. Из них заслуживает упоминания предшествующий развитию ходьбы билатеральный чередовательный рефлекс «шага­ния» (stepping) — ритмических дрыганий ножками при ле­жании на спине, свидетельствующий о принадлежности к уровню синергии у человека важнейших фонов ходьбы, еще у хищных млекопитающих локализующихся не выше спинного мозга.

Для уяснения причин такой неожиданной бедности контингентов самостоятельных движений, ведущихся на

уровне В у человека, необходимо указать, чего не хватает этому уровню для возможности самостоятельного выпол­нения большего количества движений. Как мы видели, слабая сторона уровня синергии заключается отнюдь не в однообразии или примитивности доступных ему движе­ний: наоборот, это есть уровень «владения своим телом», способный находить и осуществлять огромное количество сложных рисунков движения, разнообразных и по конфи­гурации и по ритму и обладающих недосягаемой для дру­гих уровней степенью слаженности. Далее, именно этот уровень благодаря своей особенно интимной и разносто­ронней связи с проприцептивной афферентацией больше всех других приспособлен к обузданию реактивных сил и к созданию экономичных траекторий «динамически устой­чивого» типа. Очень возможно, что и на обширнейшие си­нергии мышц он отваживается именно поэтому. Реаль­ность синергии pallidi не в том, конечно, что он, как дума­ют иные неврологи, умеет посылать какие-то особо сложные и искусные эффекторные импульсы, а в том, что его совершенно исключительная афферентация обеспечи^. вает безукоризненную управляемость периферии. Сла­бость уровня синергии не в качестве или недостаточном богатстве его афферентаций, а в их односторонности. Ему не хватает дистантных рецепторов и их синтеза, веду^ щего к овладению внешним пространством. Его система координат привязана не к окружающему эвклидову про­странству — обширному, несдвигаемому и апериодическо­му, — а к собственному телу. Это уровень слишком интра-вертирован. Он не годится ни в штурманы, ни в пилоты движения1; он — его призванный бортмеханик. —

Фоновая роль уровня синергии огромна и не уступает по своему значению роли уровня А. Будучи не в состоянии. из-за отрыва от телерецепторов и слабости связей с вести­булярной системой и мозжечком вести много самостоя­тельных движений, уровень синергии с готовностью берет на себя всю внутреннюю черновую технику сложного дви­жения, если другой вышележащий и более экстравертиро-ванный уровень обеспечивает его приспособление к внеш­нему миру и внешним предметам. Таким путем уровень В обеспечивает всю внутреннюю координационную под­кладку локомоторных движений — ходьбы, бега и т.д., полностью оформляя всю кинетику этих гигантских сине­ргии, но, так сказать, в отвлеченном виде, вне конкретной

обстановки. Ходьба должна совершаться куда-то, по ка­кой-то поверхности, мимо каких-то препятствий, по не­ровностям, ступенькам, поворотам и т.п.; все это — вещи и мотивы, недоступные афферентации данного уровня. Именно поэтому поражения striati влекут за собой распад ходьбы, хотя вся ее мышечная динамика реализуется тала-мо-паллидарной системой: выключение striati лишает ходьбу необходимого ей пилотажа, обрекая ее на холостой ход. Зато при интактности следующего кверху уровня про­странственного поля С штампы и синергии разбираемого уровня обеспечивают протекание всевозможных движений уровня С: локомоций, перемещений и переносов, балли­стических движений, метких подражательных и многих иных движений, о чем речь будет в следующей главе (рис. 26; рис.27, не помещен. — Примеч.ред.).

Рис.26. Моментальный снимок позы при фигурном катании на коньках как характерный пример обширной синергии в уровне В (воспроизведе­но из журнала «Физкультура и спорт», 1936 г)

Вряд ли без фонового участия уровня синергии были бы мыслимы и многочисленные целевые двигательные акты, относящиеся к уровням выше С. Уровень синергии может участвовать в этих сложных движениях двояко: 1) или он уже упомянутым образом подкрепляет локомоцию в уров­не С, а она в свою очередь обеспечивает технический фон для движения более высокого уровня построения — игры в " - -„й^п щрпшика поездов или сталс-

прокатчика, движений военной атаки и т.п. (рис.28, не помещен. — Примеч.ред.); 2) или же он непосредственно

Рис. 29. Кимоциклорамма движений рук при опиловке как тин харак­терной фоновой синергии н уровне В

Отметим чрезвычайную ритмичность и повторяемость узора движения при значительно большей сложности его контуров по сравнению с сину­соидальными треморами в уровне Л (работа автора, 1424 i) Рис. 30. Сложные ритмические cmiepiетические силовые узоры (patterns) при нормальной ходьбе человека

Наверху — кривые вертикальной слагающей усилий в центрах тяжести правой и левой ноги, наложенные друг на;tpyia. Посредине — верти­кальная слагающая усилий в общем центре тяжести обеих ног Внизу — вертикальная слагающая усилии в общем центре тяжести всею тела (ра­бота автора, ВИЭМ, 1935 V)

создаст тс или иные фоновые компоненты для одного из высших уровней. Очень выразительным примером этого варианта взаимоотношений может послужить скоропись, т.е. автоматизированное письмо, более детальный анализ которого будет помещен ниже (см. гл. VIII). В этом акте очень ярко видны два одновременно работающих и в рав­ной мерс необходимых \ровня (фактически в акте письма

Рис. 31. Наверху — кривые вертикальной слагающей усилий в центре тяжести всей ноги при нормальной ходьбе человека (у трех разных ис­пытуемых) Внизу — кривые продольных ускорений в основных пунктах ноги при нормальной ходьбе (сверху вниз) тазобедренное сочленение, коленное сочленение, голеностопное сочленение и кончик стопы Кри­вые приводятся как образчик сложных ритмических силовых узоров, обеспечиваемых уровнем синергии (работа автора, ВИЭМ, 19.35 г)

их больше), один из которых является ведущим, другой — техническим и подчиненным. Подчиненный уровень В да­ет в этом акте колебательную синерию предплечья, кисти и пальцев, обычно текущую с явственным ритмом и хоро­шо проступающую при вступительных раскачках руки вхолостую, применяемых многими любителями своего по­черка. Более высокие уровни Dw E (см. гл. VI) накладыва­ют на эти монотонные ритмические колыхания свои смыс­ловые изменения, превращают их в ациклические и вяжут из них буквы и слова. Используя образ из области радио­техники, можно очень точно сказать, что смысловой уро­вень Е модулирует колебания, задаваемые (неграмотным) уровнем синергии, подобно тому, как звуки речи, подавае­мые в микрофон, модулируют монотонные высокочастот­ные колебания, генерируемые передатчиком, превращая их в ациклические и наделяя значением и смыслом.

В этом же варианте — модулирования монотонных си­нергии уровня В более высокими уровнями — протекает и большое количество трудовых и производственных движе­ний, особенно из числа высокоавтоматизированных цик­лических процессов (рис. 29 — 32), о чем уместнее будет говорить при характеристике их ведущих уровней.

Очень существенна роль синергии таламо-паллидарно-го уровня в автоматизации двигательных навыков. Автсй матизация возможна в самых разнообразных..^вовнях_И_ сводится к передаче ряда технических координационных компонент двигательного акта в нижележащие,L ш; созна^-ваемые_в данный момент^до^ун^^^^^казывалось^созна-_С1С.я_всегда_только_.веду1ций_ уровень совершаемого движс^ ния, какова бы ни была его абсолютная высота). Очень выразительны и часты случаи автоматизации, связанные с переключениями компонент на уровень синергии. При этом либо в уровне В постепенно вырабатываются по моти­вам и побуждениям ведущего уровня новые двигательные комбинации, новые синергии, которые и замещают собой первоначальные временные координационные построения на ведущем уровне данного движения; либо же, может быть, вырабатывается в иных случаях и умение использо­вать уже имеющиеся готовые автоматизмы из богатых фондов этого уровня. ___

В патологических случаях резко различные между со­бой картины возникают: 1) при гипофункции (или выпаде­нии) и 2) при гиперфункции данного уровня, обусловлива­ют

Рис.32.Кривые изменения углов руки при автоматизированном движе­нии хлебания ложкой

Сверху вниз: а — угол приведения — отведения плеча, (3 — угол сгиба­ния — разгибания плеча, у — угол ротации плеча, б —локтевой угол, е — угол просупинации, £ — угол сгибания и разгибания кисти в запястье, г) — угол приведения и отведения кисти В движении отчетливо видна (фоновая) синергия первых четырех степеней свободы (а, (3, у, б), даю­щих почти одинаковые между собой по форме кривые, несмотря на боль­шое разнообразие и взаимную независимость управляющих ими мышц Степени свободы f и £ дают на протяжении первой трети движения свою отдельную прямую, на протяжении остальной части движений — обрат­ную синергию (работа О Зальцберг и автора, Московское научно-иссле­довательское бюро протезирования, 1939 г.)

емой, как правило, выпадением верхнего экстрапирамид­ного этажа и осуществляемой им регуляции функций та^ ламо-паллидарного уровня. Выпадение уровня В дает сим^~ птомокомплекс паркинсонизма, складывающийся из вы­ключения отправлений самого уровня синергии и из снятия его контроля над уровнем А, впадающим вследст­вие этого в состояние перевозбуждения (гипердинамии). При этом синдроме исчезают или резко убывают все те моторные проявления, которые представляют собой и са­мостоятельные, и фоновые двигательные отправления уровня В. За счет выпадения «триады» получается амимия, скованность позы, скудость жестов, отсутствие вырази­тельных движений (см. рис. 20); подтверждая теоретиче-' ские воззрения James и Lange, беднеет в связи с этим и субъективная эмоциональная жизнь больного. Резко уменьшается количество автоматизмов. Выпадение фоно­вых синергии дает себя знать в деавтоматизации как ходь­бы, так и всевозможных предметных навыков: исчезнове­ние упоминавшихся уже специфических для этого уровня механизмов ритмизирующей перешифровки в свою оче­редь разрушает многие автоматизированные акты и, кроме того, способствует развитию персевераций, о которых бу­дет сказано дальше. Растормаживание нижележащего уровня А приводит при этом к развитию общей ригидной гипертонии и треморов покоя.

Для каждого уровня построения, как это будет подроб­нее показано в гл.IX, характерны свои особые виды персе­верации, т.е. невозможности по произволу прекратить раз начатое движение или ритмический процесс, изменить принятую позу и т.д. На уровне А такие персеверации об­наруживают себя в виде восковой, каталептоидной гибко­сти, застывания позы и т.д. На уровне Синергии персевера­ции характернее всего проявляются в виде ослабления пу­сковых и останавливающих механизмов — тех самых начальных и концевых «реле», о которых выше уже была речь. В результате получается резкий паралич инициати­вы: затруднительность начать идти, не меньшая трудность остановиться, если уже пошел, и т.д. Если такого больного толкнуть назад или вбок, он пойдет задом или боком, ис­пытывая большие затруднения, чтобы остановиться (так называемая рстропульсия и латсропульсия).

Патологическая гиперфункция уровня синергии сказы­вается в возникновении разнообразных гиперкинезов, из­быточных синергии и синкинезий (под последними мы бу­дем подразумевать совместные движения бесполезного,

Рис. 33. Моментальный снимок руки при атетозе (по Monakow, из руко­водства L. Mohr und R. Staehelin)

патологического характера). На первый план проступают непроизвольные рудиментарные движения, например, со­вокупность движений так называемого атетозного синдро­ма Foerster: фиксации, обхватывающие движения, хваточ-но-держательные жесты, реактивно-выразительные дви­жения без цели и смысла, движения типа ползания и лазания. Вся совокупность нарушений этой группы заслу­живает названия гиперкинетической диссинергии (рис. 33; рис. 34 — 36, не помещены. — Примеч. ред.).

Возникающая в результате тех или иных растормажи­вающих болезненных процессов гиперфункция уровня В как бы распахивает двери филогенетического зверинца, глубоко затаенного в норме. И тогда из глубин моторики вылезают уродливые, гротескные фоны без фигур и пере­дних планов, без смысла и адекватности: всяческие торси­онные спазмы, обломки древних движений, атетозы, хо­реи, непроизвольные рычания и вскрикивания — психомо­торные химеры, безумие эффекторики.

Глава пятая КОРТИКАЛЬНЫЕ УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ

Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля С

Уровень пространственного поля, как мы его называ-ем по его наиболее характерной черте, — он же пирамид­но-стриальный уровень С— представляет собой очень

сложный и, по-видимому, далеко не вдруг оформившийся объект. Насколько сейчас возможно судить, это скорее все-го не один, а нечто вроде двух раздельных уровней, один из которых в какой-то мере подчинен другому. Это утвер­ждение подкрепляется и тем, что анатомические приборы, обеспечивающие его работу, имеют далеко не одинаковый филогенетический возраст. Однако бесспорно, что это не два самостоятельных, независимых образования; их функ­циональная слитность заставляет описывать этот уровень как нечто целое, только со ссылками там, где это необхо­димо, на подуровни С/ и С2. Уровень С представляет не­сомненный интерес и для психолога ярко выразившейся в нем той формой афферентной сигнализации, которая пол­учила выше (см. гл. II) обозначение сензорного синтеза или сензорного поля, и для физиолога и невропатолога своей слитной двойственностью и тем, что составляет ха­рактерную особенность его координационных отправле­ний: вериативностью и пластичностью.'

Сложная структура уровня пространственного поля проявляется прежде всего в том, что он имеет два выхода на эффекторную периферию: и пир<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: