Логистическая система в любой практической реализации — от процесса перемещения грузов до процесса товародвижения в рыночном пространстве — включает множество разнородных элементов, функционирование которых зависит от различных факторов и сопряжено с определенным риском. Одним из принципов логистики является надежность, причем на микро- и макрологистическом уровне. Это означает, что риск функционирования логистической системы должен быть сведен к минимуму или вообще нейтрализован.
Под риском понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него,
Риск логистической системы как составной части предпринимательства включает следующие элементы:
• коммерческий риск, выражающийся в срыве поставок или недопоставке продукции, нарушениях сроков поставок, невыполнении финансовых обязательств, потере части дохода (прибыли) вследствие нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т. п.;
• риск утраты имущества из-за неблагоприятных природных условий, включая стихийные бедствия;
• риск, обусловленный хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, включая угон транспортных средств;
• экологический риск, выражающийся в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции;
• риск возникновения гражданской ответственности за ущерб, наносимый юридическим и физическим лицам в процессе логистической деятельности;
• технический риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.
Многозвенность логистической системы изначально предполагает высокий уровень потенциального риска. Поэтому логистическая система должна предусматривать определенный комплекс мероприятий, направленных на поддержание надежности на требуемом уровне, что должно свести вероятность отказов или наступление страхового случая к минимуму.
|
Риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть сведены к минимуму путем дополнительного страхования этих рисков. Таким образом, риск — это основное понятие страхования, которое представляет собой систему обеспечения интересов физических и юридических лиц, подверженным тем или иным рискам.
Страхование логистических рисков осуществляется с помощью:
• системы управления непосредственно процессом товародвижения (логистической системой);
• системы страхования специализированными страховыми компаниями.
В первом случае в системе страхования центральное место занимает управление, целью которого является обеспечение высокой надежности функционирования логистической системы. Управляющие воздействия включают в себя: ускорение продвижения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям, замену одних материальных ресурсов другими, изменение траектории движения материальных потоков, использование резервов оптове-торговых фирм — страхование поставок за счет товарных запасов, управление совокупным запасом на основе оперативного маневрирования материальными ресурсами, дробление материального потока, регламентацию использования материальных ресурсов, оперативные закупки материальных ресурсов, эшелонирование материальных ресурсов, консигнацию товаров и грузов, профилактику и резервирование технических средств логистического процесса, сервисное сопровождение логистического процесса, предварительную комплектацию товаров, поставки «точно в срок» и т. п.
|
В последнем случае взаимоотношения между участниками логистического процесса и страховыми компаниями регулируются договором страхования.
Договор страхования предусматривает две стороны: страхователь — участник логистического процесса, например владельцы товаров (грузов) или транспортных средств, и страховщик — юридическое лицо, принимающее на себя те или иные риски. Согласно договору страхования страхователь уплачивает так называемые страховые премии страховщику, а последний возмещает ущерб в случае наступления страхового события.
Следует иметь в виду, что никакое страховое возмещение не в состоянии полностью возместить ущерб, обусловленный тем или иным риском, ибо, кроме прямого, неизбежен и косвенный ущерб. Страховое возмещение недостаточно для полной ликвидации ущерба. А поэтому задача состоит в недопущении наступления страхового случая — решение этой задачи возлагается на персонал, занятый в данной логистической системе.
Аутсорсинг в логистике
Помимо снижения логистических затрат, одним из основных направлений стратегии любого отдельно взятого предприятия становится концентрация на приоритетных видах бизнеса и операциях. Это способствует рациональному распределению ресурсов предприятия между теми видами бизнеса, которые являются конкурентоспособными и в которых у предприятия есть определенные преимущества (технология, ноу-хау, специальное оборудование, подготовленные кадры). Такой подход в западной практике называется определением «ключевой компетенции». В связи с этим все большее распространение в мировой практике приобретает аутсорсинг.
|
Аутсорсинг — понятие в экономической науке и бизнес-среде молодое, хотя суть его была определена еще в начале XX в. А. Слоуном (за 70 лет до появления этого термина в научной литературе в 1990 г.).
Слоун разработал и реализовал грандиозный проект по завоеванию американского автомобильного рынка, в то время когда в мировом автомобилестроении господствовал Генри Форд. Новацией в проекте Слоуна стала методология аутсорсинга, которая распространялась по крайней мере на два направления деятельности руководителя: организацию систем управления компаниями и организацию производства. Таким образом, реорганизованная «Дженерал Моторс» стала располагать крупной и сильной группой управления, а множество людей получили право самостоятельно принимать важные решения (в то время как у Форда решения принимались единолично). В основу же организации производства Слоун положил метод кооперации узкоспециализированных производств как внутри своей компании, так и за ее пределами (Слоун понимал, что специализированные фирмы могут выполнять отдельные работы лучше, чем сама компания).
Кстати, то, что Слоун на практике опередил развитие теории аутсорсинга, свидетельствует о неразрывной связи науки и практики. Несомненно, что фундаментальная наука опережает практику. Но иногда решения практических проблем опережают теоретические разработки и резко двигают науку вперед. Это видно и на примере подъема со дна моря атомохода «Курск»: в данном случае решение проблемы подъема затонувшего судна дало толчок развитию теории подъема затонувших кораблей.
Как же трактуется суть аутсорсинга в современных научных трудах и словарях?
Практически во всех источниках происхождение термина outsourcing означает «на стороне», т. е. за пределами.
Встречаются следующие определения аутсорсинга.
1. Использование услуг сторонних компаний для выполнения собственных задач.
2. Отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у других организаций.
3. Использование внешней организации для обработки банковских и других финансовых данных при осуществлении коммерческих операций.
4. Привлечение внешних ресурсов для решения собственных проблем (например, для разработки проектов).
5. Перенос компаниями части операций за рубеж с целью дистанционного использования труда программистов.
6. Использование временного работника без заключения с ним трудового договора (иногда при посредничестве специализированного агентства).
7. Обслуживание и ремонт техники компании специалистами внешней фирмы.
8. Метод сужения собственной производственной деятельности, когда организация перестает сама заниматься каким-либо направлением (видом) деятельности и передает его внешним исполнителям.
9. Организационное решение, которое заключается в распределении функций бизнес-системы в соответствии с принципом: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».
10. Перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающую оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене.
Из приведенных определений видно, что горизонт применения аутсорсинга не имеет границ: производство, сфера услуг, финансы, информационные технологии и системы, стратегии развития, трудовые ресурсы и т. д.
Сочетание эффективности применения инструментов логистики и тенденции концентрации предприятий на основных видах деятельности («ключевой компетенции») дает широкие возможности для развития рынка логистического аутсорсинга и специализированных логистических посредников.
Сама концепция логистического аутсорсинга заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для организации логистических операций, которые фирма может доверить внешнему партнеру.
Избавление от неэффективных или непрофильных бизнес-процессов (таких как распределение, наем персонала, ремонт оборудования и т. п.) позволяет высвободить капитал для развития основных видов деятельности, сократить сроки разработки продукции и повысить скорость адаптации к изменениям как во внешней среде, так и на рынке.
Таким образом, компании могут передать свои полномочия логистическим провайдерам.
Логистические провайдеры, они же провайдеры (операторы) логистических услуг (Logistic Service Providers — LSPs, 3PLs, TPLs) — это коммерческие организации, оказывающие услуги в сфере логистики, выполняющие отдельные операции или комплексные логистические функции (складирование, транспортировка, управление заказами, физическое распределение и пр.), а также осуществляющие интегрированное управление логистическими цепочками предприятия-клиента.
У компании-заказчика есть возможность отдать под контроль внешнего партнера сразу все логистические операции, а также консультации, выполнение необходимых экспертиз, внедрение информационных систем. Как правило, у таких компаний-подрядчиков накоплен богатый опыт в логистическом управлении, у них работает квалифицированный персонал и имеется развитая инфраструктура (склад или транепортно-распредели-тельная сеть, парк разнообразных транспортных средств, а также сеть международных транспортных агентов и т. п.). Таким образом, сегодня развивается новое поколение логистических провайдеров — 4РЬ-провайде-ры, которые представляют собой сочетание стратегического управления логистическими цепями и оперативного управления вопросами реализации и выполнения стратегических решений, т. е. сочетают в себе функции консалтинговой компании и ЗРЬ-провайдера. И хотя сейчас только-только появляются новые формы логистических провайдеров — 4РГ-провайдеров, специалисты предсказывают уже следующий этап эволюции логистического аутсорсинга — появление «интеграторов логистической цепи» (Supply Chain Integrators — SCI) или «ведущих логистических управляющих» (Lead Logistics Manager — LLM) в рамках «совместной операционной модели» (Joint Operating Model — JOM).