Установившегося определения логистической системы нет ни в отечественной литературе, ни в зарубежной. Поэтому приведем несколько определений, используемых учеными, с целью обозначения подходов к данному понятию.
Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой. Данный подход к определению логистической системы основан на общей теории систем и кибернетики.
Логистическую систему определяют также как систему, элементами которой являются материальные, финансовые и информационные потоки, над которыми выполняются логистические операции, взаимосвязывающие эти элементы, исходя из общих целей и критериев эффективности. Это определение дано с экономической точки зрения на логистическую систему.
Однако в последнее время все чаще пользуются еще одним понятием логистической системы, в котором наиболее полно обобщены методологический подход и позиции бизнеса: логистическая система — сложная организационно завершенная экономическая система, состоящая из элементов и звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и другими сопутствующими потоками, совокупность, границы и задачи функционирования которых объединены конкретными целями организации бизнеса.
При анализе и проектировании логистических систем, методов и приемов логистического управления были разработаны и апробированы следующие принципы логистического управления.
Системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Однако отличительной особенностью здесь является то, что оптимизируется функционирование не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом.
|
Принцип глобальной оптимизации, предполагающий, что при оптимизации структуры или управления логистической системы необходимо согласование локальных целей функционирования элементов системы для достижения глобального оптимума.
Принцип тотальных затрат заключается в учете всей совокупности издержек управления материальными и сопутствующими финансовыми и информационными потоками по всей логистической цепи.
Принцип логистической координации (интеграции) предусматривает достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы от ее начала и до конца в управлении материальными, финансовыми и информационными потоками в процессе реализации цели системы.
Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки, который заключается в том, что при анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистических системах и цепях широко используются различные математические, экономико-математические, графические и другие модели. При этом обязательно применяется информационно-компьютерная поддержка.
Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического управления технической, экономической, экологической, организационной, правовой, кадровой и т. п. поддержкой.
Принцип TQM — всеобщего управления качеством — обеспечение высокого качества работы каждого элемента логистической системы для достижения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.
|
Принцип гуманизации технологических решений направлен на соответствие логистической системы экологическим, эргономическим, социальным, этическим и другим требованиям.
Принцип устойчивости и адаптивности заключается в устойчивой работе логистической системы при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды и гибком приспособлении при значительных колебаниях.
Логистические издержки
Для осуществления интеграции логистики нужно прежде всего определить схему анализа издержек и выгод
Общие издержки — это базовое интегральное понятие для проектирования логистической системы (сети). Впервые концепция общих издержек была введена Г. Льюисом, Дж Каллитоном и Дж. Стилом в работе «Роль воздушного фрахта в физическом распределении». Они показали, каким образом подход с позиции общих издержек оправдывает использование дорогостоящего воздушного транспорта. Основной тезис заключался в том, что если скорость и надежность авиаперевозок позволяют снизить или вовсе устранить другие затраты (в частности, на складирование и хранение запасов), высокие транспортные расходы обоснованы снижением общих издержек.
Базовая концепция общих издержек проста и дополняет понятие логистики как интегрированной системы. Главная проблема, возникающая при использовании общих издержек, заключается в том, что традиционная бухгалтерская практика классификации и учета основных видов издержек, как правило, не обеспечивает возможности идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом продвижения МП от источника к потребителю. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят «сквозь» организацию, взаимодействуя со множеством подразделений.
|
Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на корпоративную прибыль. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней.
Традиционные методы учета, как показано на рис. 9.16, направлены на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса продвижения материального потока (бизнес-процесса). Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции.
Учет издержек по бизнес-процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента (приоритетная задача логистики), какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом (рис. 9.17). Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока, так и отдельные специфические издержки, возникающие в разных подразделениях.
Рис. 9.17. Учет логистических издержек на всем пути движения материального потока
Практическое применение концепции учета издержек по бизнес-процессам предполагает, во-первых, выявление всех вовлеченных в бизнес-процесс подразделений; во-вторых, определение изменения затрат, вызванного отказом от данного бизнес-процесса.
Другими словами, должны быть определены расходы, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен или доведен до клиента.