Развитие сенсорного восприятия
у детей старшего дошкольного возраста.
Страничка учителя-дефектолога для родителей.
Сенсорные эталоны.
Выделяют эталоны:
цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый),
формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.),
величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.),
вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный),
обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.),
времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето),
эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.),
Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).
Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя:
– формирование сенсорных эталонов
– обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.
Развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
«Какого цвета не стало?»
Ребёнку показывают несколько флажков разного цвета. Он называет цвета, а потом закрывает глаза. Взрослый убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
«Собери гусеницу»
Цель: собрать гусеницу из разных цветов (холодных, теплых), начиная с темного до светлого, и наоборот.
«Сплети коврик из цветных полосок»
Ребёнок рассматривает образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетёт коврик, повторяя чередование цветов в образце.
«Сложи радугу»
Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
|
«Неразлучные цвета»
Взрослый называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, ребенок их называют. Например, взрослый говорит: «Рябина», ребенок отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
Дидактическая игра «Какого цвета предметы в нашей комнате»
Цель: учить ребенка называть цвет с указанием признака.
Материал: интерьер комнаты, посуда, игрушки и другие вещи.
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный хлопает в ладоши. Задание даётся поочерёдно, ребенок определяет цвет предмета, сравнивает предмет по цвету
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы
«Назови форму предмета»
Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.
Восприятие пространства: «Найди игрушку» Взрослый ставит игрушку в определенное место, ребенок определяет местоположение данной игрушки (в комнате, на столе, справа/слева от...,ниже/выше... и т.д
«Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Варианты:
— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.
|
«Составь целое из частей»
Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.
Варианты:
— составить конструкцию по памяти, по описанию;
— составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9)
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины
Восприятие величины: Попросить ребенка расставить игрушки по величине, собрать большие и маленькие игрушки отдельно друг от друга. Сравнить карандаши по длине. Нарисовать дорожки разной длины.
Восприятие цвета: «Подбери пару по цвету»
Необходимо найти пару предметов одного цвета. В процессе игры нужно составить пять логических пар из десяти различных предметов.
«Сравни предметы по высоте»
«Разложи по размеру»
Ребенок по просьбе взрослого раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Варианты:
— дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
«В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
«Дальше — ближе»
По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.
Материал: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой- на столе.
Ход игры. Взрослый заранее расставляют на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в комнате. Ребёнок ищет мешочек. По указанию взрослого, он находит в мешочке ту фигуру, которую показал взрослый и называет её.