Цели: познакомить с научными основами обучения орфографическому навыку; определить задачи и направления работы над орфографическим навыком.
Задачи: уточнить понятия «орфограмма»; охарактеризовать структуру орфографического действия; определить сущность орфографического навыка, охарактеризовать задачи и направления работы над ним.
План
1. Понятие об орфографическом навыке.
2. Система работы над орфографическим навыком.
1.
Важной задачей обучения русскому языку в начальной школе является формирование у учащихся навыка орфографически грамотного письма.
Орфографически грамотное письмо – это умение правильно выбирать буквы на месте орфограммы.
Орфограмма – это место, где возможен выбор письменных знаков при сохранении произношения и где выбор букв осуществляется по правилу. (Пример) Орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, стык морфем, пробел между словами, место разделения для переноса.
В начальной школе особой разновидностью орфограммам являются и пунктограммы.
Чтобы обозначить орфограмму, пишущему необходимо выполнить орфографическое действие.
Орфографическое действие состоит из нескольких следующих друг за другом операций.
· обнаружение орфограммы по опознавательным признакам: к их числу относятся определенные звуки и звукосочетания, морфемы: приставки, суффиксы, корни, окончания и др.
· определение её типа;
· определение способа решения задачи в зависимости от типа орфограммы (чаще всего определение правила, которое следует применить, а также обращение к словарю в случае незнания правила или его отсутствия), выполнение последовательности «шагов» решения задачи;
|
· написание слова в соответствии с решением орфографической задачи;
· осуществление орфографического самоконтроля (Львов М.Р.)
Эти операции и должны быть сформированы у младших школьников сначала как осознанные действия, а затем на уровне автоматизма.
Действие, доведенное до автоматизма, называется навыком.
Навык – это действие, которое характеризуется высокой степенью освоенности и отсутствием сознательной регуляции и контроля.
Чтобы научно построить методику работы над навыком, необходимо знать природу навыка.
По своей природе различают два вида навыков:
1) механический навык, его формирование связано с многократным повторением.
2) интеллектуальный навык (сначала этот навык проходит этап сознательных действий по правилу, а затем в результате многократных повторений автоматизируется).
Орфографический навык относится к интеллектуальным навыкам, и, следовательно, его формирование опирается на правило, которое, по Гальперину, составляет ориентировочную основу действия, а затем в результате не бездумного повторения одного и того же действия, а постепенного свертывания каждой операции, это действие автоматизируется. Свертывание происходит в результате выполнения упражнений по отработке каждой операции: сначала с опорой, в громко речи, затем про себя и, наконец, автоматизируется и выполняется неосознанно. Но в случае затруднения все операции опять деавтоматизируются и могут выполняться на осознанном уровне.
Ступени формирования орфографического действия:
1 ступень: учебная ситуация порождает потребность проверить орфограмму – мотивационный этап.
|
2 ступень: поиск способа выполнения действия.
3 ступень: составление алгоритма действия по правилу (там, где это необходимо).
4 ступень: выполнение действия по правилу, по алгоритму, поэтапно, по шагам с постепенным свертыванием его – операционный этап.
5 ступень: появление элементов автоматизации, дальнейшее усиление автоматизма в результате многократного выполнения однотипных действий; овладение контрольной функцией – этап тренировки.
6 ступень: достижение более или менее полного автоматизма, отказ от правил, появление развитой функции контроля.
2.
Рассмотрим систему работы над орфографическими навыками в начальной школе.
Задачи:
- дать представление об орфограмме как ошибкоопасном месте;
- формировать орфографическую зоркость, т.е. умения обнаруживать орфограмму;
- познакомить с правилами правописания и пунктуации русского языка, определенных примерной программой (2009);
- формировать умения писать по правилам;
- заложить установку обращаться к орфографическим словарям в случае незнания правила или невозможности проверки;
- сформировать умение писать определенный круг слов с непроверяемыми орфограммами;
- умение корректировать текст с точки зрения орфографии и пунктуации.
Содержание обучения орфографии в начальной школе включает формирование орфографических навыков применительно к кругу орфограмм, которые определены программой.
Более подробно содержание работы над орфографией может представлено в следующей таблице:
Содержание работы над орфографией в начальной школе
|
Орфографические знания | Орфографические умения |
Орфограмма Общие опознавательные признаки орфограмм | Обнаруживать орофграммы |
Частные опознавательные признаки орфограмм Проверяемые – непроверяемые орфо- граммы | Определять тип орфограммы и выбирать в соответствии с ти- пом орфограммы способ ее проверки |
Орфографический словарь Орфографические правила (перечень определен в программе) Алгоритмы действий по правилам | Проверять орфограмму 1) по словарю 2) по правилу Контролировать орфографиче- скую правильность письма |
Процесс работы по формированию орфографических навыков проходит несколько этапов:
1 этап – пропедевтический (подготовительный этап(в связи с обучением грамоте)
2 этап – обучение орфографии в систематическом курсе русского языка.
Эти этапы различаются в зависимости от того, какой поход реализуют авторы.
Традиционный подход:
1 этап – пропедевтический (подготовительный этап): изучение правил орфографии опирающихся на знание элементарных языковых понятий: заглавная буква в предложении, пробелы, точка, собственные имена, жи/ши, ча/ща, чу/щу.
2 этап – обучение орфографии в систематическом курсе русского языка:
изучение правил, опирающиеся на знание фонетики знакомства с правилами правописания в связи с изучение состава слова;
изучение орфографических правил в связи с изучение частей речи и их форм.
Параллельно с изучением основных правил почти на каждом уроке дети усваивают слова с непроверяемым написанием. Традиционный подход заложен в большинстве современных учебников.
Более современный подход: его можно охарактеризовать фразой «От общего к частному». При таком подходе дети сначала знакомятся с понятием орфограммы («опасное место»), учатся находить «опасные места». Затем дети постепенно осваивают способы их проверки. Сначала усваивают элементарные правила (начало предложения, пробелы между словами, знаки в конце предложения), затем знакомятся с орфографическим словарем, а далее дети постепенно осваивают правописание тех орфограмм, проверка которых требует более сложного состава операций и дополнительных знаний из области состава слова и грамматики.
Так построено изучение орфографии в учебнике В.В. Репкина и М.С. Соловейчик.
Чтобы организовать обучение орфографии в современной школе, учителю необходимо уметь вести работу в следующих направлениях.
1. Формирование орфографической зоркости (умения находить орфограмму).
2. Работа с орфографическими правилами и упражнениями.
3. Работа над словарями и словами с непроверяемыми написаниями.
Литература
1. Богоявленский Д.Н. Психология обучения орфографии. – М., 1966.
2. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960.
3. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах. // НШ. – 1984.– № 2,5.
4. Жедек П.С. Орфографическая зоркость будущего учителя. – НШ. – 1980. - № 10.
5. Львов М.Р. Самостоятельность и познавательная активность учащихся в упражнениях по русскому языку. – НШ. – 1977. - № 7.
6. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов…/ Под ред М. С. Соловейчик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. – 1994. – С. 123 – 161.