Формирование речевых функций в онтогенезе




Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. (Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина).

Речь, служит основным средством общения. Без речи, не представилось бы возможности доносить и воспринимать информацию, которая несет в себе определенный смысл, который невозможно передать с помощью органов чувств. Коммуникация много значит в формировании человеческой психики, ее развитии и становление разумного, культурного поведения. Общаясь с психологически развитыми людьми, человек получает все свои высшие познавательные способности и качества. С помощью коммуникации с развитыми личностями, человек развивает в себе ту самую личность.

Согласно проведенным исследованиям, речь не является врождённой способностью человека, а развитие её у ребёнка зависит, прежде всего от взрослых, которые находятся в ближайшем окружении, а также от сверстников. Вместе с развитием речи у ребёнка в дошкольном возрасте закладываются и формируются основные черты личности, характер, формы социального поведения и т.д.

„Эмоциональное заражение" играет важную роль в формировании контактов ребенка с окружающими. Это основа для формирования индивидуальности ребенка как личности, в дальнейшем. Особенно значимыми для для ребенка в первые месяцы жизни являются положительные эмоции, что в дальнейшем благоприятно воздействует на его неврологичесое, психологическое и в том числе интелектуальное развитие. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что главным источником положительных эмоций для ребенка 1-3 месяцев является мама. Главным фактором в развитии младенца можно определить ее простое присутствие рядом, вовремя бодрствования ребенка. Это закладывает те основы, на которых формируется эмоциональное взаимопонимание, контакт между матерью и ребенком.

При ощущении отсутствия матери или негативных эмоций, раздражения и т.д. у ребенка происходит вокализация крика, переходящая в плачь. Исходя из вышескаханного, мы можем сделать вывод, что происходит проявление первоначальных эмоциональных коммуникаций. На данной стадии формируются симптомы положительного и отрицательного эмоционального состояния ребенка (2—3 месяца).

Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей достаточно тесно связано с манерой и качеством общения с матерью: чем сильнее выражена материнская депривация, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств.

В речи выделяют ряд составляющих, которые возникают в онтогенезе в разные периоды. По мере развития ребенка постепенно оформляются разные функции речи, и каждая из них укореняется на всю жизнь, постепенно совершенствуясь.

Существует два вида формирующейся речи: восприятие чужой речи и становление собственной. Данные виды речи формируются параллельно друг другу, но не синхронно.

Рассмотрим 7 периодов развития речи:

1. до рождения

Некоторые ученые выдвигают теорию, что в утробе матери, дети хорошо слышат внешний мир, считается, что именно в этот момент у ребенка начинает работать банк памяти, куда записывается вся информация. Эту версию поддерживают не все специалисты, но несмотря на это, большинство настоятельно рекомендуют будущим родителям больше времени уделять общению с еще не родившемся ребенком (вступать с ним в контакт как вербальным, так и невербальным способом), тогда его развитие будет протекать более благоприятным образом.

2. от рождения до 4 мес.

Восприятие чужой речи. Этот период сосредоточен на формировании банка памяти, туда активно поступает вся речь вокруг ребенка. Чтобы в банк памяти поступали качественные слова и запись проходила полноценно, родителям рекомендуют говорить в нормальном ритме, темпе, без искажений и сокращений. Мозговые рецепторы ребенка фиксируют не просто слова и звуки, но и мелодику в целом, что в дальнейшем сказывается на национальном акценте.

Становление собственной речи. Как известно, ребенок начинает активно общаться с внешним миром с первой минуты рождения, он использует единственный доступный ему способ, это крик и плач. Л.С. Выгодский не раз в своих работах подчеркивал, что крик ребенка несет в себе мысль. Плачь и крик младенца служат информатором окружающих о состоянии и самочувствии ребенка.

В случае, если мать придерживается принципа не подходить к кричащему ребенку, дабы не приучать его к рукам или научить самостоятельности, развитие речи тормозится. Главная потребность ребенка на этот период времени – это мать. В утробе младенец ощущал маму всей поверхностью тела, слышал еще регулярно, биение сердца, работа других органов, но вдруг все исчезло, и он оказался в незнакомой ему среде. Ему страшно, он призывает мать криком, и та должна немедленно оказаться рядом. В этом случае собственная речь ребенка, хоть и простая по форме, приобретает важный смысл: с ее помощью он может обратиться к матери и получить ее защиту. Если она на призыв не реагирует, речь лишается смысла, становится бесполезной, и с этого момента начинаются сбои в ее формировании.

3. от 4 до 10 мес.

Восприятие чужой речи. По старому принципу происходит запоминание и запись речи в банк памяти. На этом этапе к взрослым предъявляются все те же требования по поведению и разговору с ребенком.

На данном этапе ребенок начинает соотносить отдельные слова с объектами реального мира. Для более действенного запоминания предметов и действий во внешней среде, родители и окружающие должны проговаривать свои действия и называть предметы внешнего мира.

Становление собственной речи. Звуковое разнообразие речи ребенка становится богаче. Сохраняются прежние функции во время взаимодействия со взрослыми - информирование о самочувствии и состоянии в целом и подключается управление поведением взрослых, что способствует формированию таких ценных качеств личности, как воля, умение выразить свои желания, способность настоять на своем. Так же добавляется возможность сообщать о приятных моментах.

Нарушение развития речи произойдет в том случае, если взрослые не будут реагировать на просьбы ребенка. В таком случае умение сообщать о приятных моментах потеряет смысл, а плачь и крик превратится в истеричность и назойливость. Что со временем заложит в характер ребенка нежелательные черты, озлобленность, беспомощность, ненависть к окружающим. Основной причиной этих негативных отношений является недоверие, страх и незащищенность перед внешним миром.

4. от 10 мес. до 3,5 лет

Восприятие чужой речи. На данном этапе, чтобы облегчить поступление слов в банк памяти взрослым стоит контролировать темп речи и разговаривать более медленно и размеренно, так же для качественной записи нужно как можно чаще повторять одни и те же фразы. При повторении слов за ребенком, в искаженном виде, ребенок их запоминает вместе с правильным вариантом произношения и в будущем ему придется самостоятельно их дифференцировать их самостоятельно.

К 3,5 годам родители могут управлять ребенком с помощью слова. В отличии от первого года жизни, когда ребенок реагировал на интонацию и жесты, ближе к 3-3.5 годам возникает смысловое восприятие.

Одним из важнейших условий является сообщение только той информации, которую ребенок сможет проверить лично. Поощрение или запрещение без реальной ситуации, в которой ребенок осознает смысл данных действий делает невозможной связь «код - событие» и, как следствие, ведет к отрыву речи от реальности. В памяти ребенка слова с прошлыми событиями формируются самостоятельно, со временем. Последствия бывают тяжелыми.

Становление собственной речи. В этот период происходит активнвное освоение языка. В 10-12 мес. он произносит отдельные слоги и слова, к 3 годам формируется фразовая речь. Слово окончательно приобретает функцию символа, и ребенок начинает пользоваться им самостоятельно.

Большую роль в данном процессе играет общение с близкими. В данный период родители должны помочь ребенку понять. Что это интересно, необходимо и несложно. Формирование речи нарушается, если ребенок не получает обратной связи на свой пока еще монолог.

Стоит учесть, что в этом возрасте разговор ребенка ограничивается исключительно разговором о себе и своем окружении(игрушки, мама, ребенок). Всех окружающих должно это интересовать, особенно маму.

5. от 3,5 до 7 лет

Начиная с этого периода, восприятие чужой речи (общение) и становление собственной идут параллельно.

В 5-й период происходит становление разговорной речи. Важно, чтобы к концу «4» периода у ребенка было сформированно понятие «я» и «ты». Любой диалог подразумевает два этих понятия и четкое разделение «ты» и «я», «мое» и «твое». Пока ребенок не ощутил себя как личность, говорить об освоении разговорной речи не приходится.

Когда человек имеет что-то «свое», автоматически человек чувствует себя защищенно, так же и с ребенком. Если есть «мое», значит есть и «я». Поэтому на данном этапе, торможение развитие может вызвать не разделение и неформированные понятия «я» и «мое». Это может случиться, если родители ограничивают ребенка в правах, оправдывая это хорошим воспитанием. Родители устанавливают запрет на такие элементарные права ребенка, как:

- высказывать свои мысли (Помолчи; Не перебивай взрослых, когда они разговаривают; Успокойся);

- иметь свое место в пространстве (Не бегай; Посиди спокойно; Не бери без моего разрешения);

- иметь свое место в социуме (Раз пришли гости, уйди в свою комнату; Не приводи своих друзей);

- иметь свою собственность (Отдай ему машинку, он тоже хочет поиграть; Какой ты жадный).

Многим родителям кажется, что отказ от подобных назиданий нарушит формирование дисциплины. Однако, искусство воспитания заключается в умении сделать так, чтобы ребенку самому захотелось следовать общепринятым нормам, а подобное желание у ребенка можно вызвать уважением со стороны взрослого. Ребенок знает, что его не прервут, не продемонстрируют его глупость, извинят за невольные ошибки. Он добровольно посидит тихо и не будет вмешиваться в разговор, если имеет собственные интересные дела и совершенно уверен в любви взрослых. Те дети, что систематически нарушают правила поведения, отчаянно пытаются отвоевать место в социуме и в пространстве в целом. А тем временем, взрослые, под предлогом воспитания, обрывают все те тонкие грани. Что ребенок пытается установить.

Наконец, еще один важный пункт в становлении речи ребенка. На четвертом году жизни проявляется такой важный фактор, как – сверстники. Между общением со взрослым и общением со сверстником есть разница, с одной стороны это куда легче, но есть и другая сторона медали. Дабы донести до сверстника то, чего хочет ребенок, приходится делать речь более четкой и прозрачной. Так же приходит понятия о способах общения. Ребенок должен понимать, что товарищ не должен подчиняться, но и сам ребенок не подчинённый - оба равны. Но и должен понимать, что по отношению к взрослому он занимает подчинительное положение.

6. после 7 лет

В этот период все навыки ребенка развиваются и усложняются в соответствии его возрасту и интересам.

Появляется интериоризация речи. Имеет место быть, короткая стадия, когда ребенок озвучивает мысли, возникшие в голове, так как он еще не умеет отделять внутреннюю речь от внешней.

Интериоризация речи пройдет успешно, если родители создадут благоприятные условия. Когда ребенок сталкивается с жизненной ситуацией которая требует решения, родитель может выслушать, оказать поддержку дать дельный совет взрослый должен выслушать, в коем случае не диктовать готовое решение, для данной ситуации. Ребенок имеет право на самостоятельно принятое решение, пусть в дальнейшем это и будет ошибкой, родитель уважающий своего ребенка, даст ему такое право.

Нарушение интериоризации возникает при неправильном отношение родителей к самостоятельности ребенка или порицании за совершенные ошибки. Так же если у ребенка не бывает сложившихся трудностей или проблем, потому что родители обеспечивают ребенку сверх опеку, провоцируя тем самым полную несамостоятельность; либо требуя совершения как либо действий только с разрешения (пока я не скажу, нельзя; кто тебе разрешил?!).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: