Контроль качества стоматологической помощи




 

В настоящее время специального нормативного документа, регламентирующего организацию контроля качества стоматологической помощи (КСП), в нашей стране нет, поэтому определенный интерес представляет опыт организации этой работы за рубежом. В представленной статье*(1) рассказывается о контроле КСП в Республике Беларусь.

 

Целью контроля КСП является обеспечение качественной стоматологической помощью населения. Объектом контроля является стоматологическая помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенным медицинским технологиям в соответствии с утвержденными протоколами (стандартами) обследования и лечения стоматологических больных.

Система оценки и контроля качества оказания стоматологической помощи включает:

- экспертную оценку качества оказания стоматологической помощи конкретному пациенту;

- анализ конкретных показателей, характеризующих качество стоматологической помощи;

- оценку состояния стоматологического здоровья в ключевых (возрастных) группах населения по методике, рекомендуемой ВОЗ;

- изучение удовлетворенности пациентов различными видами стоматологической помощи, оказанными в организации здравоохранения;

- выявление дефектов диагностики и лечения, врачебных ошибок, повлекших за собой ухудшение КСП;

- принятие рациональных управленческих решений, направленных на улучшение КСП, и контроль за их реализацией;

- подготовка рекомендаций по предупреждению врачебных ошибок и дефектов в работе.

Оценка и контроль КСП осуществляются экспертным путем должностными лицами организаций здравоохранения и органов управления здравоохранения. При необходимости для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники высших учебных медицинских заведений, организаций здравоохранения республиканского подчинения.

В организациях здравоохранения контроль КСП проводится на четырех уровнях:

1-й уровень - заведующие структурными отделениями (при отсутствии в организации здравоохранения специализированного стоматологического отделения - заведующие отделениями, в состав которых входят стоматологические кабинеты);

2-й уровень - заместители главных врачей по лечебной работе;

3-й уровень - лечебно-контрольные комиссии организации здравоохранения;

4-й уровень - специалисты органов управления здравоохранения при комплексных, целевых и контрольных проверках организаций здравоохранения.

Экспертная оценка КСП конкретному лицу проводится путем анализа амбулаторной карты стоматологического здоровья, при очном осмотре пациента на этапах лечения и протезирования с использованием статистического метода "случайной" выборки и "дневных срезов" работы врачей путем сопоставления проводимых лечебно-диагностических манипуляций с требованиями технологии их проведения и протоколами (стандартами) обследования и лечения стоматологических больных, учитывая особенности каждого данного случая.

Обязательному экспертному контролю подлежат:

- случаи, повлекшие осложнения после лечения;

- случаи с расхождением диагноза (поликлиники и стационара);

- случаи с удлиненными сроками лечения и протезирования;

- случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов и/или их родственников.

Экспертная оценка 1-го уровня проводится в объеме не менее 5% законченных случаев*(2) в течение месяца по структурному отделению и включает:

- изучение соблюдения врачами лечебно-диагностических мероприятий в соответствии с протоколами (стандартами) обследования и лечения стоматологических больных и медицинскими технологиями;

- выявление дефектов оказания стоматологической помощи и принятие мер по их ликвидации;

- контроль за качеством проведения врачами экспертизы временной нетрудоспособности больных стоматологического профиля;

- контроль за ведением врачами медицинской учетной документации, статистического учета и отчетности;

- определение уровня качества работы каждого врача отделения;

- определение уровня достижения запланированных показателей;

- оценку состояния стоматологического здоровья, проводимую путем анализа гигиенического состояния и интенсивности кариеса в ключевых группах населения (изучению подлежат результаты обследования детей в организованных коллективах и не менее 100 амбулаторных карт в квартал на приеме взрослого населения);

- обобщение результатов экспертизы и представление их на следующий уровень в виде протоколов экспертного контроля 1-й ступени.

На каждый случай экспертной оценки 1-й ступени заполняется "Карта экспертной оценки качества оказания стоматологической помощи" по:

- экспертизе амбулаторной карты стоматологического здоровья, по результатам которой рассчитывается показатель уровня качества диагностики и лечения (УКДЛ), принятый за 100%;

- экспертизе очного осмотра пациентов (проводится у врачей с уровнем качества лечения и диагностики (УКДЛ) ниже 70%). При этом результаты 2-х экспертиз суммируются и делятся на общее число случаев, подвергнутых экспертизе, с определением среднего процента УКДЛ по каждому врачу.

На 2-м уровне экспертной оценке подлежат все случаи, требующие служебного расследования, проводится выборочная экспертиза не менее 50 амбулаторных карт стоматологического здоровья ("законченных случаев") в течение квартала, а также:

- изучение степени удовлетворенности пациентов стоматологической помощью методом анкетирования с последующим анализом и принятием конкретных управленческих решений;

- выявление дефектов диагностики и лечения, экспертиза дефектных актов, рассмотрение жалоб пациентов и их родственников;

- изучение степени удовлетворенности врачей работой вспомогательных служб лечебного учреждения;

- анализ результатов контроля качества 1-го уровня и эффективности проводимых мероприятий по устранению и предупреждению дефектов в работе.

Результаты проведения экспертной оценки качества каждого конкретного случая на 2-м уровне заносятся в "Карту экспертной оценки качества оказания стоматологической помощи" (экспертиза амбулаторной карты стоматологического здоровья), выводится уровень качества лечения и диагностики, суммируется за месяц и оформляется протоколом с последующим рассмотрением итогов на медицинских советах и лечебно-контрольных комиссиях.

На 3-м уровне контроля КСП проводится:

- анализ результатов экспертизы 1-го и 2-го уровня (оформляется протоколом);

- подготовка управленческих решений по улучшению качества оказания стоматологической помощи;

- информирование медицинского персонала лечебного учреждения по результатам экспертизы.

Периодичность заседаний лечебно-контрольных комиссий определяется главным врачом организации здравоохранения.

Изучение удовлетворенности пациентов оказанием стоматологической помощи проводится методом анкетирования в каждой организации здравоохранения.

Для оценки КСП анализируются следующие показатели:

- среднее число посещений на один запломбированный зуб;

- процент неосложненного кариеса от общего числа зарегистрированных заболеваний твердых тканей зубов (количества вылеченных зубов (не менее 50% неосложненного кариеса, не более 30% осложненного кариеса));

- процент удаленных постоянных зубов от всех посещений на лечебном приеме (терапевтическом и хирургическом);

- количество УЕТ на одного врача в день;

- средняя продолжительность временной нетрудоспособности на один случай;

- процент современных видов несъемного протезирования (МК, МА, цельнолитые) от общего числа несъемного протезирования;

- соотношение бюгельных протезов к частичным съемным пластиночным протезам;

- процент аттестованных врачей-стоматологов от подлежащего числа врачей;

- отсутствие случаев, сопровождающихся жалобами пациентов и / или их родственников по поводу:

осложнений при оказании стоматологической помощи;

некачественного лечения, повлекшего удаление зуба, повторное лечение пациента либо переделку зубного протеза;

расхождения диагноза поликлиники и стационара;

необоснованного удлинения сроков лечения и / или протезирования;

нарушения этики и деонтологии медицинскими работниками.

При оценке работы структурного подразделения организации здравоохранения показатели качества работы дополняются результатами эпидемиологического исследования состояния стоматологического здоровья по основным ключевым группам населения при проведении профилактических осмотров:

- процент здоровых детей в возрасте 6 лет от числа осмотренных;

- интенсивность кариеса зубов (по индексу КПУ) у детей 12-ти лет и взрослых в возрасте 35-44 лет.

Оценка деятельности поликлиники в целом проводится по результатам выполнения Модели конечных результатов деятельности (МКРД), в которой используются два вида показателей:

- показатели результативности (количественные и качественные);

- показатели дефектов деятельности.

Показатели качества и эффективности оказания стоматологической помощи учитываются при премировании медицинских работников.

 

О.В. Карпова,

заместитель директора по лечебной работе ООО "Про-Дента-Люкс",

г. Калуга

 

"Главный врач", N 9, сентябрь 2013 г.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Публикация подготовлена по материалам приказа Минздрава Республики Беларусь от 17.03.2003 N 47 "Об утверждении положения о системе оценки и контроля качества стоматологической помощи в организациях здравоохранения Республики Беларусь".

*(2) Законченным случаем лечения в стоматологической практике следует считать комплекс проведенных в полном объеме лечебно-диагностических мероприятий конкретному лицу по каждому отдельному специализированному виду помощи (терапевтическому, пародонтологическому, хирургическому, ортодонтическому и ортопедическому).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: