В настоящее время специального нормативного документа, регламентирующего организацию контроля качества стоматологической помощи (КСП), в нашей стране нет, поэтому определенный интерес представляет опыт организации этой работы за рубежом. В представленной статье*(1) рассказывается о контроле КСП в Республике Беларусь.
Целью контроля КСП является обеспечение качественной стоматологической помощью населения. Объектом контроля является стоматологическая помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенным медицинским технологиям в соответствии с утвержденными протоколами (стандартами) обследования и лечения стоматологических больных.
Система оценки и контроля качества оказания стоматологической помощи включает:
- экспертную оценку качества оказания стоматологической помощи конкретному пациенту;
- анализ конкретных показателей, характеризующих качество стоматологической помощи;
- оценку состояния стоматологического здоровья в ключевых (возрастных) группах населения по методике, рекомендуемой ВОЗ;
- изучение удовлетворенности пациентов различными видами стоматологической помощи, оказанными в организации здравоохранения;
- выявление дефектов диагностики и лечения, врачебных ошибок, повлекших за собой ухудшение КСП;
- принятие рациональных управленческих решений, направленных на улучшение КСП, и контроль за их реализацией;
- подготовка рекомендаций по предупреждению врачебных ошибок и дефектов в работе.
Оценка и контроль КСП осуществляются экспертным путем должностными лицами организаций здравоохранения и органов управления здравоохранения. При необходимости для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники высших учебных медицинских заведений, организаций здравоохранения республиканского подчинения.
|
В организациях здравоохранения контроль КСП проводится на четырех уровнях:
1-й уровень - заведующие структурными отделениями (при отсутствии в организации здравоохранения специализированного стоматологического отделения - заведующие отделениями, в состав которых входят стоматологические кабинеты);
2-й уровень - заместители главных врачей по лечебной работе;
3-й уровень - лечебно-контрольные комиссии организации здравоохранения;
4-й уровень - специалисты органов управления здравоохранения при комплексных, целевых и контрольных проверках организаций здравоохранения.
Экспертная оценка КСП конкретному лицу проводится путем анализа амбулаторной карты стоматологического здоровья, при очном осмотре пациента на этапах лечения и протезирования с использованием статистического метода "случайной" выборки и "дневных срезов" работы врачей путем сопоставления проводимых лечебно-диагностических манипуляций с требованиями технологии их проведения и протоколами (стандартами) обследования и лечения стоматологических больных, учитывая особенности каждого данного случая.
Обязательному экспертному контролю подлежат:
- случаи, повлекшие осложнения после лечения;
- случаи с расхождением диагноза (поликлиники и стационара);
- случаи с удлиненными сроками лечения и протезирования;
|
- случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов и/или их родственников.
Экспертная оценка 1-го уровня проводится в объеме не менее 5% законченных случаев*(2) в течение месяца по структурному отделению и включает:
- изучение соблюдения врачами лечебно-диагностических мероприятий в соответствии с протоколами (стандартами) обследования и лечения стоматологических больных и медицинскими технологиями;
- выявление дефектов оказания стоматологической помощи и принятие мер по их ликвидации;
- контроль за качеством проведения врачами экспертизы временной нетрудоспособности больных стоматологического профиля;
- контроль за ведением врачами медицинской учетной документации, статистического учета и отчетности;
- определение уровня качества работы каждого врача отделения;
- определение уровня достижения запланированных показателей;
- оценку состояния стоматологического здоровья, проводимую путем анализа гигиенического состояния и интенсивности кариеса в ключевых группах населения (изучению подлежат результаты обследования детей в организованных коллективах и не менее 100 амбулаторных карт в квартал на приеме взрослого населения);
- обобщение результатов экспертизы и представление их на следующий уровень в виде протоколов экспертного контроля 1-й ступени.
На каждый случай экспертной оценки 1-й ступени заполняется "Карта экспертной оценки качества оказания стоматологической помощи" по:
- экспертизе амбулаторной карты стоматологического здоровья, по результатам которой рассчитывается показатель уровня качества диагностики и лечения (УКДЛ), принятый за 100%;
|
- экспертизе очного осмотра пациентов (проводится у врачей с уровнем качества лечения и диагностики (УКДЛ) ниже 70%). При этом результаты 2-х экспертиз суммируются и делятся на общее число случаев, подвергнутых экспертизе, с определением среднего процента УКДЛ по каждому врачу.
На 2-м уровне экспертной оценке подлежат все случаи, требующие служебного расследования, проводится выборочная экспертиза не менее 50 амбулаторных карт стоматологического здоровья ("законченных случаев") в течение квартала, а также:
- изучение степени удовлетворенности пациентов стоматологической помощью методом анкетирования с последующим анализом и принятием конкретных управленческих решений;
- выявление дефектов диагностики и лечения, экспертиза дефектных актов, рассмотрение жалоб пациентов и их родственников;
- изучение степени удовлетворенности врачей работой вспомогательных служб лечебного учреждения;
- анализ результатов контроля качества 1-го уровня и эффективности проводимых мероприятий по устранению и предупреждению дефектов в работе.
Результаты проведения экспертной оценки качества каждого конкретного случая на 2-м уровне заносятся в "Карту экспертной оценки качества оказания стоматологической помощи" (экспертиза амбулаторной карты стоматологического здоровья), выводится уровень качества лечения и диагностики, суммируется за месяц и оформляется протоколом с последующим рассмотрением итогов на медицинских советах и лечебно-контрольных комиссиях.
На 3-м уровне контроля КСП проводится:
- анализ результатов экспертизы 1-го и 2-го уровня (оформляется протоколом);
- подготовка управленческих решений по улучшению качества оказания стоматологической помощи;
- информирование медицинского персонала лечебного учреждения по результатам экспертизы.
Периодичность заседаний лечебно-контрольных комиссий определяется главным врачом организации здравоохранения.
Изучение удовлетворенности пациентов оказанием стоматологической помощи проводится методом анкетирования в каждой организации здравоохранения.
Для оценки КСП анализируются следующие показатели:
- среднее число посещений на один запломбированный зуб;
- процент неосложненного кариеса от общего числа зарегистрированных заболеваний твердых тканей зубов (количества вылеченных зубов (не менее 50% неосложненного кариеса, не более 30% осложненного кариеса));
- процент удаленных постоянных зубов от всех посещений на лечебном приеме (терапевтическом и хирургическом);
- количество УЕТ на одного врача в день;
- средняя продолжительность временной нетрудоспособности на один случай;
- процент современных видов несъемного протезирования (МК, МА, цельнолитые) от общего числа несъемного протезирования;
- соотношение бюгельных протезов к частичным съемным пластиночным протезам;
- процент аттестованных врачей-стоматологов от подлежащего числа врачей;
- отсутствие случаев, сопровождающихся жалобами пациентов и / или их родственников по поводу:
осложнений при оказании стоматологической помощи;
некачественного лечения, повлекшего удаление зуба, повторное лечение пациента либо переделку зубного протеза;
расхождения диагноза поликлиники и стационара;
необоснованного удлинения сроков лечения и / или протезирования;
нарушения этики и деонтологии медицинскими работниками.
При оценке работы структурного подразделения организации здравоохранения показатели качества работы дополняются результатами эпидемиологического исследования состояния стоматологического здоровья по основным ключевым группам населения при проведении профилактических осмотров:
- процент здоровых детей в возрасте 6 лет от числа осмотренных;
- интенсивность кариеса зубов (по индексу КПУ) у детей 12-ти лет и взрослых в возрасте 35-44 лет.
Оценка деятельности поликлиники в целом проводится по результатам выполнения Модели конечных результатов деятельности (МКРД), в которой используются два вида показателей:
- показатели результативности (количественные и качественные);
- показатели дефектов деятельности.
Показатели качества и эффективности оказания стоматологической помощи учитываются при премировании медицинских работников.
О.В. Карпова,
заместитель директора по лечебной работе ООО "Про-Дента-Люкс",
г. Калуга
"Главный врач", N 9, сентябрь 2013 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Публикация подготовлена по материалам приказа Минздрава Республики Беларусь от 17.03.2003 N 47 "Об утверждении положения о системе оценки и контроля качества стоматологической помощи в организациях здравоохранения Республики Беларусь".
*(2) Законченным случаем лечения в стоматологической практике следует считать комплекс проведенных в полном объеме лечебно-диагностических мероприятий конкретному лицу по каждому отдельному специализированному виду помощи (терапевтическому, пародонтологическому, хирургическому, ортодонтическому и ортопедическому).