Тема: Магнитное поле, его свойства.
Цель урока: сформировать представление о магнитном поле как виде материи; расширить знания учащихся о магнитных взаимодействиях.
Задачи урока.
Образовательные:
Создать условия для знакомства учащихся с магнитными явлениями, магнитными взаимодействиями; сформировать представление о магнитном поле как виде материи;
Воспитательные:
воспитывать коммуникабельность, дисциплинированность, внимательность;
Развивающие:
расширить знания учащихся о магнитных взаимодействиях, развивать умения обобщать, сравнивать, использовать полученные знания при решении задач.
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
- Знакомство с новыми учениками, с классом.
- Знакомство с учебником, правилами и требованиями учителя.
- Запись учениками школьных принадлежностей для урока физики.
а) учебник;
б) тетрадь 48 л.;
в) тетрадь для лабораторных и практических работ – 12 - 18 л.;
г) тетрадь для контрольных работ – 12 - 18 л.;
д) микрокалькулятор
е) линейка, карандаш, ластик, треугольник, транспортир, ручка (синяя и чёрная).
II. Правила техники безопасности в кабинете физики и на уроках физики, при выполнении демонстраций, практических и лабораторных работ.
а) ИОТ – 6;
б) ИОТ – 7;
в) ИОТ – 8;
г) журнал по технике безопасности на уроках физики (роспись учащихся об ознакомлении с правилами по ТБ).
III. Изучение нового материала.
Неподвижные электрические заряды создают вокруг себя электрическое поле. Движущиеся заряды создают магнитное поле.
Вокруг любого магнита существует магнитное поле.
В 1820 году Эрстед обнаружил, что магнитное поле порождается электрическим током (демонстрация опыта Эрстеда).
|
В 1820 году Ампер предложил, что «магнитные свойства постоянных магнитов обусловлены множеством круговых токов, циркулирующих внутри молекул этих тел».
Магнитное взаимодействие
Взаимное отталкивание одноименных и притяжение разноименных полюсов магнита похоже на взаимодействие электрических зарядов. Но попытки установить связь между этими явлениями длительное время не давали результатов.
В 1820 году Х. Эрстед (датский физик) заметил, как магнитная стрелка поворачивается при включении и отключении электрического тока в цепи. В этом же году А. Ампер (французский физик) обнаружил, как два параллельных проводника с током отталкиваются при прохождении по ним токов противоположных направлений и притягиваются, если токи имеют одинаковое направление. На основании опытов Ампер сделал вывод, что никаких магнитных зарядов в природе нет, взаимодействуют движущиеся электрические заряды.
Б ) Магнитное поле и его свойства
Особая форма материи, через которую осуществляется взаимодействие между движущимися электрически заряженными частицами – магнитное поле. – Существует МП около проводников с током и порождается током.
- МП пронизывает различные среды.
- МП не имеет границ
- МП имеет два полюса: N – северный и S – южный
- МП оказывает на рамку с током ориентирующее действие.
- Изображается графически МП с помощью силовых линий.
В) Создается МП не только электрическим током, но и постоянными магнитами.
Вывод: движущиеся заряды (электрический ток) создают МП; по действию на электрический токМП и обнаруживается.
|
Г) Вектор магнитной индукции – это величина, количественно характеризующая МП.
Направление магнитного поля устанавливают с помощью вектора магнитной индукции.
Вектор магнитной индукции направлен от южного полюса S к северному полюсу N, и устанавливается с помощью правила буравчика (штопора, правого винта):
Если направление поступательного движения буравчика указывает движение тока в проводнике, то вращательное движение рукоятки буравчика покажет направление линий магнитной индукции. Графически МП изображают с помощью линий магнитной индукции. Линиями магнитной индукции называют линии, касательные к которым направлены так же, как и вектор В в данной точке поля
.
Линии магнитной индукции не имеют ни начала, ни конца и являются замкнутыми линиями.
Если поле образовано такими линиями, то поле считается вихревым. Значит МП – вихревое.
Выступление групп по составленным вопросам. Время: 5 мин.
Закрепление изученного материала.
Прием «Круги по воде». Работа в парах. Время: 5 мин.
Задание: каждая пара выбирает себе опорное слово. Например «Магнитное поле», «Феррмагнентики», «Магнитная индукция» и др. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Дополнительное задание (кто раньше выполнил предыдущее).
1. Электрический ток в прямолинейном проводнике направлен перпендикулярно плоскости доски (листа тетради) и входит в него сверху. Как направлены линии магнитной индукции?
2. На рисунке показано направление линий магнитной индукции. Определить направление тока в проводнике.