Магнитное взаимодействие




Тема: Магнитное поле, его свойства.

Цель урока: сформировать представление о магнитном поле как виде материи; расширить знания учащихся о магнитных взаимодействиях.

Задачи урока.

Образовательные:

Создать условия для знакомства учащихся с магнитными явлениями, магнитными взаимодействиями; сформировать представление о магнитном поле как виде материи;

Воспитательные:

воспитывать коммуникабельность, дисциплинированность, внимательность;

Развивающие:

расширить знания учащихся о магнитных взаимодействиях, развивать умения обобщать, сравнивать, использовать полученные знания при решении задач.

Ход урока:

 

I. Актуализация знаний.

 

  1. Знакомство с новыми учениками, с классом.
  2. Знакомство с учебником, правилами и требованиями учителя.
  3. Запись учениками школьных принадлежностей для урока физики.

а) учебник;

б) тетрадь 48 л.;

в) тетрадь для лабораторных и практических работ – 12 - 18 л.;

г) тетрадь для контрольных работ – 12 - 18 л.;

д) микрокалькулятор

е) линейка, карандаш, ластик, треугольник, транспортир, ручка (синяя и чёрная).

 

II. Правила техники безопасности в кабинете физики и на уроках физики, при выполнении демонстраций, практических и лабораторных работ.

 

а) ИОТ – 6;

б) ИОТ – 7;

в) ИОТ – 8;

г) журнал по технике безопасности на уроках физики (роспись учащихся об ознакомлении с правилами по ТБ).

 

III. Изучение нового материала.

 

Неподвижные электрические заряды создают вокруг себя электрическое поле. Движущиеся заряды создают магнитное поле.

Вокруг любого магнита существует магнитное поле.

В 1820 году Эрстед обнаружил, что магнитное поле порождается электрическим током (демонстрация опыта Эрстеда).

В 1820 году Ампер предложил, что «магнитные свойства постоянных магнитов обусловлены множеством круговых токов, циркулирующих внутри молекул этих тел».

Магнитное взаимодействие

Взаимное отталкивание одноименных и притяжение разноименных полюсов магнита похоже на взаимодействие электрических зарядов. Но попытки установить связь между этими явлениями длительное время не давали результатов.

В 1820 году Х. Эрстед (датский физик) заметил, как магнитная стрелка поворачивается при включении и отключении электрического тока в цепи. В этом же году А. Ампер (французский физик) обнаружил, как два параллельных проводника с током отталкиваются при прохождении по ним токов противоположных направлений и притягиваются, если токи имеют одинаковое направление. На основании опытов Ампер сделал вывод, что никаких магнитных зарядов в природе нет, взаимодействуют движущиеся электрические заряды.

Б ) Магнитное поле и его свойства

Особая форма материи, через которую осуществляется взаимодействие между движущимися электрически заряженными частицами – магнитное поле. – Существует МП около проводников с током и порождается током.

- МП пронизывает различные среды.

- МП не имеет границ

- МП имеет два полюса: N – северный и S – южный

- МП оказывает на рамку с током ориентирующее действие.

- Изображается графически МП с помощью силовых линий.

В) Создается МП не только электрическим током, но и постоянными магнитами.

Вывод: движущиеся заряды (электрический ток) создают МП; по действию на электрический токМП и обнаруживается.

Г) Вектор магнитной индукции – это величина, количественно характеризующая МП.

Направление магнитного поля устанавливают с помощью вектора магнитной индукции.

Вектор магнитной индукции направлен от южного полюса S к северному полюсу N, и устанавливается с помощью правила буравчика (штопора, правого винта):

Если направление поступательного движения буравчика указывает движение тока в проводнике, то вращательное движение рукоятки буравчика покажет направление линий магнитной индукции. Графически МП изображают с помощью линий магнитной индукции. Линиями магнитной индукции называют линии, касательные к которым направлены так же, как и вектор В в данной точке поля

.

Линии магнитной индукции не имеют ни начала, ни конца и являются замкнутыми линиями.

Если поле образовано такими линиями, то поле считается вихревым. Значит МП – вихревое.

Выступление групп по составленным вопросам. Время: 5 мин.

 

Закрепление изученного материала.

 

Прием «Круги по воде». Работа в парах. Время: 5 мин.

Задание: каждая пара выбирает себе опорное слово. Например «Магнитное поле», «Феррмагнентики», «Магнитная индукция» и др. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Дополнительное задание (кто раньше выполнил предыдущее).

1. Электрический ток в прямолинейном проводнике направлен перпендикулярно плоскости доски (листа тетради) и входит в него сверху. Как направлены линии магнитной индукции?

2. На рисунке показано направление линий магнитной индукции. Определить направление тока в проводнике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: