Чтобы звучала коми песня




 

 

Каким же мощным в послевоенные годы был в народе настрой, заряд на создание профессиональной массовой коми песни! Едва в 1955 году в печати появилось стихотворение неизвестногоухтинского автора Н. Смирновой, как Александром Осиповым оно было положено на музыку. И песня «Северная лирическая» быстро завоевала сердца слушателей и исполнителей.

Ой, на нашем, нашем Севере

Соловьи нам не поют.

Только ночки, ночки белые

Спать весною не дают.

И зрителям, и артистам нравилось, когда в музыке слышался национальный колорит. Так произошло с песней «Юкмӧсдорын» («У колодца»), считавшейся народной. Но у неё есть авторы: поэт Серафим Попов и композитор Олег Рассадин из Ухты. Ухтинский композитор П.Ф. Вейс на слова С.А. Попова написал песню «Пур» («Плот»).

Сразу после войны и в дальнейшем важную роль в создании и продвижении коми песенного репертуара сыграл Александр Георгиевич Осипов.Он родился 15 марта 1923 года в Сторожевске. Музыку любил с детства. Центральная часть села славилась певческой артелью, а запевала в ней Дарья Яковлевна, Шурина мама. В начале 1930-х годов муж уходит из семьи, у неё – серьёзное заболевание. Она попадает в больницу, сын – в детдом.

Решающим моментов в биографии Александра стал его перевод в январе 1936 годаиз детского дома для трудновоспитуемых, что в Выльгорте, в село Усть-Кулом. Там он оказался в привилегированных условиях образцового детского дома: чистая постель, трёхразовое питание, своё хозяйство для трудового воспитания, заботливые педагоги, дисциплинированные дети, радио, патефон и много музыкальных инструментов. Шура избавляется от вредных привычек и уже через полгода руководит оркестром, играет на скрипке, в январе 1938 года даже выступает с сольным номером на Олимпиаде художественной самодеятельности в Сыктывкаре.

Александр Георгиевич Осипов мечтал о карьере скрипача. После Усть-Кулома продолжил заниматься на скрипке в художественной студии Сыктывкара и Вологодском музыкальном училище. Демобилизовавшись в 1943 году по ранению (была обездвижена левая кисть), вернулся туда, где работал перед войной – в Ансамбль песни и пляски: пел в хоре, помогал художественному руководителю, руководил оркестром, начал сочинять. Для друзей и учеников Сыктывкарского музыкального училища, в котором в дальнейшем преподавал, Александр Георгиевич Осипов умудрялся играть «Лунную сонату» Бетховена, ударяя по клавишам там,где нужно, костяшками левого кулака. У С.А. Попова есть стихотворение на эту тему.

Ачыс Бетховен садьмискӧ

Сывъяліспыр

Пианиносӧловзьӧдысь

Чуньястӧммортӧс.

Ещё шла война, когда Александр Георгиевич Осипов попробовал сочинять романсы, выбрав для этого стихи коми поэта Николая Фролова. Первый блин оказался комом: из-за небольшого композиторского опыта романсы «Сук вӧрын» («В густом лесу») и «Аддзышорлысь» («Заметил у ручья») получились слабенькими и вскоре были забыты.

Но уже следующий романс Александра Георгиевича Осипова «Эн шуӧйті» («Не говорите вы») на слова поэта С.А. Попова был отмечен жюри объявленного в 1949 году конкурса как «первое музыкальное произведение, написанное в классическом стиле и с использованием национальных мелодических оборотов» (М.М. Зерницкий). Этот романс по праву считается пионером жанра в коми музыке. В конкурсе участвовал никому неизвестный Прометей Чисталёв, учитель математики из Нювчима, песня которого «Величальная Москве» заняла призовое место. В книге «О коми музыке и музыкантах» (Коми книжное издательство. 1969 г.) Александр ГеоргиевичОсипов посвятил своему другу П.И. Чисталёвунесколько страниц.

Потрясает верность композитора-фронтовика своему военному поколению, коми поэтам − участникам Великой Отечественной войны.

Пройдёт три года после гибели Василия Елькина (1912 – 1942 г.), и Александр Георгиевич Осипов напишет песни на его стихи: «Плетень дорын» («У плетня»), «Месэн» («Я там»). В 1950 году к 75-летию со дня смерти первого коми поэта появятся песни Александра ГеоргиевичаОсипова «Выльсьыланкыв» (сл. И. Куратова) и «Поэту» (сл. В. Елькина), чуть позже – на его же слова – песня-вальс «Луныс коли важӧн» («День остался позади»).

В довоенной поэзии Василий Елькин и АнанийРазмыслов (1915 − 1943) порой выступали антагонистами. Поэзия первого – исключительно светлая, мажорная. Лирика второго, как утверждал критик, – «индивидуалистическая, интимная, печальная». И добавлял: «Одиночество и печаль не свойственны советской молодёжи и не должны быть темой стихов». Защищая друга, С. Попов писал: «У А. Размыслова есть грустные произведения. Но любому понятно, что в них не безнадёжное горе. Ему удаётся много увидеть, глубоко проникнуть в мир человека. Попытки отлучить его от поэзии, растоптать, его красивые строчки ушли в прошлое».

Композитор примиряет крайности: после песни-вальса «Луныс коли важӧн» он создаёт на стихи А.П. Размыслова песню-элегию «Мичалунсьӧмӧсгажаберегын» (В полдень на прибрежном просторе), не менее красивую, но противоположную по настроению. Причём, композитор делает это задолго до литературной реабилитации А. Размыслова, которая стала возможна после смерти И.В. Сталина.

Случилось, что ансамбль песни и пляски, после отъезда в 1947 году художественного руководителя А.В. Каторгина, один год смог продержаться на старом репертуаре. Те же коми народные песни в его обработке. Те же хоры восставших крестьян из оперы «Усть-Куломское восстание» А.А. Воронцова. Но когда 11 октября 1948 года концертный сезон открылся без новой программы, без новых номеров хоровой группы, это сильно огорчило и растревожило публику, да и самих артистов.

В 1950 году коллектив получил мощную профессиональную поддержку: на должность хормейстера с целью создания современного национального репертуара был приглашён Александр Георгиевич Осипов, который тогда учился в Московской консерватории. И вдвоём с новым художественным руководителем М.М. Зерницким, существенно обновив репертуар, они подняли исполнительское мастерство хора на должную высоту. В национальной музыке с затянувшимися холодами было покончено, и наступила весна!

По признанию Серафима Попова, на его стихи к началу 1951 года местные композиторы П. Вейс, О. Рассадин, М. Зерницкий, А. Осипов сложили около 20 песен, и больше других – Осипов. Вот их названия: «Ӧшыньдорын» («У окна»), «Сьӧлӧмвисьӧм» («Боль сердца»),«Сыктывкар», «Эн шуӧйті», «Менам Эжвалы». Шуточные песни «Сёрни» («Разговор») и «Попутчик» предназначались для Валентины Есевой и Вацлава Мастеницы.

Первой ласточкой стала песня «Менам Эжвалы», прозвучавшая 8 октября 1949 годп на концерте открытия сезона в исполнении П.А. Осипова, коми вокалиста с консерваторским образованием. Молодые авторы, композитор Александр Георгиевич Осипов и поэт С.А. Попов, ценили Пантелеймона Александровича не только за мастерство и красоту его голоса. Он пел по коми всегда охотно и задушевно, побуждая песенников создавать и дальше красивые и гармоничные музыкальные произведения.

В том же интервью 1951 года Серафим Попов открыл секрет творческой дружбы с Александром Осиповым. «Сначала ищешь мелодию и образы, пытаешься удержать их внутренним слухом и зрением, потом переносишь на бумагу и проверяешь, как строчки звучат. Если композитор рядом – что-то ещё подскажет, шлифуем стихи мелодией. Так в готовой песне настроение, переживание, интонация становятся выразительнее. Бывают песни неотразимо притягательные для публики, но знать об этом заранее – никому не дано. Так и работаешь, не зная, чем тебе ответит слушатель».

У композитора Осипова завязалась дружба и с поэтом-фронтовиком Фёдором Щербаковым. Особой известностью пользовались два их шедевра: «Кор миаддзысьламтэкӧд» («Когда встречусь я с тобою») и «Менам Отчизна» («Моя Отчизна») – песня, которая на протяжении 40 лет звучала со сцены как визитная карточка республики, а по существу являла собой гимн РеспубликиКоми.

Премьерное исполнение её сводным хором Ансамбля песни и пляски и музыкального училища состоялось в праздничном концерте 6 ноября 1950 года на сцене Республиканского драматического театра. Дирижировал сам автор. Вспоминает выпускница училища 1953 годаСоциалина Георгиевна Веселова: «Песня «Менам Отчизна» своей мелодией и красотой согревала, возвышала и радовала душу зрителей и исполнителей».

Историю создания первой в творчестве Александра Георгиевича Осиповалирической песни «Мемнылысмуса» («Мила мне девушка») рассказал писатель Николай Щукин. «Сам я родом с Коквицкой горы, Толя Изъюров – из Часово. Оба учились в коми школах, любили литературу. В речное училище в 1949 году поступили после семилетки. Как-то на досуге занялись поэзией и отправили «пробу пера» в журнал «Войвывкодзув». Из редакции ответили, чтобы в дальнейшем присылали коми стихи собственного сочинения, а не переводы».

Стихотворение, ставшее песней, напечатали в двух номерах журнала: сначала сам текст, а в марте 1950 года на обложке – уже с нотами. И хотя сочиняли вдвоём (Николай помогал), автором был указан один Анатолий.В сборниках песня печаталась, в 1960 году – в Москве в издательстве «Советская музыка».

В 1955 году внимание Александра Георгиевича Осипова привлёк дважды студент Московского литературного института, начинающий поэт Геннадий Юшков. Появившиеся тогда стихи «Помнита, кыдзшколаӧ…» («Помню, как в школу») и «Буретшдаскӧкъямыс ар» («Как раз восемнадцать лет») взволновали композитора светлым чувством, юношеским максимализмом и непосредственностью, и он постарался передать это в музыке. По утверждению Г.Е. Юшковой, жены поэта, стихи навеяны первой любовью, которую испытал Геннадий, когда после Часовской семилетки учился в Палевицах. Девушка была стройной, высокой, характер уверенный и независимый.

Поэт хранил в сердце образ Галины (так звали девушку) и после расставания написал на эту тему стихи «Часово пристань». Если бы Александр Георгиевич Осипов догадался сочинить третью песню, получился бы цикл о юношеской любви, подобный «А у нас во дворе…» Аркадия Островского и Льва Ошанина. Поэтесса Надежда Павлова рассказывала, что песню «Помнита, кыдзшколаӧ…» пела на выпускном вечере в 1981 году в селе Туискерос.

Приехав в Сыктывкар в июле 1950 года, Александр Георгиевич Осипов задержался здесь на два года, после чего вернулся в Москву, чтобы продолжить учебу; тогда же был принят в Союз композиторов Республики Коми. В его творческом багаже около 20 песен на слова коми поэтов, пьеса для флейты и фортепиано «Мелодия». Была у Александра Георгиевича Осипова и такая работа: музыка к последней картине одноактной коми оперетты «Когда цветёт черёмуха» (либретто С. Попова и Ф. Шербакова). Композитору О.Л. Рассадину было не суждено самому закончить свою оперетту: причина – арест и высылка в Норильск. Там он перестал сочинять музыку на коми мелодии.

В 1969 году в книге «О коми музыке и музыкантах» Александр Георгиевич Осипов писал: «Для широкого распространения новых сочинений нужна умелая пропаганда. И способность донести песню до масс – необходимая черта в труде композитора… Будут ли они популярны – это зависит также от лиц и учреждений, ведающих развитием коми национальной музыки».

 

 

Надежда Митюшева



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: