О незабываемых моментах юношества

Одиссея Игоря Павлова

1950 год

За чашкой чая, в дружеской беседе, совершенно ненароком Павловым Игорем Николаевичем была выдана интересная история путешествия на байдарке по Ленинградской области.
Этот рассказ удачно вписывается в концепцию, сделать всю Неву нашим спортивным полигоном. Освоение просторов Невы происходило и раньше, но кто об этом знал?! Существующие средства общения позволяют нам делиться своим опытом, привлекать внимание заинтересованных лиц, добиваться в своих делах по совершенствованию спортивной работы в этом направлении бóльших успехов!

Слушай, говорю, Игорь, изложи это в письменном виде, найди фотоснимки того перехода, мы эту историю постараемся доступными нами средствами донести до широкой гребцовской общественности. Люди в те года спокойно шли против невского течения. А уж при наличии современных спортивных байдарок пройти по Неве до Орешка за световой день ничего не стоит. Имеются в виду гребцы физической подготовки городского уровня.

Эта история хорошо вписывается в идею – сделать всю Неву до Орешка спортивной рекой.

Такие неординарные действия будут содействовать повышению общего уровня спортивной кондиции гребцов нашего города.

Гребной спорт в Ленинграде есть и будет спортом №1!

Ленинград – город стойких, мужественных, целеустремлённых и выносливых людей. В артели гребцам любые задачи по плечу.

Гребцы возродят Россию!

Года создают нам дополнительные преграды, но они преодолеваются, несмотря ни на что. Игорь рядом с гоночной двойкой, которую он восстановил вместе с Локшиным и Мамоновым в лето 2013 года. Наша молодость всегда с нами.

Рассказ Игоря

о незабываемых моментах юношества

Летом 1950 года, в конце июля, три товарища (два студента Электротехнического института, Николай Иванцов, Анатолий Нерода и школьник девятого класса, Игорь Павлов, которому надоел волейбол) решили разнообразить свой досуг.

Я попросил у отца немецкую плоскодонную туристскую байдарку и, не имея никакой подготовки (я самостоятельно занимался академической греблей), закупив консервы, крупу, сахар, соль, муку и прочее, мы отправились в путь. Захватили с собой деньги, мелкокалиберную винтовку, фотоаппарат и мой членский билет ДСО Локомотив.

О маршруте имели весьма туманное представление. Карты не было, но мы знали, что Нева вытекает из Ладоги, и, если повернуть налево, то там где-то в Ладогу впадает Вуокса.

Цель путешествия – подойти по Вуоксе к порогам в Лосево.

Рано утром от водной базы Военного института физкультуры, расположенной против ЦПКиО, началось наше путешествие. Город мы прошли на трёх вёслах довольно быстро. Далее один из нас отдыхал, быстро шёл по берегу. От берега мы далеко не отходили, т.к. Нева река быстрая. Сделали два коротких привала. Без приключений поздним вечером того же дня мы вышли из Невы, повернули налево, и рядом с каким-то пионерским лагерем разбили свой лагерь. Построили шалаш, т.к. палатки мы не имели.

Графика движения у нас не было. По моей инициативе в первый день гребли в перчатках, чтобы не было мозолей.

На Ладоге мы один день отдыхали.

Неприятности нас ожидали, когда мы подошли к военному лагерю. Пушки стояли на берегу озера и стреляли по гондоле, которую тащил самолёт на длинном тросе. Комендант лагеря, к которому я ходил, предложил обойти их расположение, удалившись от берега на 15 км.

Мы приняли решение, с рассветом (утром был туман), под самым берегом пройти их расположение.

Когда стало светло, караульные солдаты просто не обратили на нас внимания (вероятно думали, что есть разрешение на проход). По пути следования был небольшой мысок, мы решили остановиться. И, когда я раздвинул кусты, я увидел много военных начальников в золотых погонах. Я понял, что надо срочно смываться.

Береговая линия, которой мы всегда придерживались, круто уходила влево, но вдали, километров 5, виднелся следующий мыс.

Мы напрямик направились к нему. И тут Ладога сыграла с нами злую шутку. В течение 20 минут поднялся ветер и разогнал волну с гребешками. Пришлось идти на двух вёслах, третий вычерпывал воду большой кастрюлей. Дойдя до мыса, мы упёрлись носом лодки в песок и лодка, затонула, Припасы были подмочены.

Больше такого мы себе не позволяли.

Погода стояла хорошая, мы отдыхали, и, не очень себя утруждали греблей, ловили рыбу, браконьерствовали по уткам, т.к. тогда это были глухие места.

В конце концов, мы почти добрались до Вуоксы, но погода испортилась (дождь, ветер, волны). Я заявил, что знаю, как сделать тёплый шалаш. В песчаной яме развести костёр, благо дров много, потом угли засыпать песком. Так и было сделано. Но среди ночи мы проснулись. Такое чувство, тебя жарят (одеяло подгорело от прогретого песка).

Два дня мы терпеливо ждали, когда утихнет ветер, но терпение моих друзей кончилось и, несмотря на мои предостережения (при такой волне и в лодку не сядешь), они пытались это сделать. Лодка вместе с ними была выброшена на берег и получила повреждения.

Трещины заделали варом от старой брошенной рыбачьей лодки.

Наконец Ладога успокоилась, и мы вошли в Вуоксу.

О дальнейшем путешествии не могло быть и речи, т.к. лодка подтекала. Мы решили отправить лодку по ж.д., со станции Громово. До станции лодку донесли, заплатили и погрузили в багажный вагон, а вот денег на билеты у нас уже не было. До города добирались зайцами, дважды нас контролёры высаживали, но всё-таки до города мы добрались.

Вид у нас был просто бандитский, не бриты, Николай босиком, т.к. его тапочки уехали в лодке, вещи в одеяле. Милиция тут же обратила на нас внимание, но отпустила, т.к. мы шли получать лодку в камеру хранения. Получив лодку, мы пронесли её через площадь Ленина, в одном из спусков погрузились и по течению довольно быстро дошли до базы.