Верхнекетского района Томской области




ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ, ФОРМИРУЮЩИХСЯ НА УРОКАХ-ИНТЕРАКТИВАХ ПРИ ОСМЫСЛЕНИИ ТРУДНЫХ ВОПРОСОВ ЛЕКСИКОЛОГИИ

Шевченко Виктория Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ "Белоярская СОШ № 1"

Верхнекетского района Томской области

Великая цель образования − не только знания,

но и прежде всего действия.

Н.И. Мирон, профессор Горно-Алтайского

государственного университета

 

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий как важной составляющей фундаментального ядра образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola (дата обращения: 11.11.2014 г.)].

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», «способность использовать на практике полученные знания и навыки» [URL: https://festival.1september.ru/articles/592271/ (дата обращения: 11.11.2014 г.)].

«Компетентность − владение соответствующей компетенцией, т.е. совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним» [Аргунова, 2009, с. 21].

«В России с начала нового столетия проблемами компетентностного подхода в образовании занимаются многие компетентные специалисты: А.В. Баранников, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, М.А. Холодная, А.В. Хуторской, Т.И. Шамова представляют различные точки зрения» [URL: https://togirro.t5.ru/kto_my/sub/departments_entrs/centr_inf_avt/informatizaciya/kompetentnostny.html (дата обращения: 11.11.2014 г.)]. В соответствии с ФГОС представлено четыре вида компетентностей: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные компетентности отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Регулятивные − обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Познавательные − обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Коммуникативные − обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации (подробнее: [URL: https://festival.1september.ru/articles/611031/ (дата обращения: 10.11.2014 г.)].

В соответствии с примерной основной образовательной программой образовательного учреждения в основной школе по изучению раздела «Лексикология и фразеология русского языка» выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности (подробно: [Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения…, 2011, с. 54].

В своей практике для достижения определенного уровня компетентностей у обучающихся я применяю интерактивные технологии обучения. Особенно незаменимы интерактивы при изучении определенных, часто вызывающих затруднения тем у пятиклассников, в разделе "Лексикология".

Что значит интерактивный урок? «Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка. «Интер – взаимный, акт – действовать. Следовательно – интерактивное обучение, это диалоговое обучение, обучение, погруженное в общение, в ходе которого осуществляется взаимодействие обучающихся между собой и с учителем» [URL: https://wiki.tgl.net.ru/images/4/48/Mischkina.doc. (дата обращения: 10.11.2014 г.)].

Ученые-лингвисты и учителя-практики по-разному определяют понятие «урок в интерактивной форме». Приведем примеры дефиниций, принадлежащих разным авторам.

По мнению авторов Большого толкового словаря русского языка, «интерактивный − основанный на двусторонней связи между зрителем (слушателем, пользователем) и центральным узлом какой-либо системы» [URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/127982 (дата обращения: 10.11.2014 г.)].

«Интерактивный урок − занятие, цели которого достигаются через максимально активное взаимодействие субъектов: ученика, учебного материала, организатора занятия, других учащихся», это «урок, который способствует проникновению информации в сознание учащихся через их собственную активную деятельность» [URL:https://linoit.com/users/lea_83/canvases (дата обращения: 10.11.2014 г.)].

В лингвометодической литературе наблюдается строгое разграничение пассивных, активных и интерактивных форм обучения.

Пассивный метод можно охарактеризовать как форму взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных педагогическим установкам учителя. Активный метод можно охарактеризовать как форму взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Многие современные исследователи между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на некоторую схожесть, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов, предполагающих взаимодействие учеников как с учителем, так и между собой. На схеме № 1 на с.4 (источник: Н.Д.Бровкина[URL:www.fa.ru/.../Использование%20интерактивных%20методов%20обуч. (дата обращения: 12.11. 2014 г.]) представлены модели взаимодействия ученика и учителя в условиях различных форм обучения.

 

Схема № 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: