Модели взаимодействия ученика и учителя при пассивном, активном и интерактивном взаимодействии




Урок в интерактивной форме – это урок, при котором «все обучают каждого, и каждый обучает всех» [Дьяченко, 1991, с. 61]. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, «учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения» [Ермошкина, 2000, с. 2].

Термин интерактивное обучение означает обучение, основанное на активном взаимодействии всех субъектов педагогической коммуникации с двусторонним обменом информации между ними. Это «такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания» [там же].

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии:

1.Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому;

2. Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом;

3. Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы;

4. Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий;

5. Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

«Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить ученика к условию учебного материала, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые активные формы работы с классом» [URL: https://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/168-metodicheskaya-rabota/1465.html (дата обращения: 09.11.2014 г.)].

Таким образом, интерактивные формы уроков рассматриваются мною как проявление инноваций в сфере современного преподавания. Их целью является эффективное сотрудничество учителя и учеников в процессе обучения, приносящее обеим сторонам чувство радости и удовлетворения от совместного творческого общения. А применение интерактивов в практике преподавания русского языка повышает компетентностный уровень обучающихся.

Основные компетентности, формирующиеся у школьников в процессе освоения «круга трудных вопросов лексикологии», представлены в разработанной нами таблице № 1 на с.5-8.

Таблица № 1

Перечень компетентностей, формирующихся на уроках-интерактивах при осмыслении трудных вопросов лексикологии

Трудные вопросы лексикологии   Компетентности
Предметные Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) Личностные
Лексическое значение слова Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знать основные приемы толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова». Уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); уметь толковать лексическое значение слова, используя различные приемы разграничивать лексическое и грамматическое значения слова. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию
Разграничение «омонимов» и «многозначных слов» Знать понятия «омонимы», «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова. Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных, омонимы и многозначные слова; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; находить и исправлять ошибки в употреблении многозначных слов. Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия. Коммуникативные: уметь в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию
Классификация омонимов Знать понятие «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами; об отражении омонимов в толковом словаре; о роли использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров).   Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Работа со словарями разных типов Развивать способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; уметь ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку; составлять выступления по теме урока; овладевать орфографическими нормами Регулятивные: уметь свободно пользоваться словарями различных типов; Познавательные: уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания; уметь определять цели предстоящей учебной деятельности; Коммуникативные: овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;   Сохраняют положительный настрой и позитивную установку на изучение русского языка; развивают способности оценивать собственную учебную деятельность.
Разграничение архаизмов и историзмов Знать понятия «устаревшие слова», «архаизмы», «историзмы», знать причины устаревания слов, уметь разграничивать архаизмы и историзмы, обосновать роль архаизмов и историзмов в художественных произведениях; знать о различиях между архаизмами и историзмами. Познавательные: выявлять особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование разных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

 

Таким образом, при осмыслении трудных вопросов лексикологии на уроках с применением интерактивных технологий у обучающихся формируется значительный круг компетентностей, включающий в себя предметные, метапредметные, личностные компетентности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: