Тема: Анатомо-физиологические основы патологии речи




Практическая работа № 2 (4 часа)

 

План

1. Общая характеристика сенсорных патологий.

2. Патологии зрения.

3. Патологии слуха.

4. Взаимосвязь речевых патологий с другими сенсорными патологиями.

 

Речевые патологии могут сочетаться с другими сенсорными патологиями (зрения, слуха). Рассмотрим основные из них.

1. Патология органа зрения

Студентам предлагается заполнить следующую таблицу

 

Название заболевания Клиническая картина, симптомы Лечение и профилактика
     
     
     
     

 

В таблицу должны быть включены следующие заболевания.

1. Заболевания век и слёзного аппарата: аномалии век, болезни кожи век, болезни края век, болезни мышц века, заболевания слёзных органов.

2. Заболевания конъюнктивы: экзогенные, вирусные, трахома, аллергические конъюнктивиты, дегенеративные изменения конъюнктивы.

3. Заболевания роговой оболочки и склеры: вирусные кератиты, гнойные бактериальные язвенные кератиты, туберкулёзные кератиты, заболевания склеры.

4. Заболевания сосудистого тракта: аномалии развития сосудистой оболочки, воспалительные заболевания сосудистой оболочки, ирит и иридоциклит.

5. Хрусталик и его болезни: катаракта (приобретённые, возрастные, травматические, врождённые).

6. Патология внутриглазного давления (глаукомы: врождённая, первичная, вторичная).

7. Заболевания сетчатки и зрительного нерва: дистрофические заболевания сетчатки, отслойка сетчатки, воспалительные заболевания. Неврит зрительного нерва, атрофия зрительного нерва.

8. Патология глазодвигательного аппарата: косоглазие, нистагм

2. Развитие речи в онтогенезе.

 

Речь формируется на ранних этапах онтогенеза, в периоде первого детства и совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Слово для ребенка до 6 месяцев жизни смыслового значения не имеет и роль словесных воздействий в сравнении с воздействиями реальных раздражителей внешней среды чрезвычайно мала. Например, 5-месяч­ный ребенок на вопрос: «Где мама?» - поворачивает голову в сторону матери не потому, что он связывает данное словесное раздражение с образом матери, а потому, что на его организм воздействует целый комп­лекс условных раздражителей - положение тела, зву­ковая аранжировка вопроса, интонация и тембр голоса спрашивающего. Изменение параметров хотя бы одного из этих раздражителей предотвращает рефлекс поворо­та головы. Более того, при данных условиях замена словесного раздражителя на иной, обладающий другим смыслом, например, «Где киса?» вызовет у ребенка та­кой же поисковый рефлекс, как и вопрос «Где мама?». Но при постоянном повторении сочетаний словесного эквивалента и воздействия конкретного физического раздражителя (образ матери, запах ее тела) роль слова возрастает. В конечном итоге процесс выделения слова в ранг самостоятельного раздражителя в чистом виде завершается к первому году жизни ребенка. Однако на этом этапе онтогенеза слово является только абстрак­цией от непосредственного раздражителя, но оно еще не является составной частью общности слов. Для того, чтобы слово стало обобщающим показателем, не­обходимо выработать на него 10-15 условных связей.

Например, если ребенок играет с игрушкой - с кук­лой, получая при этом только три словесных подкрепле­ния типа «дай куклу», «возьми куклу», «вот кукла», то у него на просьбу принести куклу из группы других, по-разному одетых кукол, ответ будет стереотипным - он принесет только ту куклу, с которой он все время играл. Но если при игре ребенка с куклой ему дается много словесных подкреплений типа «вот кукла», «возьми, дай, положи, накорми, покатай, одень, уложи спать» и т.д., то в конечном итоге слово «кукла» станет обобщающим для всех подобных данной кукле игрушек и такой ребе­нок на просьбу «принеси куклу» выберет из множества игрушек не только куклу, с которой он играл, но и все другие куклы. Слово «кукла» стало обобщающим.

Уровень обобщений непостоянен, он все время возра­стает на базе речевой деятельности, приобретения навыка письма, чтения, овладения иностранными языками. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необхо­димых для построения центров речи, снижается.

Стадии развития речи. В первые недели жизни про­исходит формирование условных рефлексов на раздражи­тели первой сигнальной системы. В возрасте более 6 ме­сяцев вырабатываются условные рефлексы на словесные раздражители. К 1 году - слово представляет собой обозначение конкретного предмета, то есть является ин­тегратором первого порядка. С 1 года до 2 лет слово является сигналом сигналов, то есть интегратором второ­го порядка. К 3 годам слово становится интегратором третьего порядка (игрушка, цветы, животные и т.д.).

Схематически становление второй сигнальной сис­темы в онтогенезе и совершенствование ее связей с первой сигнальной системой можно представить следу­ющим образом:

Новорожденный ребенок: наличие связей Н-Н (непос­редственный раздражитель - непосредственный ответ).

Ребенок до 1 года: связи Н-Н, С-Н (словесный раз­дражитель - непосредственный ответ).

Ребенок 1-2 года: связи Н-Н, С-Н, Н-С (непосред­ственный раздражитель - словесный ответ).

Ребенок после 2 лет: связи Н-Н, С-Н, Н-С, С-С (словесный раздражитель - словесный ответ).

Так становится и так совершенствуется вторая сиг­нальная система действительности, являющаяся основой словесно-логического, абстрактного мышления человека.

Становление второй сигнальной системы и формиро­вание доминантности по речи левого полушария протека­ет при условии нахождения ребенка в человеческой соци­альной среде в периоды раннего или первого детства - без этого человеческая речь не формируется. Науке изве­стно около 30 случаев воспитания детей в период ранне­го детства вне человеческого общества (среди волков или леопардов), но ни в одном из случаев при возвращении ребенка в человеческое общество формирование членораз­дельной речи и на ее основе сознания не происходило. Типичным примером является история жизни двух сестер - Амиллы и Камиллы, похищенных семейством волков в возрасте 2 и 4 года и возвращенных в человеческое об­щество через четыре года.

 

До того, как начать говорить, ребенок должен на­учиться понимать в среднем 50-100 слов. Словарный за­пас годовалых детей не превышает 10-12 слов, двухлет­них детей - 250 - 300 слов, трехлетних - 500-1500 слов (в среднем - 1000). К 4-5 годам речь многих детей практически не отличается от речи взрослых.

Наблюдения показывают, что не следует ускорять естественное развитие речи маленького ребенка. Время, когда ребенок заговорит, в определенных границах не имеет значения. Начав говорить позже сверстников, ребе­нок может потом очень быстро наверстать упущенное. Психологи считают, что нельзя сводить общение с ребен­ком (даже очень маленьким) к односложным названиям («кукла», «ложка»). Ребенок, с которым постоянно раз­говаривают по типу «вещь-слово» может долго задер­жаться на этой стадии освоения речи. Он привыкает про­сто повторять за взрослым название предметов. Не сле­дует заменять живую беседу с ребенком улыбками, жес­тами, мимикой или сводить речь к восклицаниям, пользо­ваться упрощенными «детскими» словами, так как овла­девая речью, ребенок, прежде всего, запоминает то, что говорят ему взрослые. При этом очень важно, чтобы ре­чевое общение доставляло малышу радость и удоволь­ствие. Если ребенок чрезмерно быстро осваивает речь, то не следует его перегружать информацией, чтобы избе­жать переутомления и перевозбуждения.

Рассмотрим физиологические основы фонации и гигиену голоса. Фонация - это озвучивание речи. Голос образуется в гортани: струя выдыхаемого из легких воздуха, проходя через сомкнутые голосовые связки, вызывает их колеба­ния. Возникающий при этом слабый звук заданной часто­ты усиливается затем верхним резонатором, который представляет собой полость рта, глотки, носа и придаточ­ных пазух. Благодаря этому резонатору голос приобрета­ет индивидуальную окраску (тембр). В зависимости от напора выдыхаемой струи, сопротивления голосовых свя­зок и амплитуды их колебаний голос может быть силь­ным или слабым. Длина и частота звуковых волн обус­лавливает высоту голоса.

Морфологически гортань как основной орган голосообразования представлена хрящами (перстневидным, щи­товидным и черпаловидными), мышцами (перстнещитовидной, перстнечерпаловидной латеральной и задней, черпа­ловидными и голосовыми), голосовыми связками, а так­же нервами, представленными двумя веточками блуждаю­щего нерва - верхним гортанным, иннервирующим пер-стнещитовидную мышцу, и нижним гортанным, или воз­вратным, нервом, который иннервирует все остальные мышцы гортани. Собственно голосовой аппарат - это полость гортани между складками преддверия и голосо­выми связками. Голосовые связки состоят из эластичес­ких и мышечных волокон; одним концом они прик­реплены к середине внутренней поверхности щитовидного хряща, а другим - к голосовым отросткам черпаловид­ных хрящей. Высота голоса определяется длиной голосо­вых связок: у тенора и сопрано они короткие, у барито­на, баса и меццо-сопрано они длинные.

При вдохе голосовая щель расширяется за счет рас­хождения голосовых отростков черпаловидных хрящей, а при фонации - связки предельно смыкаются, т.е. голо­совая щель уменьшается. Величина просвета голосовой щели определяется состоянием мышц. Расширение осу­ществляется за счет сокращения парной задней перстне­черпаловидной мышцы: один ее конец прикреплен к зад­ней поверхности перстневидного хряща, а второй - к задней поверхности мышечных отростков черпаловидных хрящей; поэтому при ее сокращении голосовые отростки черпаловидных хрящей расходятся и голосовая щель рас­ширяется. Сужение голосовой щели осуществляется при участии трех мышц. Это непарная поперечная черпаловидная мышца, а также латеральные перстнечерпаловидные мышцы и косые черпаловидные мышцы. Поперечная черпаловидная мышца при своем сокращении сближает голосовые отростки черпаловидных хрящей, в результате чего голосовые складки полностью смыкаются; это спо­собствует усилению и повышению тембра голоса. Чем сильнее смыкаются складки, тем короче отрезок голосо­вой связки, воспроизводящий высокий звук. Латеральные перстнечерпаловидные мышцы начинаются на боковой по­верхности перстневидного хряща и прикрепляются к мы­шечным отросткам черпаловидных хрящей. При сокраще­нии этих мышц черпаловидные хрящи разворачиваются, и голосовая щель суживается. Косые черпаловидные мыш­цы находятся между мышечными отростками и верхуш­кой черпаловидного хряща. При их сокращении черпало­видные хрящи сближаются, и тем самым суживается го­лосовая щель.

Кроме того, для фонации важны мышцы, меняющие натяжение голосовых связок. Эту функцию выполняют щиточерпаловидные мышцы, в том числе ее отдельный пу­чок, получивший название голосовой мышцы. Голосовая мышца выделяется как самостоятельная мышца с 7 лет; она проходит в толще голосовой складки от щитовидного хряща до черпаловидного хряща. Эта мышца определяет высоту голоса. При старении она атрофируется, в резуль­тате чего голос слабеет и сокращается его диапазон.

Согласно миоэластической теории образования звука, частота колебаний голосовых связок зависит от коли­чества импульсов, идущих от нейронов коры больших по­лушарий - в результате сокращения косо идущих воло­кон голосовых связок происходит активное временное размыкание голосовой щели, что определяет частоту ко­лебаний связок, а, следовательно, и высоту голоса. Сила звука определяется интенсивностью воздушной струи, т.е. работой дыхательного аппарата. Регуляция высоты звука осуществляется за счет сигналов, идущих от нейронов, локализованных в полях 44, 6 и 8, находящихся в лоб­ной доле; эти сигналы поступают в дыхательный центр и одновременно к двигательному ядру блуждающего нерва. В результате этого изменяется дыхательный цикл и про­исходит натяжение (до необходимой величины) голосо­вых связок, а также сужение голосовой щели. Возникаю­щий звук контролируется слуховым и двигательным ана­лизаторами, благодаря чему (с участием канала обратной связи) высота звука достигает необходимого значения.

Для красивого звучания важен тип дыхания. Это имеет принципиальное значение для певцов, драматичес­ких артистов. В XIX веке основной акцент был сделан на грудной тип дыхания; например, именно этот тип дыха­ния был принят в Парижской консерватории. В последу­ющем на вооружение был взят грудно-брюшной тип ды­хания как более рациональный.

Частотный диапазон голоса зависит от голосового аппарата. У баса он составляет в среднем 44-310 Гц, у баритона - 76-331 Гц, у теноров - 138-512 Гц, у альта - 191-562 Гц, у меццо-сопрано - 234- 605 Гц, сопра­но - 256-1024 Гц. Кроме основного тона в звуке при­сутствуют обертоны, т.е. частоты, превышающие основной тон в 3,4,5... раз. Они создают неповторимость, индиви­дуальность голоса, т.е. его тембр.

Форсирование голоса, большая голосовая нагрузка приводит нередко у представителей речевых профессий к воспалению голосовых связок («катар усталости», острый ларингит, хронический ларингит), а также к развитию функциональных заболеваний голосового аппарата - дисфонии и афонии. Последние являются результатом нарушения деятельности нейронов коры больших полуша­рий, управляющих фонацией, т.е. проявлением невроза. Среди дисфонии выделяют особую форму нарушения го­лоса - фоноастению, которая часто наблюдается у пре­подавателей и является результатом выраженного утом­ления. Возможны также нейрогенные парезы и параличи голосовых мышц, что приводит к дисфонии или афонии.

Голосовой аппарат чрезвычайно чувствителен к раз­личным гормонам, включая половые. При гипертиреозе имеет место повышенная утомляемость голосового аппа­рата, осиплость, а также нарушение тембра и силы звука. При недостаточной продукции адреналина наблюдается несмыкание голосовой щели.

При мутации голоса, связанной с половым созрева­нием, связочный аппарат становится очень чувстви­тельным к различным травмам, что требует бережного отношения к голосу. При менструации у женщин возни­кает катаральное (отечное) состояние голосовых связок (менструальная ларингопатия). Это сопровождается сухо­стью и першением в горле, что приводит к осиплости, ог­рублению голоса и быстрому утомлению; в этот период высока опасность травмируемости связочного аппарата. В климактерическом периоде голос становится грубым, по­хожим на мужской.

У работников речевых профессий высока вероятность нарушений голосового аппарата - в 40% случаев у них наблюдаются те или иные нарушения. Во многом это связано с неправильным использованием голосового аппа­рата, т.е. с отсутствием правильной постановки голоса, с чрезмерным перенапряжением, а также в связи с разви­тием невроза. Поэтому необходимо соблюдать определен­ные правила пользования голосовым аппаратом, т.е. гиги­ену голоса.

При разговоре следует голову держать прямо - этим создаются благоприятные условия для фонации. Го­ворить нужно легко, плавно, без усилий, в привычном темпе и с привычной высотой. Считается, что для голо­сового аппарата особенно вреден крик: 5-минутный крик может привести к непоправимому повреждению голосо­вых связок. Визг, громкие радостные возгласы, кашель, откашливание, чихание - все это также нарушает функ­ции голосового аппарата. Форсирование голоса, таким образом, является повреждающим фактором. Поэтому не­целесообразно стараться перекричать шум в аудитории. Считается, что при диалоге расстояние между собеседни­ками не должно превышать 1 м. В гигиенических целях нужно снижать голосовые нагрузки в период мутации, при менструациях, при заболеваниях голосового аппарата (ларингиты, дисфонии). Для сохранения голоса речь или пение лучше осуществлять в положении стоя. Для работ­ников речевых профессий необходим профессиональный отбор, а также постановка голоса, т.е. обучение рацио­нальным методам фонации. Следует помнить, что в хо­лодные дни педагогу нельзя сразу же после окончания уроков выходить на улицу; в этом случае желательно 10-15 минут побыть в помещении. Не рекомендуется в хо­лодные дни быстро ходить по улице после речевой на­грузки, так как в этом случае возрастает вентиляция лег­ких, и не рекомендуется говорить. Известно, что сухой воздух в помещениях отрицательно влияет на голосовой аппарат, поэтому следует поддерживать необходимую влажность воздуха в помещении путем его увлажнения. Работникам речевых профессий не рекомендуется упот­ребление в пищу острых продуктов (перец, хрен, горчи­ца), так как они раздражают слизистую оболочку глотки и гортани; прием пищи должен проводиться не менее чем за 2-3 часа до речевой нагрузки. Известно, что у препо­давателей с 10-летним стажем педагогической работы значительное утомление голосового аппарата возникает, если преподавание ведется в пределах 3-4-часов с 15-ми­нутными перерывами, а полное восстановление голоса происходит лишь за 1 час голосового покоя. Если стаж превышает 10 лет, то утомление наступает через 2-3 часа нагрузки, а восстановление - спустя 2 часа. Поэтому не­обходимо регламентировать речевую нагрузку и отдых. Работники речевых профессий должны чувствовать при­ближающееся утомление голосового аппарата и вовремя предоставить ему отдых. Курение и алкоголь отрицатель­но влияют на состояние голосового аппарата. Укрепле­нию голосового аппарата способствуют занятия оздоро­вительной физкультурой, в том числе гимнастикой, лег­кой атлетикой, теннисом, волейболом, плаванием, туриз­мом, т.е. теми видами спорта, которые совершенствуют работу дыхательного аппарата.

В процессе онтогенеза фонация, как и артикуляция, развивается за счет имитационных рефлексов, т.е. за счет подражания. Поэтому если у взрослых или детей, окру­жающих ребенка, имеется дефект речи, то у ребенка тоже будут некоторые нарушения в голосовой функции. Например, у крикливой матери и ребенок говорит на по­вышенных тонах. Дети особенно подражают любимому учителю.

Физиологические основы артикуляции. Артикуляция представляет собой формирование резонансной полости за счет положения языка, челюстей и мягкого неба, что достигается работой соответствующих мышц. Жевательная мускулатура управляется двигательными волокнами трой­ничного (V пара) нерва, мышцы мягкого неба - языкоглоточным (IX пара) нервом и блуждающим нервом (X пара), а мышцы языка - подъязычным нервом (XII пара). Результатом деятельности этих мышц, инициируе­мой под влиянием импульсов, идущих от полей 44, 6 и 8, является возникновение форманты, т.е. усиление, или резонанс. В каждой гласной - две форманты. Одна свя­зана с резонансом глотки, а вторая связана с резонансом ротовой полости. Согласные звуки образуются в резуль­тате прохождения струи воздуха через разнообразные су­жения, образующиеся во время речи в ротовой части глотки. Губные согласные - б, п; в передней части по­лости рта образуются такие согласные как д, л, с, т, в средней части - р, ш, в задней части полости рта - к,-г, х. Согласные буквы придают четкость речи.

Нарушение артикуляции, лечение косноязычия осу­ществляет логопед, постановку голоса - фонопед, лече­ние нарушений голоса - фониатр или, при его отсут­ствии - отоларинголог.

3. Эволюционные аспекты речи.

Вопрос о происхождении речи и языка представляет большой интерес, так как его решение во многом расши­ряет наши представления о механизмах речи. Л.А. Орбели считал, что вторая сигнальная система человека (как

способность к абстрактному мышлению) и речевые сигна­лы (как инструмент второй сигнальной системы) не мог­ли внезапно возникнуть в ходе эволюции, а должны были иметь какие-то предпосылки и промежуточные эта­пы развития.

Совершенно очевидно, что животные не обладают способностью говорить. Но зачатки речи наблюдаются у ряда животных. Известно, что некоторые животные мо­гут с поразительной точностью имитировать звуки чело­веческой речи. Однако, имитируя речь, животные не спо­собны придавать словам новые значения. Поэтому произ­носимые животными слова нельзя назвать речью. При этом лишь некоторые животные обладают речевым аппа­ратом, необходимым для имитации звуков человеческой речи. В экспериментах, однако, показано, что у большин­ства животных отсутствует инвариантное восприятие фо­нем, свойственное людям.

Опыт общения людей с животными показывает, что большинство млекопитающих может научиться понимать значения многих слов и фраз. Но это понимание не пред­ставляет собой настоящего речевого общения. Животное никогда не сможет обучиться синтаксическим правилам языка, то есть, услышав новое предложение, оно не смо­жет провести его синтаксический анализ, выявить подле­жащее и сказуемое, использовать его в другом контексте.

Известно, что животные общаются между собой с помощью языка жестов и звуков, каждый из которых имеет свое жестко фиксированное значение. В большин­стве случаев такой знак представляет собой врожденную реакцию на конкретную ситуацию, а реакция другого животного на этот знак также обусловлена генетически.

У высших животных существуют свои врожденные виды коммуникации, в том числе обонятельная, акусти­ческая, зрительная и тактильная. Их совокупность со­ставляет для каждого вида животного свой «язык». По­средством этого «языка» происходит общение животных друг с другом, обмен информацией между ними. До не­давнего времени считалось, что «язык» животных (напри­мер, звуковой) является эмоциональным языком, т.е. с его помощью может быть передана информация только об эмоциональном состоянии конкретной особи после воздействия на нее того или иного раздражителя, но не о свойствах или характеристиках этого раздражителя. Та­ким образом, ученые полагали, что основным различием мышления человека и животных является невозможность животных производить абстрагирование характеристик раз­дражителя и, следовательно, отражать данные абстракции в форме звукового или какого-либо иного сигнала.

Исследования последних лет позволили опровергнуть эти представления. С помощью современной звукозаписы­вающей техники было показано, что люди не воспринима­ют слуховым анализатором всю полноту звукового сигна­ла животных вследствие того, что границы восприятия частоты звукового сигнала у человека находятся на уров­не 20 кГц, тогда как звуковые сигналы многих живот­ных имеют ультразвуковые характеристики, т.е. достига­ют 25 кГц и более (например, дельфины общаются меж­ду собой на частоте от 200 кГц до 400 кГц). При осо­бом (в замедленном темпе) воспроизводстве записанного на магнитную пленку звукового сигнала животного мож­но получить представление о большой его сложности по сравнению с тем, что воспринимается ухом человека. Этим методом было установлено, что звуковые сигналы животных несут в себе информацию о конкретных свой­ствах раздражителя. Это означает, что животные способ­ны не только производить абстрагирование раздражителя, но и вкладывать информацию об этом в форму специфи­ческого звукового сигнала. Оказалось, что человек при из­вестном опыте общения с животными может переводить эти сигналы на свой язык, может понимать их. Например, из воя волков канадской тундры можно уловить информа­цию о появлении человека в их поле зрения, о направлен­ности передвижения оленьих стад и их численности. В крике ворона опытное ухо человека улавливает информа­цию о бегущем по лесу звере, идущем человеке, о наличии у него ружья. Дельфины, для общения друг с другом ис­пользуют язык свистов. Лилли в своей книге «Человек и дельфин» показал, что посредством свиста дельфины мо­гут передавать информацию о необходимости изменения поведения. Отметим, что язык свистов присущ и человеку. Например, жители горных районов Турции и Европейских Альп используют его для общения между собой, находясь на больших расстояниях друг от друга.

Естествоиспытатели неоднократно предпринимали по­пытки обучения высших обезьян человеческой речи. Но долгое время эти попытки были неудачны. Поэтому сформировалось представление об отсутствии способности к абстрагированию даже у таких высокоорганизованных животных. Однако истинная причина неудач заключается в другом. Оказалось, что голосовой аппарат обезьяны по своему строению отличается от голосового аппарата чело­века. Поэтому обезьяны не способны формировать звуко­вые сигналы, сходные со звуками человеческого голоса. Учитывая это обстоятельство, американские зоопсихологи супруги Гартнер попытались обучить молодую самочку шимпанзе по кличке Уошо языку жестов глухонемых. Результаты превзошли все ожидания - «словарный» за­пас Уошо за несколько месяцев обучения составил около 300 жестов, то есть достиг уровня словарного запаса полутора-двухгодовалого ребенка. С помощью жестов Уошо свободно общалась с людьми, используя для этих целей даже довольно сложные фразы. Вот пример жестового языка Уошо при желании получить еду, хранящуюся в холодильнике: Уошо жестами показывала - открытый холодный ящик, есть, пить. После рождения у Уошо до­чери, мать самостоятельно обучила ее тестовому языку для общения с людьми.

Естествоиспытатель Примак обучил самца шимпанзе по кличке Сарах «разговаривать» с человеком при помо­щи набора кусочков пластика, каждый из которых имел свой цвет, свою форму и обозначал собой конкретное по­нятие или предмет. Сарах овладел 170 «словами» -кусоч­ками и с их помощью строил, например, такие фразы: Сарах - положить - абрикос - красная - миска - виноград - зеленая - миска.

Полученные в подобных опытах результаты широко обсуждаются. Многие авторы подчеркивают, что жесты-знаки, используемые человекообразными обезьянами, вы­полняют только коммуникативную функцию (так, напри­мер, комментируется сообщение о способности обезьяны-гориллы по имени Коко пользоваться примерно 370 жес­тами-знаками), а высшие понятийные формы речи обезья­нам недоступны. Оппоненты полагают, что животные не в состоянии складывать из знаков новые предложения, менять порядок жестов-знаков для выражения одной и той же мысли, а точнее, одной и той же потребности. Но, не взирая на различие во мнениях исследователей, можно утверждать, что у животных существует способ­ность к абстрактному мышлению, которая проявляется в их коммуникациях. Следовательно, вторая сигнальная си­стема человека - не только чисто человеческое приобре­тение. Это подтверждает представление Л.А. Орбели, высказанное почти 50 лет назад, о том, что вторая сиг­нальная система человека и речевые сигналы постепенно возникли в ходе эволюции. Возможно, что на одном из таких этапов появилась способность формирования абст­рактных понятий на довербальном уровне, которая на­блюдается у высших обезьян.

Таким образом, возможность абстрактного мышле­ния животных доказана. Но до сих пор неясным остает­ся вопрос о предельных возможностях абстрагирования у животных. Пока ясно одно: если у человека на каж­дый абстрактный словесный раздражитель могут быть построены абстракции все возрастающего порядка (на­пример, воробей - птица - животное - живая мате­рия - ноосфера и т.д), то высшие животные способны строить абстракции только одного порядка. Поэтому животные, в отличие от человека, не способны строить далеко распространяющееся будущее время, не способны строить план своих индивидуальных действий на дале­кое будущее и, главное, план коллективных действий. Таким свойством обладает только человек. Например, высшие обезьяны при попытках достать банан, положен­ный в опыте под тяжелый камень, который обезьяна в одиночку сдвинуть не может, после ряда безуспешных попыток прекращает эту затею, но не зовет на помощь своих сородичей, т.е. она никогда не догадается органи­зовать совместную деятельность для получения лакомого кусочка. Люди, строя план своей деятельности, решили бы подобную задачу очень легко. Прав был Ф. Энгельс, утверждая, что только членораздельная речь и совместная трудовая деятельность привели к превращению моз­га обезьяны в мозг человека современного.

Это свойство человеческой речи - объединение лю­дей в совместной трудовой деятельности - прекрасно осознавали и наши далекие предки. Например, в извест­ной библейской легенде о строительстве Вавилонской башни, посредством которой люди хотели достичь боже­ственных чертогов, бог карает дерзновенных не разруше­нием самой башни и не умерщвлением ее строителей. Для кары он избирает другой способ - внедрение в уста строителей башни разноязычия, в результате чего люди перестали понимать друг друга. План строительства был утрачен, и завершение строительства башни не состоя­лось. Разумеется, божественное вмешательство в строи­тельство Вавилонской башни не более чем легенда, но тем не менее в ней прекрасно подчеркнута мысль о зна­чимости речи как объединяющего начала для совместной трудовой деятельности людей.

Итак, вторая сигнальная система человека, являюща­яся основой сугубо человеческого словесно-логического мышления, основой человеческого сознания и способом формирования знаний об окружающем мире посредством использования словесных абстракций, отличается от ана­логов подобных систем животных возможностью созда­ния необозримого будущего времени, возможностью со­здания плана действий в этом будущем времени, предель­но высоким уровнем абстрагирования, на основе чего ста­новится возможной организация сложных форм совмест­ной трудовой деятельности людей.

 

4. Патология органа речи

Студентам предлагается заполнить следующую таблицу

 

Название заболевания Клиническая картина, симптомы Лечение и профилактика
     
     
     
     

 

В таблицу должны быть включены следующие заболевания.

 

1. Заболевания наружного носа и носовой полости: сужение и зарастание полости носа, повреждение носа, искривление носовой перегородки, инородные тела носа, острый и хронический насморк, полипы носа, гнусавость.

2. Заболевания полости рта: дефекты губ и нёба, дефекты языка, челюстей, зубов.

3. Заболевания глотки: инородные тела, ангина, хронический тонзиллит, гипертрофия носоглоточной миндалины, нёбных миндалин, паралич мягкого нёба.

4. Заболевания гортани: инородные тела гортани, острый ларингит, ложный круп, хронический ларингит, узелки голосовых связок, папиллома гортани

 

 

5. Патология органа слуха

Студентам предлагается заполнить следующую таблицу

 

Название заболевания Клиническая картина, симптомы Лечение и профилактика
     
     
     
     

 

В таблицу должны быть включены следующие заболевания.

 

1. Заболевания наружного уха: атрезия наружного слухового прохода, серная пробка, инородные тела.

2. Заболевания барабанной перепонки.

3. Заболевания среднего уха: катаральное воспаление, гнойное воспаление (острый гнойный отит, хронический средний отит), отосклероз.

4. Заболевания внутреннего уха: дефекты и повреждения, воспаления.

5. Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозгу.

6. Глухие дети без речи (глухонемые); глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие); слабослышащие (тугоухие) дети.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: