Оборудование:
- костюм деда буквоеда
- знаки препинания: точка, окончание, восклицательный знак, вопросительный знак, корень слова, предлог, тире, двоеточие
- красочные таблички с заданиями
- презентация к викторине «Проделки деда Буквоеда»
Цель:
·прививать любовь к русскому языку
· закреплять знания и умения, полученные на уроках русского языка, произношения и развития речи
· применять знания в новых ситуациях
· правильно употреблять грамматические формы слова
· воспитывать уважительное отношение к иному мнению, овладение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия (умение работать в группах, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, аргументировать собственное мнение)
· адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач
Ход мероприятия
Разминка
v Посчитайте сколько звуков "ш" в этом стихотворении?
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке Из деревушки пешки до деревеньки ложки. А в деревушке ложки у них устали ножки. Обратно в пешки мышки приехали на кошке. И пели по дорожке, и щёлкали орешки - От деревушки ложки до деревушки пешки. Пешком идти не близко, когда идёшь обратно, А на пушистой киске и мягко, и приятно, Если кошке по пути - отчего не подвезти.
Учитель: Читает девиз урока, написанный красочно на доске.
"Учите русский язык - годы кряду, с душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, и та награда - в нём самом".
(Сабир Абдулла)
Дед Буквоед:Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Как хорошо тут у вас!
Я - дед буквоед. Назвали меня так, потому, что я хочу обо всём знать.
Здесь серьёзно изучают русский язык? Значит, я пришёл по адресу. Я, ребята, пришёл к вам в гости, посмотреть, как вы по стране знаний путешествуете и свои знания совершенствуете. Хочу я, ребята, быть грамотным, чтобы писать без ошибок, употреблять в устной речи только правильные слова и выражения, предложения строить правильно. Ведь русский язык - самый красивый в мире. В общем скорее давайте выполнять задания, мне не терпится научиться пользоваться родным русским языком.
Дед Буквоед:Ребята, а я ведь не один пришёл. Кто это?
Со мной пришли мои помощники – знаки препинания (точка, запятая, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак; части слова (приставка, корень, суффикс, окончание); предлоги, которые помогут мне и расскажут о заданиях.
Восклицательный знак.
v Составьте слова из первых букв названий картинок.
Тире: Выполните теперь мои задания.
v Разгадайте ребусы и разделите слова для переноса.
Вопросительный знак: спрашивает
1 команда:
v В каких словах букв больше чем звуков? Подчеркните их.
Журавль, ёрш, юла, заяц, гусь, юбка, портфель, холодильник, ели, пальто, конь, яблоко, мальчик.
2 команда:
v В каких словах букв меньше чем звуков? Подчеркните их.
Журавль, ёрш, юла, заяц, гусь, юбка, портфель, холодильник, ели, пальто, конь, яблоко, мальчик.
Двоеточие:
v В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.
Пиши, но только не спеши. В сочетаниях жи, ши только " и" всегда пиши.
Поставьте следующие слова во множественное число:
1 команда:
Крыша, уж, лужа, малыш, ландыш, карандаш, этаж, чиж, каша.
2 команда:
Груша, мышь, нож, кожа, стриж, камыш, саквояж, ухо, лыжа.
Конкурс капитанов.
Сколько в русском алфавите гласных?
Что общего у звуков Ж Ш Ц?
Что общего у звуков Ч Щ Й?
Подчеркните свистящие звуки С СЬ З Ч Ц
Подчеркните шипящие звуки Ш Ж ЗЬ Щ Ч
Чем отличаются буквы Ь и Ъ от остальных?
Подчеркни мягкие звуки в словах машина, шелк, рожь?
Окончание.
v А пока капитаны команд соревнуются, мы с вами отдохнем. Отгадайте загадки-шутки. Отгадка в них - окончание последнего слова.
Музыкальная пауза (физминутка)!!!
Корень слова:
v Найди, где слова родные, однокоренные.
Вычеркните лишнее слово. (Задание выполняют 2 ученика по одному от каждой команды)
белка, беленький, белить
водяной, вода, водить,
лист, лиса, лисёнок,
горный, горка, городок,
пёс, песочный и песок.
моряки, морской, моржи,
корень, корневой, коржи,
носит, носик и носок.
семя, семечко, семья.
вдруг, подруга и друзья.
v Так же как и у кустов, корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам:
1 команда:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветной, цветок, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ходит, выходка, ходы.
2 команда:
Ледяной, ледовый, лёд.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Вода, водяной, водичка.
Дед Буквоед: Как же вы хорошо справляетесь со своими заданиями! Вы самые грамотные ребята! Выполните и моё задание. Соедините между собой подходящие по смыслу слова.
высокий ветер
вековой дождь
сильный голубь
колючий сугроб
бурый мороз
моросящий медведь
Точка:
v Я заканчиваю строчку, ставлю маленькую точку. Разделите текст на предложения и поставьте точки. Подчеркните слова, которые нужно писать с большой буквы.
Снег укутал деревья дуб стоит в мохнатой шапке молодая ёлочка спряталась в сугроб не страшен деревьям холод и мороз
Предлог:
v А без меня, друзья, обойтись никак нельзя,
Вставить нужный здесь предлог Это ваш учебный долг.
Это … нашего двора Чемпионы, мастера. Носят прыгалки … кармане, Скачут … самого утра. … дворе и … бульваре, … переулке и … саду, … прохожих … виду.
Дед Буквоед: Всё это хорошо! Но, что-то мне подсказывает, что все ответы ребята заранее знали. Чтобы я поверил вам в то, что вы такие грамотные, выполните еще несколько моих заданий. Ну как согласны?
Ребята отвечают хором: "Да!"
Дед Буквоед: Тогда слушайте, мои сладенькие!
v Раскройте смысл выражений, которые называют крылатыми.
1. Рукой подать.
2. В час по чайной ложке.
3. Морочить голову.
4. Во весь дух.
5. Работать, засучив рукава.
6. Работать спустя рукава.
7. Прикусить язык.
8. Ни пуха, ни пера.
v Отгадайте кроссворд.
Дед Буквоед: Ну, что ж вы меня окончательно убедили в том, что мне надо учиться и изучать русский язык. А ещё я понял, что без дружбы человек не может жить счастливо. Спасибо вам, ребята.
Песня о дружбе.
Дед Буквоед: До скорого свидания, друзья! Любите, берегите и изучайте русский язык!!!
Ты велик, родной язык! Ты богат, родной язык! Ты - наш друг. Тебя мы будем беречь и любить Ты можешь нам поверить, А если захочешь, то всегда ты знания наши сможешь проверить.
|