Цена – это денежное выражение стоимости товара.
Выбор стратегии ценообразования зависит, прежде всего, от того, с чем предприятие выходит на рынок: какого качества продукция, какие возможности обеспечения ее технического сервиса, каково оборудование и с какими издержками оно производится. Чрезвычайно важно решить, чего вам под силу добиваться на рынке и чего вы хотите там достичь. Цели здесь могут быть самые разные:
- завоевание рынка, т.е. максимально увеличить долю своего предприятия в общем объеме продаж однотипной продукции;
- ориентация на высокую прибыльность;
- стратегия выживаемости, суть которой проста: снижать цены на товары, чтобы привлечь покупателей, если не новизной и качеством, то хотя бы дешевизной своих изделий.
Особую группу методов ценообразования составляют методы, ориентированные на издержки производства. В данном случае принимается решение в отношении того, какой должна быть надбавка к затратам. Эти методы отражают ориентацию на производство и в меньшей степени на рыночный спрос. Цена, установленная с использованием данных методов отражает оптимальную, а не максимальную выручку от продажи товаров.
Другая группа методов ценообразования ориентирована на безубыточность деятельности по производству и реализации продукции. Здесь принимаются во внимание рыночные факторы. Оцениваются размеры прибыли, получаемые при различных ценах. Фирма определяет для себя ному прибыли, может назначить цену на товар, позволяющую в максимальной степени добиться выполнения этой задачи.
Определим цену устройства по методу «средние издержки + прибыль». Результат расчета представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Расчет цены по методу «средние издержки + прибыль»
|
№ п/п | Статьи затрат | Сумма в рублях | Примечания |
Полная себестоимость | 14732,61 | таблица 3 | |
Прибыль | 1473.26 | 10% п.1 | |
Отпускная цена без НДС | 16205.87 | п.1 + п.2 | |
НДС | 2917.05 | 18% от п. 3 | |
Отпускная цена с НДС | 19122.92 | п.3 + п.4 |
При расчете цены продукции на основе анализа безубыточности производства и обеспечения целевой прибыли вычерчивается график безубыточности производства рисунок 3.
Этот график показывает влияние на прибыль объемов производства, цены продаж и себестоимости продукции с разбивкой на условно постоянные переменные издержки. С его помощью определяется точка безубыточности, т.е. количество продукции, при котором линия изменения доходов (при данном уровне цен) пересечется с линией изменения себестоимости продукции. При этом объеме производства будет достигнута безубыточность производства, и дальнейшее увеличение объемов реализации приведет к появлению прибыли.
На рисунке 3обозначены:
1 - условно-постоянные затраты при производстве продукции формула (1):
У1 = Р, (1)
где Р - сумма статей 10, 11, 13 (таблица 3), руб.
У1=(3010.5+2007+701.55)*100=571905 руб.
2 - затраты на производство продукции (полная себестоимость продукции) формула (2):
У2 = V × N + Р, (2)
Рисунок 3 – График безубыточности
где V - переменные затраты на единицу продукции, включают в себя сумму статей 3,8,9 (таблица 3), руб.;
N - объем производства, шт.
У2=(6183.55+2207.7+662.31)*100+571905=1477261 руб.
3 - выручка от реализации продукции (без НДС) формула (3):
У3 = Ц × N, (3)
где Ц - цена единицы продукции (без НДС) (таблица 4), руб.
|
У3=16205.87*100=1625087 руб.
Точка Nбез - точка безубыточности, т.е. объем производства, при котором затраты на его производство будут равны выручке от его реализации (формула 5):
(5)
Дальнейшее увеличение объемов реализации приведет к появлению прибыли.
Проанализировав график, мы видим что:
- критический объем продаж (объем продаж при котором предприятие не получит прибыли, но и не понесет убытков) составляет Nбез=79 шт.
- увеличение объема продаж приведет к появлению прибыли, а снижение к убыткам;
- прибыль, полученная от реализации продукции при годовой программе выпуска N = 100 шт. составит П = 935,32 руб.
4 Расчет затрат на стадии эксплуатации изделия
Расчет затрат на стадии эксплуатации изделия «Мехатронный модуль транспортного средства» выражается в годовых издержках потребителя. Расчет затрат проведем в таблице 5.
Таблица 5 - Расчет годовых текущих издержек потребителя