Изучение научных материалов




Научный материал, вызвавший интерес и оказавшийся полезным для раскрытия темы курсовой работы, необходимо тщательно изучить. Основным методом изучения является конспектирование (как письменное, так и в компьютерном варианте). Главные требования к конспекту: систематичность, логичность и аккуратность записей. Записи должны производится не в ущерб прочитанному.

Удобный способ конспектирования материала – деление страница на две части вертикальной чертой. С левой стороны делают выписки из прочитанного, с правой – располагают свои мысли. Такая система позволяет не только заимствовать материалы, но и формулировать собственное мнение, критически оценивать информацию, вырабатывать оригинальную позицию. Кроме того, в дальнейшем, это позволит четко различить, где самостоятельная трактовка вопроса, где авторская.

При конспектировании материала следует проводить сравнительный анализ взглядов различных авторов на изучаемую проблему. В этом случае особое значение приобретает ведение так называемого текстуального конспекта (состоящего из цитат, связанных между собой логическими переходами).

При выявлении дискуссионных вопросов и разных точек зрения следует, по возможности, высказать собственное аргументированное, обоснованное суждение (при этом необходимо проявить максимум уважения к другим мнениям). Формирование собственной позиции повышает ценность работы.

Впоследствии законспектированный материал обдумывается, редактируется, и на этой основе создается отдельный фрагмент будущей работы.

В результате изучения подобранной литературы следует составить развернутый план и структурно-логическую схему будущей работы. Развернутый план представляет собой детализацию предварительного, утвержденного плана курсовой работы (проекта). В развернутом плане выделяются вопросы и подвопросы, которые впоследствии оформляются как разделы и подразделы оглавления курсовой работы.

Важно учесть, что изучение литературы и особенно интерпретация и истолкование информации источника требует внимания, самодисциплины, неторопливости, критико-аналитического отношения (осмысления). В этом заключается смысл самостоятельной творческой деятельности студента.

 

Написание работы

При написании курсовой работы (проекта) можно использовать один из существующих приемов изложения материала, например:

– строго последовательное изложение материала (вначале пишется один раздел и проводится его обработка, затем другой);

– целостный прием (все произведение пишется в черновом варианте, затем производится его обработка).

При написании курсовой работы (проекта) необходимо обратить серьезное внимание на:

– правильность построения доказательств, четкость определений;

– фразеологию, морфологию, синтаксис, орфографию, пунктуацию;

– эстетичность оформления работы.

При высказывании своего мнения необходимо упоминать себя в тексте во множественном числе – не «я», а «мы», при этом часто употреблять слово «мы» не следует (можно использовать иные конструкции построения предложения). Следует избегать публицистического стиля изложения (риторических вопросов, эмоциональных восклицаний, ничем не обоснованных заявлений и т.п.).

В процессе написания работы следует проверять верность своих рассуждений путем активного участия в семинарских занятиях, студенческих конференциях, «Неделе науки» и др. В результате приобретается, во-первых, опыт публичных выступлений, необходимый для успешной защиты курсовой работы (проекта); во-вторых, возможность использования полученной критики для дальнейшего совершенствования работы.

Важно учесть, что курсовая работа (проект) должна обладать системным качеством, а не представлять собой сумму составных частей.

Одной из важнейших черт курсовой работы (проекта) является объективность изложения материала. Обязательным условием объективности является указание источника тех или иных используемых в работе данных, той или иной мысли. Это реализуется посредством специальных вводных слов и словосочетаний, например, «по сведениям», «по мнению», «по данным» и т.п.

Для подтверждения достоверности (или большей убедительности) того или иного положения используются цитаты. Общие требования к цитированию следующие:

– текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

– цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста, влекущего за собой искажение мысли автора;

– пропуск слов, предложений, абзацев без искажения цитируемого текста возможен с обозначением многоточия и modifier letter left/right arrowhead – <…>;

– при непрямом цитировании (изложение своими словами) необходимо быть предельно точным в передаче мысли автора;

– цитирование не должно быть избыточным, избыточное цитирование скрывает отсутствие собственных мыслей;

– каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно проводиться в соответствии с требованиями ГОСТа.

Существуют два способа оформления ссылок: сноски и примечания.

Сноски (кегль «10») помещаются внизу страницы, на которой расположена цитата, цифра и др. заимствованные данные, под основным текстом. В конце цитаты, в верхнем индексе, ставится цифра, обозначающая порядковый номер сноски на данной странице. Внизу страницы этот номер повторяется, за ним следует текст библиографического описания источника, из которого заимствованы данные, с указанием страниц.

Если на одной странице подряд несколько раз приводятся заимствования из одного источника, то в каждой последующей сноске его полное описание не повторяется, приводятся только отличительные элементы, например, «Там же. С. 52.» или «Он же». Для книг на иностранном языке выражение «Там же» заменяется «Ibid», «Он же» - «Idem».

При цитировании одного и того же источника на разных страницах, при повторе указывается автор, а вместо названия пишется «Указ. соч.» или «Цит. соч.».

Сноски в курсовой работе должны четко соответствовать библиографическому списку.

Примечания используют для краткого пояснения, дополняющего основной текст. Примечания, также как сноски, помещаются внизу страницы под основным текстом.

Содержание курсовой работы начинается введением. Введение (2-3 страницы) является «визитной карточкой» работы, структурным элементом, который ее квалифицирует. Поэтому, возможно, введение будет перерабатываться в ходе работы несколько раз. В любом случае, оно должно быть предельно четким и конкретным.

Раскрытие во введении актуальности темы (0,5 страницы) не должно начинаться издалека. В этой части введения показывается суть проблемной ситуации, граница между знанием и незнанием, определяется важность работы в научном, практическом, психологическом, культурном плане, в деле сохранения исторической памяти и др.

Далее обозначаются границы исследования. Необходимо определить объект (явление, на которое направлена исследовательская деятельность) и предмет (планируемые к исследованию конкретные свойства объекта) исследования. Указание объекта является обязательным. Предмет изучения раскрывается в том случае, если необходимо, исходя из характера объекта, детализировать, то, что конкретно исследуется в рамках объекта.

Исходя из особенностей некоторых тем, обосновываются географические и хронологические рамки работы.

Во введении формулируется цель (мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечный итог работы) работы и конкретные задачи, решаемые в соответствии с заявленной целью. Задачи обозначаются в виде конкретного перечисления (например, проанализировать…, разработать…, доказать…, описать… и др.).

Продуманная, четкая формулировка цели и задач очень важна, так как они напрямую связаны с формулировкой заголовков, содержанием разделов, подразделов, выводами.

Во введении к курсовой работе необходимо определить научные принципы, на которых базируется историческое исследование:

– историзм (подход к пониманию истории, подчеркивающий уникальность каждой эпохи, в которой любую ситуацию можно понять только в собственных исторических условиях и в развитии);

– объективность и достоверность (принцип, требующий от исследователя всестороннего изучения фактического материала, анализа источников, рассмотрения различных точек зрения на те или иные факты, явления и события);

– системность (принцип, способствующий рассмотрению нескольких основных тесно взаимосвязанных между собой элементов системы).

Во введении составляется краткий обзор литературы по теме, определяются использованные источники. Обзор литературы показывает степень основательности изучения литературы, умение студента систематизировать, критически и аналитически оценивать источники, отделять главное от второстепенного и т.д.

В конце введения раскрывается структура работы или логика исследования (кратко дается перечень структурных элементов и обосновывается последовательность их расположения).

Содержание основной части должно четко соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. В этой части необходимо обратить серьезное внимание на достижение цели и решение задач, обозначенных во введении, соблюдении границ исследования, базовых принципов.

В конце каждого раздела основной части формулируются краткие, конкретные выводы (2–3 абзаца) по существу изложенного материала. Они начинаются оборотом «таким образом», «следовательно» и т.п. При формулировании выводов необходимо соблюдать определенные правила: в качестве выводов необходимо приводить положения, которые важны для изложения материала в последующих разделах; вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы; выводы должны быть непосредственно связаны с целью работы.

Заключение – это последовательное, логически стройное изложение итоговых выводов работы в целом.

Завершив написание текста курсовой работы (проекта), следует прочитать всю работу в целом, оценить ее. Рекомендуется делать это после небольшого перерыва, например, в один день, для того, чтобы возникло ощущение новизны восприятия текста. В этом случае недостатки работы видны более явно. Далее следует перейти к окончательному редактированию изложенного материала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: