Оформление курсовой работы. Знакомство с требованиями оформления курсовой работы (проекта) – не заключительный




Знакомство с требованиями оформления курсовой работы (проекта) – не заключительный этап подготовки работы, а начальный. Своевременное изучение требований, предъявляемых к содержанию курсовой работы (проекта), позволит студенту представить грамотно написанную, отредактированную, доступную для понимания (ясно изложенную, систематизированную, последовательную) работу.

Общий объем курсовой работы (проекта) составляет 15-25 страниц печатного текста (конкретный объём устанавливает руководитель работы в зависимости от тематической направленности и установленной учебным планом трудоёмкости работы студента) без учета титульного листа, реферата, оглавления, списка использованных источников и приложений, формат бумаги A4 (297x210), шрифт «кегль 12» через 1,5 интервала, поля по 20 мм. Возможно изготовление таблиц и иллюстраций на листах формата А3 (297x420), в этом случае листы подшиваются в сложенном виде.

К печатному тексту прилагается электронная версия на носителе информации.

Страницы (односторонняя печать) нумеруются арабскими цифрами. Цифры располагаются в пределах рабочего поля страницы сверху, посередине, на расстоянии 1,5 межстрочного интервала от основного текста.

3.6. Курсовая работа (проект) должна включать:

— титульный лист (приложение 1);

— задание на курсовую работу (проект) (приложение 2);

— реферат;

— оглавление (приложение 3);

— введение, в котором раскрываются актуальность и значимость темы, выполняется краткий обзор литературы, формулируется цель;

— основную часть, структура и содержание которой зависят от те­матической направленности курсовой работы (проекта);

— заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации отно­сительно возможностей использования материалов курсовой работы (проекта);

— список использованных источников и литературы;

— приложения, содержащие материалы иллюстративного и вспомо­гательного характера.

В качестве дополнительного к основному материалу могут быть отнесены слайды презентации, подготовленные к публичной защите.

Основная часть курсовой работы (проекта) делится на составные, логически взаимосвязанные части (разделы, подразделы, пункты). Это деление называется рубрикацией. Простейшей рубрикой является абзац. Абзац начинается с красной строки (отступ в 5 знаков) и заключает в себе самостоятельную мысль, которая выражена в нескольких предложениях. Первое предложение абзаца определяет его тему и имеет логическую связь с предшествующим текстом.

При делении текста на более крупные части (разделы, подразделы), необходимо учитывать следующие правила: раздел по своему смысловому содержанию должен точно соответствовать суммарному смысловому содержанию подразделов, относящихся к нему; заголовки разделов и подразделов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста и тематику курсовой работы.

Заголовки разделов располагаются в отдельной строке (строках) симметрично тексту, с абзацным отступом. Точку в конце заголовка не ставят (если заголовок состоит из нескольких предложений, – они разделяются точкой). В заголовках не допускаются сокращения и условные обозначения. Заголовок и начало текста не должны оказываться на разных страницах курсовой работы (проекта).

Рубрикация текста сочетается с нумерацией – числовым обозначением последовательности расположения его составных частей. При цифровой системе нумерации, – номера самых крупных частей текста (разделов) состоят из одной цифры (1, 2, 3), номера составных частей (подразделов) – из двух цифр (1.1, 1.2 и т.д.) и т.д. При этом слова «раздел», «подраздел» и т.д. не употребляются.

Ссылки на части текста выполняются с использованием сокращенных записей, например: «приведено в разд. 3.2», «указано в п.3.3.1».

В тексте курсовой работы (проекта) могут содержаться перечисления, они выделяются арабскими цифрами со скобкой: 1), 2) и т.д. или тире.

Курсовая работа (проект) начинается с титульного листа (см. приложение 1). Титульный лист включается в общую нумерацию, номер страницы на нем не ставится.

В курсовом курсовой работе (проекте) необходимо оглавление текста, призванное раскрыть в краткой форме содержание и логику исследования (см. приложение 3). В структурную часть «Оглавление» включают введение, название всех разделов, подразделов основной части курсовой работы (заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте), заключение. При этом каждый структурный элемент сопровождается указанием номера страницы, на котором размещается его начало. В «Оглавление» включаются также приложения. Титульный лист, задание и перечень условных обозначений в «Оглавление» не включаются.

Если общее количество принятых в курсовой работе (проекте) условных обозначений, терминов и вводимых сокращений превышает десять, они представляются в виде отдельного перечня. Перечень составляется столбцом, в котором слева приводятся символы, справа – их расшифровка. При этом при первом упоминании вводимого обозначения в тексте его необходимо расшифровать.

В работе все слова следует писать полностью. Имеется ряд общепринятых сокращений. В частности, в сокращенном виде записываются:

– единицы измерения (при цифрах), например, метр – м, гектар – га, секунда – с и др.;

– должности и звания (при фамилии), например, заведующий – зав., исполняющий обязанности – и.о., член-корреспондент – чл.-корр., доцент – доц.;

– другие обозначения: область – обл. (при названии), рубль – р. (руб.), миллиард – млрд, товарищ – т., тов. (при фамилии), нашей эры – н.э. и др.

Официально узаконено сокращенное наименование многих учреждений, организаций, предприятий. Сокращенные наименования учреждений могут быть образованы:

– по первым буквам полного наименования, например, СПбГПУ (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет);

– по слоговому принципу, например, Минобрнауки (Министерство образования и науки).

Сокращение не должно оказаться в контексте, в котором оно будет понято двояко (например, Тов. Иванов, а не Т. Иванов, где «Т.» может быть понято как инициал). Написание сокращений должно быть унифицировано (недопустимо, например, в одном тексте сокращать слово район как «р.» и «р-н»).

Сокращенные слова, обозначающие время, пишутся без точки, например, 17 час 30 мин.

Оглавление работы непосредственно предшествует введению. Введение – это краткое вступление, в котором автор курсовой работы должен:

– определить тему;

– обосновать выбор темы (актуальность, значимость);

– установить границы исследования (объект, предмет, хронологические или географические рамки);

– определить основную цель и подчиненные ей более частные задачи работы;

– определить теоретические основы и методы исследования;

– представить историю изучаемой проблемы и краткий обзор литературы по проблеме и используемых источников;

– обосновать структуру исследования.

В основной части раскрывается содержание работы. Основная часть, как правило, делится на три раздела, каждый из которых, в свою очередь, разбивается на два или три подраздела.

В заключительной части подводится итог курсовой работы (проекта), представляются выводы.

Важной и неотъемлемой частью курсовой работы является составление библиографического описания отобранных в процессе поиска и изучения монографий, статей, рукописей и др. документов (см. приложение 4).

Библиографическое описание – это совокупность сведений о документе, которые позволяют его идентифицировать. Описание содержит информацию об авторе, названии, содержании, назначении, объеме и др. особенностях документа. Все элементы библиографического описания приводятся в определенной последовательности, по правилам, установленным ГОСТом (см. Приложение 5).

Составление библиографического описания начинается до начала непосредственного написания текста, на стадии поиска и изучения документов. Затем оформляется библиографический список, который обсуждается и согласовывается с научным руководителем.

Библиографический список позволяет, во-первых, предварительно судить о степени осведомленности студента в имеющейся литературе и источниках по изучаемой проблеме, во-вторых, является свидетельством степени надежности полученных в работе результатов.

В курсовой работе (проекте) библиографический список помещается после заключения, перед приложением.

Существуют следующие варианты построения библиографического описания: по алфавиту фамилий авторов или заглавий; по хронологии публикаций; по номерам ссылок в тексте; смешанное построение.

Алфавитный способ группировки литературы предполагает расположение фамилий авторов и заглавий (если автор не указан) по алфавиту (инициалы ставятся после фамилий). В одном списке не смешиваются разные алфавиты, литература иностранного происхождения располагается по алфавиту после перечня источников на русском языке.

При хронологическом построении библиографических списков или их разделов библиографические описания располагаются по году опубликования издания. Описания под одним годом издания – по алфавиту.

При нумерационном построении, библиографические описания располагаются по порядку номеров ссылок в основном тексте.

При смешанном построении библиографические описания располагают с учетом содержания и характера материалов, в систематизированном порядке, группируя их под тематическими или «немыми» рубриками в алфавитные или хронологические ряды.

Библиографический список по истории имеет особенную структуру. Вначале располагаются источники, которые делятся на опубликованные и неопубликованные. В состав опубликованных источников включаются, например, законодательные и нормативные документы. Они систематизируются по значимости, внутри каждой выделенной группы документов – по хронологии. В подраздел неопубликованных источников включаются архивные документы по алфавиту названий архивов (или по их значимости для данной темы) с указанием номеров и названий фондов, номеров описей и дел. Документы рукописных отделов и библиотек представляются по коллекциям и фондам.

Значительными особенностями обладает описание электронного издания:

– после основного заглавия в квадратных скобках приводится общее обозначение материала – «электронный ресурс»;

– указывается вид ресурса (электрон. текстовые дан., электрон. картогр. дан., электр. приклад. прогр. и т.п.);

– в области количественной характеристики указывается тип физического носителя и количество единиц;

– в области примечания приводятся системные требования (тип процессора, объем оперативной памяти, имя операционной системы, необходимый объем свободного места на жестком диске и периферийные устройства).

Вспомогательные материалы, которые дополняют текст основной части курсовой работы (проекта), располагаются в «Приложении». Использование приложений должно исходить из определенного общего замысла работы, приложения не должны «загромождать» работу (проект), быть случайными. Каждое приложение должно соответствовать тексту, текст – приложению.

Приложения оформляются как продолжение курсовой работы (проекта), на ее последних страницах, в порядке появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение». Каждое приложение должно иметь тематический заголовок.

В приложения не включаются: библиографический список, справочные материалы, примечания, которые являются не приложением к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата курсовой работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.

При наличии в курсовой работе более одного приложения, они нумеруются арабскими цифрами (без знака «№»), например, «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть «сквозной» и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются внутри текста со словом «смотри» (сокращаемое до «см.»), которое заключается вместе с шифром в круглые скобки, например: (см. приложение 1).

По содержанию, приложения разнообразны – это могут быть копии подлинных документов, выдержки из законов и др. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, фотографии и др.

При наличии в курсовой работе (проекте) значительного цифрового материала, задачи отследить динамику, например, экономического развития страны в тот или иной период, сопоставить цифровые данные, вывести закономерности и т.д., оформляются самостоятельные или заимствованные таблицы (ранее опубликованные таблицы, используемые в курсовой работе, в обязательном порядке сопровождаются соответствующими ссылками) (см. приложение 7).

Нецелесообразно помещать в курсовую работу (проект) таблицы, данные которых могут быть переданы в обычной текстовой форме.

Таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых и др. данных. После аналитической таблицы делается обобщение (в качестве нового, выводного знания), которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод о том, что…», «из таблицы следует, что…».

В неаналитических таблицах размещаются необработанные данные, необходимые, например, для информации, констатации, подтверждения факта и т.д.

Каждая таблица, приведенная в курсовой работе, должна включать следующие элементы:

– нумерационный заголовок (номер таблицы), например, «сквозной» – по всей работе;

– тематический заголовок (название таблицы), который располагается над таблицей посередине, с прописной буквы без точки в конце;

– «шапку», расположенную в верхней части (головку);

– основную часть, состоящую из боковика (слева) и прографки (справа), членимой на части вертикальными и горизонтальными линиями в соответствии с общим количеством показателей, данных рассматриваемых в таблице (вертикальные ряды в таблицах называются графами, столбцами, колонками; горизонтальные – строками).

Заголовок таблицы должен быть кратким и полностью отражающим ее содержание. Заголовки граф таблицы пишутся с прописной буквы, подзаголовки – со строчной (если они грамматически подчинены старшему заголовку). Заголовки граф даются в форме единственного или множественного числа, в соответствии с замыслом. В конце заголовков и подзаголовков граф точка не ставится.

Данные, общие для каждой ячейки графы (например, единица измерения), выносятся в заголовок графы; данные, общие для всех ячеек таблицы, – в тематический заголовок. Если в ячейках имеются пропуски, необходимо проставить прочерки.

При переносе таблицы на новую страницу заголовок помещается только над первой частью. На новых страницах ставится заголовок «Продолжение» или «Окончание» (если таблица завершается). Если в тексте несколько таблиц, то после слова «Продолжение» или «Окончание» указывается порядковый номер таблицы, например, «Продолжение таблицы 5».

Вертикальная графа «номер по порядку» (№ п/п) приводится только в том случае, если на номер строки есть ссылки в тексте.

Если таблица требует примечаний, то «Примечания» располагаются в отдельной колонке (если они сопровождают сведения всех строк) или под таблицей (если они единичны).

В соответствии с общим замыслом курсовой работы (проекта) в качестве приложений используются иллюстрации (например, фотографии, схемы, графики, диаграммы) и др. сопровождающие графические материалы (например, карты). Весь графический материал, помещенный в текст работы, представляется в черно-белом варианте (по возможности следует оформить его на компьютере, используя программы Word, Excel и др.).

Курсовые работы (проекты) по истории могут сопровождаться картами, фотографиями, их копиями. Фотография – это убедительное средство наглядной передачи действительности, которое позволяет с документальной точностью передать особенности исторических событий, различные стороны жизни и быта, внешний облик государственных деятелей и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: