Смысл цикла Деминга заключается в том, что управление качеством продукции развивается циклически, проходя через определенные этапы.




Понятие цикла Деминга не ограничивается только контролем качества изделий, оно распространяется на все управление производством, что, в свою очередь, означает системный подход ко всем этапам жизненного цикла: изучение требований рынка, доставка готовой продукции потребителю и ее техническое обслуживание в процессе эксплуатации.

 

Цикл Деминга состоит из четырех этапов:

— планирование;

— производство;

— контроль;

— совершенствование продукции.

Управление качеством следует организовывать
на основе шести комплексов мероприятий
в рамках четырех этапов цикла Деминга:

1) определение целей и задач;

2) определение способов (стратегий) достижения целей; план мероприятий;

3) обучение и подготовка кадров;

4) выполнение работ;

5) проверка результатов выполнения работ;

6) осуществление соответствующих управляющих воздействий (исправление).

Рассмотрим более подробно каждый из вышеперечисленных комплексов мероприятий.

1.. Определение целей и задач. На данном этапе, помимо определения целей и задач, устанавливается конечный срок их выполнения. Задачи следует определять на основании стоящих перед фирмой проблем, и они должны определяться таким образом, чтобы обеспечить совместные действия всех подразделений.

2. Поскольку получение определенных показателей качества является целью реализации системы, то в рамках второй группы мероприятий определяются способы достижения целей. Определяются факторы и причины, которые формируют данные показатели, что, в свою очередь, помогает предвосхитить проблемы и предотвратить их возникновение. В процессе поисков следует консультироваться с теми, кто знаком с конкретным процессом, а именно – с рабочими, инженерами и исследователями.

3. Обучение и подготовка кадров. На всех этапах прохождения цикла Деминга существует острая необходимость в квалифицированных и подготовленных работниках. Поэтому руководители несут ответственность за обучение и воспитание своих подчиненных. Следует заметить, что обучение не должно ограничиваться формальными заседаниями, руководитель также должен учить своего подчиненного индивидуально на практике. Получив образование и подготовку, человек становится работником, на которого можно положиться и которого можно облечь властью.

4. Выполнение работ. Особое внимание следует обращать на добровольное начало в управлении качеством, поскольку, несмотря на то, что подчиненных можно заставить выполнять работу, отдав соответствующие распоряжения, такой процесс никогда не будет протекать гладко, вследствие того что условия постоянно меняются и распоряжения никогда не будут точно поспевать за изменяющимися условиями.

5. Проверка результатов выполнения работ. В том случае, если имеют место необычные явления или нарушается заведенный порядок работы, возникает необходимость во вмешательстве руководителя. Поэтому цель контроля заключается в обнаружении таких отклонений. Для обнаружения отклонений необходимо:

— проверить причины возникновения отклонений (установить, контролируются ли все причинные факторы);

— проверить каждый процесс производства (проектирование, материально-техническое снабжение, изготовление);

— выполнить проверку работы по ее результатам (рассматриваются вопросы, связанные с кадрами, качеством, количеством, сроками поставки, наличием сырья, рабочей силы и оборудования, необходимых для выпуска единицы продукции, и затратами).

Наблюдая изменения, происходящие в каждой из этих позиций, можно контролировать процесс, работу и управление ими. Если результаты отсутствуют или искажены, это означает, что в каких-то процессах происходит что-то необычное и имеются определенные трудности. Задача руководителя заключается в установлении источника сбоев, связанных с причинными факторами.

6. Осуществление соответствующих управляющих воздействий. При осуществлении корректирующих воздействий важно принять меры во избежание повторения отклонений, т. е. следует устранить причинные факторы, которые вызвали отклонение. Также следует заметить, что исправление и предотвращение повторяющихся отклонений – это два разных действия. Особое внимание при осуществлении соответствующих управляющих воздействий необходимо уделять именно предотвращению появления отклонений.

 

 

Для любого предприятия, заинтересованного в выпуске качественной продукции, концепция качества должна строиться на следующих принципах:

 

1. Качество представляет собой систематический процесс, охватывающий все предприятие, а также потребителя и поставщиков. Качество не является ни функцией только технического отдела, ни функцией отдела качества.

2. Должны работать вертикальные и горизонтальные связи между структурными звеньями предприятия (чтобы обеспечить и качественную работу отдельных сотрудников, и качественную работу всех отделов и подразделений фирмы в целом). Самым крупным недостатком программы обеспечения качества некоторых предприятий является отсутствие связи между структурными звеньями.

3. Повышение качества должно обеспечиваться на всех этапах жизненного цикла продукции (маркетинга, разработки, проектирования, производства и обслуживания), а не только на стадии изготовления.

4. В процессе борьбы за качество продукции в первую очередь должны учитываться требования потребителя (покупателя продукции).

5. Повышение качества продукции на современном уровне требует применения новых технологий: от методов обеспечения качества конструкции до автоматизированного управления, измерения и контроля качества.

6. Широкомасштабное повышение качества возможно только при помощи и участии всех сотрудников фирмы. Улучшение качества достигается только через взаимопомощь, совместное участие всех сотрудников предприятия.

7. Высокий уровень качества достижим только тогда, когда фирма разработает четкую, ориентированную на потребителя систему управления качеством и внедрит ее во всех звеньях.

 

Из этих принципов следует, что главное требование при организации работ по качеству – это комплексность охвата всех факторов, обеспечивающих качество на всем жизненном цикле изделия, увязка их по конечному результату.

 

 

В качестве примера осуществления политики предприятия в области качества приведем принципы внутрифирменной культуры фирмы Sony:

1)осуществляя прогресс, служить всему миру;

2)всегда стремиться к неизведанному;

3)совершенствование производства;

4)широкие внутрифирменные связи;

5)на каждое рабочее место – человека, который действительно хочет на нем работать;

6)ориентация на работника.

 

Контрольные вопросы

1. Какие принципы Деминга соответствуют тезису «все – одна команда»?

2. Какие принципы Деминга соответствуют тезису «научный подход к управлению качеством»?

3. Какие принципы Деминга соответствуют тезису «одержимость качеством»?

4. В чем заключаются пять «смертельных недостатков» управления качеством по Демингу?

5. В виде какого цикла можно представить управление любым процессом? Охарактеризуйте стадии этого цикла.

6. В виде какого цикла можно представить управление качеством? Охарактеризуйте стадии цикла.

7. На основе каких комплексов мероприятий следует организовывать управление качеством в рамках четырех этапов цикла Деминга? Поясните их.

8. В чем заключаются принципы, на которых должна строиться концепция качества предприятия?

9. Приведите пример применения цикла Деминга для решения задачи повышения качества продукции на конкретном предприятии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: