Сужение сферы деятельности




В подростковом возрасте у ребенка с интеллектуализмом сохраняется фиксированность на учебе. Общение со свер­стниками затруднено из-за несформированности коммуни­кативных средств (т. е. тех способов, с помощью которых организуются контакты с другими детьми). В этих условиях складывается психологический синдром сужения сферы де­ятельности, при котором подросток осознает себя, в первую очередь, учеником. Остальные аспекты самосознания оста­ются недостаточно сформированы, что и составляет главную особенность психологического профиля при этом синдро­ме. Основной особенностью деятельности является сочета­ние высокой активности в учебной сфере с ее снижением в других сферах (прежде всего, в сфере общения со сверст­никами). Реакция социального окружения складывается из поощрения подростка взрослыми и избегания его сверстни­ками (см. рис. 15).

 

 


Рис. 15. Схема развития сужения сферы деятельности

Вместе с тем, в подростковом возрасте практически для всех детей – в том числе и для «интеллектуалистов» – глав­ной ценностью становится общение со сверстниками. Если же ребенок почему-либо его лишен, то это для него всегда источник тяжелых переживаний, даже когда кажется, что он избегает контактов по собственному желанию. Нередко об­щая неудовлетворенность ситуацией и развитие депрессив­ных тенденций приводят к тому, что у подростка с сужением сферы деятельности нарушаются также и контакты со взрос­лыми.

Евгении В. 16 лет. Ее родители обратились за консуль­тацией по просьбе самой девочки. Причина обращения – постоянно сниженное настроение, отсутствие друзей и подруг. Женя жалуется, что она «никому не интересна», что никто не обращает на нее внимания. Она учится в 10 классе. Ее учебные достижения очень высоки.

Женя утверждает, что ее не беспокоят ее отношения с родителями и со сверстниками. При этом она не осоз­нает противоречия между этим утверждением и причи­ной обращения к психологу.

Психологическое обследование показало, что Женя глубоко переживает отсутствие теплых и близких чело­веческих отношений со взрослыми и сверстниками. Ее погруженность в учебу представляет собой форму пси­хологической защиты, снижающей остроту переживания. Этот способ поведения поддерживается также ожидани­ями родителей и учителей, чье мнение имеет для девочки очень большое значение.

Конфликт между подавленными, недостаточно осознаваемыми эмоциональными потребностями и сознательной направленностью на учебу приводит к высокой эмоциональной напряженности. Она и стала причиной того, что Женя обратилась за психологической помощью. В то же время она не осознает этого конфликта и определяет свою проблему как отсутствие у себя как внеш­ней, так и личностной привлекательности для кого-либо. В действительности, это приятная обаятельная девушка; по словам учителей, ее высоко оценивают одноклассни­ки, которые, однако, мало с ней общаются, так как счи­тают ее «слишком умной ».

Неопределенное ощущение психологического дискомфор­та типично для синдрома сужения сферы деятельности. Это ощущение по-разному интерпретируется самими подростками: от уверенности в наличии у себя какого-либо «дефекта» до обобщенных концепций типа: «Весь мир очень скучен». Пос­леднее представление сходно с идеями, встречающимися при тотальном регрессе, но поведенческие проявления этих психо­логических синдромов совершенно различны: сужение сферы деятельности ведет к высокому уровню учебной активности, тогда как тотальный регресс предполагает резкое снижение всех видов активности.

Сужение сферы деятельности

Для сужения сферы деятельности характерно сочетание при­близительно тех же проявлений, что и для интеллектуализма:

♦ Жалобы на трудности в общении со сверстниками.

♦ Направленность на учебу; высокий уровень учебных дос­тижений.

♦Высокий уровень развития логического мышления при недоразвитии образной сферы.

♦ Сниженный фон настроения.

 

Вербализм

Как явствует из названия, этот психологический синдром определяется преобладанием вербального (речевого) развития над развитием других познавательных процессов – в том чис­ле и логического мышления (такова основная особенность пси­хологического профиля при вербализме). Это значительно более серьезный дисбаланс, чем при интеллектуализме.

Вербализм, как и интеллектуализм, обычно формируется уже в раннем возрасте. Многие родители, а еще чаше бабушки и дедушки, считают речь важнейшим и чуть ли не единственным пока­зателем общего психического развития. Они прилагают большие усилия к тому, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить, учат с ним огромное количество стихов. В этом случае остаются «за бортом» не только «дошкольные» занятия, но и «школьные», кроме тех, которые связаны с речью. Обычно такого ребенка как можно раньше начинают обучать чтению и письму, учат цифрам — и все. В «программу обучения» не входит даже решение простей­ших арифметических задач. Еще меньше внимания уделяется тем видам деятельности детей раннего и дошкольного возраста, ко­торые вносят основной вклад в умственное развитие (действия с предметами, орудиями, сюжетная игра, конструирование из кубиков, рисование и пр.). Из-за этого мышление развивается крайне недостаточно (см. рис. 16).

 
 

 


Рис. 16. Схема развития вербализма

Олегу Г. 5 лет. Он посещает старшую группу детского сада. С просьбой о психологической консультации обра­тилась его воспитательница. У нее возникли противоречия с мамой Олега: та считает своего сына исключительно ум­ным, в детском саду же он занимается чуть ли не хуже всех. Воспитательница сообщает, что, по словам мамы, главное достижение Олега — это умение считать до ста. В связи с этим приведем выдержку из протокола обследования.

Проверяющий: Ты умеешь считать?

Олег: Умею. Я до ста умею, а дальше не знаю как. Один, два, три, четыре...

Проверяющий: Подожди. Давай считать не просто так, а какие-нибудь вещи.

Олег: Вещи я не умею.

Проверяющий: А ты попробуй. (Выкладывает на стол 20 спичек). Посчитай, сколько тут спичек.

Олег: Много.

Проверяющий: А можешь сказать точнее?

Олег: Не знаю.

Проверяющий: Посчитай их.

Олег (не глядя на спички): Один, два...

Проверяющий: Ты считай не просто так. Ты посчитай спички и скажи, сколько их.

Олег: Много.

Проверяющий показывает, как, откладывая в сторо­ну по одной спичке, можно их все пересчитать. Олег фор­мально воспроизводит это действие: считает он медленно, а спички откладывает быстро, сразу по несколько штук. К моменту, когда все 20 спичек переложены из правой кучки в левую, он досчитал только до семи.

Проверяющий: Так сколько же здесь спичек?

Олег (неуверенно): Много.

Бойкая речь, уверенные ответы на любой вопрос (как пра­вило, всего лишь воспроизводящие что-то услышанное ранее), огромная «эрудиция » ребенка-дошкольника привлекают повы­шенное внимание окружающих, которые высоко оценивают его достижения. При этом не учитывается односторонность этих достижений, в действительности исчерпывающихся высоким уровнем развития речи (иногда не только устной, но и пись­менной) и словесной памяти. В итоге оценка способностей ре­бенка родителями и другими окружающими взрослыми оказывается завышена. В соответствии с этим, обычно оказы­вается завышена и его самооценка. У него складывается само­ощущение «вундеркинда». Он не столько действует, сколько демонстрирует свои способности взрослым. Общеразвивающие дошкольные виды деятельности окончательно исчезают из ар­сенала его занятий. Общение со сверстниками нарушается из-за отсутствия общих интересов. Таковы основные особенности деятельности ребенка с вербализмом.

В самом начале школьного обучения дети с вербализмом, как правило, бывают успешны благодаря накопленному ранее ба­гажу знаний, формальность которых обнаруживается не сра­зу. Однако вскоре, по мере усложнения решаемых задач, начинаются трудности. Проявляется неспособность к четкой организации своих действий, несформированность мышления. Не понимая, в чем причина трудностей ребенка, родители склонны винить во всем учителя. Трудности в общении со свер­стниками родители часто объясняют низким уровнем развития других детей. В действительности же, как указывалось выше, причина в том, что именно у ребенка с вербализмом многие важнейшие психические процессы оказываются недостаточно развиты. В частности, нарушения общения прямо связаны с ин­фантильностью (незрелостью) эмоциональной сферы.

При вербализме жалобы родителей и учителей весьма раз­нообразны. Это могут быть жалобы на неожиданно низкую успеваемость, на неорганизованность ребенка, на трудности в общении со сверстниками и/или с учителем, на нарушение правил поведения в школе, связанное с низкой произвольнос­тью и общей инфантильностью ребенка.

Вербализм

Основанием для постановки «диагноза» при этом психологи­ческом синдроме служит сочетание следующих показателей:

♦ Высокая оценка взрослыми (родителями) уровня разви­тия ребенка.

♦ Высокий уровень речевого развития при недоразвитии остальных познавательных процессов.

♦ Отсутствие признаков органического поражения мозга. Этот признак отличает вербализм, являющийся следстви­ем специфических особенностей воспитания ребенка, от некоторых форм задержки психического развития, име­ющих физиологическую природу.

 

Рекомендации

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ И СУЖЕНИЕ СФЕРЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В рамках нашей культуры эти варианты развития относитель­но благополучны: логическое мышление настолько высоко це­нится в обществе, что окружающие готовы простить «интеллектуалу» недоразвитие остальных психических процес­сов. Если синдром не слишком грубо выражен, то с возрастом ребенок обычно находит себе равного партнера по общению. Возможно, жизнь его так и останется несколько скучноватой и односторонней, но вряд ли он окажется вовсе «выброшен за борт» нормальной социальной жизни (что происходит при не­которых других психологических синдромах). Поэтому, бесе­дуя с родителями, можно ограничиться советом хоть немного «разбавить » интеллектуальные занятия чем-то более эмоцио­нально насыщенным. Надо также постараться «домашними средствами» облегчить поиски друга или подруги (поискать среди детей своих друзей, попробовать отдать ребенка в кру­жок, где у него будет шанс найти кого-нибудь со сходными интересами и т. п.).

Вообще, при консультировании достаточно взрослого «ин­теллектуалиста» или подростка с сужением сферы деятельнос­ти, мы обычно ограничиваемся минимальными рекомендациями. Так врач, обнаружив у большого ребенка не очень грубое нару­шение прикуса, скорее всего скажет: «Ничего, жить с этим мож­но, а выправить нарушение в таком возрасте очень трудно. Ношение пластин уже не поможет, а не станем же мы мучить ребенка хирургическими операциями ». Чем младше ребенок, тем больше необходимость рекомендаций по организации дошколь­ных занятий, развивающих образную сферу и повышающих эмо­циональность (игра, рисование, конструирование, лепка, но главное — эмоциональное общение с родителями).

5.7. ВЕРБАЛИЗМ

Если при интеллектуализме можно ограничиться «косметичес­ким » подходом к компенсации имеющихся проблем, то вербализм требует гораздо более серьезного коррекционного вмешатель­ства. Этот психологический синдром представляет собой один из вариантов педагогической запущенности (хотя он развивается у тех детей, которым, казалось бы, уделялось очень много внима­ния; к сожалению, внимание это уделялось не в тех формах, что необходимы для полноценного развития ребенка).

Общая рекомендация такова: начинать коррекционные занятия с ребенком надо с того места в его развитии, где полезные «детс­кие» занятия прекратили развиваться и начали выхолащиваться в пустые словесные формы. Приходится заполнять те «пустоты» в детском развитии, которые успели накопиться за долгое время. Однако средства коррекционного обучения должны быть несколь­ко более «взрослыми», чем при работе с дошкольниками: все-таки ребенок эти годы не стоял на месте. Даже при самом неправильном воспитании он рос, взрослел, развивался, хотя и однобоко.

Компенсация дошкольных пробелов и отставаний у млад­ших школьников сильно осложняется тем, что они все время не успевают за школьной программой. У ребенка, вынужден­ного усиленно заниматься школьными делами, просто не оста­ется времени на систематические дошкольные занятия. И родителям предстоит самим сделать тяжкий выбор: работать «на школу» или «на ребенка». Разумеется, психолог осторож­но советует не дублировать в доме школу, жить с ребенком дома домашней жизнью, в которую дошкольные, полезные ре­бенку виды деятельности включаются куда более естественно, чем почти непосильные ребенку школьные занятия.

Занимаясь с «вербалистом», приходится все время придер­живать речевой поток и стимулировать продуктивную деятель­ность: «Ты мне потом расскажешь, как будут жить зверюшки. А сначала давай их слепим». Но после того, как дело сделано, с ребенком, конечно же, надо побеседовать, ибо это для «вербалиста» – главное удовольствие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: