Библиографический список
1) О.Д. Марков. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент. – М.: Транспорт, 1999. – 270 с.
2) Г.Ф. Фастовцев. Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомбилей, принадлежащих гражданам./Фастовцев Г.Ф., Ляско В.И., Чепелевский В.И. – М.: Транспорт, 1978. – 232 с.
3) Г.М. Напольский. Техническая эксплуатация легковых автомобилей./ Г.М. Напольский, Е.И. Кривенко, В.И., Ю.Н. Фролов. – М.: Транспорт, 1978. – 216 с.
4) Г. М. Напольский Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и СТО. – М.: Транспорт, 1985. –232с.
5) Краткий автомобильный справочник – М.: Транспорт, 1983. – 220с.
Приложение А (справочное)
Таблица А.1 – Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей на 1000 км пробега разовые в зависимости от типов автомобилей, для городских и дорожных СТОА
| Тип подвижного состава | Нормативы трудоемкости, чел. ч. | |||||
| Удельная ТО и ТР на 1000 км пробега | Разовая на 1 заезд | |||||
| ТО и ТР | мойка и уборка | приемка и выдача | предпродажная подготовка | противокоррозионное покрытие автомобилей | ||
| Городские СТОА | ||||||
| Автомобили легковые: | ||||||
| Особо малого класса | 2,0 | - | 0,15 | 0,15 | 3,5 | 3,0 |
| Малого класса | 2,3 | - | 0,2 | 0,2 | 3,5 | 3,0 |
| Среднего класса | 2,7 | - | 0,25 | 0,25 | 3,5 | 3,0 |
| Дорожные СТОА | ||||||
| Автомобили легковые всех классов | - | 2,0 | 0,2 | 0,2 | - | - |
| Автомобили грузовые и автобусы | - | 2,8 | 0,25 | 0,3 | - | - |
| Примечания 1. Трудоемкости уборочно-моечных работ и работ по антикоррозийному покрытию автомобилей в показатели удельной трудоемкости ТО и ТР на 1000 км пробега автомобилей (графа 2) не включаются. 2. Работы по противокоррозионной защите автомобилей рекомендуется предусматривать для СТОА с числом рабочих постов 15 и более, если указанные работы не оговорены заданием на проектирование. |
Таблица А.2 – Примерное распределение трудоемкости ТО и ТР автомобилей по видам работ
| Виды работ | Процентное соотношение при количестве рабочих постов | ||||
| до 5 вкл. | св. 5 до. 10 | св. 10 до 20 | св. 20 до 30 | св. 30 | |
| Контрольно-диагностические работы (двигатель, тормоза, электрооборудование, анализ выхлопных газов) | |||||
| Техническое обслуживание в полном объеме | |||||
| Смазочные работы | |||||
| Регулировка углов управления колес | |||||
| Ремонт и регулировка тормозов | |||||
| Электротехнические работы | |||||
| Работы по системе питания | |||||
| Аккумуляторные работы | |||||
| Шиномонтажные работы | |||||
| Ремонт узлов, систем и агрегатов | |||||
| Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные) | - |
Продолжение таблицы А2.
| Виды работ | Процентное соотношение при количестве рабочих постов | ||||
| до 5 вкл. | св. 5 до. 10 | св. 10 до 20 | св. 20 до 30 | св. 30 | |
| Окрасочные и противокоррозийные работы | |||||
| Обойные работы | - | ||||
| Слесарно-механические работы | - | ||||
| Итого: | |||||
| Примечание. В зависимости от специализации СТОА при наличии соответствующего технико-экономического обоснования или в соответствии с заданием на проектирование допускается корректировка процентного распределения годовых объемов по видам работ ТО и ТР легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. |
Таблица А.3 - Численно значения коэффициентов К3 корректирования нормативов в зависимости от климатических условии эксплуатации подвижного состава.
| Климатический район по ГОСТ 16350-80 | Коэффициент корректирования, К3 | ||
| периодичность ТО | трудоемкости ТР | ресурса | |
| Умеренный | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
| Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный | 1,0 | 0,9 | 1,1 |
| Жаркий сухой, очень жаркий сухой | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
| Умеренно холодный | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
| Холодный | 0,9 | 1,2 | 0,8 |
| Очень холодный | 0,8 | 1,3 | 0,7 |
Таблица А.4 - Числовые значения коэффициентов корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества рабочих постов на СТОА
| Количество рабочих постов СТО | К5 |
| до 5 | 1,05 |
| св. 5 до 10 | 1,0 |
| св. 10 до 15 | 0,95 |
| св. 15 до 25 | 0,9 |
| св. 25 до 35 | 0,85 |
| св. 35 | 0,8 |
Таблица А.5 - Распределение трудоемкости работ ТО и ТР легковых автомобилей на «постовые» и «участковые»
| Наименование видов работ ТО и ТР | Процентное соотношение по видам работ | |
| постовые | участковые | |
| Контрольно-диагностические работы (двигатель, тормоза, электрооборудование, анализ выхлопных газов) | - | |
| Техническое обслуживание в полном объеме | - |
Продолжение таблицы А.5.
| Процентное соотношение по видам работ | ||
| Наименование видов работ ТО и ТР | ||
| постовые | участковые | |
| Смазочные работы | - | |
| Регулировка углов управления колес | - | |
| Ремонт и регулировка тормозов | - | |
| Электротехнические работы | ||
| Работы по системе питания | ||
| Аккумуляторные работы | ||
| Шиномонтажные работы | ||
| Ремонт узлов, систем и агрегатов | ||
| Кузовные и арматурные работа (жестяницкие, медницкие, сварочные) | ||
| Окрасочные работы | - | |
| Обойные работы | ||
| Слесарно-механические работы | - | |
| Уборочно-моечные работы | - | |
| Антикоррозийное покрытие автомобилей | - |
Таблица А.6 – Типы дорожного покрытия
| Д1 | цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика |
| Д2 | битумоминеральные смеси (щебень или гравии, обработанные битумом) |
| Д3 | щебень или гравий (без обработки), дёгтебетон |
| Д4 | булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, лежневые и бревенчатые покрытия |
| Д5 | грунт, укреплённый или улучшенный местными материалами, лежневые и бревенчатые покрытия |
| Д6 | естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути не имеющие твёрдого покрытия |
Таблица А.7 - Типы рельефа местности в зависимости от высоты над уровнем моря
| Равнинный Р1 | до 200 м. |
| Слабохолмистый Р2 | свыше 200 до 300 м. |
| Холмистый Р3 | свыше 300 до 1000 м |
| Гористый Р4 | свыше 1000 м до 2000 м. |
| Горный Р5 | свыше 2000 м. |
Таблица А.8 - Основные характеристики автомобильных дорог
| Условия | Тип рельефа местности | Тип дорожного покрытия | |||||||
| Д1 | Д2 | Д3 | Д4 | Д5 | Д6 | ||||
| За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) | Равнинный, слабохолмистый, холмистый | I | II | IV | V | ||||
| Гористый | |||||||||
| Горный | |||||||||
| В малых городах (до 100 тыс. жителей), и в пригородной зоне | Равнинный | II | |||||||
| Слабохолмистый, холмистый, гористый | III | ||||||||
| Горный | |||||||||
| В больших городах (более 100 тыс. жителей) | Равнинный | ||||||||
| Слабохолмистый, холмистый | |||||||||
| Гористый | |||||||||
| Горный | |||||||||
Таблица А.9– Примерное распределение трудоемкости вспомогательных работ на СТО
| № | Виды работ | Распределение работ, % |
| работы по самообслуживанию | ||
| транспортные | ||
| перегон автомобилей | ||
| принятие, хранение и выдача материальных ценностей | ||
| уборка помещений и территорий | ||
| всего |
Таблица А.10 - Примерное распределение трудоемкости работ по самообслуживанию на СТО
| № | Виды работ | Распределение работ, % |
| электромеханические | ||
| механические | ||
| слесарные | ||
| кузнечные | ||
| сварочные | ||
| жестяницкие | ||
| медницкие | ||
| трубопроводные | ||
| деревообрабатывающие и ремонт зданий | ||
| всего |
Таблица А.11 – Виды работ, выполняемых на СТО различной мощности
| Наименование работ | Городские СТО | Дорожные СТО | Спецавто- центры | ||
| Малые | Средние | Большие и крупные | |||
| Диагностирование Д-1 | + | + | + | + | + |
| Диагностирование Д-2 | — | +(±) | + | — | + |
| Уборочно-моечные | + | + | + | + | + |
| ТО в полном объёме | + | + | + | + | + |
| Смазочные | + | + | + | + | + |
| Регулировочные | + | + | + | + | + |
| Крепёжные | + | + | + | + | + |
| Шиномонтажные | + | + | + | + | + |
| Вулканизационные | + | + | + | + | + |
| Электрокарбюраторные | + | + | + | + | + |
| Заряд аккумуляторных батарей | + | + | + | + | + |
| Ремонт аккумуляторных батарей | — | + | + | — | + |
| ТР агрегатов | +(±) | + | + | +(±) | + |
| Замена агрегатов | +(—) | +(—) | + | +(—) | + |
| КР агрегатов | — | — | + | — | + |
| Медницкие | +(±) | + | + | + | + |
| Сварочные | +(±) | + | + | + | + |
| Жестяницкие | +(±) | + | + | + | + |
| Кузовные | +(±) | + | + | — | + |
| Обойные | +(±) | + | + | — | + |
| Подкраска | +(±) | + | + | — | + |
| Полная окраска | — | + | + | — | + |
| Противокоррозионное покрытие | — | + | + | — | + |
| Продажа запчастей и материалов | + | + | + | + | + |
| Продажа автомобилей, в т.ч. комиссионная | — | +(±) | + | — | + |
| Предпродажная подготовка автомобилей | — | +(±) | + | — | + |
| Техническая помощь по вызову | — | +(±) | + | + | + |
| Заправка автомобилей горюче-смазочными материалами | — | +(±) | + | + | + |
| Слесарно-механические работы | — | +(±) | + | — | + |
| Изготовление мелких деталей инструмента и оснастки | — | +(±) | + | — | + |
| Аренда производственных площадей и оборудования | — | — | (±) | + | (±) |
| Тюнинг (спецкомплектация) автомобилей | (±) | (±) | + | — | + |
| Установка, ремонт и обслуживание ГБО | (±) | (±) | (±) | — | (±) |
| Эвакуация автомобилей на базовую СТО | — | — | + | + | + |
| Прокат(аренда)автомобилей | — | — | (±) | (±) | (±) |
| Предоставление дополнительных сервисных услуг (страхование и т.п.) | — | (±) | + | — | + |
| Подготовка и повышение квалификации производственного персонала | — | — | (±) | — | + |
Примечания:
Знак «+» - работы выполняются в обязательном порядке:
Знак «±» - возможно выполнение или невыполнение работ в зависимости от расположения СТО, её технической оснащенности и проводимой маркетинговой политики;
Знак «-» - работы не выполняются.
Таблица А.12 — Технологическое оборудование для уборочно-моечных работ.
| Наименование и модель оборудования | Краткая техническая характеристика | Габариты в плане, мм. |
| 1 Автоматическая линия мойки и оборудование легковых автомобилей. | Стационарная, пяти-щеточная, Ку=30- 40 авт/ч, Р=51,3 кВт. Мод.118 | 34200*4600 |
| 1.1 установка для мойки легковых автомобилей, М 115 | Стационарная, пяти-щеточная, Ку=30- 40 авт/ч, Р=51,5 кВт. | 14000*3950 |
| 1.2. установка для мойки автомобилей | Стационарная, струйная, Р=15 кВт | 3540*3790 |
| Наименование и модель оборудования | Краткая техническая характеристика | Габариты в плане, мм. |
| снизу, мод. М 121 | ||
| 1.3. установка для мойки дисков колес, мод. М 205. | Стационарная, щеточная, Р=6,0 кВт | 3200*3400 |
| 1.4. установка для обдува автомобиля, мод. М 111 | Стационарная, арочная, 3-ех- вентиляторная, Р=22,5 кВт | 4640*3870 |
| 1.5. конвейер для перемещения автомобилей, мод. М 117 | Толкающий, одноколейный, скорость 4,6 - 7,0 м/мин, Р=2,3 кВт | 34200*2400 |
| 2. Установка для мойки и сушки легковых автомобилей, мод. М 124 | Арочная, самодвижущаяся, 3-ех- щеточная, N=12-15 авт/ч, Р=9,0 кВт | 2300*3200 |
| 3. Установка для наружной мойки двигателей, М 203 | Стационарная, пневматическая с подогревом воды, Р=10,0 кВт | 1400*600 |
| 4. Установка для шланговой мойки агрегатов, М 3360 | Передвижная, пароводоструйная | 1340*810 |
| 5. Установка для шланговой мойки автомобилей, М 107 | Стационарная, двухпостовая, Р=1,5кВт. Питание от водопровода | 830*450 |
| 6. Установка для шланговой мойки автомобилей, М 125 | Передвижная, однопостовая, Р=2,2 кВт | 1220*550 |
| 7. Установка для шланговой мойки автомобилей, мод. 1112 | Передвижная, питание от водоема или водопровода, Р=7,5кВт | 1420*540 |
| 8. Установка для ручной мойки автомобилей, мод. М 906 | С подводом воды через рукоятку, масса 1,2 кг. | 1500*274 |
| 9. Прибор для полировки кузовов легковых автомобилей, мод. 2406 | Ручной с электроприводом. И=368. Р=0,37 кВт. | 420*180 |
| 10. Пистолет для сушки деталей сжатым воздухом, мод. 199 | Ручной с регулируемым характером воздушной струи | |
| 11. Машина вакуумная, модметальная- пылесосная, мод. КУ-403 А «Астра» | Передвижная с двумя вентиляторами Р=1,24 кВт | 1400*650 |
| 12. Электрический пылесос, «Тайфун» | Разрежение 12 кПа (1200 мм в ст.) Р=0,6 кВт | |
| 13. Промышленный пылесос, мод «Торнадо»-131, ВНР | Передвижной, Р=0,8 кВт |
Заказ № ____ от «__» ____ 2009 г.
Триаж 51 экз
Изд-во СевНТУ