Репродукции картин: «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, «Перед венцом» Фирса Журавлёва, «Сватовство майора» Павла Федотова, «Портрет молодой женщины в сарафане» П. Барбье.
- Что вы видите на этих картинах?
- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность свой доле)
- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.
ПЕНИЕ: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
Матушка, что во поле пыльно?
Русская народная песня
- Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня матушка, что во поле пыльно?
- Дитятко милое, кони разыгралися.
- Матушка, матушка, на двор гости едут,
Сударыня матушка, на двор гости едут!..
- Дитятко милое, я тебя не выдам!
- Матушка, матушка, на крылечко идут,
Сударыня матушка, на крылечко идут!..
- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...
- Матушка, матушка, в нову горницу идут,
Сударыня матушка, в нову горницу идут!..
- Дитятко милое, я тебя не выдам!
- Матушка, матушка, за столы садятся,
Сударыня матушка, за столы садятся!
- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!
- Матушка, матушка, образа снимают,
Сударыня матушка... Меня благословляют...
- Дитятко милое, господь с тобою!
Сцены свадьбы в операх русских композиторов.
Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.
003 СЛУШАНИЕ: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
СЛУШАНИЕ: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.
ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ | ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ПЕСНЯ жанр обрядового фольклора. В них прославлялись как отдельные лица, так и коллектив. |
Опера «Иван Сусанин» М. Глинки | Опера «Хованщина» М. Мусоргского |
Хор ДЕВУШЕК «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» | Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» |
Музыка М. Глинки в духе народной песни | Народная песня, включённая в оперу |
ВЫВОД: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки.
Этап: домашнее задание
Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.
Д/З Выучить «ТИХИЙ МАРШ» Ю. Ким. Г. Гладков
этап: подведение итогов урока
Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.
- Существует интонационная общность этих произведений?
ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.
Спасибо за урок.
СПИСОК Литературы:
1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2007.
ИНТЕРНЕТ-ресурсы:
1. И.И. Шангина "Русские традиционные праздники" https://sueverija.narod.ru/Obrjadi/Obrjadi.htm
2. Ноты к песне «Матушка…» https://www.a-pesni.golosa.info/rus/matuchka.htm