Социально-экономические и свободы. Права ребенка.




Семинар №1

Система, классификация прав, свобод и обязанностей человека.

Вопросы к практическому занятию

1.Права и свободы человека: понятие, содержание, природа. Система и свойства прав и свобод человека. Поколения прав человека, их закрепление во Всеобщей Декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах. Проблемы формирования четвертого и пятого поколений прав. Мирология.

2.Правовое государство и права человека. Естественная и позитивистская политико-правовая доктрина в области прав и свобод человека и гражданина.

3. Правовой статус личности в России: история, теория, практика. Эволюция представлений о статусе личности, ее взаимоотношениях с государством в истории политико-правовых учений. Развитие концепции естественного права и правового государства в России. Правовой статус подданных Российской Империи. Государство и личность в советский период: гражданство, основные права и обязанности граждан.

 

Решение задач

Задача 1

Владимирова Ю.Г. (1908 г. рожд.) обратилась с иском к Сбербанку РФ о компенсации своих семейных сбережений «на черный день», обесценившихся в 1992 – 1995 годах. Согласно соответствующему Указу Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 733 выполнять обязательства перед стариками должен Сбербанк. Однако Владимирова решила оспорить Указ Президента в суде, как нарушающий принцип равенства всех перед законом и судом: согласно положениям Указа Владимирова, имевшая вклад в одной сберкассе 10 тысяч рублей, может рассчитывать на компенсацию только в 1 млн. рублей, тогда как любое другое лицо, имевшее в 10-ти сберкассах вклады по 1 тыс. рублей, получит право на компенсацию в 10 млн. рублей (1 млн. с каждой тысячи).

1. В каком суде она может оспорить конституционность Указа Президента, подлежащего применению в конкретном деле, нарушающем конституционное право гражданина? (см. ст.ст. 46. ч. 2 ст. 120, ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и ст. 116 ГПК).

2. Что означает принцип равенства всех перед законом и судом? Правильно ли истолковала его Владимирова?

3. Какие еще принципы правового статуса личности Вы знаете?

 

Задача 2

Гражданка России Сидоренко преподает в одном из Томских вузов и получает 500 рублей в месяц. Узнав, что ее знакомый в г. Сургуте за аналогичную работу, равную по объему, получает 2,5 тыс. рублей в месяц, она сочла это нарушением конституционного принципа равноправия мужчины и женщины и решила обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека в г. Страсбурге.

1. Раскройте содержание принципа равноправия мужчины и женщины. Был ли он нарушен в данном случае?

2. При каких условиях и в каком порядке Сидоренко может обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека?

3. Ответьте на 2-й вопрос при условии, что Сидоренко - гражданка Украины, постоянно проживающая на территории России.

Задача 3

Артемьева B. Н. вместе с родителями была насильственно выселена с места своего проживания в г. Сталинграде в 1942 г. В 1993 г. ее родители были реабилитированы на основании п. «в» ст. 3 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», а сама заявительница на основании ч. 1 ст. 21 этого закона была признана пострадавшей от политических репрессий. Артемьева сочла, что к ней, как и к родителям, репрессии применялись непосредственно и стала обращаться в различные организации с просьбой признать ее необоснованно репрессированной и распространить на нее соответствующие компенсации и льготы. В просьбе ей было отказано, т. к. к моменту окончания репрессий она не достигла 16 лет (по действовавшему тогда законодательству политические репрессии могли применяться к лицу с 16 лет).

Конституционный Суд в своем постановлении по этому делу указал, что недостижение возраста, с которого в то время могли привлечь к ответственности, не является основанием для ограничения прав и свобод в процессе реабилитации. Ч. 1 ст. 21 Закона устанавливает необоснованные и несправедливые различия для определенной категории граждан, пострадавших от политических репрессий, по сравнению с необоснованно репрессированными, хотя и к ним применялись репрессии по политическим мотивам. Это положение закона было признано неконституционным.

Какие принципы правового статуса личности «сработали» в данном случае?

Что такое «принцип правового статуса личности» и как он реализуется?

 

 

Семинар №2

Личные, политические права и свободы.

 

Вопросы к практическому занятию

1.Право на жизнь. Право на достоинство, честь и деловую репутацию. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на неприкосновенность частной жизни. Свобода совести и вероисповедания. Свобода слова и мысли. Свобода передвижения и выбора места жительства.

2.Роль и значение политических прав и свобод, их место в универсальной системе прав и свобод человека. Право на свободное выражение своих мнений. Право на мирные собрания. Свобода проведения шествий, митингов и демонстраций. Право на ассоциации. Политические партии. Право на подачу петиции.

 

Решение задач

Задача 1 По состоянию на начало 1997 г. Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом – Россия» имело признаки:

1) программа, принятая в августе 1995 года;

2) достаточно четкий с организационной точки зрения устав, обязательный к

исполнению всеми органами движения;

3) наличие региональных организаций во всех субъектах РФ, кроме Чеченской республики, каждая из которых имела свой устав и руководящие органы;

4) в состав движения входили 32 общественные организации на правах коллективных участников движения;

5) сильные центральные органы движения (совет из ста пятидесяти человек, двенадцать членов президиума совета, исполнительный комитет со своими помещениями и аппаратом):

6) вторая по численности фракция в федеральном парламенте;

7) своя пресса (газета «Дом и Отечество»);

8) участие во всех выборах, какие только имели место в России.

1. Является ли ВОПД НДР: а) политическим общественным объединением;

б) политической партией: в) политической организацией; г) политическим движением; д) общественным объединением; с) общественной организацией; ж) избирательным объединением? Каково соотношение этих понятий?

 

Задача 2 В мае 1997 года состоялся IV съезд Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом – Россия» (ВОПД НДР). На съезде была утверждена новая редакция Устава движения. Был внесен ряд изменений в раздел Устава, касающийся образования, полномочий и порядка функционирования руководящих органов движения. В частности, Совет движения был преобразован в Политический Совет, т. к. фактически Совету часто приходится, наряду с исполнением чисто управленческих задач, вырабатывать политическую оценку происходящих событий и публично высказывать эту оценку от имени движения. Изменившиеся функции были закреплены юридически. Был образован Президиум Политического Совета - более мобильный и активный орган, способный быстро и оперативно реагировать на происходящие в стране события. Политический Совет создает исполнительный комитет движения, который, будучи подконтрольным и подотчетным Совету, как и прежде, исполняет исполнительно-распорядительные функции в периоды между заседаниями Совета. Кроме того, в Уставе появились положения о возможности не только участия в движении, но и членства в нем. Эти вопросы смогут решать сами региональные организации. Эти изменения были внесены в Устав движения с целью предотвратить опасность оказаться не допущенным к участию в выборах всего лишь потому, что в избирательном законодательстве может появиться норма о разрешении участвовать в выборах только политическим организациям, основанным на членстве.

1. Определите организационно-правовую форму ВОПД НДР. Изменилась ли она в связи с внесением изменений в Устав движения? Если да, то как именно и повлекло ли это изменение конституционно-правового статуса ВОПД НДР, если нет, то почему?

2. Законно ли: а) изменение структуры и компетенции руководящих органов движения; б) появление в Уставе положении о возможности не только участия в движении, но и членства в нем?

3. Подлежат ли государственной регистрации внесенные в Устав движения изменения? Если да, то в каком порядке они должны быть представлены для регистрации, если нет, то почему?

 

Задача 3 В начале 1997 года на заседание магаданского регионального совета ЛДПР по личному поручению лидера партии В. В.Жириновского прибыл ответственный за северные регионы от ЛДПР депутат Государственной Думы Ю. Кузнецов, в результате чего магаданский координатор В. Павлюк был отстранен от должности, а его заместитель В. Багров был исключен из рядов ЛДПР. Это решение затем утвердил высший совет ЛДПР. Причиной таких санкций явилось неисполнение региональным советом ЛДПР в ноябре 1996 года приказа из Москвы: на выборах губернатора Магаданской области поддержать кандидатуру В. Цветкова.

Вместо расформированного регионального совета был создан временный совет. Исключенного из ЛДПР В. Багрова члены партии уже не выдвигали, как собирались ранее, кандидатом от партии ЛДПР на выборах в Государственную Думу по 103 Магаданскому одномандатному избирательному округу, которые состоялись 18 мая 1997 года.

1. Не противоречат ли «внутриорганизационные отношения» в ЛДПP конституционному законодательству РФ? Каковы, на Ваш взгляд, причины существования подобных «внутри-организационных отношений» в ЛДПP? Какими, по-Вашему, могут быть последствия? Что такое «принцип правового статуса личности» и как он реализуется?

Семинар №3

Социально-экономические и свободы. Права ребенка.

Вопросы к практическому занятию

1.Система социально-экономических прав и свобод. Законодательное закрепление права на достойное человека существование: история и современность.

2.Право частной собственности как экономическая основа конституционного строя России. Свобода предпринимательства и иных форм экономической деятельности.

3.Право на образование: международные стандарты. Особенности правового регулирования в современной России. Понятие, сущность и юридическое содержание льгот, привилегий и компенсаций.

4. Международные и российские стандарты в области прав ребенка.

5.Права ребенка и особенности отечественного отраслевого законодательства. Основные права детей в различных сферах. Ювенальная юстиция.

 

Решение задач

Задача 1

Согласно ч. 7 ст. 11 Конституции Республики Дагестан гражданин республики может не являться одновременно гражданином России.

1. Оцените конституционность этого положения Конституции Республики Дагестан. Проверьте соблюдение принципов российского гражданства.

 

Задача 2

Плетнева Л. В. родилась в 1945 г. на территории Крыма, являлась гражданкой СССР. После распада Советского Союза гражданство Украины не приобрела, в 1997 г. приехала па постоянное жительство в г. Томск, к дочери, являющейся гражданкой России.

1. В каком порядке Плетнева Л. В. сможет приобрести гражданство России в 1998 году? Какие документы и в какой орган необходимо ей представить?

2. Ответьте на первый вопрос при условии, что Плетнева Л. В. родилась в 1943 г. в г. Киеве.

3. Ответьте на первый вопрос при условии, что Плетнева для постоянного проживания в Томск решила приехать в 2002 году.

 

Задача 3

Отец Смирнова А. В., будучи офицером ВС СССР, с 1973 г. служил в Германии, где женился на гражданке ГДР. В 1975 г. родился Смирнов А. В., который стал гражданином ГДР по рождению. В 1997 г. решил приехать в Томск к деду и приобрести гражданство РФ.

1. В каком порядке он сможет это сделать? В каком порядке он сможет приобрести гражданство России, если дед его гражданин Украины?

 

Семинар №4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: