Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.




Дом Учителя Уральского федерального округа.

VIII Международная Олимпиада по основам наук.

Второй этап.

Научный руководитель проекта по русскому языку: Бабенко Людмила Григорьевна, зав. кафедрой современного русского языка УрГУ, профессор, доктор филологических наук, г.Екатеринбург.

Автор-составитель заданий: Меньшенина Жанна Михайловна,учитель русского языка и литературы, высшая категория, МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга.

Рецензент: Максимова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Екатеринбурга.

Русский язык 9 класс. Премьер лига.

Проводится в честь Василия Васильевича Химика.

Время выполнения работы 1 час 15 минут.

Фамилия Имя Отчество Населенный пункт Область образ. учреждение №    
Задание                                    
                                     
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
                                       

 

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.

Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Ответы занесите в специальную таблицу ответов.

 

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

Правильный ответ запишите цифрой.

1. Слова сутки и сутолока в своё время были образованы с помощью редкой для современного русского языка приставки су -. Укажите ещё одно слово, возникшее таким же образом:

1) субординация 2) сушки 3) сумерки 4) супермен 5) сумасшествие.

2. Какое из этих слов может быть вводным словом?

1) налево 2) прямо 3) напротив 4) направо 5) сзади.

3. Сходство слов по смыслу и звучанию часто приводит к орфографическим ошибкам. Какое из этих слов написано правильно?

1) нечайно 2) отчайно 3) случаянно 4) необычайно 5) черезвычайно.

4. Какое из этих слов имеет ударение на и?

1) бравировать 2) гравировать 3) гримировать 4) сервировать 5) формировать.

5.В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» встречается слово немудрено. Например,

 

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть… Там будет бал, там детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник? С кого начнёт он? Всё равно: Везде поспеть немудрено…

 

А что оно означает?

1) невозможно 2) непросто 3) можно 4) нетрудно 5) не суждено

 

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

Запишите цифрами все правильные варианты.

6. Отметьте из приведённых ниже слов слова с одинаковыми приставками:

1) подоконник 2) подорожник 3) подруга 4) подлец 5) подарок 6) подагра.

 

7. Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению:

1) реять 2) вертеть 3) выбежать 4) подержать 5) прочитать 6) грести

 

8. В каких словах ударение падает на последний слог:

1) жалюзи 2) газопровод 3) ворожея 4) позвонит 5) послала

 

9. Какие из шести слов исторически произошли от одного корня:

1) очевидно 2) заочный 3) воочию 4) разочаровать 5) очутиться 6) очень

 

10. Укажите неверные схемы сложного предложения.

1) [ ], (что). 2) (Когда), [ ]. 3) (Который), [ ]. 4) [ ], (). 5) [ ], и (). 6) [Где], ().

Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

11. Подберите к каждому из заимствованных слов соответствующее толкование:

1) противопоставление, противоборство А) альтернатива
2) главнейший, важнейший Б) конфронтация
3) авторитет, влияние, которым пользуется кто-либо В) кардинальный
4) привлечение к ответственности высших должностных лиц за нарушение законов страны Г) престиж
5) необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений Д) импичмент

 

12. Найдите соответствия

1) сподвижник А) слова разговорного стиля
2) лодырничать Б) слова высокого стиля
3) выработка В) архаизмы
4) гламурнятина Г) профессионализмы
5) страж Д) индивидуально-авторские образования (окказионализмы)

 

13. Определите способ образования следующих слов:

1) сложение А) вперемешку
2) приставочный Б) задира
3) суффиксальный В) длинноногий
4) бессуффиксный Г) лесостепной
5) приставочно-суффиксальный Д) восторжествовать

 

14. История неразрывно связала некоторые имена и понятия: геростратова слава, пиррова победа… Соотнесите имя и понятие:

1) Ахиллес А) труд
2) Дамокл Б) язык
3) Прокруст В) столбы
4) Сизиф Г) кинжал
5) Эзоп Д) ложе
  Е) пята
  Ж) меч

 

15. Какую синтаксическую роль в предложении выполняют выделенные слова?

1) Он дал мне письмо с просьбойопустить его в почтовый ящик. А) дополнение
2) Ветви елей тянулись к моему лицу. Б) обстоятельство цели
3)Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху. В) сказуемое
4) Я жду не дождусь окончания работы. Г) обстоятельство времени
5) Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху. Д) определение

 

16. В какой из этих пословиц пропущено название не того животного, что в остальных?

(запишите номер верного ответа)

1) Страшнее … зверя нет.

2) Знает …, чьё мясо съела.

3) Ночью все … серы.

4) Доброе слово и … приятно.

5) Кот из дома — … в пляс.

 

17. Даны фразы:

1) Бессчётны образчики черезчур расчётливой бесвкусицы.

2) Бессчётны образщики чересчур расчётливой безвкусицы.

3) Бесчётны образчики черезчур рассчётливой бесвкусицы.

4) Бессчётны образчики чересчур расчётливой безвкусицы.

Выберите вариант, где нет орфографических ошибок (запишите номер верного ответа).

 

 

18. Вот несколько фраз, недавно прозвучавших в радиоэфире. Увы, только одна из них построена правильно. Какая? (запишите номер верного ответа)

1) Объясните людям о том, что им нужно делать.

2) Выяснить о том, как попасть на площадь, мне не удалось.

3) Все признают о том, что политику этот император проводил диктаторскую.

4) С удовольствием поделюсь с вами о том, как я провёл эти выходные.

5) Рассказать о том, что произошло, мы попросили очевидца.

 

19. В каком из этих предложений знаки препинания расставлены неправильно? (запишите номер верного ответа)

1) Между тем сгустились тучи и подул резкий ветер.

2) Я давно мечтал об этой встрече, и вот она наконец состоялась.

3) Однако я, кажется, не вовремя.

4) Некоторые обитатели леса, например медведи, зимой впадают в спячку.

5) Он собрался, было, вставать, но задремал и снова уснул.

20. Педагогическая деятельность В.В. Химика началась в… (запишите номер верного ответа)

1) 1900 году

2) 2001 году

3) 1920 году

4) 1890 году

5) 1972 году



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: