Внешний облик и Я–концепция




 

Важнейшими источниками формирования представления о собственном Я наряду с половым отождествлением (а оно сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом Я–концепции) служат размеры и его форма. Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческого тела, но, как правило, предпочтение всегда отдавалось крупным мужчинам и относительно небольшим женщинам. Положительная оценка своего внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его Я–концепции в целом, и наоборот, отрицательная оценка влечет за собой существенное снижение общей самооценки.

Рост человека, его вес, телосложение, здоровье, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими составляющими его отношение к себе, главными факторами, определяющими его чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности. Только тело является зримой и ощутимой частью нашего Я. Мы чувствуем, видим и слышим самих себя, никогда не в состоянии отрешиться от своего тела. К тому же этот неотъемлемый элемент нашей личности выставлен на постоянное публичное обозрение. Низкорослый ребенок, носящий очки, живет совершенно в ином мире, чем его высокий, атлетически сложенный сверстник.

В литературе по самовосприятию можно встретить два термина: схема тела и образ тела. Схема тела, определяющая его границы и расположения отдельных частей, возникает под воздействием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. В отличие от этого образ тела содержит в первую очередь оценку своего физического Я. Современные психологические представления об образе тела были разработаны Шильдером (1935), который пытался соединить биологический подход с психоаналитическим. Все имеют какое-то мысленное представление о своей внешности, которое не сводится к зеркальному отражению и в большей или меньшей степени соответствует реальной структуре нашего тела. Будучи явлением, чисто психологическим, образ тела, тем не менее, включает в себя также и наше представление о себе в физиологическом и социологическом плане. Сложное соединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, можно представить следующим образом:

1. Реальное субъективное внешнее восприятия тела с точки зрения функциональной способности в целом.

2. Интериоризированные психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями и различными жизненными ситуациями индивида.

3. Социологические факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций.

4. Идеальный образ тела, суммирующий отношения индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.

Всякие реальные изменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенные коррективы в его представления о себе в результате действия того или иного из этих факторов.

Перцепция собственного тела может начаться уже в период внутриутробного развития. Находясь в чреве матери, плод воспринимает первичные сенсорные импульсы, исходящие из вестибулярного аппарата и от рецепторов в мышцах и суставах. Сразу после рождения зоной, испытывающей постоянную стимуляцию благодаря кормлению и сосанию, становится рот, а начиная с трех месячного возраста, устанавливается взаимосвязь «рот – руки». Ребенок начинает пользоваться руками, чтобы держать грудь матери, исследовать собственное тело и контактировать с другими людьми. Он обнаруживает, что палец может вполне заменить сосок и успешно использует это открытие, чтобы снять напряжение. Эти первые исследовательские движение рук младенца стоят у истоков формирования образа собственного тела.

Невозможно указать точный момент возникновения Я–концепции. Она формируется постепенно, причем различные ее элементы в разное время воспринимаются с неодинаковой отчетливостью. Но чтобы Я–концепция стала реальным фактором организации поведения, ребенок должен научится воспринимать себя как особый объект, выделяющий в ряду других объектов. Он должен также интуитивно осваивать точки зрения других людей, поскольку лишь таким образом он сможет получать и осмысливать обратную связь, оценку его поведения со стороны окружающих, необходимую для развития самосознания. Важность внешнего проявления в этом процессе определяется тем, что тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности и легко становится предметом различных суждений.

Познавание себя как некой физической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками и может становиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Оно развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом на самых ранних стадиях развития. Таким образом, способность самоузнавания не появляется внезапно, а развивается постепенно.

Исследования показывают, что тип телосложения человека может стать существенным элементом формирования Я–концепции. Представление о своем физическом облике является одной из главных составляющих Я–концепции каждого человека. В ряде исследований показано, что определенным типам телосложения приписывается определенный темперамент и черты личности. Еще в детстве у человека возникают соответствующие ассоциации; в дальнейшем у него формируются стереотипные оценки того или иного физического облика.

Внешность человека, как нечто другое, способна вызывать совершенно определенную социальную реакцию. Эта обратная связь оказывает сильное влияние на формирование самовосприятия индивида. Культурно обусловленные стереотипные реакции, ожидания, прозвища – все это указывает индивиду на нежелательность существенных отклонений формы и размеров его тела от идеала.

 

Самооценка личности

Свойство человека как индивида формируются и осознаются раньше, чем личностные свойства. Отсюда – неодинаковое соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «я». Юноши и девушки придают значение тому, насколько их тело и внешность соответствует стереотипному образцу «маскулинности» или «феменинности» При этом юношеский эталон красоты и просто приемлемой внешности нередко бывает завышенным, нереалистическим. В переходном возрасте люди чаще, чем когда бы то ни было, становятся жертвами так называемого синдрома дисморфофобии. Поскольку наружность – важный элемент юношеского самосознание, учителям и родителям полезно знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство (в острых случаях нужна консультация психотерапевта). У мальчиков самым частым источником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост. Многие юноши и девушки болезненно реагируют на появление прыщей, угрей и т. д. Важной проблемой является ожиренье, избыточный вес, юношеские стереотипы красоты в этом отношении не отличается от взрослых. Но, не говоря уже о конституциональных особенностях, как раз накануне полового созревания у многих подростков образуются жировые накопления, составляющие своего рода энергетический резерв организма. Полноту, даже временную, болезненно переживают и девочки и мальчики.

Итак, внешность – важная сторона жизни. Подростки, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяющие непропорционально много внимания нарядам, делают это в большинстве случаев не из самодовольства, а из чувства тревоги. Броские наряды, привлекающие к себе внимание, – средство получить подтверждение, что юноши или девушка «в порядке», что он (она) может привлекать и нравиться. Человек, уверенный в себе, в таком постоянном «подтверждении» не нуждается. Поэтому с возрастом озабоченность внешностью обычно уменьшается. Человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают теперь другие свойства «я» – умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.

Насколько объективны, адекватны человеческие самооценки и как меняется это свойство с возрастом? Проверку адекватности самооценочных суждений затрудняют различия в объектах и способах самооценки. В одних случаях самооценка проверяется путем соизмерения, выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности – спортивными достижениями, школьными оценками, данными тестирования. В других случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими людьми (учителями, родителями), выступающих в качестве экспертов. Так же, кстати, формируются самооценки и в обыденном сознании: я решил трудную задачу – значит, я умный; я нравлюсь окружающим – значит, у меня приятная внешность. Сам процесс оценивания имеет разные функции. С одной стороны, самооценка – это когнитивный процесс: для успешной деятельности индивид заинтересован в объективном знании себя и своих качеств. С другой стороны, самооценка часто служит средством психологической защиты: желание иметь положительный образ «я» нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. Соотношение этих двух функций и их возрастная динамика до сих пор не совсем ясны. В общем и целом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому, повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские более объективные, чем подростковые. Сказывается большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний. Но тенденция эта не является линейной. Надо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Оценивая свои математические способности, человек может сравнивать себя со своими товарищами, более слабыми или более сильными, или с каким либо великим ученым. Не зная подразумеваемого эталона и ситуации, в которой производится самооценка, невозможно судить о ее адекватности или ошибочности.

Таким образом, чтобы содержательно раскрыть психологию юношеского возраста, нужно, во-первых, выделить возрастные особенности в натуральном ряду развития; во-вторых, осмыслить особенности социального положения юношества как возрастной группы и юности как специфической фазы социализации; в-третьих, рассмотреть, как эти два ряда процессов преломляются в психике и поведении личности.

 


Заключение

Мы рассмотрели важнейшие особенности формирования и развития личности. Мы видели, что центральный психологический процесс детского возраста – развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными принципами и образом собственного «я». Чем старше и взрослее человек, тем больше его воспитание превращается в самовоспитание. Это требует от индивида большой гибкости, такта, понимания, готовности принимать всерьез личность другого индивида. Активная жизненная позиция, которую хотят привить каждому молодому человеку, формируется, проверяется и укрепляется только самостоятельными поступками, за которую он несет личную ответственность.

Формирование Я–концепции человека, если взять ее глубокий нравственный смысл, означает не только приспособленность к наличным жизненным условиям и способность их производить. Это также самостоятельность, способность инициировать нечто новое, социально ценное и умение реализовать свои идеалы в практической, совместной с другими людьми, деятельности.

В философии и психологии давно уже установлена близость, даже синонимичность понятий личности, свободы и творчества. «Свободы не в обывательском смысле, а в смысле развитой способности преодолевать препятствия. Казалось бы, неодолимые, в способности преодолевать их легко, изящно, артистично, а значит, в способности каждый раз действовать не только согласно уже известным эталонам, стереотипам, алгоритмам, но и каждый раз индивидуально варьировать всеобщие способы действия применительно к индивидуально-неповторимым ситуациям, особенностям материала».

Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это – важнейшие требование к условиям формирования Я–концепции.

Принимая навязанные извне решения, мы предаем себя. Единственная реальная опора и единственный оценщик развития человека и формирования личности – он сам.


Список используемой литературы

1. А. Борисов. «Роскошь человеческого общения». RISK – 184с. 1998 г. АО «Академия – Центр».

2. Бернс Р.В. «Развитие Я–концепции и воспитание». – М.: Прогресс, 1986 г.

3. Печчеи А. Человеческие качества. Изд.2-е. – М.:1985.

4. К. Холл; Г. Линдсей. «Теории личности». СПб.: Питер; 2003 г.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1999 г.

6. Фролов И.Т. Перспективы человека.- М.:1983, с.49.

7. Ярошевский М.Г. Психология XX столетия. – М.:1974, с.206.

 


Приложение

Структура Я–концепции


[1] Фролов И.Т. Перспективы человека.- М.:1983, с.49.

[2] Ярошевский М.Г. Психология XX столетия. – М.:1974, с.206.

[3] Печчеи А. Человеческие качества. Изд.2-е. – М.:1985.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: