Использование возможностей синтезатора на уроках по фортепиано




Начнем с того, что в процессе работы над музыкальным произведением в классе фортепиано педагог часто обращает внимание на особую «тембральность» музыкальных голосов, подголосков и других видов фактуры. Где-то слышится виолончельная насыщенность звучания; голос скрипки - певучий или ярко-концертный, блестяще-виртуозный, свистящие тембры флейт в высоком регистре; или бубнящий, хриплый голос фагота. А ведь ученик часто не представляет, как звучат в действительности эти инструменты. Как правило, дети редко ходят на концерты в филармонию, мало слушают музыку, и уж точно не владеют искусством «вслушивания» в нее. Тут кстати придется синтезатор, который даст возможность прикоснуться ко всему тембровому богатству звуков, кончиками пальцев прочувствовать их неповторимый колорит. Конечно же, для этого необходимы хорошие, профессиональные синтезаторы типа «Yamaha», «Korg», «Roland». Детские, игрушечные синтезаторы здесь не помогут.

Ребенку необходимо иметь представление о своеобразной атаке звука, продолжительности звучания и другим параметрам инструментов. Чем более будет приближен тембр синтезатора к реальному звучанию инструмента, тем лучше.

Любой синтезатор имеет встроенный метроном, к которому всегда можно прибавить жанровую основу, стиль. Особенно это необходимо в работе с современной эстрадной или джазовой музыкой, музыкой в стилях «Disco», «Latino». Также возможна работа в стилях вальс, марш, полька и т.п., как правило, названных традиционными. Например, в произведении Роули «Солдат» опора на марш и имитация дроби барабана, несомненно, вносит в пьесу своеобразие и яркость. А как украсит пьесу Петерсена «Старый автомобиль» автомобильный гудок, которым можно продублировать вступительные ноты!

Конечно же, подобные удачные опыты могут украсить и любой классный, школьный концерт, однако нужно подчеркнуть, что необходимое требование для синтезатора - включённая активная клавиатура, которая на современных инструментах ничем не уступает фортепианной.

Приведу еще несколько примеров использования синтезатора на уроках по фортепиано. На начальном этапе разучивания произведения ученику как можно раньше необходимо почувствовать целостность произведения, знать, к чему стремиться в процессе разучивания, уметь «услышать» окончательный вариант исполнения произведения. Тут возможны различные варианты работы в парах - учитель-ученик или ученик-ученик, и др. Только что разобранная партия правой руки ребенка может быть сыграна им на инструменте, наиболее подходящем по характеру, а партию левой руки прочитает учитель, соответственно используя какой-либо тембр. Это могут быть не значительные отступления от фортепиано: клавесин или орган хороши в старинной музыке, различные варианты электронного фортепиано украсят композиции джазовой или эстрадной музыки; челесту возможно использовать для музыки тихого, прозрачного, «небесного» звучания и т.д. В оркестровке старинной музыки большое значение всегда имели тембры струнных. Например, для того, чтобы найти нужное туше для левой руки в менуэтах и других старинных танцах (имеется в виду характерный штрих «поnlegato», который нужно держать строго определенное количество времени), можно воспользоваться приближенными к старинной музыке тембрами виолончелей (с меньшим эффектом вибрато). На фортепиано же невозможно услышать окончание звука, его звук гаснущий.

Интересные результаты дает использование синтезатора на начальном этапе занятий в классе фортепиано. Как правило, детям 5-7 лет этот инструмент чрезвычайно интересен своими богатыми возможностями. Этот момент может явиться дополнительным стимулом для регулярных занятий на фортепиано. Ребенку при первых знакомствах с инструментом бывает просто интересно послушать, поискать интересные тембры. Особенный восторг вызывают звуки, имитирующие различные явления природы или технические объекты (например: гроза, дождь, самолет, поезд).

Очень часто у ребенка возникает желание сочинить собственную музыку с использованием этих звуков. Будет хорошо если учитель найдет связующее звено между увлечёнными поисками на синтезаторе и фортепианной программой. Например, какую-то пьесу ученик может исполнить на синтезаторе на родительском собрании, школьном концерте.

Есть и другие возможности синтезатора, которые необходимо использовать на начальном этапе обучения. Об удобстве применения метронома уже говорилось. Далее - это функция деления клавиатуры, транспозиция, октавное удвоение голосов, реверберация, хорус и другие эффекты.

Вкратце охарактеризую наиболее часто употребляемые эффекты звучания и обработки звука.

Обработки воспроизводят отражение звука от стен в залах и комнатах разных размеров, создают эхо. Размеры и характер помещения очень сильно влияют на звук. Чем лучше стены отражают звук, тем более размыто и нечётко звучание. Характерный пример - пустая комната без мебели или собор с каменными стенами. Кроме того, в большом помещении обычно оказывается более смазанным, ведь эхо сильнее запаздывает по отношению к основному звуку. Возьмём, например, пьесу Майкапара «В горах». Реверберация здесь довольно сильная чтобы передать открытое пространство, да ещё в горах, необходима большая задержка, эффект эхо.

Интересен эффект звучания «дисторшн». Эта команда имитирует действие излюбленного для рокеров и металлистов гитарного эффекта – «дисторшн». Она создаёт перегрузки-хрипы, скрежет, рёв и тому подобные звуки. При игре музыки в стиле рок этот эффект пригодится наверняка.

Довольно часто применяемый эффект – «хорус». Он предназначен для решения совершенно особой задачи: создать эффект множественного звучания. Чаще всего хорусом пользуются для обработки гитарных партий, реже - для создания голосовых спецэффектов.

На уроках фортепиано также необходимо развивать творческие навыки ребёнка. Например, импровизация – довольно сложный вид деятельности и подвластен он далеко не всем ученикам, но заложить основы импровизации возможно и на уроках фортепиано при помощи синтезатора. Заранее выбираем определённый стиль, ритмическую основу, и ребёнку проще будет ориентироваться в музыке.

В заключении хочется отметить, что использование синтезатора на занятиях по фортепиано - незаменимая помощь педагогу в его стремлении сделать урок наиболее запоминающимся, ярким и увлекательным.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: