Рекомендации и правила для родителей




Программа по коррекции гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста

 

 

Составитель:

Ахметова Д.Д., студентка 53 группы ГОУ СПО «ТПК»

Научный руководитель: Мусина Е.Н., преподаватель педагогики ГОУ СПО «ТПК»

Компьютерная верстка:

Ахметова Д.Д., студентка 53 группы ТПК

 

Рецензенты:

Мусифуллин С.Р., к.п.н., преподаватель ГОУ СПО «ТПК»

Сафонова О.В., к.ф.н., зам. директора по ВР «ТИК»

 


Содержание

Пояснительная записка 4

Занятие 1 6

Занятие 2 7

Занятие 3 10

Занятие 4 12

Занятие 5 14

Занятие 6 18

Занятие 7 21

Занятие 8 23

Занятие 9 25

Занятие 10 27

Задание 11 29

Занятие 12 32

Занятие 13 35

Занятие 14 37

Занятие 15 39

Занятие 16 43

Рекомендации и правила для родителей 45

Рекомендации для воспитателей 51

Литература 52


Пояснительная записка

Все чаще на консультацию к психологу обращаются родители с жалобами на беспокойное поведение своего ребенка. «Регоча», «непоседа» - вот обычные эпитеты, которыми наделяют таких детей Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развитии ребенка-дошкольника. А потребность в движении в нем заложено самой природой. Но существует группа детей, у которых потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными.

В основе синдрома гиперактивности лежат повреждения развития мозга в период беременности и родов (т.е. пре-и перенатальные факторы), приводящие к нарушениям морфологического созревания структур ЦНС. Среди причин отмечается также и наследственная предрасположенность. Перенесенные в процессе внутриутробного развития повреждения ЦНС могут стать причиной развития у ребенка нарушений поведения и трудностей обучения.

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительностью мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.

Цель программы: развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью.

Программа состоит из 16 занятий, каждое из которых рассчитано на 30 минут. При соблюдении режима проведения – две встречи в неделю (с интервалом в 3 дня). Цикл рассчитан на полтора месяца. Занятия предназначены для детей старшего дошкольного возраста (5-6). Число участников: 5-8 человек. Руководитель: воспитатель, психолог.

В состав группы кроме гиперактивных могут входить неуверенные, импульсивные и невнимательные дети.

Занятия лучше проводить в музыкальном зале – там достаточно просторно, есть ковровое покрытие и мало отвлекающих моментов.

Структура занятий

Постоянные компоненты:

Приветствие.

Психогимнастика.

Игры на развитие внимания и контроля за импульсивностью.

Телесно-ориентированные упражнения.

Игры на управление двигательной активностью.

Заключительный этап (анализ).

Переменные компоненты:

Упражнения для развития крупной и мелкой моторки, рисование, подвижные игры, релакционные упражнения.

В программе занятий предусмотрено приложение помещены рекомендации для педагогов и родителей.

Методическое пособие будет интересно для практических психологов, педагогов родителей, а также специалистов, занимающихся коррекционно-развивающей работой с детьми.

 

Программа по коррекции гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста

Занятие 1

Задачи:

1. Установление отношений психолога с группой;

2. Развитие произвольности и самоконтроля;

3. Развитие внимания и воображения;

4. Развитие согласованности движений.

Материалы к занятию: мяч средних размеров

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. “ Йоговская гимнастика для малышей ” (2-3 мин).

3. Упражнение “ Прогулка в лес ” (7 мин).

Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

4. Телесно-ориентированное упражнение “ Камень и путник ” (5 мин).

Психолог говорит, что после прогулки нужно отдохнуть. Предлагает кому-то из детей стать “камнями”, а другим – “путниками”. Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из “путников” садится, облокачиваясь спиной на спину ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями.

5. Игра “ Будь внимателен! ” (5 мин).

Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя, должен поймать мяч и кинуть его обратно.

6. Упражнение “ Передай движение ” (5 мин).

Дети стоят в кругу и по сигналу психолога делают вид, что передают друг другу большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, цветочек и др.

7. Заключительный этап (3-5 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей казать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая, друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.

 

Занятие 2

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля;

2. Развитие внимания, наблюдательности и воображения;

3. Развитие эмоцианально-выразительных движений;

4. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

 

Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; мольберт (подставка); доска и мел (лист ватмана и фломастеры); палочка (длина – 30 см).

1. “ Йоговская гимнастика для малышей ” (2-3 мин).

2. Игра “ Изобрази явление ” (8 мин).

Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.

Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

“Дует ветер” - дует, вытянув губы.

“Качаются деревья” - покачивает вытянутыми вверх руками.

“Падают листья” - выполняет плавные движения руками сверху вниз.

“Идет дождь” - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

“Появляются лужи” - смыкает руки в кольцо перед собой.

Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет психолог. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.

3. Игра “ Самолеты ” (2-3 мин).

Дети сидят на корточках далеко друг от друга – “самолеты на аэродроме”.

Психолог говорит:

Самолеты загудели, загудели, поднялись и полетели.

Дети гудят в начале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.

Полетели, полетели и сели.

Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры “самолеты прилетают к морю” - дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы не задевать друг друга.

4. Упражнение “ Надоедливая муха ” (2 мин).

Психолог говорит:

- Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружится возле глаз – поморгайте ими, перелетает со щеки на щеку – надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок – подвигайте челюстью и т.д.

5. Упражнение “ Раз, два, три – говори! ” (10-12 мин).

Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Психолог рисует морской берег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного из детей и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку, камушек на берегу, еще одну птицу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный ребенок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется детям. Психолог просит детей определить, какая новая деталь появилась на картине, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: “Раз, два, три – говори!”.

6. Упражнение “Одно большое животное” (2 мин).

Дети и психолог встают в круг и берутся за руки.

Психолог говорит:

- Представьте себе, что мы – одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох.

Упражнение повторяется 3 раза.

7. Заключительный этап (2-3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая, друг другу “палочку-выручалочку”, поочередно высказывают свое мнение.

 

Занятие 3

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля;

2. Развитие внимания и воображения;

3. Развитие психоэмоционального напряжения;

4. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию: три-четыре кубика средних размеров.

1. Игра “ Запретные движения ” (5 мин).

Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит:

- Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного.

Психолог называет и показывает “запрещенное” движение (например, подпрыгивание) и дает сигнал к началу игры.

2. Игра “ Зоопарк ” (8-10 мин).

Психолог говорит:

- А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз – прыгайте, как зайчики, хлопну два раза – ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза – “превращайтесь” в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.

3. Упражнение “ Я кубик несу и не уроню ” (10 мин).

На расстоянии 5-6 метров друг от друга ставятся два ряда стульчиков (по количеству детей).

Дети делятся на две команды. Каждая команда занимает ряд стульчиков.

Психолог кладет кубики на ладони детей, входящих в одну из команд. Дети должны, маршируя, как роботы, донести кубики, передать их участникам другой команды и вернуться на место. Дети, получившие кубики, выполняют те же действия.

Упражнение повторяется несколько раз.

4. Упражнение “ Шалтай-болтай ” (2-3 мин).

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.

Психолог произносит:

- Шалтай-болтай сидел на стене,

Шалтай-болтай свалился во сне.

Дети приседают или падают на ковер.

5. Заключительный этап (2-3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая, друг другу кубик, поочередно высказывают свое мнение.

 

Занятие 4

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля;

2. Развитие эмоционально-выразительных движений;

3. Развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу.

Материалы к занятию: мяч.

1. Упражнение “ Расскажем и покажем ” (3 мин).

Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.

Один, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы правой руки.
Можем все мы показать! Ритмично хлопают в ладоши.
Это локти – их коснемся. Обхватывают ладонями оба локтя.
Вправо, влево мы качнемся. Выполняют наклоны вправо и влево.
Это плечи – их коснемся. Кладут кисти рук на плечи.
Вправо, влево мы качнемся. Выполняют наклоны вправо и влево.
Если мы вперед качнемся, То коленей мы коснемся. Выполняют наклоны вперед, касаются коленей.
Один, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы правой руки.
Можем все мы показать! Поочередно загибают пальцы правой руки.

2. Игра “ Передай мяч ” (8-10 мин).

Дети встают в круг и передают друг другу мяч с закрытыми глазами.

3. Телесно-ориентированное упражнение “ Насос и мяч ” (5 мин).

Психолог предлагает детям разделиться на две пары. Один из детей изображает мяч, другой – насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью.

“Мяч сдутый” - ребенок сидит на корточках.

“Насос надувает мяч” - ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками “С-с-с…”.

“Мяч становится все больше” - ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.

“Насос прекращает работу” - ребенок делает вид, что выдергивает шланг.

“Мяч вновь сдувается” - ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.

Упражнение повторяет несколько раз, затем дети меняются ролями.

4. Игра “ Паровозик с именем ”.

Дети сидят на стульчиках, расположенных возле стены в один ряд. Ребенка, который первым будет изображать паровозик, выбирают с помощью считалки.

“Паровозик отправляется в путь” - ребенок встает со стульчика и медленно бежит по кругу, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося: “Гух-гух-гух”. Сделав круг, “паровозик” останавливается возле одного из детей и произносит его имя.

Названный по имени ребенок становится “паровозиком” и встает впереди, а первый ребенок становится “вагончиком”. Теперь они вдвоем “едут” по кругу со словами “Гух-гух-гух” и, “подъезжая” к детям, выбирают новый “паровозик”.

Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит “паровозик”.

5. Телесно-ориентированное упражнение “Клоуны” (2-3 мин).

Дети встают в круг и поднимают руки вверх. По команде психолога последовательно выполняют следующие движения:

Кисти рук опускаются вниз;

Руки сгибаются в локтях;

Руки расслабляются и падают вниз;

Туловище сгибается, голова опускается вниз;

Колени сгибаются, дети приседают на корточки.

6. Заключительный этап (3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая, друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.

 

 

 

Занятие 5

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля;

2. Развитие внимания и памяти;

3. Развитие мышления и воображения;

4. Снятие психоэмоционального напряжения;

5. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию: листы полной бумаги и фломастеры.

1. Игра “ Космическое путешествие ” (10 мин).

Дети стоят возле стульчиков, расположенных вдоль стены в один ряд.

Психолог говорит:

- Представьте, что вы превратились в космонавтов, а стульчики – в ракету. Вам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Наденьте скафандры.

Дети делают вид, что надевают скафандры.

- Скафандры надеты. Экипаж космонавтов делает круг почета перед посадкой в ракету.

Дети, идя друг за другом, обходят зал.

Психолог напоминает, что на них надеты большие скафандры, поэтому идти нужно медленно, широко расставляя ноги.

- Космонавты занимают места в ракете.

Дети садятся на стульчики.

- Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинается отсчет времени: “Пять, четыре, три, два, один, старт!”.

Дети имитируют звук двигателей.

По ходу игры можно предложить детям “испытать перегрузки (откинуться назад, прижаться к спинке стула, напрячь ноги и руки) и изобразить человека в невесомости (встать со стульчиков, выполнять замедленные плавные движения)”.

- Объявляется общая готовность. Перед вами неизвестная планета. Ракета идет на посадку.

Дети делают вид, что пристегиваются. Кладут руки на колени, откидывают голову назад, напрягают мышцы тела.

- Поздравляю вас. Посадка прошла успешно.

Дети расслабляют мышцы.

- Сейчас вы высадитесь на незнакомой планете. Будьте внимательны. Вам предстоит рассказать всем жителям Земли о том, что вы увидите.

Дети встают со стульчиков, широко расставив ноги, ходят по залу, внимательно смотрят по сторонам.

- Внимание! Говорит командный пункт. Всем космонавтам необходимо вернуться в космический корабль.

Дети садятся на стульчики.

- Сосредоточьтесь, скоро вы будете выходить на связь с Землей.

Дети опускают голову и закрывают глаза.

2. Упражнение “ Интервью ” (2-3 мин).

Психолог говорит:

- Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета “Раз, два, три”. Все готовы? Начали!

- Космонавты здоровы? Раз, два, три!

- Люди на планете есть?

- Небо какого цвета?

- Вода есть?

- Животные есть?

- Домой хотите?

3. Упражнение “ Росток ” (2-3 мин).

Психолог говорит:

- Теперь представьте, что вы посадили на планете деревья. Покажите, как они будут расти.

Дети встают со стульчиков и садятся на корточки.

- Я буду считать до десяти, а вы постепенно поднимайтесь, растите. На счет 10 деревья должны стать уже большими.

Упражнение повторяется несколько раз. В конце психолог спрашивает, какие деревья посадил каждый ребенок.

4. Упражнение “ Пловцы ” (2-3 мин).

Психолог говорит:

- Пришло время отправляться в обратный путь.

Дети садятся на стульчики, имитируют звук двигателей.

- Ракета приближается к Земле. Садимся. Что произошло? Мы не приземлились, а “приводнились”. Ракета оказалась в море. Придется выбираться из нее и плыть к берегу.

Дети встают со стульчиков и, имитируя движения пловцов, обегают зал и садятся на места.

5. Рисование на заданную тему (10-12 мин).

Детям раздаются листы плотной бумаги и фломастеры.

- Представьте и нарисуйте то, что каждый из вас мог бы (хотел бы) увидеть во время путешествия по незнакомой планете.

Дети выполняют задание.

 

Занятие 6

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля;

2. Развитие внимания, наблюдательности и памяти;

3. Развитие психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: красный, желтый и зеленый круги; ширма; палочка (длина – 30 см).

1. Подвижная игра “ Светофор ” (5 мин).

Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает “автобусу” круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого – “гудеть” и маршировать на месте, зеленого – продолжать движение.

По окончании упражнения психолог говорит:

- А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.

Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами “светофора”.

2. Игра “ Внимательные глазки ” (5-7 мин).

Психолог говорит:

- Ехали вы, ехали и приехали в школу. Давайте посмотрим, какие вы внимательные, хорошо ли вы друг друга знаете.

Психолог предлагает одному из детей спрятаться за ширму или штору. Остальные дети по очереди отвечают на вопросы, какие у него волосы, глаза, брюки или платье и т.д.

Упражнение повторяется несколько раз.

3. Упражнение “ Знаете ли вы цифры? ” (2-3 мин).

Психолог говорит:

- Молодцы, все вы очень внимательные. А теперь посмотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.

Психолог рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: “Говори!” Дети хором отвечают.

4. Упражнение “ Расскажем и покажем ”.

Психолог говорит:

- Началась переменка. Встаньте возле стульчиков, внимательно слушайте стишок и выполняйте движения, о которых в нем говорится.

Вместе весело шагаем

И колени поднимаем.

Пальцы мы в кулак сожмем

И за спину уберем.

Руки в стороны, вперед,

И направо поворот.

Руки в стороны и вниз,

И налево повернись.

Дети, выполнив движения, которые упоминаются в тексте, садятся на стульчики.

5. Упражнение “ Знаете ли вы буквы? ” (2-3 мин).

(Упражнение выполняется аналогично предыдущему – см. пункт 3).

6. Упражнение “ Кто за кем стоит? ” (5-7 мин).

Психолог говорит:

- Вы очень внимательные, буквы знаете, цифры знаете, теперь посмотрим, как вы запоминаете.

Детей выстраивают в шеренгу друг за другом, а одного ребенка просят выйти из шеренги и внимательно посмотреть на детей. Потом он отворачивается и воспроизводит по памяти, кто за кем стоит.

7. Телесно-ориентированное упражнение “ Штанга ” (3 мин).

Психолог предлагает детям побывать на уроке физкультуры и представить себе, что они поднимают тяжелую штангу. Дети широко расставляют ноги и напрягают их. Нагибаются вперед и сжимают руки в кулаки. Медленно выпрямляются, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз и расслабляют мышцы.

8. Заключительный этап (2-3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая, друг другу “палочку-выручалочку”, поочередно высказывают свое мнение.

 

Занятие 7

Задачи:

1. Развитие внимания и произвольного поведения;

2. Профилактика страхов;

3. Развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений;

4. Развитие речи и воображения;

Материалы к занятию: шарф, матерчатый мешочек и 7-8 мелких игрушек; мяч.

1. Игра “ Жмурки ” (8-10 мин).

С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего – поймать кого-нибудь из игроков. Пойманный ребенок становится новым водящим, игра продолжается.

2. Упражнение “ Потягушечки ” (2 мин).

Дети собираются в круг, садятся на корточки и закрывают глаза.

Психолог говорит:

- Вот мы и проснулись, сладко потянулись.

Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки.

- Сладко потянулись, друг другу улыбнулись.

Дети встают на ступни, опускают руки вниз.

Упражнение повторяется несколько раз.

3. Упражнение “ Лимон ” (2 мин).

Психолог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем расслабляют ее.

Аналогичное упражнение выполняется левой рукой, затем дети садятся на стульчики.

4. Упражнение “ Волшебный мешочек ” (5 мин).

Дети рассматривают 7-8 мелких игрушек. Психолог незаметно для детей кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и говорит:

- Потрогайте мешочек и догадайтесь, что в нем лежит.

Дети поочередно ощупывают игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают свои предположения. Психолог вынимает игрушку и показывает детям.

Игра проводится несколько раз.

5. Упражнение “ Опиши игрушку ” (10 мин).

Психолог складывает все игрушки в мешочек. Каждый ребенок поочередно подходит к мешочку, достает одну из игрушек и составляет о ней рассказ-описание.

6. Заключительный этап (2-3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая, друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.

 

Занятие 8

Задачи:

1. Развитие внимания и наблюдательности;

2. Развитие доверия к другому;

3. Развитие ориентировки в пространстве;

4. Снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: шарф, мольберт (подставка); доска и мел (лист ватмана и фломастеры); указка.

1. Телесно-ориентированное упражнение “ Слепой и поводырь ” (10 мин).

Психолог расставляет по залу несколько стульев и разделяет детей на пары.

Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой – поводыря.

“Слепому” завязывают глаза, “поводырь” берет его за руки и ведет по залу, обходя стулья.

Затем дети занимаются ролями.

Остальные дети (“зрители”) наблюдают за парой.

2. Игра “ Летает – не летает ” (3-5 мин).

Все встают в круг. Психолог называет разные предметы. Дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.

3. Совместное рисование человека и игра “ Что изменилось? ” (10-12 мин).

Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги).

Психолог рисует голову человека. Затем дети поочередно подходят к мольберту, шепотом называют части тела, которую нужно дорисовать (шея, плечи и т.д.), и дополняют рисунок.

По окончании совместного рисования мольберт переворачивается, психолог вносит в рисунок какую-нибудь деталь и вновь показывает изображение детям.

Дети должны “воды в рот набрать” и молчать. Психолог дает указку сидящему спокойно ребенку, тот подходит к доске и показывает появившуюся деталь.

4. Телесно-ориентированное упражнение “ Снеговик ” (3-5 мин).

Психолог предлагает встать в позу нарисованного ими человека и говорит:

- Наш человек не умеет говорит и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал, и вскоре нарисованный человек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобразить снеговика.

Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

- Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять.

Дети постепенно расслабляются, опускают руки, “обмякают, подставляют лицо солнцу” и приседают на корточки.

Упражнение повторяется 3 раза.

5. Заключительный этап (1-2 мин).

По окончании упражнения психологи говорит:

- Эта немного грустная история закончилась очень хорошо. Под ласковыми солнечными лучами снеговик растаял и превратился в путь. По дороге добрый ручеек зажурчал и пустился в путь. По дороге добрый ручеек поил водой цветы и травы. Вскоре он добрался до большой реки, влился в нее и отправился в долгое удивительное путешествие.

 

Занятие 9

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля;

2. Развитие внимания и координации движений;

3. Снятие психоэмоционального напряжения.

 

Материалы к занятию: красный, синий и желтый квадраты; длинная лента или веревка.

1. Игра «Кричалки- шепталки-молчалки» (5 мин).

Психолог говорит:

- Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат – можно прыгать, бегать и кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий – нужно замереть на месте и замолчать.

Психолог показывает квадраты, дети выполняют инструкцию.

2. Упражнение “ Солнечный лучик ” (3 мин).

Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Психолог говорит:

- Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик:

коснулся глаз – откройте глаза;

коснулся лба – пошевелите бровями;

коснулся носа – наморщите нос;

коснулся губ – пошевелите губами;

коснулся подбородка – подвигайте челюстью;

коснулся плеч – приподнимите и опустите плечи;

коснулся рук – потрясите руками;

коснулся ног – лягте на спину и попрыгайте ногами.

Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся – вставайте, ребята.

3. Игра “ Кто первый прыгнет в круг ” (5-7 мин).

С помощью ленты или веревки на полу выкладывается большой круг. Дети стоят по внешнему периметру круга.

Психолог говорит:

- Когда вы услышите слово “дом”, быстро прыгайте в круг.

Психолог произносит разные слова. Дети ждут, когда он скажет слово, которое служит сигналом для прыжка.

4. Игра “ Не спеши ” (5-7 мин).

Дети сидят на стульчиках. На расстоянии 5-6 шагов от них ставится стул. Дети поочередно подходят (не подбегают!) к стулу, огибают его и, не торопясь, возвращаются на свое место.

После того как каждый обогнет стул, дается задание идти спиной.

5. Телесно-ориентированное упражнение “ Клоуны ” (см. Занятие 4) (3 мин).

6. Заключительный этап (2-3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая, друг другу желтый квадрат, поочередно своими впечатлениями.

 

Занятие 10

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля;

2. Развитие внимания и воображения;

3. Развитие эмоционально-выразительных движений;

4. Удовлетворение потребности в признании.

Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; палочка (длина – 30 см).

1. Упражнение “ Давайте поздороваемся ” (5 мин).

Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если психолог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два – плечиками, если три раза – спинками.

2. Игра “ Море волнуется ” (5 мин).

Дети бегают по залу, изображая руками движения волн.

Психолог говорит:

- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура – замри!

Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда “Замри”.

Психолог ходит по залу, рассматривает “морские фигуры”, хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т.д.

3. Телесно-ориентированное упражнение “ Пластилиновая кукла ” (5-7 мин).

Психолог делит детей на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль скульптура, другой – пластилина. “Скульптор” должен лепить “куклу”, придавая “пластилину” определенную позу. “Пластилин” должен быть мягким и податливым.

4. Подвижная игра “ Иголка и нитка ” (5-7 мин).

Один из детей становится ведущим – “иголкой”, а все остальные – “ниткой”. Ребенок, выполняющий роль иголки, бегает по залу, меняя направление, а все остальные дети бегут за ним.

Ведущий меняется, игра повторяется.

5. Упражнение “ Шалтай-болтай ” (см. Занятие 3) (2-3 мин).

6. Заключительный этап (2-3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая, друг другу “палочку-выручалочку”, поочередно высказывают свое мнение.

Задание 11

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля;

2. Развитие внимания и воображения;

3. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию: мольберт (подставка); доска и мел (листы ватмана и фломастеры); указка.

1. Игра “ Расставить посты! ” (4 мин).

Дети строятся в колонну.

Психолог, исполняющий роль командира, встает впереди. Колонна начинает движение по залу. Когда психолог хлопает в ладоши, ребенок, идущий последним, должен остановиться. Так “командир” расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, квадрат и т.п.).

2. Игра “ Что изменилось ” (10 мин).

Дети садятся на стульчики.

Психолог говорит:

- Мы приехали в зимний лес. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить все, что вы увидите.

Психолог ставит перед детьми мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). На доске (листе) нарисованы сугробы, ели, голые деревья, облака.

Дети рассматривают картину, затем психолог переворачивает мольберт и вносит в изображение какую-нибудь деталь: птичку, бабочку, цветок, сугроб, гриб. Рисунок вновь демонстрируется детям.

Дети должны “воды в рот набрать” и молчать. Психолог дает указку сидящему спокойно ребенку, тот подходит к доске и показывает появившейся предмет и отвечает на вопрос: “Может ли этот предмет находиться в зимнем лесу?”. Если ребенок выполнил задание правильно, дети хлопают, при неверном ответе – топают ногами.

3. Упражнение “ Снежинка ” (2-3 мин).

Дети сидят на стульчиках, глаза закрыты.

Психолог говорит:

- Представьте себе, что с неба падают снежинки, а вы ловите их ртом. А теперь снежинка:

легла на правую щеку – надуйте ее;

легла на левую щеку – надуйте ее;

легла на нос – наморщите нос;

легла на лоб – пошевелите бровями;

легла на веки – поморгайте глазами и откройте их.

Снегопад закончился.

4. Игра “ Зимние забавы ” (2-3 мин).

Дети делятся на две команды. Команды встают в шеренги друг напротив друга.

Психолог говорит:

- Представьте, что на улице оттепель, снег стал липким. Вы лепите из него снежки и бросаете в участников другой команды. Но не забывайте при этом уворачиваться от снежков, которые летят на вас.

5. Совместное рисование снеговика (5 мин).

Дети садятся на стульчики. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги).

Психолог говорит:

- Сейчас мы все вместе изобразим снеговика. Каждый нарисует по одной детали.

Дети поочередно подходят к мольберту и, следуя инструкции психолога, рисуют в начале нижний круг, затем средний, верхний, изображают части лица, ведро на голове, метлу и т.п.

6. Телесно-ориентированное упражнение “ Снеговик ” (3-4 мин).

Психолог предлагает детям представить себя снеговиками.

Дети встают, разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки и в течении 10 секунд удерживают заданную позу.

- А теперь, - говорит психолог, - выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять.

Дети постепенно расслабляются, опускают руки, “обмякают” и приседают на корточки.

Упражнение повторяется несколько раз.

7. Упражнение “ Лыжники ” (2-3 мин).

Психолог говорит:

- Сегодня мы погуляли по зимнему лесу, поиграли в снежки, слепили снеговика, а теперь пора домой. Представьте, что мы надеваем лыжи и отправляемся в обратный путь.

Психолог имитирует надевание лыжи и движения лыжников. Дети повторяют за ним.

Построившись в колонну “лыжники выезжают” из зала.

Занятие 12

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля;

2. Развитие внимания и чувства юмора;

3. Развитие эмоционально-выразительных движений;

4. Снятие психоэмоционального напряжения;

5. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; разрезанные на две части открытки (картинки); красный, синий и желтый квадраты.

1. Упражнение “ Танец снежинок ” (3 мин).

Дети входят в зал, звучит спокойная музыка.

Психолог говорит:

- Представьте, что вы снежинки, которые кружатся на ветру под музыку – медленно, спокойно, красиво. Как только музыка перестает звучать, берите за руку того, кто стоит рядом. Услышав звуки мелодии, продолжайте танцевать парами. Когда я скажу “Стоп!”, нужно сразу же остановиться.

2. Игра “ Ручеек ” (4-5 мин).

Психолог дает каждому ребенку по половинке открытки (одну из половинок он оставляет у себя) и объясняет правила игры:

- Сначала каждый найдет себе пару, а для этого надо определить, у кого вторая половина вашей открытки. Пары берутся за руки, поднимают их вверх, встают друг за другом, образуя “коридор”. Оставшийся без пары ребенок ходит под руками играющих, выбирает кого-нибудь, берет его за руку и ведет за собой. В конце “коридора” новая пара встает и подн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: