Третье условие – наличие необходимого оборудования




Как организовать детскую комнату (пространство) аутичного ребенка?

Предложения специалистов:

Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость.

Детская комната

Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует выполнения ряда необходимых условий:

Первое условие – безопасность

Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т. д. Поскольку у ребенка с синдромом раннего детского аутизма часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов.

В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.). Эта рекомендация касается и квартиры в целом: все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Иначе мы можем спровоцировать ситуацию, в которой ребенок примется подбрасывать вверх молоток или разбивать электрические лампочки о кафельный пол на кухне. Аутичного ребенка очень трудно, а порой невозможно переключить с понравившегося ему занятия и запреты оказываются безрезультатными, возникает ситуация острого конфликта: ребенок хочет играть с ножом, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать у него нож, так как он сопротивляется. Действуя силой, мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо постараться заранее застраховаться от подобных ситуаций, хотя всего, конечно же, не предусмотришь.

Второе условие – обеспечение комфорта и уюта

Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.

Третье условие – наличие необходимого оборудования

Поскольку детская комната – это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения.

Так, в комнате обязательно должна быть парта или столик со стульчиком.

Ребенку нужны игрушки:

– деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы;

– разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши;

– звучащие игрушки и набор игрушечных музыкальных инструментов;

– игры для развития мелкой моторики – мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками;

– развивающие настольно-печатные игры – разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др.;

– игрушки для сюжетно-ролевых игр – куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда и мебель, аптечка и т. д.

Детские книжки для домашней библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Они должны быть понятны ребенку, полезны для реального освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов), вызывать положительные эмоции (книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить, во всяком случае – на начальном этапе). Если ребенку особенно нравится какая-то история, поддерживайте его интерес, развивайте его, связывая с повседневной жизнью.

Кроме этого, у ребенка должен быть материалы для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т. д.

Особо отметим необходимость для физического развития ребенка спортивного оборудования: очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Купите ребенку разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед.

Принцип действия многих спортивных снарядов очевиден, и после небольшого обучения ребенок вполне может действовать самостоятельно. Это очень важно, так как аутичный ребенок, особенно на начальном этапе коррекционной работы, неспособен произвольно управлять своими движениями или по подражанию повторить действия взрослого. Это же правило касается и большинства дидактических игрушек, с которыми ребенок может самостоятельно играть, постепенно усваивая понятия величины, формы и т. д. Ребенок вставляет фигуры в рамки, нанизывает кольца пирамидки на стержень, так как этот способ действия заложен в устройстве игрушки, адекватно действовать с ней по-другому не получится (если ребенок начинает бросать и т. п., такие действия нельзя считать адекватными, они ничему не учат, ничего не развивают). Обеспечение ребенка такими предметами, игрушками, снарядами поможет освоить многие навыки действий с предметами, физически развиваться даже в условиях, когда контакт с взрослым не налажен и специальное обучение не проводится.

Ни в коем случае не следует ограничиваться созданием развивающей предметной среды. Необходимо вновь и вновь пытаться организовывать взаимодействие с ребенком уже на основе усвоенных им навыков действия с предметами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: