Конец IVв. до н.э. – Александрийский век




Хоровой строй

Строй – это 1) система звуковысотных отношений, применяемых в музыке. Существует в виде слуховых представлений о высоте каждой из ступеней звукоряда; эти представления лежат в основе всей муз. практики (т. е. сочинения, исполнения и восприятия музыки) и фиксируются нотными и другими знаками. Музыкальный строй отражает наиболее типичные для господствующей ладовой системы звуковысотные связи. На определённом этапе развития муз. культуры строй может стать основой для возникновения новых ладовых систем.

Музыкальные системы

Вероятно, формирование простейших музыкальных систем первоначально происходило путем слухового отбора близких по высоте звуков, наиболее доступных для голосового аппарата человека. С появлением и совершенствованием музыкальных интервалов дальнейшее развитие музыкальных систем шло по новому направлению, в котором ладоформирующими интервалами явились квинта и кварта – простейшие (за исключением октавы) в акустическом отношении интервалы.

На квартовой основе формировались лады в странах Ближнего Востока. Заполнение кварты, как неизменного и устойчивого интервала, одним промежуточным звуком делило её на 2 и 3 или наоборот. Слияние двух кварт приводило к появлению пентатоники (пятизвучия). Таким образом, в пентатонических ладах выражены элементы мажорности и минорности.

Из стран Малой Азии уже сложившаяся пентатоника проникла в Древнюю Грецию и была единственной музыкальной системой.

В жизни античной Греции музыка занимала важное место. Она была необходимым компонентом торжеств, праздненств, театральных представлений. Греки отводили музыке особую роль в процессе воспитания, приписывая ей свойство большого эстетического воздействия на человека. Музыка была обязательным предметом школьной программы.

Вполне закономерно, что в эпоху расцвета греческой культуры, в VI – IV века до нашей эры, в эпоху знаменитых драматургов – Эхила, Софокла, Эврипида, музыка находится в центре внимания самых выдающихся ученых и философов Греции. К музыке проявлял интерес и такой разносторонний гений как Пифагор.

По преданию, Пифагор был первым мыслителем, который назвал себя философом, а Вселенную – космосом, то есть строем, складом. Он рассматривал космос как закономерное, стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.

Работы Пифагора в астрономии предвосхитили на 2000 лет воззрения Коперника и оказали на него решающее влияние. Ещё более знаменитыми оказались его работы по теории чисел, алгебре и геометрии.

Но для нас особенно интересны открытия Пифагора в области музыкальной акустики. Он математически обосновал развившуюся путем слухового отбора сложнейшую музыкальную систему Греции.

 

Пифагоров строй

Полагая, что сущность любого явления природы можно выразить числами, Пифагор стал искать математические зависимости в музыкальных интервалах и системах.

Посредством опытов на монохорде (специально сконструированный Пифагором музыкальный инструмент, состоящий из резонансного ящика, над которым натянута струна. На шкале нанесены деления, позволяющие при укорачивании звучащей части струны определять, какая доля струны звучит), он определил, что половинная часть струны звучит октавой выше, 2/3 струны – квинтой, ¾ - квартой выше основного тона, издаваемого целой струной.

Пифагор усмотрел в квинте единственную основу конструкции музыкального строя. Все остальные интервалы (за исключением октавы) он образовывал математическим путем, ка производные квинты.

Музыкальный строй, образующийся путем последовательного построения чистых квинт и сведения всех полученных звуков в пределы одного октавного звукоряда принято называть пифагоровым строем.

Недостатки Пифагорова строя:

· Слишком высокая б.3. Пифагорейская б.3 превосходно звучит в мелодии и даёт впечатление наибольшей мажорности. В отдельном гармоническом изолированном интервале или трезвучии она оказывается слишком широкой и звучит жёстко и диссонантно.

· Все большие интервалы немного расширены.

· Все малые интервалы немного сужены.

Пифагоров строй следует признать строем мелодическим, предназначенным для исполнения одноголосия.

 

Чистый строй

Уже в IV века до нашей эры греческий философ Аристоксен, ученик Аристотеля, предложил заменить пифагоров строй делением ч.4 на 5 равных полутонов. Практически это соответствует современному темперированному строю. Можно предположить, что это первая атака на пифагоров строй была вызвана жёсткостью звучания пифагорейских терций и секст.

Разгорелся ожесточенный спор о качествах обеих систем между последователями Пифагора (канониками) и сторонниками Аристоксена (гармониками). Однако, в условиях господствовавшего в Греции одноголосия, строй Аристоксена обеднял выразительные возможности интонирования мелодии, поэтому практического распространения он не получил, и пифагоров строй вышел победителем их этой первой схватки.

 

 

Конец IVв. до н.э. – Александрийский век

(после смерти А.Македонского)

Центр научной и литературной деятельности греков – г.Александрия в Египте.

Последователь Пифагора – музыкальный акустик Дадим – предложил ввести в музыкальный строй в качестве основного интервала «чистую» терцию. В основе его музыкального строя находилась вертикаль – гармония, противопоставляемая горизонтали (мелодии) пифагорова строя. Однако предложение Дадима, определившее историю почти на полторы тысячи лет, не нашло подходящей почвы для развития. Идеи Дадима были воскрешены только в конце XVвека.

В IX века появляются зачатки двухглосия, и дальнейшее развитие многоголосия идет на пути полифонии. Этот исторический процесс неразрывно связан с совершенствованием органа – многоголосного инструмента с фиксированной высотой звуков.

В течении многих лет орган настраивался в пифагорейском строе. Только теперь настройка в нем органа и других инструментов вступает в противоречие с растущим гармоническим сознанием.

В XV веке выдающийся итальянский композитор и теоретик Джузеппе Царлино (1517-1590) окончательно ниспроверг систему Пифагора, доказав возможность использования б.3 как консонанса. Новый терцо-квинтовый строй стал называться чистым (или «натуральным»).

В основу строя положены два интервала – б.3 и ч.5, другие – прозводные от них. При больших «чистых» терциях на I, IV и V ступенях мажорного лада неизбежно образуется на II ступени «волчья» квинта, а на VI ступени – «волчья» кварта.

Вывод: в развитии европейской многоголосной музыки чистый строй сыграл короткую, но яркую роль. Он выявил органическое единство примы, терции и квинты, которые соединяясь вместе, образуют «совершенную гармонию». Мажорное трезвучие стало основой всей гармонии. Однако, как только начинается соединение аккордов и вступает в свои права мелодическая связь между голосами, тотчас достоинства превращаются в недостатки. Чистые терции, приятные в изолированном гармоническом звучании, нарушают чистоту звучания других интервалов лада. Стремление к гармоническому благозвучию разрушило мелодическую основу музыкального строя.

Недостатки пифагорового строя и чистого строя: си# ≠ до – незамкнутость.

Требовалась такая реформа строя, в результате которой количество звуков в одной октаве было бы сведено к минимуму. Естественно, что нужно было совместить по высоте энгармонические звуки.

Поиски замкнутого энгармонического строя вызывались еще одной важной причиной. В органах XV века диатонический звукоряд обогащался только пятью хроматическими звуками: си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, фа-диез и до-диез. Таким образом, число тональностей, которыми могли пользоваться музыканты, было весьма ограниченным.

При делении октавы на 12 равных полутонов появилась возможность в использовании большего количества тональностей, что и сделал И.С.Бах в «ХТК». Равномерно-темперированный строй, как и другие является строем математическим.

Достоинства темперированного строя: б.3 удовлетворительна по своему звучанию как в мелодическом, так и в гармоническом планах.

Недостатки темперированного строя: многие интервалы уравновешены и лишены присущего им индивидуального облика. Таким образом, интонации темперированного строя не отражают ладо-функциональной зависимости между звуками.

Эти нежелательные качества строя особенно отчетливо проявляется в одноголосной мелодии, лишая ее исполнение интонационной выразительности и яркости.

 

В XIX-XX веках

Обычное понимание музыкального строя являлся пониманием статическим. Мелодия с этой точки зрения представляла собой комбинацию определенных незыблемых интервалов: в одном строе эти интервалы одной величины, в другом – другой, чуть больше или чуть меньше.

Темперированный строй – еще более мертвая схема абсолютно равных интервалов, венец схематического понимания «музыкального строя».

Звуковысотный анализ приводит к убеждению, что в живом музыкальном исполнении не существует интервалов, имеющих всегда неизменную, строго определенную величину.

Математически строй в музыке используется при изготовлении муз. инструментов, при их настройке, для контроля за точностью исполнения в ансамбле (хоровом или инструментальном), в процессе воспитания слуха. Точный строй может быть воплощён лишь на инструментах с фиксированной высотой звуков (орган, фортепиано, электромузык. инструменты и т. п.).

В пении, при игре на некоторых инструментах (скрипка, флейта, труба и т. п.), используется зонный строй (понятие ввел в 20в. Гарбузов), который отвечает другой тенденции - стремлению исполнителей в художественных целях постоянно варьировать каждую из ступеней звукоряда, т. е. усиливать или ослаблять ладовые тяготения, создавать особый колорит звучания. Каждая ступень зонного звукоряда имеет ряд значений, отклонения от основной частоты, т.е. это означает, что каждая нота имеет несколько верных значений высоты. Набор этих значений называется звуковысотной зоной.

 

Каждый из певцов должен отвечать за строй, за звук – тогда составится хор. Во время звучания нужно анализировать и знать, какие ноты петь выше. Вступить после паузы с верной интонацией в верную ноту в нужном ритме с верными словами – первое условие хорового певца. Слаженность хора познается во вступлении после паузы. Вступайте вместе, чтобы был хор, а не собрание поющих людей.

Н. М. Данилин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: