ЛЕКЦИЯ 3
СТИХИРА (греч. та стихира - то, что написано стихами) - песнопение, по содержанию своему относящееся к воспоминанию празднуемого события или святого. Это песнопение предваряется возглашением и пением стиха из псалмов или пророчеств.
Существует несколько циклов стихир, которые называются «на Господи, воззвах», «на стиховне», «на литии» и «на хвалитех». Первым на вечерне, независимо от чина служения, всегда, обязательным элементом звучит цикл стихир на «Господи, воззвах».
Почему на «Господи, воззвах»? Что такое на «Господи, воззвах»?
Здесь мы впервые встречаемся с взаимодействием ветхозаветных и новозаветных гимнов. Первые христианские службы складывались тогда, когда многие новозаветные гимны, даже самые основные не были написаны. И все богослужение базировалось в основном на ветхозаветных гимнах, в основном на псалмах. Псалтирь была главной, центральной, почти что единственной книгой, по которой совершалась служба. Но когда появлялись новозаветные гимны, то они входили в службу не отменяя ветхозаветную часть и не примитивным способом: шла ветхозаветная часть, началась новозаветная часть. Нет. В современном служении ветхозаветные тексты представляют собой конструктивную часть, а новозаветные - смысловую. Конечно, от этого ветхозаветные тексты не получают какой-то бессмысленности или формальности. Тем не менее, очередность строк какого-то текста может быть скомбинирована так, что она уже не несет какую-то крупную, важную, духовную мысль, а выполняет свою функцию более конструктивную, выполняет роль схемы, в которую вписывается современный новозаветный смысловой текст.
Примером такой комбинации ветхозаветного и новозаветного текстов являются стихиры на «Господи, воззвах». Конечно исторически, через изменение устава, через наслоение традиций, мы можем в современном, реальном прочтении службы и не заметить этой изначальной, конструктивной основы и многие об этом даже и не знают.
|
Стихи - из Ветхого Завета. Стихиры - исполнение ветхозаветных обетований, это Новый Завет, христианский.
Все, что звучало до «Господи, воззвах» (103 псалом, «Блажен муж») - это предначинание, увертюра, где не прозвучало ни одного слова о празднуемом событии. Стихиры - это первый эпизод службы, в котором наконец-то проявляется в реальном звучании то, ради чего происходит служба. Это первое слово о конкретном празднике или празднуемом святом.
Часто в наших храмах бывает так. Есть два хора: правый профессиональный и левый «бабулькин» (хотя устав не предполагает деление клироса по качеству). Правый хор поет 103-й псалом, «Блажен муж», а левый «кукарекает» стихирки. В результате все то, где идет речь о празднуемом событии, поется кое-как, а неизменяемые песнопения звучат ярко, пышно, концертно. Еще патриарх Алексий I писал о том, что неизменяемые песнопения «выпячиваются» по сравнению с изменяемыми, смысловыми. Поэтому все должно быть положено на пение стихир. В них сконцентрировано поэтическое содержание праздника, в них - главное достоинство службы. Стихиры должны прозвучать предельно четко, выразительно, максимально понятно. Они прочно звучат в гласовых напевах, подобнах, они помогают поднять мелодический уровень службы, съакцентировав именно на смысловых, изменяемых песнопениях. Надо работать с хором над тем, чтобы совершенствовать понятное чтение текстов, темпы должны быть такими, чтобы самый далеко стоящий прихожанин понимал, что поется, напевы должны быть слаженными, разнообразными. Именно здесь очень важно следить за чистотой пения, строем, дикцией, вокалом.
|
Е. С. рассказывает: “Месяца через два после начала нашего пения на клиросе ко мне подходит наша очень авторитетная пожилая прихожанка и с просветленным лицом говорит: «Я поняла, что, оказывается, по воскресениям вы поете о воскресении Христа». Она раньше ходила по храмам и даже не понимала, что хор в этой службе именно об этом-то и поет! Т. е. она думала, что служба посвящена воскресению Христа, а вот что поет хор - неважно, главное, чтобы музыка была красивой. После ее слов я понял, что мы делаем нужное дело.
Откуда взяты строки «Господи, воззвах»? Это экстракт, вытяжка из псалмов. Итак, «Господи, воззвах» представляют собой погласицу, потому что эту часть было положено петь по гласу стихир, которые будут впереди. Первая стихира, которая будет звучать, естественно, поется на один из гласов и на этот глас мы должны спеть погласицу «Господи, воззвах». У этого «Господи, воззвах» существует ярко выраженная утилитарная технологическая функция.
Представьте себе, что погласицы нет, мы сразу поем стихиры. Человеческая память всегда одинаковая, нельзя сказать, что в древности она была у всех идеальная и замечательная, а сейчас она стала у многих никакая. И раньше были люди с хорошим слухом, с хорошим образованием, были и «чайники» и с хорошей памятью и со склеротическими данными. Во всяком случае, кому-то надо было напомнить, как звучит мелодия. А как это удобно сделать? Взять самый знакомый текст, который повторяется из службы в службу, и спеть его на глас той стихиры, которая будет впереди. Потому что одновременно и вспоминать мелодию и петь текст с листа - двойной риск. Поэтому удобно напоминать глас на знакомый текст, «Господи, воззвах». Вот такая функция напоминания гласа вполне могла существовать, во всяком случае, сейчас эта функция выполняется замечательно: пока поем слова «Господи, воззвах», уже «обкатано» звучание напева стихир.
|
Погласица выполняла роль не только мнемоническую (напомнить «чайником», что их ожидает мелодически), но и смысловую, т. е. произвольная комбинация строк псалмов «Господи, воззвах» говорила о том, какие псалмы будут петься впереди уже буквально.
Погласица «Господи, воззвах» состоит из таких слов:
1 лик: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; / услыши мя, Господи, / Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; / вонми гласу моления моего. / Внегда воззвати ми к Тебе; // услыши мя, Господи.
2 лик: Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею, / жертва вечерняя. // Услыши мя, Господи.
В Псалтири нет такой комбинации слов. Погласица как бы предвосхищает следующий за ней псалом. Погласица состоит из двух частей, потому что уставной принцип пения в Церкви - это антифон, т. е. весь наш устав рассчитан на пение с двух клиросов. Понятно, что сейчас мы объединяем пение на одном клиросе из-за малочисленности состава (но к уставу это не имеет никакого отношения). В погласице, в стихирах есть парная четность, которая предполагает, что службу поют два равноценных лика (хора), одинаковых по стилю исполнения, по профессиональному уровню. Все поровну, нет такого, что что-то достойное, например, 103-й псалом, поет крутой правый хор, а ектении - левый (это пошло от извращенного, постмодернистского понимания службы, какой-то эстетический взгляд на службу). Стихиры сохранили антифонность, и если «Господи, воззвах» поет правый хор, то «Да исправится молитва моя» поет левый хор.
Погласица:
1-й лик «Господи, воззвах» | 2-й лик «Да исправится молитва моя» |
Строки псалмов (140, 141, 129, 116):
1-й лик Положи, Господи... | 2-й лик Вонми молению моему... |
на 10: Изведи из темницы... | Мене ждут праведницы... |
на 8: Из глубины воззвах... | Да будут уши Твои... |
на 6:Аще беззакония назриши... | Имене ради Твоего... |
на 4: От стражи утренния... | Яко у Господа милость... |
Хвалите Господа вси языцы.... | Яко утвердися милость... |
Слава: | И ныне: |
Если мы возьмем букву Устава, то к каждой строке хор должен петь припев: «Услыши мя, Господи», выражающим общую мысль псалма и составленным из его слов.
После погласицы следуют стихи «Положи, Господи, хранение устом моим...». Эти стихи идут монолитом и либо читаются, либо поются (да и то без припева «Услыши мя, Господи»), а чаще всего просто пропускаются (даже в некоторых монастырях). Последние 10 строк перестают быть монолитом и каждая строка псалма становится отдельным элементом (запевом к стихире). Между этими строками встают другие слова, тексты (стихиры). Конечно, мы теряем смысл, ну, как если бы мы взяли какое-нибудь современное стихотворение и между строк его вставили строки из другого стихотворения. Понятно, что от смысла первого стихотворения ничего не останется. Поэтому смысловая сторона ветхозаветного псалма сильно страдает, остается конструктивная сторона.
В храмах, где стихи опускаются, начинают их возглашать с того места, где они поются не с припевом «Услыши мя, Господи», а со стихирой. Стих - ветхозаветный, стихира - новозаветное творчество.
Половина стиха возглашается канонархом, с середины она допевается хором. Многие монастырские обиходы (знаменный, Киево-Печерский) говорят о том, что в более ранние времена вся строка пелась хором, с самого начала строки. В особых случаях пение всей строки повышает значимость и торжественность службы, например, на Пасху. Свой хор нужно воспитать так, чтобы запев уже напоминал о том, какой дальше будет мелодия глас, чтобы к этому тандему, к этой связи: напев стиха и напев стихиры, хор привыкал. Что этому может помочь? Не передавайте тон на стихиру, не делайте пауз между стихом и стихирой, тогда хор будет воспитываться на автоматическом переходе. Трудно выучить? Это не отговорка. Человеческая память в состоянии запомнить 8 мелодий запевов. Канонаршить лучше на одном из звуков запева, чтобы не было дырок между половинами стиха.
Погласица, псалмы (и входящие в них запевы) - принадлежность часослова, потому что это - неизменяемая часть.
Стихи начинают перемежаться со стихирами с того количественного момента, о котором нам говорит устав. Устав очень четко регламентирует в каком случае сколько стихир нужно петь по количеству. Вся арифметика имеет четное количество, чтобы могло делится на два хора.
Самое большое количество стихир, которое позволяет петь Устав - 10. 10 стихир может быть на воскресном всенощном бдении, на Вознесение, 1-го сентября (Индикт) и на преждеосвященных литургиях. Поэтому от конца псалмов, поющихся после погласицы, отсчитывается 10-я строка и поется уже не как смысловая строка псалма, а как стих, предшествующий стихире: «Изведи из темницы душу мою...».
Есть в году одно количественное нарушение, которое превышает 10. Это особая, единственная служба в году, на которой помимо положенных десяти стихир на «Господи, воззвах» поется еще 24 стихиры Великого покаянного канона (творение прп. Андрея Критского), написанные в древней кондакарной форме, где каждая следующая стихира написана на следующую букву греческого алфавита. Это происходит на службе в среду 5-й седмицы Великого поста на вечерне, переходящей в литургию Преждеосвященных Даров. Здесь первым запевом будет стих «Падут во мрежу свою грешницы» (140 пс., 10 стих). Но это исключение, больше такого нет.
Есть один праздник, в котором в стихирах на «Господи, воззвах» 11 стихир. Это на Благовещение. Но ради 11-й стихиры и устав добавляет после стиха «Яко утвердися милость...» еще один стих «Творяй ангелы Своя духи...».
Во всех остальных случаях 10 стихир - максимальное количество.
8 стихир имеет любой другой праздник, даже двунадесятый, имеющий знак полиелея и бдения (в том числе и Пасха).
6 стихир имеют праздники от славословия и ниже (шестеричные и беззначные), но бывает и полиелей с таким количеством стихир.
4 стихиры бывает только на малой вечерне.
Когда мы говорим о количестве стихир (10, 8, 6), то «Слава» и «И ныне» в это количество не входят, все количество идет до то «Слава» и «И ныне».
В стихирах на «Господи, воззвах» экспонируется все содержание службы, все ее слагаемые. Т. е. не бывает так, что на «Господи, воззвах» пели-пели одному святому, а потом вдруг на утрени стали петь канон другому святому. Таким образом, на «Господи, воззвах» видно все наполнение службы.
При пении стихир мы, как правило, комбинируем различные книги. А что и откуда поется регламентирует устав.
В качестве наполнителей для пения стихир являются: псалтирь, помещенная в часослов (как конструктивная часть, как сетка, готовая для принятия внутрь информации), Октоих и Минея.
Октоих может быть в двух видах - праздничный (воскресный) и будничный: пн, вт, ср, чт, пт (суббота сюда не входит, это исключение, о котором речь пойдет позже).
Минея может быть праздничная (полиелей и бдение) и непраздничная (славословие, шестеричная, беззначная).
В соединении Октоиха и Минеи, Октоих всегда будет первым (за исключением субботы, о которой сейчас речи нет).
В связи с делением Октоиха и Минеи на праздничные и будничные, может быть 4 комбинации служения:
1. воскресный Октоих + праздничная Минея (полиелей и выше). Положено 10 стихир: 4 стихиры Октоиха + 6 стихир Минеи (если двое святых: 4 стихиры Октоиха + 3 стихиры 1-му святому + 3 стихиры 2-му святому).
Господский двунадесятый праздник отменяет даже воскресный Октоих («Аще случится праздник сей в Неделю, ничтоже воскресно поется»), все 8 стихир из Минеи.
2. воскресный Октоих + непраздничная Минея (славословие и ниже). Положено 10 стихир:
а) шестеричный и беззначный святой: 7 стихир Октоиха + 3 стихиры Минеи
б) славословный святой: 6 стихир Октоиха + 4 стихиры Минеи
в) если двое святых: 4 стихиры Октоиха + 3 стихиры 1-му святому + 3 стихиры 2-му святому
3. будничный Октоих (пн, вт, ср, чт, пт) + праздничная Минея (полиелей и выше). Октоих отменяется, все 8 стихир из Минеи.
4. будничный Октоих (пн, вт, ср, чт, пт) + непраздничная Минея (славословие и ниже). Положено 6 стихир:
а) шестеричный или славословный святой: 6 стихир святому из Минеи (из Октоиха на «Господи, воззвах» ничего не поем)
б) беззначный святой: 3 Октоиха + 3 Минеи
в) если двое святых: 3 Минеи первому святому + 3 Минеи второму святому.
В период попразднства и предпразднства Октоих отменяется (кроме воскресения). Минея это предусматривает и дает все наполнение наряду. Таким образом, там, где пелся бы Октоих, его заменяет Минея.
На наших клиросах неизбежно стоит вопрос о сокращении стихир. Чаще всего оставляют до 6 стихир по воскресениям. Поскольку устав не может дать пункта «аще изволит настоятель сокращать количество стихир», то житейская рекомендация такая: при данной арифметике, уставном количестве стихир нужно взять то количество, которое вам благословили оставить и сохранить пропорциональность.
Например, если благословили петь 6 стихир, то:
4 Октоиха + 6 Минеи - 2 Октоиха + 4 Минеи
7 Октоиха + 3 Минеи - 4 Октоиха + 2 Минеи
4 Октоиха + 3 Минеи + 3 Минеи - 2 Октоиха + 1 Минеи + 1 Минеи
На Поместном соборе 1917-го года Прилуцкий говорил именно о сохранении пропорций. Неправильно делать - это выбрасывать один из наполнителей.
Например, воскресная служба и беззначный святой. Предстоит сократить. «А вот давайте святого уберем совсем, зато все воскресные споем!» Нет уж. Сокращая, сокращаем пропорционально и хотя бы одну стихиру сегодняшнему святому надо оставить.
При сокращении стихир начинать нужно с того запева, который был бы в полноте устава (например, в воскресенье - с запева «Изведи из темницы душу мою»). Этим мы говорим, какую службу мы поем (только в воскресенье бывает 10 стихир). По устойчивой традиции оставшиеся запевы либо просто пропускаются, либо «слепляются» и перед каждой стихирой поется по два запева (1, 5 стиха возглашается, а половина второго - допевается).
Также, при сокращении принято брать первые стихиры, а не из конца цикла стихир.
Бывают службы, где по уставу положено петь 8 стихир, а в Минее дается только три текста. В этом случае, по уставу нужно первую стихиру петь трижды, вторую тоже трижды и третью - дважды. И пелось это антифонно разными хорами. Есть храмы, где все повторения соблюдаются, но есть даже и монастыри, где удваивать не благословлено. Везде по-разному.
СЛАВА и И НЫНЕ
То, что выходит за рамки количества стихир - это СЛАВА и И НЫНЕ. Не только в стихирах на «Господи, воззвах» и не только в стихирах вообще, но и во всей конструкции нашего устава существует одна непреложная логика: СЛАВА - это один иерархический уровень, уровень святых и Бесплотных Сил (принято на Вселенском Лаодикийском соборе, потому что если мы Бесплотные Силы приравняем к Владычнему чину, то это чревато многобожием), и И НЫНЕ - это другой иерархический уровень, Владычний чин (Владычний чин - это чин Господский и Богородичный).
СЛАВА: есть тогда, когда у нас есть чин святого. Чаще всего это место занимает стихира, адресованная святому. Это акцентное место. Славник дает Минея.
Например, мы служим преподобному Сергию. В Минее ему даны 8 стихир на «Господи, воззвах» и что после стихир мы ожидаем увидеть в Минее, СЛАВУ или И НЫНЕ? Конечно же, только СЛАВУ, потому что чин Сергия - чин святого, который не дает право иметь тематическую стихиру на И НЫНЕ.
Таким образом, чин святого никогда не позволяет перевести тематику на И НЫНЕ.
Бывают и исключения:
1. Иногда праздник Господского чина может дать славник, так называемый ТРОИЧЕН.
2. Если Богородичный праздник попадает на воскресенье, то И НЫНЕ Богородичного праздника будет петься на СЛАВУ. Также, если в воскресенье попразднство двунадесятого праздника (и Господского и Богородичного), то на СЛАВУ будет петься И НЫНЕ праздника.
Если в Минее нет СЛАВЫ, то мы просто сливаем этот запев с И НЫНЕ и прозвучит он так: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
И НЫНЕ: чина святого не может быть, мы не имеем права петь на этом месте стихиру святому. Здесь может быт быть только Владычний чин: либо Богородицы, либо Господский.
Предположим, мы находимся в таком дне, где тематикой служения является только чин святого. Все 8 стихир спели ему. Дальше наступает время СЛАВЫи И НЫНЕ. Раз у нас есть чин святого, значит мы обязаны ему открыть СЛАВУ и Минея даст ему стихиру на СЛАВУ. А И НЫНЕ откуда брать? Богородичного праздника у нас никакого нет, т. е. тематики нет, Октоих мы отменили. И ради таких служб, которые посвящены святым, существует Богородичное приложение. И мы берем Богородичен, который можно петь только на «Господи, воззвах».
Богородичное приложение
В Минее есть Богородичное приложение, это обязательный ее компонент. В тексте Минеи можно часто встретить такую вещь: «И ныне: Богородичен». И больше это никак не расшифровывается. Это значит, что Минея отсылает нас в Богородичное приложение в конец Минеи. К сожалению, в половине миней, выпущенных в советское время (зеленого цвета), приложения нет. Получается, что Минея отсылает нас туда, чего вообще не существует. В этом случае спасает Ирмологий.
Богородичное приложение - это система песнопений, которые мы должны петь на «И ныне:», где не положена тематика святого (тропари и стихиры).
Богородичное приложение состоит из 4-х частей: первые два приложения - стихирные, вторые два - тропарные.
I - стихирное праздничное (или воскресное), используется в службах от славословия и выше
II - стихирное будничное, используется в службах шестеричных и беззначных
III - тропарное праздничное (или воскресное), используется в службах от славословия и выше
IV - тропарное будничное, используется в службах шестеричных и беззначных
Все эти гимны (тропари и стихиры) сгруппированы в каждой части приложения по гласам (от 1-го до 8-го). В I части помимо гласов Богородичны делятся на догматики и стиховные. Во II части в каждом гласе идет группировка по дням седмицы и местоположению в службе: вечер и утро. В IV части в каждом гласе идет группировка по дням седмицы и местоположению в службе: вечер, на «Бог Господь», в конец утрени.
Во вторник и четверг вечера и в среду и пятницу утро устав заменяет Богородичны на Крестобогородичны. Обычно Минея пишет: «И ныне: Богородичен или Крестобогородичен» и дает полный текст Крестобогородична. Это значит, что если служба будет служится под среду или под пятницу, то Крестобогородичен будет здесь, наряду в Минее.
I В воскресный день всегда поется Богородичен Догматик гласа Недели. Исключение - двунадесятый праздник, как Господский, так и Богородичный, на И НЫНЕ будет стихира праздника.
Что такое Догматик и где он применяется? Догматик - это особый Богородичен, это стихира, посвященная Богородице, в которой своими словами пересказывается догмат о непорочном зачатии и Боговоплощении. У догматика есть замечательное поэтическое свойство: догматик раскрывает новозаветный догмат через его ветхозаветную параллель, он пишет о том, что до Христа были чудеса, прообразившие Боговоплощение («В Чермнем мори Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда: тамо - Моисей, разделитель воды, зде же - Гавриил, служитель чудесе;...море по прошествии Израилеве пребысть непроходно, Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна...», догматик 5-го гласа). Все время идет сравнение новозаветного чуда непорочного зачатия с ветхозаветным чудом. Это очень яркая отличительная особенность догматика.
У каждого воскресного гласа есть только один догматик. Т. е. каждый раз по воскресеньям мы поем догматик своего гласа. И это единственное условие, когда воскресная служба ради того, что мы открываем свой глас, мы обязаны петь догматик своего гласа, а не того гласа, который был на СЛАВУ.
Например, в стихира на И НЫНЕ на входе в сочельник Рождества Христова, творения инокини Кассии, «Августу единоначальствующу на земли» использована поэтика догматика. В этой стихире идет противопоставление царя земного Царю Небесному:
Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися, под единем царством мирским гради быша, и во Едино Владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся, вернии, именем Божества, Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.
В воскресенье догматик является показателем воскресной службы. В воскресенье догматик обязательно поется на И НЫНЕ, и того гласа, который открылся в это воскресенье. Всего догматиков - 8, на каждый глас по одному.
II В будни если служба по знаку от славословия и выше, на И НЫНЕ будет Богородичен Догматик (ради празднуемого святого) из I-го Богородичного приложения по гласу СЛАВЫ. Здесь догматик имеет функцию обозначения праздничности.
Есть еще один элемент службы, у которого есть ярко выраженная воскресная функция и декоративно-сопроводительная функция ради празднуемого святого. Это «Блажен муж». Логика догматика очень напоминает логику «Блажен муж»: в воскресной службе это находится по одной причине (кафизма вся), а в праздничной службе святому - по другой причине (1-й антифон). И догматик держится за свой глас Недели в воскресном случае и держится за глас СЛАВЫв случае праздничном.
III Если святой шестеричный и беззначный, то на И НЫНЕ будет Богородичен из II-го Богородичного приложения по гласу СЛАВЫ. Если нет СЛАВЫ, то по гласу последней стихиры (запев будет «Слава, и ныне»). Во 2-м Богородичном приложении стихир на И НЫНЕ уже не 8, а на каждый день седмицы по гласам.
Во вторник и четверг вечером на такой службе должен петься Крестобогородичен, потому что среда и пятница - Крестные дни и все Богородичны заменяются на Крестобогородичны (плачь Богородицы у Креста). А его в приложении нет. Обычно Минея пишет: «И ныне: Богородичен (и текста никакого не дается) или Крестобогородичен » и далее идет полный текст этого Крестобогородична. Этот текст дан наряду. К сожалению, в наших Минеях произошел мощный прокол. Тем святым, которые раньше были задуманы как праздничные не были написаны Крестобогородичны, а сейчас им поменялся знак. Получается, что таким святым мы служим по маленькому знаку и день служения обязывает нас петь Крестобогородичен. Крестобогородична в Минее нет, а лезть в приложение мы не можем (там тоже его нет). Что делать? Правильно было бы открыть Октоих гласа, который пелся на СЛАВУ, найти нужный нам день петь И НЫНЕ оттуда. Но бывает так, что Октоиха нужного гласа нет под рукой. Тогда нужно решать проблему партизанским способом - открыть Октоих, в котором находимся и спеть данный Крестобогородичен на нужный глас.
«Дырявое» 2-е Богородичное приложение просто несовершенное. Лучше всего взять и выписать все Крестобогородичны по гласам и дням в конце Минеи.
IV В двунадесятый праздник и его попразднство (кроме воскресения) поется И НЫНЕ праздника.
При смене наполнителя (книги) нужно возглашать новый глас перед запевом. Если глас не изменился, то мы возглашаем так: «Глас тойже. Аще беззакония...». Этим мы говорим, что сменили книгу (например, пели Октоих, а теперь - Минею).
Характер пения стихир
Существует традиция пения стихир с канонархом. Это достаточно древняя традиция, которая во многих монастырях дошла до наших дней. При таком пении канонарх возглашает не только стих и не только первую строку стихиры, но и каждую строку стихиры. В этой традиции есть совершенно определенные, очевидные и вполне понятные «корни». Откуда взялась эта традиция? Она, конечно, очень красиво выглядит, но не из-за красивости она появилась и дошла до нашего времени. Современное применение этой традиции во многом декоративное, т. е. мы пользуемся этой традицией, но не понимаем зачем она, откуда она, не понимаем ее смысла. Представьте себе монастырь. Несколько сотен братии (если не тысяча), на клиросах на правом - 40 человек, на левом - 40 человек, а книга (рукописная ведь) одна. Человеческая память какая сейчас, такая и была. Есть песнопения, которые мы поем на каждой службе регулярно и они очень быстро запоминаются (например. Слова погласицы «Господи, воззвах»), а то, что повторяется раз в год (например, стихиры какому-нибудь празднику), естественно, в голове не удерживается. Пение стихир с канонархом с возглашением каждой строки позволяет не насиловать человеческую память на какие-то долгосрочные тексты (полузабытые или даже совсем забытые). Для человека ничего не стоит повторить незнакомый текст, если он только что сказан. Знаем мы текст, или не знаем, если его только что произнесли, его повторить легко. На это и было рассчитано и этим было и организовано пение с канонархом.
Возглашение канонарха - это информация для хора, что и как они должны петь.
Например, канонарх возглашает: «Глас 3-й. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». Значит, надо петь погласицу «Господи, воззвах» на мелодию 3-го гласа. Канонарх: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи». Хор: «Господи, услыши глас мой». А слова стихир на память хор не знает и канонарх возглашает стихиру построчно (мелодию хор знает, остается запомнить слова): «Приидите, собори Российстии». Хор: «Приидите, собори Российстии» (1-я фраза 3-го гласа). Канонарх: «сущии в стране нашей». Хор: «сущии в стране нашей» (2-я фраза 3-го гласа). Канонарх: «святыя восхвалим». Хор: «святыя восхвалим» (1-я фраза 3-го гласа). Канонарх: «преподобныя и иерархи». Хор: «преподобныя и иерархи» (2-я фраза 3-го гласа). И так далее.
В наше время, в современных условиях эта традиция обычно выглядит следующим образом: стоит яркий, крепкий монастырский хор (консерваторцы сплошь), перед двоими-троими поющими - Октоих, Минея (или распечатка), канонарх ходит по солее от одного хора к другому (подметая солею мантией:-)),возглашает на три километра вокруг, все замечательно. И что? Регент, как правило, использует глубинный «нахлест». У всех есть текст: у канонарха свой, у регента - свой, у певчих - свой, в результате они друг друга не слышат, они формально соблюдают пение с канонархом. Когда раньше не было книг, регент с певчими должны были услышать и начало и окончание строки и только так достигается четкость, слаженность и организованность пения, потому что стоит одному-двум не расслышать начало или окончание - все! И еще. Когда мы смотрим в книгу, за нотами мы видим нотные значки, за текстами - буковки и мало кто «врубается» что эти буковки и значки означают по смыслу. Бессмыслица нашего пения - притча во языцех, мы на 90% (особенно когда речь идет о церковно-славянском языке) занимаемся не осмысленной речью, а звукописью, поем тексты, не понимая их, не вникая в их смысл. А если хор повторяет за канонархом и единственный источник информации - канонарх, то текст, который он возглашает, мы внимательно слушаем, чтобы не ошибиться и это помогает нам не просто его произнести, но и понять его. Напряженное, четкое вслушивание в текст очень сильно способствует пониманию его. Поэтому, если вы захотите применить пение с канонархом на своем клиросе, то отбирайте книгу у клироса, это повысит внимательность, внимательность добавит четкость и осмысленность.
К канонарху предъявляется определенные требования. При таком пении стихир канонарх никогда не меняет тон (даже если все строки начинаются с разных функций - с T, с D), канонарх все время «сидит» на одном звуке, не прыгает за хором. Единственное, что канонарх использует, повышение тона, это обозначение последней строки. Канонарх имеет право разбить стихиру так, чтобы в каждой фразе было не более 3-4-х слов. 5-6 слов - уже рискованно, уже может оказаться так, что дочитав до конца, хор забыл слова вначале строки.
Желательно, чтобы регент не спешил, не торопился, не начинал пение раньше времени и канонарх тоже. Здесь «нахлест» вредит. Очень важно канонарху произносить безударные гласные. В московском диалекте в слове остается только одна гласная, ударная, все остальные - выбрасываются и остается речь с одними согласными (совершенно бесцветная речь, фонетики не осталось). И особенно отчетливо произносить слова с двумя-тремя гласными подряд, чтобы канонарх каждую отдельную гласную произнес. Например, слово «святии » кто-то услышал два «и», кто-то одно. А в читке это особенно важно, стоит разойтись на одну букву, начнется «каша». Чем отчетливее, медленнее, яснее, громче возгласил канонарх, тем легче хору повторить эту строку.
Ритм пения стихир
Ритмическая составляющая важна не только для стихир, но и для любого песнопения. Существует два типа ритмического прочтения, которые хорошо известны в Москве. В разное время их называли по-разному, разными терминами. Их называли даже правохорным и левохорным ритмами. Но это - дань времени, потому что стиль одного хора должен переходить в другой хор.
1. Немерный способ пения.
Все мы знаем песнопение «Богородице Дево, радуйся» на 4-й глас. У нас есть мелкие длительности чередования слогов «Богородице Дево», читок, а потом пошел долгий слог «ра». Сколько мелких длительностей вместится в слог «ра»? 5, 6? Каждый раз по-разному. Это провокационный вопрос. Существуют стереотипы длиннот, так называемый биотемп. «Ра» себя в какой-то миг исчерпывает. На слог «дуй» мы все перейдем одновременно, потому что есть какая-то величина, но какая? А вопрос бессмысленный. Между читком и долгой долей при такой ритмической организации не существует связи, потому что слог «ра» - это вообще прекращение всякой пульсации, просто поставили долгую ноту, фермату. «Дуй» и «ся» тоже. Между ними соотношение иррациональное, в них не подразумевается, что в долгой доле должна быть количественная заданность, она себя исчерпала по времени ожидания. Отдохнули на ней, перешли к следующей. У всех есть единый темповой стереотип. Так по темпу поют прихожане: дружно и слаженно, переходят все вместе, хотя перед ними руками никто не машет. Это потому что есть некий естественный для биологии человека темповой шаблон длинной ноты. Шаблон никак не регламентирован долями мелкими, которые были до него. В песнопении «Богородице Дево, радуйся» каждая долгая нота отменяет всякую пульсацию, всякое движение мелкими длительностями. Это поздний вид читка, которому несколько веков.
Иными словами, в немерном ритме в читке нет дольности, существует аморфность деления на короткие и длинные доли, соотношения читка и долготы звука несоизмеримы, иррациональны. Короткая доля - просто короткая, долгая доля - некая фермата. Таким способом мы обычно и поем.
2. Метрический или греческий способ пения.
В эпоху знаменного пения, в византийском пении и в греческом пении между долгой долей и короткой существовали обязательные жесткие взаимосвязи. Они идут от греческого стихосложения. Долгая доля - это всегда две короткие по длительности. Если мы короткую долю возьмем как четверть, то долгая доля будет всегда половиной. Традиция пения ровным читком дошла до нашего времени и многие хоры, особенно те, которые поют нотный обиход сохранили эту традицию, через них она сохранилась.
Вот, скажем, в «Богородице Дево, радуйся», который поет народ, читок неравномерный, чуть с убыстрением, на слогах «ра», «дуй» и «ся» есть некие ферматы, непонятно сколько в них мелких длительностей, которыми пелся читок и нет смысла считать, так как ферматы не измеряются мелкими длительностями читка, у них разная природа: читок - это движение, а фермата - остановка. А в греческом пении читок ровный, ничто никуда не убыстряется, а долгая нота всегда = 2, т. е. долгая доля равна ровно двум коротким. Только в греческой музыке есть единица КОЛОН, а долгота - умноженная на 2. Читок звучит ровными, неспешными длительностями.
Этим стилем пения в будничных хорах почти не пользуются. Здесь нужно соблюсти несколько условий.
а) задать строгий ритм, неторопливый ритм читка. Регент должен внутри себя услышать мерный ритм, преодолеть неравномерность долгих и коротких долей, не делать ферматы на долгих длительностях, ввести метроном (долгие доли - пульсирующие, ровно дважды);
б) с помощью рук передать этот ритм хору, в головы своих певчих, жестко показать этот ритм;
в) снять элемент скандирования (в этом читке есть гипнотизирующий момент и если регент пустит на самотек, то начнется беспардонный «скандеж»);
г) перед последней фразой хорошо сделать люфт, цезуру. Последняя фраза допевается немерным читком.
Здесь есть два усилия. Первое - ровный читок, жесткий по ударению. Второе - усилие по сдерживанию, не загонять читок. На двух-четырех слогах скандирование можно допустить, чтобы хор привык к метроному, но потом скандирование обязательно надо снять.
Таким способом пения поют в Троице-Сергиевой Лавре.
Иногда возникает вопрос: какой из способов пения правильней? Этот вопрос неправомерный. Понятие «правильно» годится к уставу. У мелодий нет устава, у них есть традиции. И то, что было традиционно 300-400 лет назад сменилось традициями 200-летней давности. Каждая из них не хуже и не лучше другой, просто всему свое время. Сейчас мы имеем в наличии две традиции и регент может комбинировать обе традиции. Всю службу, конечно же, спеть метрическим способом было бы нудновато. Но в метрическом читке в нем более торжественное, масштабное состояние, поднимает пение над примитивно «бытовым». Мерность придает песнопению особую краску, степенность, строгость. Например, мы поем на праздник стихиры на «Господи, воззвах» и стихиру на Вход хочется как-то особо выделить, тут как раз и можно применить метрический способ. Также, на двунадесятый праздник 3-й раз тропарь хорошо выделить, спев его метрическим способом.