ТРОПАРИ НА «БОГ ГОСПОДЬ...»




ЛЕКЦИЯ 6

УТРЕНЯ

Утреня бывает вседневная (простая) и праздничная, которая делится на славословную и полиелейную.

Начало утрени зависит от того, с чего началась служба.

Если перед утреней служилась вечерня, то утреня начинается с шестопсалмия.

Если с утрени начинается служба, т. е. утреня начинается как отдельный чин, то она начинается с двупсалмия.

Двупсалмие во всей полноте содержится в Часослове, он никогда и ни при каких обстоятельствах не меняется, ничто на него не влияет, это всегда одни и те же тексты.

 

Двупсалмие:

«Благословен Бог наш...»

«Аминь. Царю Небесный...»

Трисвятое. «Отче наш...»

«Господи, помилуй» 12 раз, СЛАВА И НЫНЕ:

«Приидите, поклонимся...»

и 2 псалма: 19-й «Услышит тя Господь в день печали...» и 20-й «Господи, силою Твоею возвеселится царь...»

СЛАВА И НЫНЕ: Трисвятое. «Отче наш...»

«Аминь. Спаси, Господи, люди Твоя...»

СЛАВА: «Вознесыйся на Крест волею...»

И НЫНЕ: «Предстательство христиан...»

Краткая сугубая ектения (сразу отвечаем трижды «Господи, помилуй»).

На возглас - «Аминь. Именем Господним, благослови, отче»

и возглас на шестопсалмие.

 

В двупсалмии есть один элемент, смысловой стержень, объединяющий все звенья (псалмы, тропари, ектения), ради которого и был составлен этот чин. Это краткое молебствие за царя и отечество. Оба псалма содержат слова о царе земном. Правда, из тропаря, кондака и ектении слова о царе «выдраны» и теперь смысловая часть двупсалмия утеряна, осталась лишь структура.

 

Шестопсалмие не несет никаких технологических проблем, никогда не сокращается, всегда одно и то же.

Шестопсалмие - это шесть псалмов, которые делятся пополам, по три псалма. На стыке второй половины псалмов выходит священник и перед Царскими вратами читает молитвы.

Шестопсалмие:

Псалом 3-й «Господи, что ся умножиша...»

Псалом 37-й «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене...»

Псалом 62-й «Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю...»

СЛАВА И НЫНЕ: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» трижды, «Господи, помилуй» трижды, СЛАВА И НЫНЕ:

Псалом 87-й «Господи Боже спасения моего...»

Псалом 102-й «Благослови, душе моя, Господа...»

Псалом 142-й «Господи, услыши молитву мою...»

СЛАВА И НЫНЕ: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» трижды.

 

Шестопсалмие, как важнейшую часть службы, Типикон назначает читать настоятелю «и глаголет кротким и тихим гласом». Это время тишины и немоты. По традиции гасятся все свечи, везде выключается свет, горят только лампадки. Слушать положено стоя.

К сожалению, некоторые клирошане думают, что шестопсалмие - это некий антракт между пением, когда можно решить свои проблемы, поболтать, поспать, перебрать ноты... Создается некий «клуб». Хорошо бы помнить, что Серафим Саровский, будучи болен, на шестопсалмие поднимался с постели. Шестопсалмие - это не время для убирания измятых камертонов и порванных нот. Это можно сделать и на ектении.

 

Перед шестопсалмием есть слова из Евангелия «Слава в вышних Богу...» трижды и «Господи, устне мои отверзеши...» из 5-го псалма, дважды, которые по традиции иногда поют. Чаще это делают по праздникам и называют малым славословием.

Можно спеть на обычный 6-й глас. Известен напев Валаамский. Третьяков написал музыку для стихиры по 50-м псалме на Рождество Христово, которые начинаются со слов Евангелия «Слава в вышних Богу...». поэтому Третьяков не мог написать слов «Господи, устне мои отверзеши...» Иногда эти слова уже читает чтец. Многие просто дописывают эти слова на музыку Третьякова.

Популярен опус Строкина.

 

Великая ектения.

Великая ектения вообще стоит в начале всех важнейших служб. Великую ектению Типикон указывает произносить иерею перед Царскими вратами, с того места, где он читал утренние молитвы.

Начало утрени - полумрак. Ектения - переходный момент от тишины к праздничному пению тропарей, поэтому ее не стоит особо акцентировать, а спеть попроще, поспокойнее, построже. Если поют на два клироса, то Великая ектения после шестопсалмия отдается левому хору.

 

И сразу после ектении начинается время тропарей на «Бог Господь...»

 

ТРОПАРИ НА «БОГ ГОСПОДЬ...»

 

«Бог Господь...» может быть заменен в пост на пение «Аллилуия» и на заупокойной службе, тоже на пение «Аллилуия».

«Бог Господь...» - это погласица. Этот текст поется во глас первого тропаря.

1. «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне ».

2. «Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его».

3. «Обышедша обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им».

4. «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня».

5. «Камень, Егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла, и есть дивен во очесех наших».

(Псалом 117-й, стихи 27, 26, 1, 11, 22).

Типикон дает очень неясную арифметику. Ответов хора должно быть четыре. Четырехкратный ответ хора был введен в службу в честь 4-х стен отстроенного Иерусалимского храма. И в службу эти слова попали благодаря восстановлению после пожара храма в Иерусалиме (в честь этого события есть праздник Воскресения Словущего).

Есть две традиции взаимодействия со священником:

1) Стихи сливают в монолит, их просто возглашают друг за другом без пауз. Хору приходится петь также 4 раза подряд «Бог Господь...» «в нахлест», т. е. на фоне возглашаемых стихов. Выглядит это небрежно и понять слова возглашаемых стихов сложно и трудно.

2) Каждый стих возглашается отдельно и хор отвечает. Ответ хора звучит после возглашения.

Здесь есть два варианта возглашения «Бог Господь...» со стихами:

а) Первый ответ хора звучит после «Бог Господь...» и еще на три стиха хор отвечает «Бог Господь...», а на 4-й стих «Камень, Егоже небрегоша...» хор уже поет тропарь.

б) Возглашение «Бог Господь...» и 1-й стих объединяют и 4-й ответ хора «Бог Господь...» получается после стиха «Камень, Егоже небрегоша...»

Сами вариации возглашения зависят от священников и диаконов. Но хор, как обычно, «играет черными», наше дело ответить 4 раза.

Вообще, при возглашении «Бог Господь...» должны возгласить и номер гласа, но чаще этого не делают.

 

ТРОПАРИ НА УТРЕНИ

 

В тропарях на «Бог Господь...» всегда присутствуют СЛАВА И НЫНЕ:, это обязательный элемент. Они либо поются слитно, либо разделяются тропарем. Поются на одной ноте.

Первый тропарь поется дважды.

Количество, которое может быть: либо 3, либо 4.

3 тропаря: тропарь, он же, Слава и ныне: Богородичен.

4 тропаря: тропарь, он же, Слава: еще один тропарь, И ныне: Богородичен.

На И НЫНЕ: может быть только Владычний чин. Чаще всего им является Богородичен. В двунадесятые праздники и попразднство И ныне будет праздника.

 

В воскресенье:

1. тропарь воскресный гласа Недели дважды

Слава: если есть тропарь святому (любому, даже беззначному)

И ныне: Богородичен воскресный из 3-го приложения по гласу Славы.

2. Если два святых: тропарь воскресный гласа Недели, тропарь 1-му святому

Слава: тропарь 2-му святому

И ныне: Богородичен воскресный из 3-го приложения по гласу Славы.

 

3. В попразднство И ныне: - праздника.

 

4. В соединении с Богородичной иконой: тропарь воскресный гласа Недели дважды

Слава: если есть тропарь святому

И ныне: тропарь иконе (и даже если эта икона - храмовый праздник).

 

5. Богородичный двунадесятый праздник:

тропарь воскресный гласа Недели дважды

Слава и ныне: тропарь праздника.

 

6. Господский двунадесятый праздник отменяет все воскресное.

 

У будничного Октоиха есть каждый день своя тематика и свои тропари, но эти тропари мы поем только на Литургии. На вечерне и на утрени тропари дня не поются.

В будни:

1. Любой праздник Владычнего чина (двунадесятый Господский и Богородичный, икона и др.): тропарь праздника дважды;

Слава и ныне: он же (тропарь праздника)

 

2. Святой от славословия и выше: тропарь святому дважды,

Слава и ныне: Богородичен из 3-го приложения по гласу тропаря.

 

3. Святой шестеричный и беззначный: тропарь святому дважды,

Слава и ныне: Богородичен из 4-го приложения по гласу тропаря.

 

4. Два святых: тропарь 1-му святому дважды,

Слава: тропарь 2-му святому

И ныне: зависит от знака первого святого:

если святой от славословия и выше - Богородичен из 3-го приложения;

если святой шестеричный или беззначный - Богородичен из 4-го приложения по гласу Славы.

 

В попразднство:

5. Святой со знаком бдения: тропарь святому дважды,

Слава и ныне: тропарь праздника.

 

6. Святой от полиелея и ниже: тропарь праздника дважды,

Слава: тропарь святому,

И ныне: тропарь праздника.

(В случае с полиелейным святым в предпразднство и попразднство смотри Типикон 21 декабря, 11 января, 9 августа)

7. Богородичная икона: тропарь праздника дважды,

Слава и ныне: тропарь иконе.

 

 

СТИХОСЛОВИЕ ПСАЛТИРИ

 

Чтение кафизм - обязательный элемент утрени. Есть два периода чтения кафизм на утрени - читается либо 2, либо 3 кафизмы (смотри лекцию 2 и Типикон главу 17-ю «О кафизмах во все лето»).

Две кафизмы на утрени бывает в период от Недели Антипасхи (Фоминой) до отдания Воздвижения, от 20-го декабря до 14 января (отдание Богоявления), в седмицы мясопустную и сырную.

Три кафизмы на утрени положено в период от отдания Воздвижения (22 сентября) до 20-го декабря, от 15-го января до субботы перед Неделей о блудном сыне.

Очень устойчива практика сокращений кафизм. Чаще всего оставляют только одну кафизму, каждая Слава которой состоит из одного псалма (бывает что сокращают и до нескольких стихов на Славу). В случае сокращений лучше всего читать по закладке, чтобы Псалтирь вычитывалась.

Чтение начинается с опевов хора. Хор участвует в пении кафизмы трижды: перед 1-й Славой и между 1-й и 2-й, 2-й и 3-й Славами. Так выглядит одна Слава:

Хор: «Господи, помилуй» трижды, «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» и читает 1-ю славу кафизмы. По окончании ее: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды)».

Последнюю, 3-ю Славу чтец заканчивает сам: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды)».

Первый опев перед 1-й Славой называется на клиросном жаргоне «заход на кафизму».

 

После кафизмы в службах от славословия и выше есть малая ектения. Также она есть в дни предпразднства, попразднства и в субботу.

На службах шестеричных и беззначных малой ектении нет (кроме предпразднства, попразднства и в субботы). Вместо нее чтец произносит трижды «Господи, помилуй».

 

Каждое стихословие кафизмы прикрепляет к себе седален. Это тандем - одна кафизма и один седален.

СЕДАЛЕН (греч. - кафизма) - стих, во время чтения которого позволяется сидеть. По содержанию и построению седальны близки к тропарям. В седальне отражена суть служения праздника. Например, в субботней службе в седальнах на И ныне - воскресный Богородичен (а суббота - это отдание гласа).

На воскресной утрени всегда читается 2 кафизмы и воскресный Октоих содержит седальны по 1-м стихословии (т. е. по 1-й кафизме) и седальны по 2-м стихословии (т. е. по 2-й кафизме). Кафизма берется из Псалтири и тематика псалмов (это Ветхозаветное чтение) с тематикой службы никак не связана. А седальны - это всегда тематический текст.

Седален может состоять из двух-трех текстов. Например воскресный седален по 1-м стихословии 1-го гласа выглядит так:

Седален: «Гроб Твой, Спасе...»

стих: «Воскресни, Господи Боже мой...»

2-й текст седальна: «Ко Кресту пригвождься...»

СЛАВА И НЫНЕ: Богородичен «Матерь Тя Божию свемы...»

 

При сокращении кафизм до одной и седален читается только по 1-м стихословии.

В службах будничных есть еще седальны по 3-м стихословии на случай, когда по Уставу читается три кафизмы. Когда положены две кафизмы, то седальны по 3-м стихословии «отдыхают».

 

В воскресенье седальны читаются из Октоиха.

Какой бы ни был святой в воскресенье, даже бденный (и даже двунадесятый Богородичный праздник), седальны будут читаться воскресные, из Октоиха.

Если служба отменяет Октоих (знак Полиелея и бдения в будни), то седальны - из Минеи. В службах Владычнего чина часто дается один текст седальна, Слава и ныне - тойже. По традиции один и тот же седален не читают дважды. Если читается одна кафизма, то делают так: читают седален по 1-м стихословии, Слава и ныне: седален по 2-м стихословии.

Если славословному святому есть седальны в Минее, то берем их из Минеи. Если ему седальнов нет, то седальны читаются из Октоиха.

В службах ниже славословия седальны берутся из Октоиха.

В попразднство Октоих отменен, Минея сама даст седальны.

 

По Уставу седален - это монолит, читается из одного наполнителя (либо Октоих, либо Минея). Некоторые чтецы могут соединять седальны из разных наполнителей. Например, на Славу читают седален святому, а если была Богородичная тематика, то И ныне - Богородице. Это неправильно. Праздничные седальны еще будут читаться в седальнах по полиелее. Поэтому делать винегрет не стоит.

 

Седален - это то, с чего начинается утреня в богослужебных книгах Октоихе, Минее, Триоди (тропари на «Бог Господь» часто не пишутся, т. к. помещены в конце вечерни).

 

Раньше седальны пелись. У них были свои напевы - например, подобен «Камени запечатану» 1-го гласа, «Красоте девства» 3-го гласа, «Скоро предвари» 4-го гласа. Их пение исчезло из нашей практики довольно недавно 19-20-й век. Киево-Печерский обиход сохранил их напевы. Сейчас седальны устойчиво читаются. Если вас все же благословили их петь, то лучше всего петь на тропарные гласы.

После седальнов раньше было положено чтение из Святоотеческих писаний (толкования свт. Иоанна Златоуста или блж. Феофилакта на Новый Завет, из Семеона Метафраста и Маргарита - книги свт. Иоанна Златоуста, где собраны его избранные слова и беседы).

 

Бывает, что кафизму заменяют на акафист.

 

 

На службах будничных от славословия и ниже, т. е. когда нет Полиелея, после седальнов по стихословии чтец читает:

трижды «Господи, помилуй», СЛАВА И НЫНЕ: 50-й псалом и канон (сразу с ирмоса).

Часто сразу после седальнов читают 50-й псалом, а «Господи, помилуй» и Слава и ныне: оставляют на постовое время. В некоторых монастырях есть практика, трактующая этот элемент как заход на кафизму. Хор подготавливает опевом 50-й псалом (в некоторых монастырях и 50-й псалом поется).

 

 

На службах со знаком полиелея и бдения служится Полиелей.

ПОЛИЕЛЕЙ

 

Полиелей от греч. полис - много и елеос - милость и елей, т. е. многомилостивый или много елеен (много масла). Много милости - потому что в 135-м псалме много раз повторяется слово «милость». Много масла потому, что в этой части утрени Устав предписывает в честь праздника усиливать освещение церкви возжжением свеч и елея. Созвучие греческих слов, означающих «милость» и «елей» может быть, не случайное. Оно указывает на сознание о том, что елей, как вещество смягчающее и целительное, служит символом Божественной милости, умягчающей наше ожесточение и исцеляющей наши греховные язвы.

 

По Уставу Полиелей - это пение псалмов 134-го «Хвалите Имя Господне...» и 135-го «Исповедайтеся Господеви...»

На нашем клиросном сленге ПОЛИЕЛЕЙ - это большой эпизод праздничного служения, который начинается пением 134-го псалма «Хвалите Имя Господне...» и заканчивается возгласом на канон.

У Полиелея есть два вида - воскресный и праздничный.

 

ПОЛИЕЛЕЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ

 

Уже на окончании чтения седальна зажигается паникадило, открываются Царские врата, через которые при начале пения 134-го псалма выходит священство и становится по двум сторонам от праздничной иконы (в 2 шеренги).

Хор поет «Хвалите Имя Господне...» - 134-й и 135-й псалом. Устав не говорит о их сокращении. Современная традиция сократила их до 4-х строк: 1-й и последней строки 134-го псалма и 1-й и последней строки 135-го псалма:

«Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа».

«Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме».

«Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его».

«Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его».

 

К каждой строке припевается «Аллилуия» либо 1 раз, либо трижды (по московской и Киево-Печерской традиции). В 135-м псалме припев «Аллилуия» поется в середине строки.

Но обычно этих строк хватает. Пока хор поет, священник кадит праздничную икону (перед ним идет диакон со свечой), потом они идут в алтарь, священник кадит Престол, сам алтарь, потом на солее -Деисус, священство, хоры, народ. Если священник кадит неторопливо, то гнать не надо, пойте спокойно. Но и наоборот, если уже успели покадить, то стараться скоординировать по времени. Последний стих лучше спеть посдержанней, позначительней, как бы сообщая священнику, что мы уже идем на окончание.

Напевов хватает как авторских, так и не авторских.

 

После этого священство поет величание. Иногда хор дилигирует мужчин для помощи священству в пении.

После священства величание поет хор, а перед величанием - избранные стихи. Во время пения величания хором священник кадит весь храм.

Как величания, так и избранные псалмы, Минея не дает (или это бывает, когда величание по тексту отличается от обычного). Они содержатся в Следованной Псалтири и Ирмологие. Нет избранных стихов просто иконе Богородицы. В этом случае следует открыть праздник Рождества Богородицы и спеть стихи оттуда.

Мы должны выбрать все стихи, после каждого из которых мы должны петь величание. И лишь после этого хор поет СЛАВА И НЫНЕ: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже » дважды! И обязательно нужно не забыть здесь замедлить, т. к. на «автомате» может унести на 3-й раз. А 3-й раз поет священство. Потом еще раз поется величание всеми.

По традиции либо за один стих прочитывают по два, либо просто сокращают. Обычно поется столько величаний со стихами, за время пения которых священник успевает покадить. Т. е. как только регент увидел, что священник заканчивает кадить периметр храма, то мы должны заканчивать петь величание и петь Слава и ныне: «Аллилуия...»

Стихи либо просто возглашаются канонархом, либо поются. И раньше они пелись, о чем свидетельствуют нотные источники. То, как духовенство поет 3-й раз «Аллилуия», законсервировало напев стихов. Это Киевский обиход. Когда мы так поем стихи, то священническое окончание оставляет нас в едином стиле, на этих интонациях.

Бывает, что регент расслабился и вдруг обнаружил, что забыл про избранные стихи, а Ирмология под рукой не оказалось. Что делать? Нужно открыть Минею, где помещены стихиры на стиховне и взять запевы к стихирам и спеть как стихи (на худой конец можно взять стихи прокимена).

Если у нас в службе два святых, то величание поется одному святому, а после Славы и И ныне: - другому святому.

 

В обиходе существует два напева величания, которые могут отличаться только обработками: московский, питерский (или соловецкий) - севернее Москвы.

Существуют величания с другими словами и, соответственно, напевами. Это величание иконе Богородицы - «Достойно есть...» и Благовещению - «Архангельский глас...», которое известно по Киево-Печерскому обиходу и испорчено Д. Бортнянским (использовал краски салонного италийского терцета).

Величание - это то, что с удовольствием подпевают прихожане. Поэтому лучше не петь какие-то авторские напевы, чтобы дать людям попеть. Это эпизод соборного всенародного пения.

 

После последнего величания - малая ектения, которую хорошо бы петь в том же стиле, что и предыдущее песнопение.

 

После малой ектении читается седален по полиелее. В Минее всегда дан наряду.

 

После этого любой полиелей (кроме воскресного) содержит степенну 4-го гласа, 1-й антифон «От юности моея...»

Степенна - это стихи на 2 хора, поемые на 8 гласов на воскресной утрени перед прокименом и чтением Евангелия. Названы они так потому, что взяты из псалмов степенных - «песен восхождения» (степень, ступень), которые составляют 18-ю кафизму. Они написаны во время возвращения евреев из Вавилона, а потом пелись при восхождении по ступеням Иерусалимского храма (раввины сравнивали эти псалмы с 15-ю ступенями той лестницы). По содержанию служат к возвышению чувств веры и упования, к очищению души и постижению Святаго Духа, ступень восхождения по духовной лестнице.

«Песни степеней» - это еще Ветхий Завет, без знания Сына Божия, а степенны - уже Новый Завет.

Воскресных степенн - 8. Каждая состоит из трех антифонов, которые, в свою очередь, состоят из трех текстов:

1-й текст

2-й текст

Слава: 3-й текст

И ныне: он же.

По традиции Славу и И ныне: объединяют и 3-й текст поют сразу на И ныне:

В степеннах (как и в гласах) есть парность, одинаковое начало, родственность слов:

у 1-го и 5-го гласа - «Внегда скорбети ми...», за основу взяты псалмы 119-121;

у 2-го и 6-го гласа - «На Небо очи мои...» - псалмы 122-124;

у 3-го и 7-го гласа - «Плен Сионь...» - псалмы 125-127;

у 4-го и 8-го гласа - «От юности моея...» - псалмы 128-132.

Степенны подготавливают молящихся к слушанию Евангелия. Во время их пения полагается трезвон.

На полиелеем не воскресном положено петь степенну 4-го гласа, 1-й антифон. Здесь можно провести параллель с «Блажен муж...» В воскресенье поется вся кафизма, а на полиелейных и бденных службах не воскресных - 1-й антифон. А поскольку полиелей не воскресный бывает чаще, то и разных напевов у «От юности моея...» больше.

Когда нечего петь, поют греческий напев.

Есть «Лаврский», Киево-Печерский, Д. Аллеманова, обработка знаменного распева С. Трубачевым. Спокойные - обработка древних напевов архиеп. Ионафаном (Елецких) на все 8 гласов. Известны - Третьякова и Озерова.

 

Степенна - это подведение службы к Священному Писанию.

Прокимен обязательно 4-го гласа. Он отражает тематику служения.

Структура:

Диакон: «Прокимен, глас 4-й [ текст прокимена

Хор: поет прокимен.

Диакон: стих.

Хор: поет прокимен.

Диакон: возглашает до середины прокимен.

Хор: поет 2-ю половину прокимена.

Диакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: возглас. Хор: «Аминь».

Диакон: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Хор: поет «Всякое дыхание...»

Диакон: стих.

Хор: поет «Всякое дыхание...»

Диакон: «Всякое дыхание».

Хор: «да хвалит Господа».

 

Прокимен изложен в Минее, всегда 4-го гласа. По структуре и напеву прокимен и «Всякое дыхание...» - едины.

Напевы - малый знаменный (обиходный), Киево-Печерский (в нем есть одна особенность - слова повторяются дважды), Лаврский напев (как греческое «От юности моея...»).

 

Опевы Евангелия.

Диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелиа...»

Хор: «Господи, помилуй» трижды D к t.

Иерей: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Иерей: «От [ имя ] святаго Евангелиа чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диакон: «Вонмем!»

[ читается Евангелие ]

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

1-й опев Евангелия «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» можно спеть на напев прокимена (например, Лаврским или Киево-Печерским), чтобы соблюсти стилистическое единство.

При раскладке на два хора принято петь 1-й опев левым хором, а 2-й - правым.

Евангелие приурочено празднику.

 

50-й псалом. По традиции во многих храмах просто сокращается. В монастырях его чаще поют (как псалмы на «Господи, воззвах»).

 

Далее следует 4-хчастная конструкция по 50-м псалме.

1. СЛАВА: «Молитвами [ изменяемая часть ], / Милостиве, очисти// множество согрешений наших».

2. И НЫНЕ: «Молитвами Богородицы, / Милостиве, очисти// множество согрешений наших».

3. «Помилуй мя, Боже,/ по велицей милости Твоей,/ и по множеству щедрот Твоих// очисти беззаконие мое».

4 Стихира по 50-м псалме.

 

На СЛАВу в праздник надо петь в родительном падеже. Например, «Молитвами Богородицы...» или «Молитвами преподобнаго отца нашего Сергия...»

Можно открыть начало службы, где написано титулование в нужном падеже, только нужно исключить всякую географию.

Слово «нашего» к титулованию святого прибавляют тогда, когда он - святой храма или обители. Исключение составляют такие святые, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

 

Не существует ни одного подтверждения вы Уставе, что вся конструкция должна петься на 6-й глас. Но существует единственный праздник, который говорит, что Слава: «Молитвами апостолов...» и И ныне: «Молитвами Богородицы...» надо петь на 2-й глас. Это праздник Вознесения. Поэтому, пение этой конструкции на 6-й глас, скорее всего, устойчивая традиция, потому что «Помилуй мя, Боже...» уже объявлено на 6-й глас. Видимо, чтобы легче было переходить на 6-й глас, и Славу с И ныне: стали петь на 6-й глас.

 

На некоторые двунадесятые праздники часто эта конструкция 2-го гласа и с другими словами. Например, на Богоявление:

СЛАВА: «Всяческая днесь да возрадуются/ Христу, явльшуся во Иордане».

И НЫНЕ: тойже.

«Помилуй мя, Боже...» и стихира по 50-м псалме 6-го гласа.

Если это петь нашим веселеньким 2-м гласом, то неудобно передавать тон на 6-й глас, да и пауза будет. Поэтому лучше спеть это на 2-й Лаврский глас, минорный, тогда и тон передавать не нужно.

Стихиры по 50-м псалме могут быть любого гласа, поэтому надо просмотреть тональный план.

На Светлой седмице Псалтирь не читается и не поется, отсутствует Полиелей. Но если на Светлой седмице прилучится память вмч. Георгия Победоносца, то вместо «Помилуй мя, Боже...» будет петься молебственный припев «Святый вмч. Георгие, моли Бога о нас».

 

Диакон возглашает литийное прошение «Спаси, Боже, люди Твоя...», окончание которого «...и помилуй нас» - повышается голосом. Хор отвечает 12 раз «Господи, помилуй» (тон D к t) 3+6+3.

Это прошение дублирует 1-е прошение литии. Поэтому, если служилась лития, то на утрени это прошение священники по традиции чаще всего сокращают, чтобы не получилось масло масляное.

 

Возглас священника «Милостию и щедротами...» бывает на службах от полиелея и выше. Хор отвечает «Аминь». Это жирная точка, завершающая полиелейный блок. К этому времени на аналое уже должно быть все приготовлено к канону.

Иногда в этом месте священник читает проповедь. Одни из них говорят проповедь перед возгласом «Милостию и щедротами...», относя его к канону, а другие священники наоборот, после ответа хором «Аминь» на возглас говорят проповедь.

 

Желательно не разбрасывать Полиелей по красивым музыкам, которые есть в библиотеке, а собирать в единый стиль, чтобы он был монолитом. Например, захотели вы сделать знаменный Полиелей. Это значит, что вам надо подобрать не только знаменное «Хвалите...», знаменное величание, знаменную степенну и знаменный прокимен, а и стыки между ними (например, ектению) решать тоже одноголосно.

 

 

ПОЛИЕЛЕЙ ВОСКРЕСНЫЙ

 

Существуют серьезные отличия воскресного полиелея от праздничного. Многие регенты годами прослужив в храме даже не подозревают о том, что пение «Хвалите Имя Господне...» является не единственным возможным началом полиелейного блока.

В воскресенье по Уставу Полиелей (234-й и 135-й псалмы) поется от 22-го сентября до 20-го декабря, то 14-го января до Недели Сырной, а также если в воскресенье служится бденный святой.

НЕПОРОЧНЫ (поются вместо псалмов 134-го и 135-го), т. е. 17-я кафизма, поются на воскресной утрени от Недели Фоминой до отдания Крестовоздвижения, в предпразднство и попразднство Рождества Христова и Богоявления и в Великий пост. Но «аще случится в Неделю праздник Господский или Богородицы или празднуемого святого, то по двух кафизмах - Полиелей» (смотри главу 17-ю в Типиконе «О стихологиях»). Таким образом, праздник со знаком полиелея и выше, прилучившийся в воскресенье имеет право отменить Непорочны ради полиелея.

17-я кафизма всегда была связана с заупокойной тематикой. Поэтому когда мы начали рассматривать воскресную службу как службу эстетически направленную, то заупокойной тематике здесь не стало места. Но это неправильно, потому что конструкция воскресного служения разворачивается по типу конструкции Великой Субботы - это упокоение, погребение Христа и Его воскрешение. Сама 17-я кафизма - это упокоение, а тропари по Непорочны - это воскрешение. Традиция убрала тематику погребения оставив только тематику воскрешения. Название тропарей по Непорочны всем известно. А что такое Непорочны? А это и есть 17-я кафизма, второе ее название, потому что первая строка 17-й кафизмы начинается со слов «Блажени непорочнии в путь...»

В некоторых монастырях ее читают просто как 3-ю кафизму, на 3 Славы, с обычными опевами хора.

Практика пения на воскресной утрени 17-й кафизмы настолько редка, что нет единой традиции ее исполнения.

По Уставу Непорочны положено петь на 5-й глас, но как - не указывает. Каждый стих положено петь на два полустиха, по две строки. Сколько в 5-м гласе мелодических строк? Три. А псалмодическая разбивка - на два. Вот что сделала здесь традиция: она выбрала из 5-го гласа только удобные строки, выкинув 1-ю строку. Остались только 2-я и 3-я строка. Мы знаем этот напев как заупокойный - так поем «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». В реальном служении 17-я кафизма осталась только в заупокойных чинах. А вообще это не заупокойный 5-й глас, это мы его знаем применительно к заупокою. Это двустрочный 5-й глас, которым пелись Непорочны и вообще псалмы, он удобен для пения двустрочия. Если их надо было петь на заупокойной службе - они там пелись, если их надо было петь на воскресной службе - они и там также пелись. Это 5-й глас, адаптированный для пения псалмов. В воскресной службе мы его не знаем, т. к. его выкинули вместе с Непорочными.

Отчасти Непорочны исчезли из воскресной утрени из-за их протяженности, отчасти - из-за того, что и сам текст и напев связаны с заупокойной тематикой.

В подготовительный период перед Великим постом (в Неделю о блудном сыне, мясопустную и сыропустную) к двум полиелейным псалмам 134-му и 135-му добавляется еще один псалом - 136-й «На реках Вавилонских..»

Сразу после Непорочных на воскресной утрени поются тропари по Непорочны «Ангельский собор...», которые тоже поются на 5-й глас, но обычный.

Есть устойчивая традиция пения этих тропарей не на сам 5-й глас, а на его либо древнюю версию - знаменного распева (или в обработке П. Чеснокова или других обиходных версиях), либо поют на подобен 5-го гласа «Радуйся, Живоносный Кресте...»

Интересна конструкция их. 2-й, 3-й и 4-й тропарь в этих тропарях имеет один и тот же текст, одно и то же содержание, но сказанное разными словами. Похожий текст - в стихирах Пасхи «Мироносицы жены...»

Сокращать тропари по Непорочны не принято.

Текст «Ангельского собора...» есть в приложениях Октоиха, Часослова и Ирмология.

Во время пения Непорочных священник с диаконом кадят храм.

 

Если в воскресенье служится святой от полиелея и выше, то после псалмов 134-го и 135-го ему поется величание с его избранными стихами. По Уставу сначала величание поют священники, потом поет хор (избранные псалмы должны быть выбраны все). Только после этого поется «Ангельский собор...»

На практике гораздо чаще все происходит по-другому. После пения «Хвалите Имя Господне...» священники поют один раз величание, после чего хор сразу поет «Ангельский собор...», а священник кадит храм. В некоторых храмах хор может повторить один раз пение величания.

 

Далее - малая ектения, которую хорошо спеть, как и «Ангельский собор...», например, на подобен 5-го гласа «Радуйся, Живоносный Кресте».

 

Читается ипакои (от греч. - внимательное слушание) - текст, а раньше - песнопение, который читается на месте седальна. Ипакои требует более внимательного слушания, чем обыкновенные седальны, его нужно слушать стоя.

В Октоихе воскресные ипакои помещаются в службе гласа на утрени после седальнов по стихословии.

Если у нас есть празднуемый святой, то читаются ипакои, седальны святого (по стихословии по единожды), Слава: седален святого по полиелее, И ныне: Богородичен.

 

Поется степенна гласа Недели. Всего их 8, на каждый глас.

Есть традиции один антифон петь, а остальные - вычитывать.

Если петь все три антифона, то петь на стихирные гласы.

Чаще поют только первый антифон.

Есть храмы, где по немощи, например, когда некому было петь, пели только «От юности моея...» Если вы хотите изменить ситуацию, то постарайтесь мягко перевести на пение степенн других гласов.

Е. Кустовский рассказывает: «Мне однажды пришлось побывать в таком храме, где всегда пели «От юности моея...» Я затратил на это полгода. Взял благословение и стал сначала петь степенны на Литургии перед Причастием, а потом, когда к их звучанию все привыкли, стал вводить их на утрени».

Одно дело когда просто некому петь, а другое дело, что это делается по невежеству. Уже давно появился народ, который может петь не только гласы, но и ноты, а традиция осталась. Если немощь прекратилась, то можно отказываться от ее последствий.

Знаменный распев и Киево-Печерский обиход содержат все три антифона в каждой степенне, но они слишком растянуты.

Очень хорошие обработки древних распевов архиеп. Ионафана (Елецких). Но у него, как и у остальных авторов, даны только первые антифоны.

Обработки знаменного распева Львовым очень корявые.

Музыка Третьякова и Озерова, как всегда, очень романсового склада.

 

В воскресенье поется прокимен гласа воскресный, один из 8. Все 8 воскресных прокименов посвящены воскресению Христа. Например, прокимен 1-го гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь...»

Воскресный прокимен может отменить только храмовый праздник.

 

Читается воскресное Евангелие, одно из 11.

Есть две системы - 8-ми гласов и 11-ти воскресных Евангелий. Эти две системы поделены на 6 столпов. Каждый столп начинается с 1-го гласа. Эта информация понадобится нам в дальнейшем, когда надо будет петь воскресный ексапостиларий и воскресную Евангельскую стихиру.

Во время Евангелия можно молиться, можно делать вид, что молишься, но не мешать молиться другим. Но регенту нужно сделать одно важное дело: открыть приложении Октоиха и проверить номер читаемого Евангелия, чтобы потом спеть ексапостиларий и Евангельскую стихиру.

В воскресенье после Евангелия поется воскресная стихира «Воскресение Христово видевше...», которое поют по традиции на 6-й глас (старообрядцы поют его на 7-й глас).

Священник может начать петь в удобной для себя тональности. Но неизвестно каким голосом он запоет - первым или вторым и кто-то в народе запоет от его голоса первым, а кто-то вторым и будет каша.

Опевом Евангелия можно ввести в нужную тональность. Например, спеть опев на запев 6-го гласа или спеть с подъемом голосов (ка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: