ЛЕКЦИЯ 9
ПРИПЕВЫНА 9-Й ПЕСНИ
В течение года существуют службы (двунадесятые праздники, Покров, Обрезание Господне, собор Предтечи, трех святителей, вмч. Пантелеимона), когда меняется как уставная, так и традиционная структура 9-й песни канона. Минея или Триодь говорит об этом так: «Честнейшую же не поем, но поем припевы праздника ». Поскольку «Честнейшую...» это составная часть 9-й песни канона, то при отмене библейских стихов отменяется и «Честнейшую...» Припевы праздника заменяют все, что должно было читаться перед тропарем канона (уставные библейские стихи или традиционные молебственные припевы). Наполнитель праздника - Минея или Триодь, содержат эти специальные припевы. Они же продублированы в Ирмологие.
Припев (от диакона) |
Ирмос 9-й песни |
Припев |
Тропарь канона |
Припев |
Тропарь канона |
Припев |
Тропарь канона... |
По закрытии 8-й песни вместо возгласа «Богородицу и Матерь Света...» диакон возглашает 1-й припев. Хор сразу поет ирмос 9-й песни (что у некоторых регентов вызывает шок J).
В Минее сказано какие припевы к каким тропарям поются, но количество припевов может быть разное. Например, на Сретение их 14, на Покров - 16, на рождество Богородицы и Крестовоздвижение их по два, а на Преображение вообще один.
Редко где канон читается, как положено по Уставу (на 16:, на 14:), чаще всего на 6-8, а то и вообще на 4. Припевы желательно сохранить во всей полноте, поэтому надо соотносить количество припевов и количество читаемых тропарей и пропорционально их распределить. Например, у нас 2 припева, а тропарей 6. В этом случае первый припев будет у первых трех тропарей, а второй припев будет у вторых трех тропарей. Или, например, у нас 12 припевов, а тропарей 4. В этом случае мы споем по три припева к каждому тропарю.
|
Иногда припевы дают вместо Славы «Величай, душе моя, Триипостаснаго и Нераздельнаго Божества державу».
Если припевы ничего не дают вместо «Славы и ныне», то «Слава и ныне» все равно не поется, а поются припевы праздника.
1-й припев и ирмос 9-й песни канона в связке составляют задостойник двунадесятого праздника.
Из существующих напевов выделилось два:
1. На напев ирмосов Пасхального канона («Барыня...»), что здесь не очень-то уместно;
2. Простая попевка, пришедшая из Киево-Печерского обихода (есть в публикациях Киево-Печерского обихода):
- если припев начинается со слов «Величай...» (с безударного слога), то начинается с минора t3/5 в мелодическом положении терции;
- если припев начинается со слов «ангели...», «Днесь...» (с ударного слога), то припев в московской традиции начинается с параллельного мажора T3/5 в мелодическом положении терции.
Длинные припевы иногда делят на три части.
Особые припевы на Сретение (в Киево-Печерском обиходе - это 3-й тропарный глас) «Богородице Дево...» Мелодию Сретенских припевов мы слышим на каждой службе - это напев «Тело Христово...» (только без параллельного минора).
В Неделю Ваий припевов вообще нет, но нет и «Честнейшую...» по Уставу. И так во всю Страстную седмицу. По традиции в этом случае диакон поет 1-ю строку ирмоса, а хор допевает.
Триодь не дает припевов на Троицу. Обиход знаменного пения дает очень «корявый» припев, который советуют петь Богослужебные указания. 2 хороших, коротких припева дает обиход Киево-Печерской Лавры.
|
Если придется соединять припевы праздника с каким-нибудь святым, то перед тропарями святого хорошо бы спеть молебственный припев, чтобы была опета вся песнь.
Если случится двунадесятый Богородичный праздник в воскресенье, то припевы отменяются, но по Уставу поется «Честнейшую...»
ИРМОЛОГИЧЕСКИЕ ГЛАСЫ
Существуют последние 200-300 лет. Когда обиход был знаменным, то не было строгого распределения на стихирные и ирмологические гласы, одни и те же попевки переходили в тропари, ирмосы, степенны. Ирмосы Львова удобны для правых хоров.
Й глас
1-й глас стал сильно уходить из обихода лет 30 назад. А лет 60 назад ирмологический 1-й глас был известен в достаточно большом количестве. И уход гласа из обихода произошел сравнительно недавно. Сейчас идет медленный процесс восстановления гласа в обиходе. В ирмосах Львова схемы напевов не прощупывается и поэтому их невозможно спеть просто по словам.
I «Лаврский» (хотя он скорее Киевский). Этот напев убедительно изложен в обиходе Смоленского.
Имеет 2 музыкальные строки, которые повторяются в цикле:
:1, 2: закл. всегда после 2-й фразы (построена на напеве 1-й фразы).
Тон - с безударного слога t3/5 в мелод. положении терции, с ударного слога t3/5 в мелод. положении квинты.
В первой фразе есть гармоническая вариация, но обычно ее все же оставляют в миноре, что проще и удобнее.
II Известен в Москве (но почти ушел), но чаще - в Подмосковье. Этот напев гармонизовал Львов. Встречается чаще там, где не прерывалась традиция. В сборнике Е. Кустовского «Избранные песнопения Рождества Христова» этим напевом дан второй канон. Очень похож на 1-й глас ирмосов Киево-Печерского обихода.
|
Имеет 2 музыкальные строки, которые повторяются в цикле:
:1, 2: закл.
Тон - с безударного слога D3/5 в мелод. положении терции, с ударного слога D3/5 в мелод. положении квинты.
III «Греческий» - один из самых распетых.
Порядок строк:
:1, 2: 3, закл.
Тон - с безударного слога T3/5 в мелод. положении терции, с ударного слога T3/5 в мелод. положении квинты.
Этим напевом распеты Рождественский и Пасхальный каноны. В рукописях этот напев имеет очень много мелодических вариаций. Все вариации, однако, имеют между собой общую ритмическую и гармоническую основу. В 3-м томе Ирмология помещены ирмосы Феофана и Старорусского, которые нарушают традиционную ритмику.
Если вы решите спеть эти ирмосы, то уже после 4-й песни вас растерзают бабульки-фанатики J, потому что весь храм будет подпевать. Если вы будете петь долгую ноту, а прихожане короткую и наоборот, то скоро это всем надоест. Выйдет батюшка и скажет: «Ну хватит, нервы вы потрепали. Больше не надо портить службу, обойдемся без вас.» Лучше уж петь либо обиход (а не его пародию), либо совсем авторскую музыку, например, Аллеманова. Не спорьте где вариация обиходного греческого распева правильней. Все вариации - фиксация устной традиции, но все эти вариации не разрушают гармоническую и ритмическую традицию. Бойтесь именно ритмических расхождений.
IV «Пасхальный», который к гласу не имеет никакого отношения.
Порядок строк:
1,:2: закл.
Тон - T3/5 в мелод. положении квинты.
Когда среднестатистическая бабулька (J) открывает Октоих и видит 1-й глас, она, как правило, вспоминает пасхальный напев, который гласом не является.
Петр I любил развлекаться и устраивать потешные службы вне церкви (пьяную Литургию, пьяную Пасху). Это были пародии на службы на мотив плясовых песен. Так, Пасху пели на «Барыню». Этот напев вошел в Церковь. Было постановление Синода, запрещающее так петь Пасху. В этом напеве исчезла нотка глумления, потерялся оттенок насмешки и издевки, а осталась радость. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что напев передает радость («скакаше играя») и позволяет спеть службу компактно и просто. Не стоит отменять этот напев ради ковыряния в нотах.
И, конечно же, лучше всего оставить этот напев для Пасхи.
Й глас
Сформировался очень отчетливо, известен очень хорошо в московской традиции, почти безвариантен.
Порядок строк:
: 1, 2, 3, 4: закл.
Есть ирмосы, где количество фраз больше пяти. В этом случае после 3-й фразы надо опять начать цикл с 1-й фразы.
Тон - с безударного слога T3/5 в мелод. положении терции, с ударного слога - T3/5 в мелод. положении квинты.
1-я и 2-я фразы очень похожи, только в первой фразе читок - на доминанте, а во второй фразе читок на тонике.
В заключительной фразе есть устойчивый оборот в минор, но есть традиция окончания в мажоре - как в «Егда от древа...»
Й глас
Так сложилось, что своего напева нет, он не сформировался. Самостоятельный напев ирмологического 3-го гласа есть в Киево-Печерском обиходе. Есть два способа исполнения:
1. на 3-й стихирный глас;
2. на 3-й тропарный глас. Именно его гармонизовал Львов.
Й глас
Очень распространенный хотя бы из-за рядовой катавасии «Отверзу уста моя...»
I Обиходный.
Порядок строк:
: 1, 2: закл.
Тон - D3/5 в мелод. положении квинты.
В обеих фразах есть маленькие ритмические вариации. Глас очень простой, лишенный мелодии, «топтание» на одном месте. J Видимо, мелодию стало лень петь. Этот напев - примитивная ипостась греческого напева, сильное его упрощение. Полная деградация напева.
II Греческий. Наиболее распространен. И хоть какая-то мелодия присутствует.
Порядок строк:
: 1, 2: закл.
Тон - D7 без терции.
Именно этот напев обработал А. Архангельский. Он оставил мелодию в верхнем голосе и перевел в другое расположение. Сделал также небольшое отклонение во 2-ю ступень. Ирмосы получились интересные, но исчезла терцовость и напев вышел за рамки простоты.
III Киевский. Напев яркий, сочный, мелодически богатый.
Порядок строк:
: 1, 2, 3: закл.
Тон - T3/5 в мелод. положении терции.
Этот напев гармонизовал П. Чесноков в «Отверзу уста моя...» и он не приобрел концертности. Это более сложное и более интересное выражение напева. Эти ирмосы пользуются большой популярностью.
Й глас
Между 5-м и 2-м гласом иногда ставят знак равенства, но это неверно.
Порядок строк:
: 1, 2, 3, 4: закл.
Тон - с безударного слога T3/5 в мелод. положении терции, с ударного слога - T3/5 в мелод. положении квинты.
1-я и 2-я фразы - как у 2-го гласа. 3-я фраза сейчас такая же, как у 2-го гласа, но раньше в 3-й фразе был мелодический подъем наверх.
Заключительная фраза - как у стихирного 5-го гласа.
В ирмосе «Исаие, ликуй...» из чина венчания сохранились мелодические ходы 5-го гласа.
Й глас
Нашу память подпортило то, что мы знаем только один напев 6-го гласа - «Яко по суху...» Но этот напев не образует схемы, он подчинен собственному алгоритму, где каждая песнь со своими вариациями. Это единичный напев. Все ирмосы «Яко по суху...» есть в чинопоследовании отпевания и панихиды под ред. Е. Кустовского.
У этого гласа есть еще один напев, системообразующий. Мы его знаем, как напев «Волною морскою...» Это и есть ирмологический напев 6-го гласа.
Порядок строк:
1,: 2, 3: закл. всегда после 3-й фразы.
Тон - t3/5 в мелод. положении терции.
Напев очень коварный и от регента требует хорошей подготовки, проявление точности и оперативности.
Во-первых, заключительная фраза всегда идет после 3-й.
Во-вторых, в 1-й фразе весь распев проходит на одном слоге, т. е. весь слог выбирается полностью, все три ноты.
В-третьих, во 2-й фразе читок отменяется ровно за два слога до последнего ударного слога. Например, «...СкрывШАго дРЕвле...» Это надо успеть увидеть и ловко показать рукой. Поэтому лучше не рисковать, а заранее сделать разметки.
В-четвертых, встречаются очень короткие читки, как например, «Скрывшаго древле». Здесь читок состоит из одного слога.
Особое внимание следует обратить на 6-ю песнь. Строка «Ят бысть» часто в традиции поется сверху, как «Несть свят»:T3/5(м. п. терции) - D3/5 (м. п. квинты) - t3/5 (м. п. терции).
Й глас
О нем даже нечего говорить. Его устойчиво поют на 7-й стихирный глас.
Й глас
Напев один из самых известных потому, что на него поется Богородичный канон «Воду прошед...» (иногда и тропари этого канона распевают на этот глас, как и ирмосы).
Порядок строк:
: 1, 2,: закл.
Тон - D7 без терции.
1-я фраза. Иногда перед распевом делают остановку. В конце фразы мелодия не меняется в зависимости от различного текста, а какой звук попадет под последнее ударение, зависит от того, насколько близко это ударение окажется к концу фразы.
2-я фраза. Некоторые строки поют с ходом наверх, например, «и египетскаго ЗЛА ИЗбежав». Это традиция. Этот подъем нужно обязательно включить в показ рукой.
ПРАЗДНИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ УТРЕНИ
Праздничное окончание утрени - от славословия и выше.
В воскресенье по каноне:
Малая ектения.
Диакон: «Свят Господь Бог наш».
Хор: «Свят Господь Бог наш».
Диакон: «Яко Свят Господь Бог наш».
Хор: «Свят Господь Бог наш».
Диакон: «И над всеми людьми Господь Бог наш».
Хор: «Свят Господь Бог наш».
«Свят Господь Бог наш» можно спеть прокименовым гласом, но это не обязательно.
Иногда просто поют на стихирный глас (глас данной Недели).
Иногда поют просто на одной ноте, а 3-й раз - с каденцией в конце.
Иногда поют на напев паремий.
И читается (поется) воскресный ексапостиларий.
В ин день по каноне:
Малая ектения и светилен.
Хвалитные стихиры
Их называют еще стихиры на «Хвалитех», т. к. часто повторяется слово «хвалите».
Начинается с погласицы:
Канонарх: «Глас [...] Всякое дыхание да хвалит Господа».
Правый хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа./ Хвалите Господа с Небес,/ хвалите Его в вышних.// Тебе подобает песнь Богу».
Левый хор: «Хвалите Его вси Ангели Его,/ хвалите Его вся Силы Его.// Тебе подобает песнь Богу».
И читаются хвалитные псалмы (148-й, 149-й, 150-й).