ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО




Составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся является внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образовании [5]. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

· обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;

· оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

· улучшить условия для развития ребёнка;

· учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Во внеурочной деятельности обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Принципами организации внеурочной деятельности в МОБУ Лицей города Зеи являются:

· соответствие возрастным особенностям обучающихся;

· преемственность с технологиями учебной деятельности;

· связь с целями, задачами воспитательной работы Лицея;

· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Данные принципы помогли определить направления внеурочной деятельности в начальной школе. Педагогами Лицея разработаны образовательные программы внеурочной деятельности следующих направлений:

1. Спортивно-оздоровительное направление. Организовать это направление помогает:

· в первых классах – система спортивных часов, на которых обучающиеся осваивают комплексы упражнений, способствующих физическому здоровью, разучивают подвижные игры. МОБУ Лицей тесно сотрудничает с МОБУ ДОД ДЮСШ №1, где проводятся занятия два раза в неделю – вторник, пятница, в те дни, когда нет уроков физкультуры. Используется зал для занятий гимнастикой.

· во вторых - третьих классах – программа внеурочной деятельности «Юный пешеход», где работа строится в два этапа. Первый этап – изучение азов начальной дорожной азбуки (просмотр и обсуждение тематических мультфильмов, беседы с инспектором ГИБДД, участие в конкурсах рисунков «Лучший дорожный знак», участие в акции «Засветись» и т. д.).Второй этап – совершенствование знаний, умений, навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, участие в массовых мероприятиях (конкурсах, соревнованиях, акциях). Занятия проводится один раз в неделю.

· в четвёртых классах – народные подвижные игры, где обучающиеся знакомятся с подвижными играми разных стран.

Результатом работы является укрепление физического здоровья обучающихся, формирование навыка безопасного поведения на дорогах.

2. Общеинтеллектуальное направление. В своей педагогической деятельности, каждый раз набирая детей в первый класс, мы сталкивались с проблемами низкого уровня когнитивных способностей, несформированности различных личностных свойств, негативного отношение ребёнка к учению. Исправить эту ситуацию в начальной школе помогает система развивающих занятий, проводимых по программе «Развиваемся, играя». Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов и направлена на развитие когнитивных способностей(памяти, мышления, внимания, восприятия). Занятия проводятся два раза в неделю – вторник, четверг.

Результатом работы данного направления является развитие когнитивных способностей обучающихся, в том числе и выявление одарённых детей (призовые места в конкурсах «Одарёныш», олимпиадах: 2013-2014 года – 2 место в городском конкурсе «Одарёныш», 2014-2015 – два 1 места в городском конкурсе «Одарёныш»; 2013-2014 года -2 призёра в городских олимпиадах).

3. Духовно-нравственное направление.

Программа кружка «Юный театрал» знакомит обучающихся с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет и др.), способствует совершенствованию артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. На занятиях кружка обучающиеся под руководством учителя делают постановки сказок автора О. Емельяновой. Её сказки («Лиса и журавль», «Каша из топора», «Рукавичка», «Как ёжик счастье искал» и др.) написаны в стихотворной форме и направлены на развитие таких качеств, как доброта, отзывчивость, чуткость к окружающим, умение дружить и т.д. Постановки сказок обучающиеся показывают на различных мероприятиях: концертах, посвящённых дню Матери, Дню опекуна, 8 Марта и т. д.

4. Патриотическое направление. Данное направление реализуется по программе «Я и моя Родина». Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи), воспитывать любовь к близким людям, к школе, к родному городу. Курс рассчитан на 66 часов (1 час в неделю, 2 года обучения). В 3 классе курс состоит из 2-х блоков: «Моя семья» (16 ч) и «Моя школа» (16 ч.), в 4 классе - из 3-х блоков: «Мой город» (11 ч.), «Мой район. Природа родного края» (10ч.) и «Амурская область, Россия» (11 ч).

5. Художественно-эстетическое направление. Реализовать данное направление помогает программа кружка «Я рисую мир». Данный курс направлен на развитие умений:

-правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;

-работать «от пятна» без использования палитры;

-правильно работать с графическими материалами;

-отличать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт).

В первом классе – изучаются азы изобразительного искусства с главным героем Капитошкой; во втором классе – обучающиеся учатся рисовать животных; в третьем – составлять композиции, рисовать портреты, пейзажи, натюрморты.

Обучающиеся принимают активное участие в школьных, муниципальных, областных конкурсах рисунков: «Малиновый слон», «Живи, река-Амур!», «Волшебная капелька», «Пожарный-доброволец: вчера, сегодня, завтра».

6. Проектная деятельность. Обучение путём исследования в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. На кружке «Я – исследователь» обучающиеся учатся видеть проблему, выдвигать гипотезу, ставить перед собой вопросы, давать определение понятиям, находить нужную информацию, представлять свою работу.Результатом работы по данному направлению является участие обучающихся в школьных, городских, Всероссийских научно-практических конференциях, на которых неоднократно занимали призовые места.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Стандарты нового поколения предусматривают занятие детей – творчеством, спортом, развивают интеллект, воспитывают каждого ребёнка.

 

 

Библиографический список.

1. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности. Начальная школа.- 2011.- №6. С.53-55

2. Ривкин Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4. Управление современной школой. Завуч.- 2013.- №3.С.100-109

3. Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Завуч начальной школы. 2011.- №6. С.36-48

4. Созонова В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе. Завуч начальной школы. 2011.- №5. С.64-77

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Мин-во обр. и науки РФ от 6.10.2009 года №373

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: