Наряду с объектной декомпозицией ЛС в теории и практике логистики и SCM эффективно применяется процессный подход, когда ЛС (цепь поставок) исследуется и проектируется в виде последовательности потоков и процессов.
Для улучшения эффективности функционирования компания должна рассматриваться не просто как сложившаяся структура, а как система взаимосвязанных бизнес-процессов, направленных на достижение стратегических, тактических или оперативных целей бизнеса.
Организация бизнеса на этой основе позволяет решить ряд важнейших задач -- от сокращения непроизводственных расходов и оптимизации использования ресурсов до достижения стратегического соответствия требованиям потребителей определенного сегмента рынка. С помощью моделирования бизнес-процессов и последующего контроля их параметров в информационной системе компания может точнее описать свои действия и оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней окружающей среды.
Логистический процесс -- это определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, реализующая заданные на плановом периоде цели ЛС или ее сетевых (функциональных) подразделений.
Процессная декомпозиция в логистике и SCM может строиться в двух основных вариантах:
1. «ЛС» -- функциональная область логистики -- логистическая функция -- логистическая операция.
2. Цепь поставок -- ключевой бизнес-процесс -- логистический бизнес-процесс -- логистическая функция -- логистическая операция.
Основные понятия, функции и задачи логистики снабжения
Глобальная, или общая, цель логистики снабжения - обеспечение процессов потребления сырьем, материальными и товарными соответствующего качества и необходимом объеме, в нужное время и в нужном месте от надежного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по выгодной цене. Цель логистических операций конкретной фирмы должна формулироваться на основе общей цели логистики снабжения, но в рамках корпоративной и логистической стратегии фирмы. Подцелями общей цели логистики снабжения являются:
|
бесперебойное обеспечение процесса потреблением сырьем, материалами и готовой продукцией;
повышение качества закупаемых сырья, материалов и готовой продукции;
повышение качества процесса снабжения;
поиск и развитие долгосрочных связей с компетентными и надежными поставщиками;
повышение уровня стандартизации закупаемых товарно-материальных ценностей;
снижение общих издержек на процесс снабжения;
снижение административных расходов службы снабжения;
развитие координации, интеграции и гармонизации отношений с другими подразделениями фирмы;
повышение конкурентно способности фирмы.
Функции:
координации и осуществлению процесса определения потребностей организации в сырье, материалах, комплектующих и готовой продукции;
определению запросов потребителей (внутренних и внешних);
закупке товарно-материальных ценностей (выбор поставщика, определение условий закупки, контроль выполнения поставки и т. д.);
организации доставки и сопутствующего сервиса (определение условий доставки, выбор вида транспорта, определение потребности в сопутствующем сервисе, его уровне и организация реализации);
контролю запасов и своевременности их пополнения.
|
Управление поставщиками
Основной целью управления логистикой снабжения является своевременное, надежное и качественное обеспечение обслуживаемых процессов потребления с минимальными общими затратами. Логистический менеджмент снабжения предполагает координацию, контроль взаимодействия функциональных подразделений организации, потребляющих и обслуживающих входной материальный поток (наиболее важными являются производственные и финансовые подразделения) с целью сокращения общих издержек, связанных со снабжением. Состав функций логистического менеджмента снабжения, их приоритетность определяются выбранной логистической стратегией и микрологистической концепцией, которая используется в организации. Так как издержки на осуществление закупок зависят от большого числа факторов и ограничений, то решение основной задачи логистического менеджмента - сокращение общих издержек на закупки при обеспечении заданного качества и количества материальных ресурсов, выполнении временных условий -- носит оптимизационный характер. В целом управление логистикой снабжения призвано реализовать стратегию закупок, которая вырабатывается исходя из анализа рынка поставщиков, используемой микрологистической концепции, общей логистической и корпоративной стратегии.
Логистическое управление снабжением должно использовать новые прогрессивные методы и компьютерные информационные технологии, что позволит снизить затраты на управление снабжением - одну из основных составляющих общих затрат на обеспечение организации материальными ресурсами. Одним из подходов, позволяющих значительно повысить эффективность управления снабжением, является управление по процессам и использование команд.
|
Выбор поставщиков
Возможны два направления выбора поставщика:
1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).
2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность.
Процедура (алгоритм) выбора поставщика.
В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации:
Каталоги и прайс–листы.
Торговые журналы.
Интернет – сайты.
Рекламные материалы: фирменных каталогов, объявлений в СМИ.
Конкурсы.
Банки и финансовые институты официальных органов.
Выставки и ярмарки.
Торги и аукционы.
Торговые директории («Желтые страницы», «Оптовик», «Товары и цены» и т.д.).
Торговые представительства.
Собственность исследования.
Переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
Конкуренты потенциального поставщика.
Торговые ассоциации, например, Торгово–промышленная палата.
Специализированные информационные агентства и исследовательские организации.
Государственные ведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.
Большинство источников не требует дополнительного комментария, но, например, такой источник, как «Собственное исследование», является достаточно емким и может включать:
неформальные личные контакты с коллегами, знакомыми, конкурентами;
неформальные личные контакты и переписка с возможными поставщиками;
общение с конкурентами потенциального поставщика и т.д.
Собственное исследование включает все методы и источники, не являющиеся формальными и не требующие официальных документальных запросов.
За рубежом основными источниками информации о поставщиках являются общедоступные и информационные справочники – каталоги, торговые журналы, прайс–листы и т.д. Особое внимание уделяется Интернету. Интернет – это огромный «информационный банк» с не до конца изученными возможностями. В последние годы Интернет в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе снабжения. Сегодня редко можно найти фирму, эффективно функционирующую в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Интернета.