БУДНИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ УТРЕНИ




ЛЕКЦИЯ 10

 

 

У окончания утрени есть два варианта, связанные со знаком службы. Есть праздничное и будничное окончание утрени.

Праздничное окончание утрени - от славословия и выше.

Будничное окончание утрени - шестеричная или беззначная службы.

 

ПРАЗДНИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ УТРЕНИ

 

В воскресенье по каноне:

 

Малая ектения.

Диакон: «Свят Господь Бог наш».

Хор: «Свят Господь Бог наш».

Диакон: «Яко Свят Господь Бог наш».

Хор: «Свят Господь Бог наш».

Диакон: «И над всеми людьми Господь Бог наш».

Хор: «Свят Господь Бог наш».

 

«Свят Господь Бог наш» можно спеть прокименовым гласом, но это не обязательно.

Иногда просто поют на стихирный глас (глас данной Недели).

Иногда поют просто на одной ноте, а 3-й раз - с каденцией в конце.

Иногда поют на напев паремий.

 

И читается (поется) воскресный ексапостиларий.

 

 

В ин день по каноне:

 

Малая ектения и светилен.

 

 

Хвалитные стихиры

 

Их называют еще стихиры на «Хвалитех», т. к. часто повторяется слово «хвалите».

Начинается с погласицы:

Канонарх: «Глас [...] Всякое дыхание да хвалит Господа».

Правый хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа./ Хвалите Господа с Небес,/ хвалите Его в вышних.// Тебе подобает песнь Богу».

Левый хор: «Хвалите Его вси Ангели Его,/ хвалите Его вся Силы Его.// Тебе подобает песнь Богу».

 

И читаются хвалитные псалмы (148-й, 149-й, 150-й) по Уставу. В Часослове они даны наряду, но очень неясно указана вариантность. Мы поем 1-ю часть погласицы, потом пропускаем до слов «Вторый лик» и поем 2-ю часть погласицы. Далее либо поем, либо читаем хвалитные стихи, которые чаще всего просто сокращаются.

J Есть в этих псалмах слова, на которых некоторые неопытные чтецы накалываются: «...старцы с ю нотами...», читают «с юннатами», «с енотами».

Как и в псалмах на «Господи, воззвах», хвалитные стихи с какого-то момента перестают быть монолитом и становятся запевами к стихирам.

 

погласица
 
148, 149, 150 псалмы  
запевы

 

Запевы начинаются либо на 6:, либо на 4:

На 6: «Сотворити в них суд написан,/ слава сия будет всем преподобным Его».

На 4: «Хвалите Его на силах Его,/ хвалите Его по множеству величествия Его».

Стихир может быть либо 8, либо 4 (в очень редких случаях Минея может дать 6 стихир).

8 стихир бывает в воскресенье. Начинаем с запева на 6: К двум последним стихирам Октоих дает два воскресных стиха: «Воскресни, Господи боже мой, да вознесется...» и «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим...»

Если в воскресенье есть святой, имеющий хвалитные стихиры (от славословия и выше), то количество хвалитных стихир делится пополам (J логика «фифти-фифти»): 4 стихиры воскресные + 4 стихиры святому. И здесь есть подводный камешек. Запевы есть к 6 стихирам. К двум последним стихирам святому не остается запевов из Часослова, т. е. они оказались не обеспеченные стихами, потому что Октоих дает дополнительные припевы к воскресным стихирам, это другая тематика. Откуда взять стихи к стихирам святому? А их можно взять из этой же службы святому из Минеи со стиховны вечерни, где как раз и есть два недостающих стиха. Стих имеет тематическое единство со своим содержанием.

Если в воскресенье два святых: 4 стихиры воскресные + 2 стихиры 1-му святому + 2 стихиры 2-му святому).

4 стихиры дают службы Минеи.

6 стихир Минея дает очень редко.

Если говорим о соединении двух святых, то количество стихир делится пополам: 2 стихиры 1-му святому + 2 стихиры 2-му святому.

 

Количество чаще всего сокращается до 4 стихир. Правда, есть храмы, где оставляют одну стихиру до Славы.

 

Если служим только по Минее:

СЛАВА: из Минеи.

И НЫНЕ: Богородичен тоже из Минеи, если есть. Если Богородична в Минее нет, то поем Богородичен по гласу Славы из II-го приложения (с «утра»).

Иногда Минея дает первые слова И НЫНЕ: (например: «Владычице, приими молитвы раб Твоих...»), которые следует искать во II-м приложении. Также Минея может дать первые слова «Богородице, Ты еси Лоза Истинная...», а это уже Богородичен 3-го часа.

Но в среду и пятницу утром Богородичнов во II-м приложении нет. Тогда можно взять Богородичен с субботы утра.

J Да, Минея хорошо издевается над регентами...

 

Если воскресенье:

СЛАВА: Евангельская стихира, одна из 11-ти (по номеру воскресного Евангелия и ексапостилария, из того же цикла).

Евангельскую стихиру может отменить храмовый святой, период пения Постной и Цветной Триодей, службы святым отцам (праотцам). Все эти случаи дают свой Славник, который поется в этом месте, а Евангельская стихира в этом случае будет петься после отпуста, сразу после «Великаго Господина...»

Существует ошибочное мнение, что перед Евангельской стихирой (когда она поется после «Великаго Господина...») надо петь «Слава и ныне:» Ошибка взята из Триоди. Дело в том, что по Уставу перед 1-м часом служится лития, на которой поются стихиры, а на Славу и ныне: тогда поется Евангельская стихира. Если мы литию не поем, то припев «Слава и ныне:» бессмыслен, поэтому после «Великаго Господина...» следует сразу петь Евангельскую стихиру, без всяких запевов.

Первые 8 стихир по номеру совпадают с номером гласа, далее - 9-я 5-го гласа, 10-я 6-го гласа, 11-я 8-го гласа.

 

И НЫНЕ: в воскресенье всегда один и тот же Богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево...» 2-го гласа. Это Богородичен седальна по 2-м стихословии на воскресной утрени 2-го гласа. Часто этот Богородичен поют на подобен 2-го гласа «Егда от древа».

Эта стихира не отменяется даже если в воскресенье служится Богородичный двунадесятый праздник. В этом случае стихира на И ныне: праздника поется на Славу, а Евангельская стихира - перед 1-м часом.

 

Иерей: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»

Хор: «Слава в вышних Богу...» - поет Великое славословие.

 

Кому следует произносить возглас, в Типиконе не сказано, существует довольно устойчивая традиция возглашения этого стиха священником.

Великое славословие - это акцентное время утрени. Существует два противоположных взгляда на способ исполнения и трактовку этого момента (в монастырях и на приходах). Это и развело славословие по разным, полярным точкам.

В монастырском служении - это духовная кульминация службы. В монастырях Великое славословие поют на сходе: оба хора спускаются с клиросов и встают перед амвоном в две шеренги, параллельно друг другу. Иногда уже стихиру на И НЫНЕ: поют на сходе. Поют без дирижера, на «биотемпе», либо просто на двух аккордах, либо на 4-х аккордах - Киево-Печерское. Таким образом, Великое славословие - это большая, яркая, соборная молитва, это благодарение за дарованный нам свет (еще несколько минут назад, на ексапостиларии мы молились о даровании этого света, а теперь благодарим за него). Это самая долгая, кульминационная по силе молитва.

Когда критерии стали не очень духовными, им стали появляться замены через эмоционально-чувственную, страстную интонацию, где каждая фраза - на каком-то надрыве. Это - музыкальная кульминация службы, которая часто встречается на приходах, где поют профессиональные правые хоры. Примеры - Великое славословие Архангельского (из его Всенощной), Велиумова, Мясникова...

J Один профессор Парижской консерватории дал ноты Великого славословия Мясникова своим студентам, убрав текст. И попросил их сказать о жанре этой музыки. Говорили о том, что это элегия, романс, все, что угодно, но никто не назвал это духовной музыкой. Страстность «выпирает» во всех ее интонациях...

 

По Типикону Великое славословие поется «тихо и со гласом» (Типикон, 1-е августа). Заканчивается Великое славословие Трисвятым.

Для такого исполнения («тихо и со гласом») очень удобны два напева: обиходный - на двух аккордах и Киево-Печерский - на 4-х аккордах. В одноголосии - простой знаменный распев.

Хорошая гармонизация у Кедрова, но не простая. Есть хорошие обработки у Архангельского (но не из Всенощной), у Кустовского. Не сложные - у Феофана и из обихода Потулова - Бирюкова.

 

Тропарь по славословии

 

Если праздник Владычнего чина (Господского или Богородичного), то поется 1 раз тропарь праздника.

Если праздник святому, то поется 1 раз тропарь святому + СЛАВА И НЫНЕ: Богородичен воскресный по гласу тропаря (из III-го приложения). В предпразднство и попразднство вместо Богородична поется тропарь праздника.

Если праздник двум святым, то поется 1 раз тропарь 1-му святому, СЛАВА: тропарь 2-му святому, И НЫНЕ: Богородичен воскресный по гласу Славы (из III-го приложения). В предпразднство и попразднство вместо Богородична поется тропарь праздника.

В воскресенье, какой бы святой не служился, даже Богородичный двунадесятый праздник, всегда поется только воскресный тропарь по славословии, один из двух:

1. «Днесь спасение миру бысть...» в Неделю 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов.

2. «Воскрес из гроба...» в Неделю 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов.

Как запомнить какой из этих тропарей петь в Неделю четных гласов, а какой в Неделю нечетных гласов? Очень просто. «Днесь» - ударение на первый слог - в Неделю 1, 3, 5 и 7 гласов. «Воскрес» - ударение -на второй слог - в Неделю 2, 4, 6 и 8 гласов.

В Октоихе дан знаменный распев только для 1-го и только для 2-го гласов, подразумевая, что все остальные гласы мы распоем по этим образцам. Часто только их и используют. Но одноголосные распевы подходят тогда, когда вся служба поется знаменным распевом, в том числе и славословие.

А часто бывает такое: споют Велиумовское славословие, а потом поют знаменное «Днесь...» или «Воскрес...», а потом сугубую ектению обиходного распева в 4-хголосии, эдакий удар по ушам.

Гармонизация Турчанинова - «корявая».

В Уставе сказано петь на глас (Типикон, глава 2), но не сказано, что надо петь именно знаменного распева.

Лучше всего петь эти тропари на глас Недели - либо на стихирные, либо на тропарные гласы. Укладываются тропари замечательно и нет стилистических проблем (J как соединить яичницу с секундными стрелками).

 

Далее - сугубая ектения (начинается с прошения «Помилуй нас, Боже...»).

Ектения просительная (2 раза отвечаем «Господи, помилуй», далее - «Подай, Господи»).

К этим ектениям пожелания динамические. Динамическая точка - это отпуст, со слов «Премудрость!» - «Благослови!». Мы этими словами как бы будим всех. Чтобы эту точку оттенить, ектении лучше не орать, а спеть их спокойно.

 

Полный отпуст:

 

Священник: «Премудрость!»

Хор: «Благослови!»

Священник: «Сый благословен...»

Хор: «Амин. Утверди, Боже...»

Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Хор: «Честнейшую Херувим...» (Е. Кустовский рассказывает: «Мы иногда этот припев поем не читком, а как на утрени, на обычный распев «Честнейшую...» Но это хулиганство J, но настроение батюшке поднимает).

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже наш, слава Тебе!»

Хор: «Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови!»

Священник: «Воскресый из мертвых...» или «Христос, Истинный Бог наш...»

Хор: «Великаго Господина...»

 

(И здесь, если мы не пели на хвалитех на Славу, поется Евангельская стихира).

 

1-й час (с «Приидите, поклонимся...»)

 

Священник: «»

Хор: «Взбранной Воеводе...», кондак Богородице, о котором в Уставе ничего не сказано. Его пение - это устойчивая традиция, ей чуть более 100 лет.

По традиции «Взбранной Воеводе...» заменяют на кондак праздника в сам двунадесятый праздник и его попразднство. Но поскольку это не устав, а традиция, то все споры о том, когда чего надо петь, бессмысленны. Но по логике задостойников - когда мы поем на Литургии задостойник, тогда мы заменяем «Взбранной Воеводе...» на кондак праздника.

«Взбранной Воеводе...» поют на разные напевы. На воскресной Всенощной хорошо спеть на подобен гласа Недели (так поют в храме Трех Святителей на Кулишках).

 

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».

Хор: «Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови!»

Священник: произносит отпуст.

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

 

После этого - расход.

Однако, во многих храмах и монастырях, здесь еще что-нибудь поют. В монастырях в это время подходят к мощам, иконам и поют, например, стихиры Кресту «Иже Крестом ограждаеми...», «Крест Твой, Господи, освятися...» и «Господи, оружие на диавола дал еси нам...» Где-то поют тропарь с величанием местно-чтимой иконе, где-то - «Под Твою милость...», «Пресвятая Богородице, спаси нас...»

Традиция хорошая, и прихожане могут попеть J.

БУДНИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ УТРЕНИ

 

По закрытии 9-й песни ирмосом последнего канона поется «Достойно есть...» (чаще поют на 8-й тропарный глас, но лучше спеть на напев ирмоса, т. к. тогда не надо передавать тон, а то услышав паузу, диакон (священник) может сразу возгласить ектению).

Малая ектения.

Ексапостиларий будничный. Слава: если есть - из Минеи, И ныне: оттуда же. Ексапостиларии будничные есть в приложении Октоиха и во «Вседневном последовании вечерни и утрени» Е. Кустовского. Здесь заканчивается канон.

 

Сразу после ексапостилария читаются хвалитные псалмы (148-й, 149-й и 150-й) из Часослова, начиная с места «Аще же иный день сице: Хвалите Господа с Небес. Тебе подобает песнь...» Читаются и те стихи, к которым мы привыкли как к запевам, читаются монолитом, не разделяясь. После последнего стиха «Всякое дыхание да хвалит Господа» читается СЛАВА И НЫНЕ: (в службе от славословия и выше здесь пелись бы стихиры на Славу и на И ныне).

Вместо стихир здесь читается текст «Тебе слава подобает, Господи Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь». В Часослове нужно отлистать пару листов вперед, где это дано наряду после праздничного славословия и воскресных тропарей.

Далее чтец читает: «Слава Тебе, показавшему нам свет » и сразу: «Слава в вышних Богу...» - читаемое славословие, которое имеет другую конструкцию, нежели поемое.

J Один чтец прочитал фразу «Слава Тебе, показавшему нам свет», интонационно выделив голосом, как настоятель в алтаре, а потом опять забубнил.

Трисвятого нет, но есть «Сподоби, Господи, в день сей...», которое читается.

В Часослове все это находится одно за другим.

 

Просительная ектения «Исполним утреннюю молитву...»

 

Стихиры на стиховне

 

Всегда поется три стихиры. Запевы - из Часослова, одни и те же.

Стихиры берутся с утрени Октоиха. В период предпразднства и попразднства Минея дает свое наполнение.

1-я стихира без запева;

«Исполнихомся заутра...» - 2-я стихира;

«И буди светлость Господа...» - 3-я стихира;

СЛАВА: если есть - из Минеи.

И НЫНЕ: Богородичен по гласу Славы из II-го приложения (смотри «утра »). Если Славы нет, то И ныне: из Октоиха (в предпразднство и попразднство - Минеи наряду).

 

«Благо есть...» - текст из Часослова.

Трисвятое. «Отче наш...»

 

На возглас: «Аминь » и хор поет тропарь святому, Слава и ныне: Богородичен из IV-го приложения (смотри «в конец утрени »).

Если святых двое, то: тропарь 1-му святому, Слава: тропарь 2-му святому, И ныне: Богородичен по гласу Славы из IV-го приложения.

В период предпразднства и попразднства все Богородичны заменяются на тропарь праздника (предпразднства).

 

Сугубая ектения.

Малый отпуст:

Священник: «Премудрость!»

Хор: «Благослови!»

Священник: «Сый благословен...»

Хор: «Амин. Утверди, Боже...»

 

1-й час.

«Взбранной Воеводе...» и отпуст с «Великаго Господина...»

 

Трудности бывают при запоминании очередности элементов. Здесь (последовательность элементов утрени) помогает последовательность элементов вечерни (смотри таблицу, 2-ю и 3-ю колонки) - полная аналогия, структура та же, только «Ныне отпущаеши...» заменяется на «Благо есть...»

В окончании праздничной и будничной утрени происходит перекомбинация элементов, ничего не пропадает (смотри таблицу, 1-ю и 2-ю колонки).

 

утреня от славословия и выше будничное окончание утрени будничное окончание вечерни
хвалитные стихи хвалитные стихи  
хвалитные стихиры Славословие Прокимен вечерни
Славословие «Сподоби, Господи...» «Сподоби, Господи...»
Трисвятое Просительная ектения Просительная ектения
Тропарь Стихиры на стиховне Стихиры на стиховне
Сугубая ектения «Благо есть...» «Ныне отпущаеши...»
Просительная ектения Трисвятое. «Отче наш...» Трисвятое. «Отче наш...»
Полный отпуст Тропарь Тропарь
1-й час Сугубая ектения Сугубая ектения
  Малый отпуст Малый отпуст
  1-й час  
  Полный отпуст  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: