БЕЛЬГИЙСКАЯ СКРИПИЧНАЯ ШКОЛА.




В истории музыкального искусства в Бельгии XVIII – ХIХ века получили огромное значение и поныне представляет первостепенный интерес. Как известно, Германия, Италия и Франция с их творческими школами занимали ведущее положение в развитии музыкального искусства того времени. Противоречия старого и нового с большой остротой сказываются в XVIII веке во всех сторонах музыкальной жизни западноевропейских стран.

Шарль Огюст Берио (1802-1879). Родился в Бельгии. Ученик Байо. С 1821 играл перед Виотти его концерт. Присущие его произведениям (среди них концерты, вариации, фантазии, этюды) кантиленные достоинства; черты сентиментальности и салонности. Особенности техники. Пребывание Берио в России и его сочинения на русские темы. Берио – педагог, учитель Вьетана.Революция лишила возможности выступать. Концертировал со своей женой (певицей) Марией Малербан. В 1836 потерял форму и несколько лет не выступал публично. В 1840 совершил турне по Германии. В 1853,в следств. Потери зрения и парализации левой руки, вынуждении уйти на покой. Берио воспитал плеяду известных скрипачей (среди них — А. Вьётан).

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. КОМПОЗИТОРСКОЕ НАСЛЕДИЕ. РУССКИЙ ПЕСЕННЫЙ МАТЕРИАЛ В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ. Наследие: 10 концертов, вариации, большое количество виртуозных этюдов,дуэтов и концертных фантазий на темы известных опер. Многие из этих сочинений пользовались широкой популярностью, некоторые и по сегодняшний день входят в концертный репертуар скрипачей. Большую роль в педагогической практике сыграла “Скрипичная школа” Берио, вышедшая в 1858 г. и во многом не утерявшая своего значения и поныне.

Как композитор Берио был очень плодовит. Он написал 10 скрипичных концертов, 12 арий с вариациями, 6 тетрадей этюдов для скрипки, множество салонных пьес, 49 блестящих концертных дуэтов для фортепиано и скрипки, большинство которых было сочинено в содружестве с знаменитейшими пианистами — Герцем, Тальбергом, Осборном, Бенедиктом, Вольфом. Это был своеобразный концертный жанр, основанный на вариациях виртуозного типа.

У Берио имеются сочинения на русские темы, например Фантазия на песню А. Даргомыжского «Душечка-девица» соч. 115, посвященная русскому скрипачу И. Семенову. К перечисленному надо добавить Школу для скрипки в 3-х частях с приложением «Трансцендентальной школы» составленной из 60 этюдов. Школа Берио вскрывает важные стороны его педагогики. Она показывает, какое значение он придавал музыкальному развитию ученика. В качестве действенного метода развития автор предлагал сольфеджирование — пение песен на слух. «Трудности, которые представляет вначале изучение скрипки, — писал он, — сокращаются отчасти для ученика, прошедшего курс сольфеджио. Не затрудняясь уже чтением нот, он может сосредоточить внимание исключительно на своем инструменте и управлять без особого усилия движениями своих пальцев и смычка».

По мысли Берио, сольфеджирование, кроме того, помогает работе и тем, что человек начинает слышать то, что видит глаз, а глаз — видеть то, что слышит ухо. Воспроизводя мелодию голосом и записывая ее, ученик изощряет память, заставляет удерживать все оттенки мелодии, ее ударения и колорит. Конечно, Школа Берио устарела. Ценны же в ней ростки слухового метода обучения, который является прогрессивным методом современной музыкальной педагогики.

Берио обладал небольшим, но полным неизъяснимой красоты звуком. Это был лирик, поэт скрипки.

Анри Вьетан (I820-I88I) Бельгийский скрипач и композитор, один из основателей национальной скрипичной школы.Вьётан родился в семье отставного офицера, занимавшегося изготовлением и настройкой скрипок. Подметив в сыне музыкальные способности, он начал обучать его игре на скрипке. Юный музыкант обратил на себя внимание известного скрипача Шарля Берио, который добился для него стипендии короля Нидерландов и взял с собой вначале в Брюссель, а позже в Париж. Первое выступление Вьётана в Париже состоялось в 1829 году.В 1833 году Вьётан начинает гастрольную деятельность, уже в самом её начале встречая восторженные отзывы — например, со стороны Роберта Шумана, писавшего: «Говоря о Вьётане, невольно думаешь о Паганини. С первой и до последней ноты мы словно стоим в заколдованном круге, у которого нет ни начала, ни конца.

Первые крупные сочинения Вьётана: концерт fis-moll, изданный как No 2 и E-dur, известный как Первый концерт, а также фантазии, в частности, Фантазию-каприс и Воспоминания о России.С 1846 года Вьётан жил в Санкт-Петербурге, где имел должность солиста Императорских театров и занимался преподаванием. В 1871 году Вьётан получил место профессора в Брюссельской консерватории. Среди его учеников самым известным стал бельгийский скрипач, дирижер и композитор Эжен Изаи. В 1873 году, он вынужден был покинуть свою должность. Ученик Ш. Берио. Преподавал в Петербургской консерватории. В. создал свои лучшие скрипичные произведения, в том числе 4-й концерт с оркестром, а также фантазию на темы "Аскольдовой могилы" А. Н. Верстовского, пьесы на русские оперные и народные темы. В 1871-73 профессор Брюссельской консерватории (его ученик - Э. Изаи). В. - один из крупнейших скрипачей романтического направления. Для соч. В. характерны блестящая виртуозная фактура, декоративная красочность письма.

Наследие: автор многочисленных сочинений для скрипки, до сих пор пользующихся большой популярностью: 7 концертов для скрипки с оркестром, 2 концертов для виолончели с окестром, Большой сонаты для фортепиано и скрипки, Сюиты в старинном стиле, ряда фантазий, вариаций, концертных этюдов, Романсов без слов и других пьес. Возродил жанр романтического концерта, начало которому пожил Паганини.

Эжен Изаи (I858-I93I) Один из крупнейших представителей бельгийской школы. На ряду с Крейслеромпродолжал и развивал традиции скрипичного искусства.Родился в семье скрипача, который стал его первым учителем уже в 4 года. В 7 лет играл в театре. Обучался в Лейпцигской консерватории у Массаро, затем у Венявского и Въетана в Брюсселе. Стал в 1886 профессором Брюссельской консерватории. Был концертмейстером бельгийского оркестра. По совету Рубенштейна покинул оркестр и отправился с ним в турне по странам скандинавии. Эта поездка определила его как лучшего скрипача мира. С 1879-1886 жил и работал в Париже.

Исполнительство Изаи — одна из ярчайших страниц истории мирового скрипичного искусства. По стилю игры он был романтиком; чаще всего его сравнивали с Венявским и Сарасате. Однако его музыкальная одаренность позволяла, пусть своеобразно, но убедительно и ярко интерпретировать и классические произведения Баха, Бетховена, Брамса. Его интерпретация этих сочинений находила признание и высоко оценивалась. Так, после концертов 1895 года в Москве, А. Корещенко писал, что Сарабанду и Жигу Баха Изаи исполнял «с удивительным пониманием стиля и духа» этих произведений.

В рецензиях 80—90-х годов часто можно было прочесть, что звук его не силен; в 900-е годы в ряде рецензий указывается как раз на обратное: «Это просто какой-то гигант, который своим могучим широким тоном с первой ноты покоряет вас...» Но что в Изаи было для всех непререкаемо — это его артистизм и эмоциональность — щедрая сердечность широкой и многогранной, поразительно богатой духовно натуры.

«Совершенно удивительна левая рука. Он был дивным, когда исполнял концерты Сен-Санса и не менее исключительным, когда играл сонату Франка. Интересный и своенравный человек, на редкость сильная натура.»

Изаи - композитор. Новаторство. Сонаты для скрипки соло. Наследие: свыше 20 инструм. произв., 6 сонат для скрипки соло, опера «Экстаз»,

опера «Сцена у прялки», сочинения для скрипки, транскрипции и редакции классических произведений.

Отмечается, что ранние миниатюры написаны в духе Шумана и Мендельсона, а

также Вьетана и Венявского. Затем сфера жанровых поисков расширяется,

меняются стилевые ориентиры.

Изаи принадлежит свыше 30 инструментальных сочинений, написанных, по большей части, для скрипки. Среди них 8 поэм — один из наиболее близких его стилю исполнения жанров. Это одночастные сочинения, импровизационного характера, близкие импрессионистической манере высказывания. Наряду с широко известной «Элегической поэмой» популярны «Сцена у прялки», «Зимняя песня», «Экстаз», имеющие программный характер.

Наиболее новаторскими сочинениями Изаи являются его Шесть сонат для скрипки solo, также программного характера. Изаи принадлежат также многочисленные пьесы, в т. ч. мазурки и полонезы, созданные под влиянием творчества его учителя Г. Венявского, Соната для виолончели solo, каденции, многочисленные транскрипция, а также оркестровое сочинение «Вечерние гармонии» с солирующим квартетом.

Изаи - педагог. Его ученики из России: М.Эрденко, Н.Мильлтейн и др. Педагогическая деятельность Изаи являлась продолжением егомногостороннего творческого дара артиста-экспериментатора. Как и Йозеф

Иоахим, Изаи предпочитал личный показ и принципиально не обращал внимания

на технические детали. С молодыми скрипачами, приходившими в его класс и,

как правило, уже обладавшими совершенным техническим аппаратом, Изаи в

первую очередь работал над совершенствованием выразительности исполнения. В

замечаниях Изаи, дошедших до нас в передаче учеников, всегда была слышна его

позиция музыканта, ощущавшего исполнительское мастерство исключительно

как интерпретацию. Развитие внутреннего эстетического чутья, по убеждению

Изаи, должно было в первую очередь препятствовать инерционности

исполнительского штампа, развивать у скрипача активное сотворческое видение

музыкального образа.

Квартетная деятельность. Изаи - дирижёр. В 1886 поехал в Брюссель. Создал квартет, получивший звание лучшего квартета в Европе.

Более 40 лет продолжал концертную деятельность, выступает как скрипач и дирижер.

С 1918-1922 стал главным дирижером оркестра в США, но в следств. Диабета и балезни рук прекратил свои выступления.

В 1928 играет последний раз в Мадриде конц.Бетховена. Дирижирует «Героическую симфонию».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: