КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. КОНЦЕРТЫ. ИХ МЕСТО В КОНЦЕРТНОМ РЕПЕРТУАРЕ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ И В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РЕПЕРТУАРЕ.




Тема№ 9

НЕМЕЦКАЯ СКРИПИЧНАЯ ШКОЛА

БЕЛЬГИЙСКАЯ СКРИПИЧНАЯ ШКОЛА

План ответа:

НЕМЕЦКАЯ СКРИПИЧНАЯ ШКОЛА

ЛЮДВИГ ШПОР (1784-1859). ВИДНЫЙ СКРИПАЧ, КОМПОЗИТОР, ПЕДАГОГ. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНТИЗМА ШПОРА. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ (ПО СРАВНЕНИЮ С ПАГАНИНИ СУБЪЕКТИВИЗМ (ОТНОШЕНИЕ К ПАГАНИНИ, У.БУЛЛЮ, БЕТХОВЕНУ, ВЗГЛЯД НА ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПР.).

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ. ОТНОШЕНИЕ К ИГРЕ НАИЗУСТЬ. МЯГКОСТЬ ГРАЦИЯ, БЛАГОРОДСТВО ИСПОЛНЕНИЯ. АКАДЕМИЧНОСТЬ.

ШПОР - ПЕДАГОГ. КАССЕЛЬСКАЯ ШКОЛА. УЧЕНИКИ. ОРКЕСТР - КАК УЧЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. КОНЦЕРТЫ. ИХ МЕСТО В КОНЦЕРТНОМ

РЕПЕРТУАРЕ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ И В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РЕПЕРТУАРЕ.

НОВАЯ ВЕХА СКРИПАЧЕЙ-ИНТЕРПРЕТАТОРОВ, ПРИШЕДШИХ НА СМЕНУ СКРИПАЧАМ-КОМПОЗИТОРАМ.

ФЕРДИНАНД ДАВИД (I8I0-I873) - СКРИПАЧ, ПЕДАГОГ, ДИРИЖЁР, КОМПОЗИТОР, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ; УЧЕНИК ШПОРА. КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛЕЙПЦИГЕ В ГЕВАНДХАУЗЕ. ТВОРЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО С МЕНДЕЛЬСОНОМ. ПОСВЯЩЕНИЕ ЕМУ СКРИПИЧНОГО КОНЦЕРТА МЕНДЕЛЬСОНА. СВОЕОБРАЗИЕ ЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ МАНЕРЫ- СВОБОДА В ОБРАЩЕНИИ С ОРИГИНАЛОМ, СТРЕМЛЕНИЕ К НЕКОТОРОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ.

РОЛЬ ДАВИДА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЯ И ПРОПАГАНДИСТА, ВОЗРОДИВШЕГО К ЖИЗНИ ЗАБЫТЫЕ РУКОПИСИ БАХА, КОРЕЛЛИ, ТАРТИНИ И ДРУГИХ КОМПОЗИТОРОВ. РЕДАКЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОЦАРТА, БЕТХОВЕНА, МНОГО ЧИСЛЕННЫЕ ПЕРЕЛОЖЕНИЯ.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕЯТЕЛЬНОСТЬ. УЧЕНИКИ.

ЙОЗЕФ ИОАХИМ (I83I-I907) - ИЗВЕСТНЕЙШИЙ СКРИПАЧ, ДИРИЖЁР, КОМПОЗИТОР, ПЕДАГОГ; УЧЕНИК ДАВИДА И БЁМА. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

ИСПОЛНГТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ. ЕДИНСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ПОДЧИНЕНИЕ АВТОРСКОМУ ЗАМЫСЛУ. СТРЕМЛЕНИЕ ДОВЕСТИ ДО СЛУШАТЕЛЯ ВСЕ ДЕТАЛИ АВТОРСКОГО ТЕКСТА. МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ И ШИРОТА ЗАМЫСЛА. ОТКАЗ ОТ ВИРТУОЗНЫХ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЙ СКРИПАЧЕЙ-РОМАНТИКОВ. ГЛУБОКИЙ РЕАЛИЗМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА. СЕРЬЁЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕПЕРТУАРУ. ИОАХИМ - КАК ИНТЕРПРЕТАТОР КЛАССИКИ.

КВАРТЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СКРИПИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ. КОНЦЕРТЫ. ВЕНГЕРСКИЕ ВЛИЯНИЯ ("ВЕНГЕРСКИЙ КОНЦЕРТ"). СКРИПИЧНЫЕ ТРАНСКРИПЦИИ (ВЕНГЕРСКИЕ ТАНЦЫБРАМСА).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ (СЛУХОВОЙ МЕТОД – РОЛЬ СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО СЛУХА). ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧЕНИКОВ. МЕТОД ПОКАЗА. УЧЕНИКИ.

БЕЛЬГИЙСКАЯ СКРИПИЧНАЯ ШКОЛА

ТЕСНАЯ СВЯЗЬ С ФРАНЦУЗСКИМ СКРИПИЧНЫМ ИСКУССТВОМ. ОСНОВОПОЛОЖНИК БЕЛЬГИЙСКОЙ СКРПИЧНОЙ ШКОЛЫШАРЛЬ БЕРИО (1802-1879). БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО, БЛИЗОСТЬ К ТРАДИЦИЯМ ВИОТТИ, БАЙО. КОМПОЗИТОРСКОЕ НАСЛЕДИЕ. КОНЦЕРТЫ, ВАРИАЦИИ, ФАНТАЗИИ, СКРИПИЧНОСТЬ, МЕЛОДИЧНОСТЬ; НЕКОТОРАЯ ПОВЕРХНОСТНОСТЬ ЕГО МУЗЫКИ, ЧЕРТЫСЕНТИМЕНТАЛЬНОСТИ, САЛОННОСТИ. ВЛИЯНИЕ ОПЕРНЫХ ИТАЛЬЯНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА МУЗЫКУ БЕРИО. ПОЕЗДКИ БЕРИО В РОССИЮ. РУССКИЙ ПЕСЕННЫЙ МАТЕРИАЛ В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ. МЕСТО ТВОРЧЕСТВА БЕРИО В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РЕПЕРТУАРЕ.

ЗНАЧЕНИЕ "СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ" (МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, АППЛИКАТУРНЫЕ ПРИЁМЫ).

АНРИ ВЬЕТАН (I820-I88I) - СКРИПАЧ, КОМПОЗИТОР, ПЕДАГОГ; УЧЕНИК БЕРИО. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

ВЬЕТАН - ВЫДАЮЩИЙСЯ ИСПОЛНИТЕЛЬ, ЯРЧАЙШИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РОМАНТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ. КОНЦЕРТЫВЬЕТАНА - ВЕХА В РАЗВИТИИ СКРИПИЧНОГО КОНЦЕРТА. НОВАТОРСКАЯ ФОРМА. СООТВЕТСТВИЕ ЗАМЫСЛА ВИРТУОЗНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ ИНСТРУМЕНТА. ДЕКЛАМАЦИОННОСТЬ ПРИПОДНЯТОСТЬ СТИЛЯ, КРАСОЧНОСТЬ, МАСШТАБНОСТЬ. ПЬЕСЫ, ФАНТАЗИИ ("ФАНТАЗИЯ АПАССИОНАТА"). ОТНОШЕНИЕ П.И.ЧАЙКОВСКОГО К ЕГО ТВОРЧЕСТВУ. РОССИЯ - В БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВЕ ВЬЕТАНА. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. УЧЕНИКИ.

ЭЖЕН ИЗАИ (I858-I93I) - ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БЕЛЬГИЙСКОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ. ПОСЛЕДНИЙ ИЗ СКРИПАЧЕЙ-РОМАНТИКОВ. ЭКСПРЕССИЯ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И БЛЕСК ТЕХНИКИ, ЯРКОСТЬ СОЗДАВАЕМЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ. ВДОХНОВИТЕЛЬ И ПЕРВЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ МНОГИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ("ПОЭМА" ШОССОНА, СОНАТА ФРАНКА, КВАРТЕТ ДЕЛЮГИ И ДР.).

ИЗАИ - КОМПОЗИТОР. ВЛИЯНИЕ ВЬЕТАНА В РАННЕМ ПЕРИОДЕ, БЛИЗОСТЬ К ИМПРЕССИОНИЗМУ В ЗРЕЛОМ ПЕРИОДЕ ТВОРЧЕСТВА. СВОБОДНАЯ ФОРМА, ИМПРОВИЗАЦИОННОСТЬ ЕГО СОЧИНЕНИЙ. НОВАТОРСТВО. СОНАТЫДЛЯ СКРИПКИ СОЛО. ПОЭМЫ, ПЬЕСЫ. ЕГО ТРАНСКРИПЦИИ, КАДЕНЦИИ.

ИЗАИ - ПЕДАГОГ. ЕГО УЧЕНИКИ ИЗ РОССИИ: М.ЭРДЕНКО, Н.МИЛЬ-ЛТЕЙН И ДР.

КВАРТЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИЗАИ - ДИРИЖЁР.

 

ЛЮДВИГ ШПОР (1784-1859).

Шпор - выдающийся скрипач и крупный композитор, особенной популярностью пользовались его концерты для скрипки, послужившие в развитии жанра как бы связующим звеном между классическим и романтическим искусством, развивал национальные немецкие традиции.

Направление творчества Шпора было романтическим, сентименталистским. Правда, его первые скрипичные концерты по стилю еще примыкали к классическим концертам Виотти и Роде, но последующие, начиная с Шестого, все более и более романтизировались.

Шпор родился 5 апреля 1784 года. Отец его был врачом и страстно любил музыку; он хорошо играл на флейте, мать — на клавесине. Заметив одаренность мальчика, родители отдали его в обучение французскому эмигранту, скрипачу-любителю Дюфуру, но вскоре перевели к профессиональному педагогу Мокуру. В Брауншвейге, он поступил на службу в оркестр герцога, и когда ему исполнилось 15 лет, уже занимал должность придворного камер-музыканта.

ОГРАНИЧЕННОСТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ (ПО СРАВНЕНИЮ С ПАГАНИНИ СУБЪЕКТИВИЗМ (ОТНОШЕНИЕ К ПАГАНИНИ, У.БУЛЛЮ, БЕТХОВЕНУ, ВЗГЛЯД НА ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПР.). Высказывания Шпора свидетельствуют о его принципиальности, но также субъективности эстетических идеалов. Будучи противником виртуозничания, он не приемлет Паганини и его направления, впрочем, отдавая должное скрипичному искусству великого генуэзца. В автобиографии он пишет: «Я слушал Паганини с большим интересом в двух концертах, данных им в Касселе. Его левая рука и струна соль достойны удивления. Но его сочинения, также как и стиль их исполнения, представляют странную смесь гениального с детски-наивным, безвкусным, почему они одновременно и захватывают и отталкивают.».

Когда Уле Буль, «скандинавский Паганини», приехал к Шпору, тот не принял его в число учеников, так как полагал, что не сможет привить ему свою школу, столь чуждую виртуозному характеру его дарования. А в 1838 году, прослушав Уле Буля в Касселе, пишет: «Его аккордовая игра и уверенность левой руки достойны удивления, но он жертвует, подобно Паганини, в угоду своим кунстштюкам слишком многим другим из того, что присуще благородному инструменту».

Любимейшим композитором Шпора был Моцарт («Я мало пишу о Моцарте, так как Моцарт для меня все»). К творчеству же Бетховена он относился почти восторженно, за исключением сочинений последнего периода, которых не понимал и не признавал.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ. ОТНОШЕНИЕ К ИГРЕ НАИЗУСТЬ. МЯГКОСТЬ ГРАЦИЯ, БЛАГОРОДСТВО ИСПОЛНЕНИЯ. АКАДЕМИЧНОСТЬ. Шпор занимался по 10 часов в сутки. «Так удалось мне в короткое время достичь такого умения и уверенности в технике, что для меня уже не было ничего трудного в тогда известной концертной музыке». Став впоследствии педагогом, Шпор придавал большое значение состоянию здоровья и выносливости учеников.

Скрипачом Шпор был замечательным. Шлетерер пишет о его выступлениях: «Шпор никогда не играл наизусть, не желая создать и намека на рабское заучивание музыкального произведения, что считал несовместимым со званием художника. При выходе на эстраду он кланялся публике без гордости, но с чувством собственного достоинства и спокойно голубыми глазами обводил собравшуюся толпу. Скрипку он держал абсолютно свободно, почти без наклона, благодаря чему правая рука его поднималась сравнительно высоко. При первом же звуке он завоевывал всех слушателей. Трудно описать, с какой свободой, элегантностью и мастерством он ею владел. Мягкость и грация его движений были неподражаемы. У Шпора была большая рука, но она соединяла в себе гибкость, эластичность и силу. Пальцы могли опускаться на струны с твердостью стали и одновременно были, когда нужно, так подвижны, что в самых легких пассажах не пропадал ни один трелевой удар. Не было штриха, которым он не владел с одинаковым совершенством — его широкое стаккато было исключительным; еще более поражал звук огромной силы в форте, мягкий и нежный в пении. Основным качеством игры Шпора была продуманная и во всех деталях совершенная передача, лишенная виртуозничания. Благородство и художественная законченность характеризовали его исполнение; он всегда стремился передать те душевные состояния, которые зарождаются в наиболее чистой человеческой груди.»

Он никогда не играл наизусть. Тогда это не было исключением из правила; многие исполнители выступали на концертах, имея перед собой на пульте ноты. Однако у Шпора это правило вызывалось определенными эстетическими принципами. Он и учеников заставлял играть только по нотам, утверждая, что скрипач, играющий наизусть, напоминает ему попугая, отвечающего заученный урок.

ШПОР - ПЕДАГОГ. КАССЕЛЬСКАЯ ШКОЛА. УЧЕНИКИ. ОРКЕСТР - КАК УЧЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. ЛЮДВИГ ШПОР. Шпор является изобретателем подбородника. Еще более значительно его новаторство в дирижерском искусстве. Он был одним из первых дирижеров, пользовавшихся палочкой.

Шпор был педагогом, пользовавшимся европейской известностью. Ученики съезжались к нему со всех стран. У него образовалась своего рода домашняя консерватория. Даже из России к нему был прислан крепостной по фамилии Энке. Шпор воспитал более 140 крупных скрипачей-солистов и концертмейстеров оркестров.

Педагогика Шпора была очень своеобразной. Его необычайно любили ученики. Строгий и требовательный на уроке, он вне класса становился общительным и ласковым. Обычным явлением были совместные прогулки по городу, загородные поездки, пикники. Шпор ходил, окруженный толпой своих питомцев, занимался с ними спортом, учил плавать, держался просто, хотя никогда не переходил той черты, когда близость превращается в панибратство, снижающее в глазах учеников авторитет учителя.

Он вырабатывал в ученике исключительно ответственное отношение к урокам. С новичком занимался каждые 2 дня, затем переходил на 3 урока в неделю. На последней норме обучающийся оставался до конца занятий. Обязательной для всех учеников была игра в ансамбле и оркестре. «Скрипач, не получивший оркестровых навыков, подобен дрессированной канарейке, которая от выученной вещи накрикивается до хрипоты»— писал Шпор. Игрой в оркестре он руководил лично, отрабатывая оркестровые навыки, штрихи, приемы. Особенно придирчиво Шпор относился к интонации. От его чуткого уха не ускользала ни одна сомнительная нота. Услыхав ее, тут же, на уроке, спокойно, методично добивался кристальной чистоты.

«Школа» Шпора уже устарела, но исторически она была этапной, так как намечала пути к той художественной педагогике, которая в XIX веке нашла свое высшее выражение в деятельности Иоахима и Ауэра.

КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. КОНЦЕРТЫ. ИХ МЕСТО В КОНЦЕРТНОМ РЕПЕРТУАРЕ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ И В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РЕПЕРТУАРЕ.

- - -



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: