АЩЕ СЛУЧИТСЯ БОГОЯВЛЕНИЕ В НЕДЕЛЮ




ЛЕКЦИЯ 16

 

В последний день перед праздником, в Сочельник, воссоздается картина великопостного служения, когда прихожане весь день находятся в храме и выслуживается весь суточный круг и Литургия служится в конце суточного круга. В некоторых храмах в Москве сейчас так и служат сочельник, когда служба идет весь день, а вечером служится Литургия.

Сочельник воссоздает структуру такого постового служения, как если бы он мог быть в седмичный постовой день. А такой структуры быть не может, если этот день попадает на субботу или воскресенье. В этом и есть смысл всех перестановок и всех перекомбинаций служения. Т. е. дело не в празднике, что он попадает на воскресенье или понедельник, а в том, что Сочельник, день особого пощения, попадает на субботу или воскресенье. А в субботу или воскресенье строгий пост не положен. Это заставляет совершить некоторые перекомбинации. При этой перекомбинации ничего не исчезает: никакие тексты, никакие элементы.

Устав объединяет схему служения для Сочельника, случившегося в субботу или воскресение. Но лучше рассмотреть эти варианты в отдельности, т. к. разница есть между Сочельником, случившимся в субботу и между Сочельником, случившимся в воскресенье.

В субботу не положено служить Литургии Василия Великого (даже в день празднования Василия Великого, исключение - Великая суббота), т. е. в Сочельник ее быть не может.

Царские Часы в основном варианте служения входят в суточный круг Сочельника, т. е. мы служим утреню, Царские Часы, и вечерню, переходящую в Литургию Василия Великого. В случае, когда Сочельник попадает на субботу, Царские Часы в субботу не могут быть выслужены. Царские Часы по аналогии взяты с Великого Пятка. Великий пяток - это их первое помещение, они потом были распространены в цикл Сочельников. И поэтому Царские Часы из субботы, из суточного круга Сочельника переходят в канун, ближайшую до этого пятницу («Аще случится Навечерие Богоявления в субботу или Неделю, пост не бывает и тропари Царских Часов со чтениями в субботу и Неделю не поются, но поем Часы Царския прежде в пяток по обычаю, якоже указано на ряду »). И какой бы святой не праздновался в пятницу, все равно будут выслужены Царские Часы, Изобразительны и расход. В этот день Литургии не будет.

Накануне пятницы мы служим обычную вечерню и утреню по Минее (4 (17) января, предпразднство Богоявления, собор 70-ти апостолов и прп. Феоктиста) без 1-го часа.

В ПЯТНИЦУ УТРОМ будут отслужены: 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы как Царские и Изобразительны. Мы откроем Минею 5-го января, Сочельник, и отслужим Часы оттуда. Литургии не будет, не положено.

Именно сюда будут относится пожелания «Аще несть Литургии». После Царских Часов мы не будем служить вечерню, переходящую в Литургию. После Изобразительных будет расход. Поэтому на Изобразительных будет читаться «Верую» (на И ныне:), после молитвы «Всесвятая Троице» - «Буди Имя Господне» и 33-й псалом. Только после этого будет полный отпуст с «Достойно есть» на 2 возгласа, «Великаго Господина» и расход.

В Царских Часах есть и тропарь, и кондак предпразднства. Кондак распространяется на все время предпразднства (со 2-го (15) по 5-е (18) января) один и тот же «Во струях Иорданских». А вот тропаря у предпразднства Богоявления два: со 2-го (15) по 4-е (17) января - «Готовися Завулоне...», а у 5-го (18) января, в Сочельник, тропарь свой - «Возвращашеся иногда Иордан река...». Если бы мы служили Царские Часы в суточном круге Богоявленского Сочельника, то, как и написано в Минее, мы бы пели тропарь «Возвращашеся иногда Иордан река...», т. е. тропарь Сочельнический. Но, поскольку мы вынимаем Царские Часы из дня Сочельника, из его суточного круга и переносим их на сутки раньше, т. е. переносим в другую зону предпразднства, то и тропарь, соответственно, здесь будет - «Готовися Завулоне...», т. е. тот тропарь, который поется в зоне предпразднства со 2-го по 4-е января (15-17). В Минее это не указано, это не отмечено в нашем Типиконе, что в случае переноса Царских Часов мы меняем тропарь. В греческом Типиконе Виолакиса это указано (это подтвердил М. Желтов). Наш Устав, к сожалению, эту ситуацию никак не комментирует. Наверно, немногие из наших священно-церковно-служителей знают эту особенность и в их храмах могут петь тропарь «Возвращашеся иногда Иордан река...». Богослужебные указания дают все как в Минее, но Минея-то дает Царские Часы в Сочельник. Если настоятель потребует петь тропарь «Возвращашеся иногда Иордан река...», то пойте, его право благословлять. Но лучше обсудить это с настоятелем, рассказать ему о Типиконе Виолакиса.

Даже по логике тропарь «Возвращашеся иногда Иордан река...» - это тропарь Сочельника, а не предпразднства, а раз мы выносим Царские Часы за пределы сочельника, значит здесь тропарь - «Готовися Завулоне...».

 

В ПЯТНИЦУ ВЕЧЕРОМ (накануне 5-го (18) января) мы будем служить вечерню, утреню, 1-й час. В этот день - предпразднство Богоявления, святых мученик Феопемта и Феоны, прп. Синклитикии. Т. е. после того, как мы отслужили Царские Часы, нам приходится отлистывать Минею назад, на 5-е января.

Служба беззначная, тропарь предпразднства «Возвращашеся...».

В Минее есть чин повечерия, в котором есть канон предпразднства «Волною морскою». Ирмосы этого канона мы по традиции, если благословит настоятель, переносим в канон утрени. Зарываются только 3-я, 6-я, 8-я и 9-я песни ирмосом последнего канона.

В службе есть и хвалитные, и стиховные стихиры. Это норма предпразднства, когда даются оба цикла. Но очень часто хвалитные стихиры сокращают, потому что они по содержанию совпадают со стиховными. Если все же есть благословение петь хвалитные стихиры, то мы читаем псалмы «Хвалите Господа с Небес» до на 4:, и эти 4 стиха обеспечили стихирами. Славу и И ныне мы тоже обеспечили стихирами. Сразу после стихиры на И ныне: чтец - «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает славословие.

Далее все идет по будничному чину.

1-й час обычный, по стандарту, отпуст и расход.

 

Если мы дальше отвернем страничку, то увидим «Последование Часов...». А мы-то эти часы уже спели накануне, в пятницу утром. Значит, нам эти часы не нужны.

 

Итак, мы отслужили вечерню пятка, утреню субботы и 1-й час субботы. Что нам осталось отслужить?

Литургия Василия Великого очень привязана к той вечерне, из которой она вытекает, это монолит, она уже находится в теле праздника. А Литургия Иоанна Златоуста в субботу еще не праздничная, это еще предпразднство.

Поэтому УТРОМ В СУББОТУ мы служим 3-й, 6-й часы, Литургию Иоанна Златоуста и вечерню. Вечерню мы должны были бы перевести в Литургию Василия Великого, но мы уже одну Литургию отслужили. Нельзя в один и тот же день служить Литургию и Василия Великого, и Иоанна Златоуста. Устав не поступил примитивно. Он оставляет вечерню на месте, но не в виде Литургии, а в виде Священного Писания, которое должно было бы читаться на этой Литургии. Т. е. вечерня остается не переведенной в Литургию Василия Великого, она заканчивается здесь же. Это особая ситуация, редкая ситуация и потому на ней происходит много «барахтаний».

Итак, мы служим: 3 -й час, 6 -й час, Литургию Иоанна Златоуста, вечерню со священным Писанием из Литургии Василия Великого и полный отпуст.

ЧАСЫ читаются по часослову с тропарем и кондаком предпразднства.

ЛИТУРГИЯ Иоанна Златоуста. Про эту Литургию ничего не сказано ни в Минее, ни в Типиконе. Это обычная субботняя Литургия («Литургия же бывает Златоустаго во свое время по обычаю, якоже и всегда»).

Прокимен субботы «Веселитеся о Господе...».

Апостол и Евангелие - сначала субботы перед Богоявлением, потом рядовое.

По «Изрядно о Пресвятей...» поем «Достойно есть».

Причастен субботы «Радуйтеся праведнии...».

 

На этом служба не заканчивается.

Даже если в храме 9-й час никогда не читают, то именно в этот день вас могут попросить его почитать. Это бывает нужно для алтарных действий (например, потребить Дары). Во всяком случае вопрос о том, будет ли читаться 9-й час, стоит обсудить с настоятелем.

 

9-й час начинается с обычного начала (с «шапки»).

Но из-за протяженности службы 9-й час могут и сократить.

 

ВЕЧЕРНЯ уже Богоявленская, уже не принадлежит тематике предпразднства, это вечерня уже самого праздника. Но это вечерня и под воскресенье. Возглас - «Благословен Бог наш...».

Если 9-й час не читали, то вечерня начинается с «шапки». Если 9-й час был вычитан, то после молитвы 9-го часа «Владыко Господи...» читаем «Приидите, поклонимся...».

103-й псалом читается.

Великая ектения.

«Блажен муж», кафизму всю (т. к. это вечерня под воскресенье).

Малая ектения.

Стихиры на «Господи, воззвах» на 8: Всего стихир 4 штуки, 2-го гласа. Лучше всего петь «Лаврским» напевом.

СЛАВА И НЫНЕ: «Приклонил еси главу...»

Вход с Евангелием, «Свете тихий».

Прокимен дня. Поскольку мы служим вечер субботы, то прокимен - «Господь воцарися...», что необычно для нас, т. к. мы обычно поем его вечером, а тут - примерно часов в 11 утра.

Паремии (13 штук). Допеваются 3-я и 6-я.

Малая ектения.

Если бы мы переводили вечерню в Литургию Василия Великого, то после малой ектении мы бы пели Трисвятое. От Литургии Василия Великого осталась выжимка - Священное Писание, состоящее из прокимена, Апостола, Евангелия.

Прокимен, глас 3-й: «Господь Просвещение мое...».

Апостол к Коринфяном (от полу, т. е. половина, с «Не хощу вас не ведети», т. к. Сочельник в субботу).

Аллилуия, глас 6-й.

Евангелие от Луки.

Возвращает нас в вечерню, после чтения Евангелия, ектения сугубая «Рцем вси...».

«Сподоби, Господи», поется.

Просительная ектения «Исполним вечернюю молитву...».

Сразу после ектении, до отпуста (до «Премудрость!», «Благослови!» и прочего), вставляется чин Великого водоосвящения.

После стихиры «Воспоим вернии...» отпуст:

Священник: «Премудрость!» Хор: «Благослови!»

Священник: «Пресвятая Богородице...» Хор: «Честнейшую...»

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» Хор: «Слава и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови!»

По возгласе «...яко Благ и Человеколюбец» хор поет «Аминь», тропарь праздника «Во Иордане...», СЛАВА И НЫНЕ: кондак праздника «Явился еси днесь вселенней...».

По сем - «Великаго Господина...» (многолетны) и расход.

«И входим в трапезу и ядим совершенно: рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом, испиваем же и вина в славу Божию, в неимущих же странах пием пиво».

 

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ состоит из Великого повечерия, которое переходит в окончание праздничной вечерни (с литии), утрени и 1-го часа. Здесь уже никаких изменений не происходит.

 

На ЛИТУРГИИ Богоявления положена Литургия Василия Великого, потому что мы ее не служили в Сочельник: «Великаго же Василия Литургия совершается в самый праздник».

«Милость мира» длинная.

Вместо «О Тебе радуется» поется припев и ирмос 9-й песни канона «Недоумеет всяк язык». Когда он поется, как задостойник (во все время попразднства), то мы можем не особенно заботиться о том, как долго он звучит. А вот когда он поется вместо «О Тебе радуется», то молитвы читаются, соответственно, длинные и нужно позаботиться о том, чтобы по длине распева задостойник соответствовал «О Тебе радуется».

После отпуста может быть повторен чин Великого водоосвящения.

 

Итак, еще раз:

4 (17) января утром: Царские Часы и Изобразительны.

4 (17) января вечером: вечерня, утреня, 1-й час под Сочельник.

5 (18) января утром: 3-й и 6-й часы, Литургия Иоанна Златоуста, вечерня с Евангелием (и паремиями), Великое водоосвящение.

5 (18) января вечером: Всенощное бдение под Богоявление - Великое повечерие, вторая половина вечерни (с литии), утреня, 1-й час.

6 (19) января утром: 3-й и 6-й часы, Литургия Василия Великого и, аще изволит настоятель, повторение Великого водоосвящения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: