Цель. Расширить представление о быте русского народа; развивать уважительное отношение к труду женщины, желание ей помогать, интерес к истории и культуре своего народа.
Задание. Рассмотреть старинные и современные предметы, отобрать те, которые использовали в старину (глиняный горшок, игрушечный самовар, стиральная доска, современный утюг, игрушечный чайник, набор кукольной посуды).
Игры-состязания
Задание. Сказать больше добрых, красивых слов о маме, папе; назвать предметы, которые могут принадлежать только маме или только папе; перечислить имена мальчиков (девочек).
Игры способствующие овладению способом мужского и женского поведения
Подвижные игры
Утка и утята»
Цель. Создать атмосферу общности, воспитывать чувства сопереживания, ответственности; развивать у девочек способность и желание заботиться о малышах.
Материал. Покрывало.
Действующие лица. Мама-утка, маленькие утята (четверо-пятеро детей, коршун (воспитатель).
Ход игры. Мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке. Неожиданно налетает коршун и пытается похитить утят. Задача мамы-утки - уберечь своих деток, собрав их вместе, защитить от опасности с помощью покрывала. Если эта задача решается, коршун, несолоно хлебавши, покружившись угрожающе еще некоторое время, улетает. Теперь мама-утка вновь выпускает своих детей из укрытия, чтобы они могли вновь резвиться на полянке.
Схемы-действия
Схемы-действия отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Наиболее интенсивны они на месте встречи мальчиков и девочек, уже заданном пространством учреждения, - там, где дети имеют возможность проявить самостоятельность, свободу (см. рис. 1, 2).
Сюжетно-ролевые игры
Цель. Овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье: «Дочки-матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр», «Переезжаем на новую квартиру».
Моделирование ситуаций
Я и моя семья. Дети поочередно берут на себя роли членов семьи и свою собственную; проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и способ поведения.
Игры развивающие нравственные качества,
характерные для мальчиков и девочек
Совместная трудовая деятельность.
Получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых - получить положительный результат.
Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают; уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; мальчики расставляют цветы по местам, меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки животных и т. д.
Символические игры
«Кто живет в твоем сердце?»
Задание. Получив карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила» и т. д. (см. рис. 3, отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки, выполняющего различные действия.
Рис. 3. Карточки-символы к игре «Кто живет в твоем сердце?»
Метод диалога с самим собой, содержание которого – реальные проблемы: «Мне грустно, потому что.», «Мне радостно, и я.», «Если бы я был (а) мальчиком (девочкой, то.», «Мне бывает страшно, когда.», «Больше всего я люблю.», «Когда вырасту, я.», «Когда стану папой (мамой, я.» и т. д.
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста
• схемы-действия, отражающие культовые эталоны поведения представителей мужского и женского пола;
• уголок красоты - закрытое ширмой пространство (зеркало, полочка с расческами, одежными щетками, заколками, бантами)- где есть возможность самостоятельно, без посторонних наводить порядок во внешнем виде;
• карточки-символы, выражающие доброту, красоту, честность, смелость, силу и др., ценности, которые определяют и направляют поведение.
Технологии подразделяются на те, что способствуют формированию полоролевых знаний и представлений; овладению способами полоролевого поведения; воспитанию качеств женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности; формированию представлений о культуре и народных традициях
Игры способствующие формированию полоролевых знаний и представлений
Специально организованные виды деятельности.
Выступают в виде этических индивидуальных и совместных бесед как с мальчиками, так и с девочками.
Темы бесед с мальчиками: «Мальчики-защитники слабых (девочек, женщин, стариков)», «Мальчики — маленькие рыцари», «Мальчики - юные мастера», «Мальчики – будущие папы».
Темы бесед с девочками: «Девочки - маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки - маленькие принцессы», «Девочки – будущие мамы».
Темы совместных бесед: «Мальчик и девочка – такие разные и такие похожие», «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины», «Внешние формы поведения мальчика и девочки», «Мальчики и девочки в совместной деятельности», «Мальчик и девочка – будущая семья».
Игры-состязания, стимулирующие познавательную активность: «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет девочки (мальчика)», «Кто передаст характер героя (героини) известного произведения?», «Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь?».
Символические игры
(авторские и модифицированные нами игровые методы P.M. Чумичёвой)