ЛИТУРГИЯ НА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ




ЛЕКЦИЯ 30

 

Те стихи, которые поет священство - по Уставу длиннее, чем поются по традиции, например «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его». Т. е. протяженность стихов больше, чем реально в традиции существует. Но лезть с буквой Устава в алтарь не стоит, этого делать не надо, они все равно будут петь так, как пело многое поколение священников до них. Сами стихи совпадают со стихами из стихир Пасхи. Их-то священники и поют. Но это никому не мешает.

 

Во время Светлой седмицы Минея «отдыхает», но не вся. Праздник Благовещения и память вмч. Георгия Победоносца не отменяются, а соединяются. На их соединение существуют Марковы главы.

Соединения не простые. Например, в службе вмч. Георгия, появляется Полиелей. В каноне есть его тропари, которые полагается петь.

 

ВЕЧЕРНЯ В НЕДЕЛЮ ПАСХИ

 

Ее стараются не пропускать и обычно ни с чем не соединяют.

Если служится 9-й час, то начнется он с возгласа.

Вечерня начнется с Пасхальной «шапки».

Великая ектения.

 

Стихиры на «Господи, воззвах », на 6. У этих стихир есть две особенности.

Во-первых, они совпадают с воскресными стихирами Октоиха, из них-то и рождается воскресный Октоих. И впервые эти стихиры звучат здесь, на Светлой седмице. На Светлой седмице они спрессованы ежедневным чередованием гласов. После Светлой седмицы они будут «разрежены» так, как мы привыкли - по воскресным дням. А в Светлой седмице - это ежедневное повышение гласа.

Вторая особенность этих стихир - это содержание следующего дня. Поскольку все дни Светлой седмицы имеют единственное содержание - это воскресение Христа, то отличие одних стихир от других ежедневно состоит только в повышении гласа. В воскресенье вечером мы поем воскресные стихиры 2-го гласа. Вечерня, которая предшествовала Пасхальной утрени, она находилась в Великой субботе и именно в ней были воскресные стихиры 1-го гласа.

Каждый цикл стихир на «Господи, воззвах» заканчивается Догматиком своего гласа.

Бывает, что на клиросе хорошо размечен воскресный Октоих или выписан в нотах. У регента возникает желание на эту службу взять стихиры воскресные свои, расписанные. Но есть одна маленькая деталь, которую тоже надо знать. Октоих и Триодь переводились на церковно-славянский язык разными переводчиками и в разное время. Поэтому в них нет абсолютной схожести текстов, есть грамматические отличия. Если вы раздаете хору свои ноты, то смотрите, чтобы хор не пел по разным источникам: либо те, либо другие. Например, в Октоихе 6-го гласа мы поем «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на Небеси и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Если мы возьмем эту стихиру, только из Триоди, из пятницы Светлой седмицы, то в ней будет такое окончание «...сердцем ТЯ славити». Это просто грамматический вариант. И то, и другое принято, но не в одновременном исполнении.

Существует традиция на Светлой седмицы запевы полностью пропевать, т. е. не возглашать половину и половину допевать, а сразу петь, целиком.

 

Вход с Евангелием (но только в воскресенье вечером, в остальные дни - с кадилом). «Свете тихий...»

Прокимен Великий. В воскресенье вечером - «Кто Бог велий...» Во все дни Светлой седмицы на вечерне звучат Великие прокимены. Эпизод акцентный. Хорошо спеть не простенько, а все же нараспев.

 

И только в воскресенье вечером здесь читается Евангелие.

 

Сугубая ектения «Рцем вси...»

«Сподоби, Господи...»

Просительная ектения «Исполним вечернюю молитву...»

Стихиры на стиховне. 1-я стихира - воскресная своего гласа (в воскресенье вечером - 2-го гласа) и сразу после нее стихиры Пасхи (полный цикл). В этих Пасхальных стихирах окончание такое: «Христос воскресе...» единожды - как окончание стихир + «Христос воскресе...» трижды, которое соответствует трем тропарям в конце вечерни. В сумме - 4 раза подряд.

 

И окончание вечерни с отпустом.

«Премудрость!» - «Благослови!»

«Сый благословен...» - «Аминь. Утверди, Боже...»

И священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...» и хор доканчивает: «...и сущим во гробех живот даровав».

По отпусте: «Христос воскресе...» трижды поскору + «И нам дарова...» + «Великаго Господина...»

 

Если к вечерне подсоединяется утреня (например, в другие дни), то вечерня заканчивается «Великим Господином...», а утреня начнется с «шапки».

 

УТРЕНЯ НА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ

 

Почти такая же, как в Пасхальную ночь. В каноне поются Богородичны.

Стихиры на хвалитех каждый день - с повышением гласа.

 

ЧАСЫНА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ

Как в Пасхальную ночь.

 

ЛИТУРГИЯ НА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ

Как в Пасхальную ночь (антифоны праздничные, Входный стих...)

Прокимен, Апостол, Евангелие каждый день свои.

Каждый день после Литургии (чаще всего - по заамвонной молитве, но иногда - после отпуста) совершается Крестный ход. Во время шествия поются ирмосы Пасхального канона, после каждого - трижды веселое «Христос воскресе...» Во время кропления святой водой, на возглас «...рцем вси!» хор поет «Христос воскресе...» единожды обычное. Последний ирмос обычно начинают с припева «Ангел вопияше...»

 

ВТОРНИК СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ

«Иверской» иконы Пресвятой Богородицы. Последование службы иконе никак в этот день не проявляется, чин службы не меняется, Триодь ничего не включает. Петь ли ей тропарь? Скорее всего только на Входе. Если в Пасхальной «шапке», то на Славу. Оговорить это с настоятелем.

 

ПЯТОК СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ

Иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». В этой службе есть изменения и дополнения текстовые, которые содержит сама Триодь. У нас этот день не только стал обязательным в служении, но еще и дополнился традицией совершения малого водоосвящения после Литургии.

Тексты «Живоносного источника» вставляются во все возможные эпизоды службы, которые только можно дополнить.

В четверг вечером, на вечерне, на «Господи, воззвах» после воскресных стихир 6-го гласа идут стихиры «Живоносного источника» на подобен 6-го гласа «Все отложше». СЛАВА: тоже «Живоносного источника».

В стихирах на стиховне после воскресной стихиры вместо Пасхальных стихир - стихиры «Живоносного источника» на подобен 5-го гласа «Радуйся» со своим Славником «Вострубим трубою песней...» (скорее всего стихира составлена по подобию Славника из службы свт. Николаю). Только на И НЫНЕ: поется одна из Пасхальных стихир «Воскресения день...»

На УТРЕНИ. Обычные Богородичны заменяются на Богородичны «Живоносного источника». Поются они также поскору, как канон, на «Барыню». А тексты не совсем знакомые. Именно эти тропари канона являются тестом для регента на владение техникой управления пения поскору. Единственное, что можно сделать - чуть-чуть снизить темп.

По 3-й песни - кондак Пасхи «Аще и во Гроб...» и седален «Живоносного источника».

По 6-й песни - кондак «Живоносного источника» «От неистощимыя...» и икос «Нескверная Богородице...» Икос до слов «Радуйся» можно тоже спеть на 8-й тропарный глас, как и кондак. Со слов «Радуйся» - петь на акафистный распев Серафимо-Дивеевского монастыря.

Ексапостиларий «Плотию уснув...» единожды и «Живоносного источника» «Источник воистинну...» Читать - не хорошо в Пасхальной службе. Единственный выход - спеть на 3-й тропарный глас также медленно, как и Пасхальный, в том же стиле, характере.

Хвалитные стихиры - воскресные 6-го гласа и «Живоносного источника» на подобен 2-го гласа «Доме Евфрафов» и уже к ним прибавляются стихиры Пасхи.

На ЛИТУРГИИ антифоны праздничные Пасхи.

В тропарях на Входе тематика «Живоносного источника» никак не отражается.

К прокимену «Во всю землю...» добавляется прокимен Богородице «Величит душа Моя...»

К причастну Пасхальному «Тело Христово...» добавляется причастен Богородице «Чашу спасения...»

И, по традиции, после Литургии - водосвятный молебен.

 

7-й глас в последовании Светлой седмицы отсутствует.

 

СУББОТА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ

8-го гласа. На этой службе происходит раздробление и раздача Артоса. По заамвонной молитве читается молитва на раздробление.

 

 

Из суточного круга к воскресенью у нас остается только 9-й час. Он прибавляется к предстоящей Всенощной Недели о Фоме, в которой уже нет никакого Пасхального чина. Этот час уже не поется. Именно на чтении этого часа закрываются Царские Врата. Тропарь воскресный 8-го гласа «С высоты снизшел еси...» (так как 9-й час принадлежит субботе), кондак «Аще и во Гроб...»

 

Дальнейшее течение Триоди за пределами Светлой седмицы - это очень любопытная система, интереснейшая система. В этой системе переплетаются три логические конструкции, три системы, постоянно находящиеся во взаимодействии. Все эти три системы Триодь сама услужливо разбрасывает так, как считает нужным. Эти три системы - Пасхальная, воскресная и праздничная.

 

 

НЕДЕЛЯ ФОМИНА

 

Фомина Неделя - служба особая. Фомина Неделя является альтернативой Пасхе, контр служба, контр чин, контр Пасха, вместо Пасхи. Но Иоанн Дамаскин назвал ее Антипасха. Впервые эта служба за всю седмицу отменяет Пасхальный чин. Фомина Неделя затмевает систему Пасхалии и воскресности. Это альтернатива Пасхе.

Фомина Неделя стоит особняком от служб Пасхальной седмицы, так и от последующих воскресных служб. В Фоминой Неделе очень ярко прослеживаются черты двунадесятого праздника, на это намекают многие элементы. Фомина Неделя является симметричным зеркальным отображением службы двунадесятого праздника Недели ваий. Пасха - ось симметрии и от нее в разные стороны находятся службы зеркального свойства. До Пасхи седмица особая, на которой все службы идут уникальным расписанием и содержанием и с ней ничто не взаимодействует (это Страстная седмица). После Пасхи - то же самое, Светлая седмица, уникальный чин. И ровно на неделю отстоящие от Пасхи две службы: до Пасхи - Неделя Ваий и Неделя после Пасхи - Фомина. И в той, и в другой службе есть одна важная черта двунадесятого праздника - ничтоже воскресно поем, в них нет никакой принадлежности к гласу Недели. Но Неделя Ваий стала двунадесятым праздником, а Фомина Неделя не является таковой, хотя очень многие элементы говорят о близости Фоминой Недели к двунадесятому празднику. И вечером в Неделю Фомину возглашается прокимен Великий «Кто Бог велий...»

И элементы, песнопения, связи, акценты службы Фоминой Недели не будут являться системными для остальных воскресений по Пасхе, потому что у них будут общие черты воскресных служб после Пасхи. А Фомина Неделя их пока еще не содержит.

Чины уже обычные - Всенощное бдение, часы, Литургия. Возвращается движение Псалтири, библейские стихи на каноне, т. е. те элементы, которых не существовало ни на Страстной седмице, ни на Светлой.

Служба посвящена не апостолу Фоме, а Христу и воспоминанию событий, связанных с Фомой. И это важно тем, что и величание, и канон посвящен Христу. Службы в Недели о слепом и о расслабленном посвящены не слепому и расслабленному, потому нет и величания слепому и тропаря расслабленному J.

Начало Всенощного бдения содержит элемент, который станет системным для всех последующих служб - это троекратное пение тропаря «Христос воскресе...» он заменяет собой пение от алтаря «Приидите, поклонимся...» до отдания Пасхи. Типикон не говорит о том, как это поется. По обычаю трижды (2,5 раза) тропарь поется от священства в алтаре, а 3-й раз мы допевает от хора.

 

103-й псалом.

«Блажен муж...» кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихир на 10: и все тематические. Тематика яркая и собой отменяет все воскресное и Пасхальное.

Слава и ныне: своя стихира 6-го гласа «Дверем заключенным...» (Догматика нет).

Вход. «Свете тихий...»

Прокимен дня «Господь воцарися...»

Лития вся Фоме (если ее по воскресениям обычно не бывает, то и на этой службе ее тогда тоже не служат).

Стиховна праздника.

По «Ныне отпущаеши...» Трисвятое. «Отче наш...»

И тропарь «Запечатану гробу...» трижды.

«Буди Имя...» и 33-й псалом.

«Благословение Господне на вас...» - «Аминь. Христос воскресе...» трижды. Есть традиция чтения «Христос воскресе...», но обычно так делают в этом месте на буднях. На воскресных Всенощных принято петь.

НА УТРЕНИ

Шестопсалмие со слов «Слава в вышних Богу...» Одна из распространенных ошибок - когда чтец вместо «Слава в вышних...» и «Господи, устне мои...» читает «Христос воскресе...» Тропарь Пасхи читается не вместо этих строк, тропарь присоединяется к ним. Одно другим не надо заменять.

На «Бог Господь» тропарь Запечатану гробу...» 2 раза, Слава и ныне: 3-й раз.

2 кафизмы. Седальны праздника.

Полиелей («Хвалите Имя Господне...»)

Величание, которое в Триоди не указано, но есть в Ирмологие. Величание Христу, о воскресении Христа.

(Тропарей по Непорочных нет, т. к. нет Непорочных).

Степенна 4-го гласа.

Прокимен 4-го гласа «Похвали Иерусалиме Господа...»

Евангелие.

«Воскресение Христово видевше...» трижды.

50-й псалом.

Слава: «Молитвами апостолов...»

И ныне: «Молитвами Богородицы...»

«Помилуй мя, Боже...»

И стихира «Воскрес Иисус от Гроба...»

КАНОН

Канон праздника (Пасхи не поется) 1-го гласа. Во многих храмах его поют также, как канон Пасхи. Но так можно спеть, если хор не знает 1-го ирмологического гласа.

Катавасия «Воскресения день...» (потому что эти ирмосы являются рядовой катавасией до отдания Пасхи).

«От днесь начинаем глаголати: «Поим Господеви...» во всю 50-цу », Типикон, Неделя Антипасхи.

По 3-й песни - ипакои.

По 6-й песни - кондак «Любопытною десницею...» и икос.

«Честнейшую...» НЕ ПОЕМ во все воскресения до отдания Пасхи (поется только на буднях).

«Свят Господь Бог наш...» и ексапостиларий праздника (на И ныне: «Днесь весна благоухает...», который искусил многих композиторов своей поэтичностью).

Стихиры на хвалитех на 4:

Слава и ныне: «Преблагословенна...»

Славословие великое.

Тропарь праздника «Запечатану Гробу...»

Ектении и отпуст с «Великаго Господина...»

Стихира Евангельская 1-го гласа «На гору учеником идущим...»

Типикон пишет: «Начинаются же от днесь литии, сиречь исхождения в притвор, такожде и оглашения преподобнаго отца нашего Феодора Студита; в нихже поем: Слава и ныне: стихиру Евангельскую...» К чему Слава и ныне? Что до нее должно быть? Мы в нашей практике не совершаем исхождения в притвор, Студитова оглашения. А это должно происходить с пением храмовых стихир. К ним положено и припевать Славу и ныне. А если мы не исходим в притвор и не поем храмовой стихиры, то Славу и ныне присоединять не к чему.

 

ЧАСЫтрипсалмные, тропарь и кондак праздника.

1-й и 6-й часы начинаются с «Приидите, поклонимся...», которое заменяется на «Христос воскресе...» трижды.

У 3-го и 9-го часа на «Христос воскресе...» трижды читается вместо «Царю Небесный...» (которое вернется только на Троицу).

 

НА ЛИТУРГИИ

В Триоди и в Типиконе сначала помещены сведения о тех элементах, которые остаются в службе от Недели Фоминой и до отдания Пасхи. А потом излагаются сведения о тех элементах, которые являются особенностью только Фоминой Недели.

По возгласе «Благословенно Царство...» священник поет 2,5 раза тропарь Пасхи «Христос воскресе...», а хор допевает.

Антифоны Изобразительные.

Блаженна от канона праздника песни 3-я и 6-я.

«Приидите, поклонимся... воскресый из мертвых...» до отдания Пасхи (и на буднях тоже).

По Входе: тропарь «Запечатану Гробу...», СЛАВА И НЫНЕ: «Любопытною десницею...»

Прокимен 3-го гласа «Велий Господь наш и велия крепость Его, и разума Его несть числа».

Вместо «Достойно есть...» поется припев «Ангели вопияше...» и ирмос «Светися, светися...»

Причастен «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога Твоего, Сионе».

«Со страхом Божиим...» - «Благословен Грядый во Имя Господне...»

«Спаси, Боже, люди Твоя...» - «Христос воскресе...» единожды (вместо «Видехом...») до отдания Пасхи. Большое значение имеет инерция, темп, нужно отбить охоту подпевать, чтобы народ не запел второй раз.

«Аминь. Да исполнятся уста наша...»

«Буди Имя...» и 33-й псалом.

В отпусте на возглас «Слава Тебе, Христе Боже...» - «Христос воскресе...» трижды. Здесь чаще и поют какой-нибудь акцентный авторский тройник. Это мелодическая музыкальная точка.

 

 

На Светлой седмице не служатся панихиды и молебны, только отпевания. Отпевание служится особое, с Пасхальным каноном. По требнику служить надо очень осторожно, потому что Требник излагает Пасхальное отпевание начиная с чина, когда покойник находится вне церкви, т. е. дома, где сначала поется лития. чин написан для монастырского отпевания, где тропари по тексту - монашеского содержания.

 

Службы Фоминой седмицы

На всех требах начало - с пения тропаря «Христос воскресе...» трижды. В отпусте - «Христос воскресе...» веселое трижды.

В заупокойных чинах вместо икоса «Сам един еси...» поется кондак Пасхи «Аще и во Гроб...»

На буднях службы проходят по Триоди и Минее.

Во вторник Фоминой седмицы - Радоница, которая пришла к нам от униатов. В некоторых храмах устраивают заупокойную службу, которая по Уставу не положена. По Уставу положена обычная служба по Триоди и Минее. Свт. Патриарх Алексий II благословил служить службу по Уставу. Только после вечерней службы служат заупокойную литию, а после Литургии - панихиду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: