Основные положения, определяющие методику изучения геометрического материала в начальной школе.
Этапы формирования геометрических понятий (Н.Ф. Талызина)
- Выделение всевозможных свойств объектов (объекта).
- Отделение существенных признаков от несущественных. Этап заканчивается введением названия понятия и выделением его существенных признаков.
- Подведение под понятие.
- Выведение следствия из факта принадлежности заданной фигуры к данному понятию.
Критерии отбора геометрического материала:
- Вести целенаправленное ознакомление учащихся с большим числом геометрических объектов, не связывая эту работу только с выполнением измерений.
- Исходить из того, что учащиеся имеют значительный запас представлений о свойствах материальных предметов, который накапливается у них в повседневной игровой и практической деятельности.
- Исходить из того, что необходимо опираться на запас геометрических терминов, которым владеют ученики, и проводить работу по раскрытию их правильного научного содержания.
- Уделять постоянное внимание работе по изучению геометрической формы предметов и их частей, уметь формулировать задания и вопросы на эту тему.
- Должно предусматриваться изучение отношений взаимного положения фигур и предметов.
- Заботиться о формировании представлений о геометрических величинах и использовать эти навыки и представления в процессе формирования понятий числа, операций (действий) над числами, представлений о свойствах операций, тесно связывать эту работу с изучением фигур.
- Отбирать и изучать материал так, чтобы этот материал составил нечто цельное, законченное и играл самостоятельную роль, обеспечивая формирование пространственных представлений и пространственного воображения учащихся.
- Заботиться о выработке навыков использования различных чертежных и измерительных инструментов, навыков построения геометрических фигур, представлений о точности.
- Учитывать межпредметные связи.
- Заботиться не только о накоплении запаса геометрических представлений и навыков, но и достижении учащимися соответствующего логического развития, усвоения ими необходимой геометрической и логической терминологии.
- Заботиться о постепенном включении вопросов, готовящих школьников к изучению смежных дисциплин по окончании начальной школы.
Современные стратегии обучения геометрии:
- преемственность;
- фузионизм (взаимосвязанное изучение элементов плоскости и пространства);
- наглядность;
- личностно-ориентированное обучение.
Разделы в примерной программе:
1. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Включает собственно геометрический материал, изучение плоских и объемных фигур, их свойств, а также взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
2. Геометрические величины. Посвящен изучению геометрических величин длина и площадь.
Основные цели изучения:
- Подготовка учащихся к усвоению систематического курса геометрии в средней школе. Накопление запаса геометрических представлений, на основе которых в процессе дальнейшего обучения создаются благоприятные условия для успешного усвоения курса геометрии и других смежных дисциплин.
- Развитие пространственного мышления детей как разновидности образного. Развитие практической ориентации в окружающем пространстве.
- Ознакомление младших школьников с органичными для них геометрическими методами познания (сравнения, моделирования).
Основные положения, определяющие методику изучения геометрического материала в начальной школе
(А.М.Пышкало):
- Формирование геометрических представлений.
Особенности методики формирования геометрических знаний определяются задачей достижения всеми учащимися к концу 4 класса второго уровня геометрического развития. Но этого еще недостаточно для овладения геометрическими понятиями, поэтому изучение геометрических фигур их отношений доводится в основном до уровня представлений. Важное место в обучении должен занимать лабораторный метод, т.к.свойства фигур выявляются экспериментально, усваиваются необходимая терминология и навыки.
- Развитие мышления учащихся.
В процессе изучения материала у учащихся формируются навыки индуктивного мышления, воспитываются умения делать простейшие индуктивные умозаключения. Одновременно с этим постепенно развиваются и используются навыки дедуктивного мышления.Все это ведется через формирование приемов умственных действий таких, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
- Формирование пространственных представлений и воображения.
Пространственные представления (образы) отражают соотношения и свойства реальных предметов, т. е. свойства трехмерного видимого или воспринимаемого пространства.Психологи и педагоги различают два вида пространственных представлений: образы памяти и образы воображения.
- Формирование навыков.
Результатом обучения геометрии является нетолько создание прочных практических навыков измерений и построений фигур, но и формирование представлений о точности. Поэтомунеобходимо систематически проводить работу, обеспечивающуюформирование навыков использования измерительных и чертежныхинструментов, построения изображений геометрических фигур, умений описывать (словесно выражать) процессы и результаты работы,выполненной учеником. Важным методическим условием реализации этой системы является обеспечение осознанности учеником выполнения действий и лишь затем достижение автоматизированного действия.
- Использование наглядности.
Роль и место средств наглядности в изучении геометрического материала на каждом этапе обучения и для каждого уровня геометрического развития различны.