Этапы формирования геометрических понятий (Н.Ф. Талызина)




Основные положения, определяющие методику изучения геометрического материала в начальной школе.

Этапы формирования геометрических понятий (Н.Ф. Талызина)

  1. Выделение всевозможных свойств объектов (объекта).
  2. Отделение существенных признаков от несущественных. Этап заканчивается введением названия понятия и выделением его существенных признаков.
  3. Подведение под понятие.
  4. Выведение следствия из факта принадлежности заданной фигуры к данному понятию.

Критерии отбора геометрического материала:

  1. Вести целенаправленное ознакомление учащихся с большим числом геометрических объектов, не связывая эту работу только с выполнением измерений.
  2. Исходить из того, что учащиеся имеют значительный запас представлений о свойствах материальных предметов, который накапливается у них в повседневной игровой и практической деятельности.
  3. Исходить из того, что необходимо опираться на запас геометрических терминов, которым владеют ученики, и проводить работу по раскрытию их правильного научного содержания.
  4. Уделять постоянное внимание работе по изучению геометрической формы предметов и их частей, уметь формулировать задания и вопросы на эту тему.
  5. Должно предусматриваться изучение отношений взаимного положения фигур и предметов.
  6. Заботиться о формировании представлений о геометрических величинах и использовать эти навыки и представления в процессе формирования понятий числа, операций (действий) над числами, представлений о свойствах операций, тесно связывать эту работу с изучением фигур.
  7. Отбирать и изучать материал так, чтобы этот материал составил нечто цельное, законченное и играл самостоятельную роль, обеспечивая формирование пространственных представлений и пространственного воображения учащихся.
  8. Заботиться о выработке навыков использования различных чертежных и измерительных инструментов, навыков построения геометрических фигур, представлений о точности.
  9. Учитывать межпредметные связи.
  10. Заботиться не только о накоплении запаса геометрических представлений и навыков, но и достижении учащимися соответствующего логического развития, усвоения ими необходимой геометрической и логической терминологии.
  11. Заботиться о постепенном включении вопросов, готовящих школьников к изучению смежных дисциплин по окончании начальной школы.

Современные стратегии обучения геометрии:

  • преемственность;
  • фузионизм (взаимосвязанное изучение элементов плоскости и пространства);
  • наглядность;
  • личностно-ориентированное обучение.

 

Разделы в примерной программе:

1. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Включает собственно геометрический материал, изучение плоских и объемных фигур, их свойств, а также взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

2. Геометрические величины. Посвящен изучению геометрических величин длина и площадь.

Основные цели изучения:

  1. Подготовка учащихся к усвоению систематического курса геометрии в средней школе. Накопление запаса геометрических представлений, на основе которых в процессе дальнейшего обучения создаются благоприятные условия для успешного усвоения курса геометрии и других смежных дисциплин.
  2. Развитие пространственного мышления детей как разновидности образного. Развитие практической ориентации в окружающем пространстве.
  3. Ознакомление младших школьников с органичными для них геометрическими методами познания (сравнения, моделирования).

Основные положения, определяющие методику изучения геометрического материала в начальной школе

(А.М.Пышкало):

  • Формирование геометрических представлений.

Особенности методики формирования геометрических знаний определяются задачей достижения всеми учащимися к концу 4 класса второго уровня геометрического развития. Но этого еще недостаточно для овладения геометрическими понятиями, поэтому изучение геометрических фигур их отношений доводится в основном до уровня представлений. Важное место в обучении должен занимать лабораторный метод, т.к.свойства фигур выявляются экспериментально, усваиваются необходимая терминология и навыки.

  • Развитие мышления учащихся.

В процессе изучения материала у учащихся формируются навыки индуктивного мышления, воспитываются умения делать простейшие индуктивные умозаключения. Одновременно с этим постепенно развиваются и используются навыки дедуктивного мышления.Все это ведется через формирование приемов умственных действий таких, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

  • Формирование пространственных представлений и воображения.

Пространственные представления (образы) отражают соотношения и свойства реальных предметов, т. е. свойства трехмерного видимого или воспринимаемого пространства.Психологи и педагоги различают два вида пространственных представлений: образы памяти и образы воображения.

  • Формирование навыков.

Результатом обучения геометрии является нетолько создание прочных практических навыков измерений и построений фигур, но и формирование представлений о точности. Поэтомунеобходимо систематически проводить работу, обеспечивающуюформирование навыков использования измерительных и чертежныхинструментов, построения изображений геометрических фигур, умений описывать (словесно выражать) процессы и результаты работы,выполненной учеником. Важным методическим условием реализации этой системы является обеспечение осознанности учеником выполнения действий и лишь затем достижение автоматизированного действия.

  • Использование наглядности.

Роль и место средств наглядности в изучении геометрического материала на каждом этапе обучения и для каждого уровня геометрического развития различны.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: