Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Общеизвестно, что каждый ребенок обладает громадным нераскрытым потенциалом творческих возможностей. Как же сохранить и поддержать их любознательность? Как изменить отношение учеников к школьному предмету под названием «биология». Тема моего доклада «Использование различных методов обучения для развития познавательной активности и интереса учащихся» (применительно к предмету биология).
«Познавательный интерес» - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет, что соответствует требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов. При этом поисковая работа в деятельности школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Она положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышление, воображение, память, внимание.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически и не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышая его качества.
|
Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания.
В литературе существует различные подходы к определению понятия методы обучения:
1) это способ деятельности учителя и учащихся;
2) совокупность приемов работы;
3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;
4) система действий учителя и учащихся.
И.Я. Лернер классифицирует методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала: объяснительно–иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично–поисковый, исследовательский.
П.И. Пидкасистый, доктор педагогических наук, профессор классифицирует методы обучения в зависимости от источника получения знаний:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа (вводная, сообщение, закрепляющая, индивидуальная, фронтальная, собеседование), учебная дискуссия, лекция, работа с книгой – конспектирование, составление плана текста, цитирование и т.д.)
- наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций).
- практические методы (упражнения – устные, письменные, графические, учебно – трудовые (практические работы), по степени самостоятельности–тренировочные; лабораторные работы, дидактическая игра.
|
А.М.Данилов, Б.П.Есипов ученые педагоги России классифицировали методы обучения в зависимости от основных дидактических целей:
- методы приобретения знаний,
- методы формирования умений и навыков,
- методы применения знаний,
- методы контроля ЗУН.
Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия.
Выбор методов обучения осуществляется на основании:
- общих целей современного образования и ведущих установок современной дидактики,
- особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины,
- особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы,
- времени, отведенного на изучение того или иного материала,
- возрастных особенностей учащихся,
- целей, задач и содержания материала конкретного урока,
- материальной оснащенности кабинета, наличия оборудования,
- возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
В настоящее время в современной методике используют следующие методы:
- методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности
- методы контроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности
- методы стимулирования учебно – познавательной деятельности
- активный метод
- интерактивный метод
В своей работе я использую методы:
- Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:
а) Словесные, наглядные, практические
б) Поисковые, исследовательские, проблемные.
- Методы контроля за эффективностью учебно–познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.
Методы стимулирования учебно–познавательной деятельности: Определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.