Этапы промышленной революции в Англии




Предпосылки промышленной революции

Для XVIII века было характерно значительное увеличение населения ряда европейских стран, в том числе и Англии. Существенно выросший спрос на продукты питания спровоцировал в Англии сельскохозяйственную революцию: перестройку системы землепользования, изменение технологий обработки земли, селекцию семян и пород скота, появление специализации отдельных районов страны и ряд других явлений. На смену крестьянам-держателям земли приходили арендаторы, использовавшие наемных работников. Все это позволило сделать английское сельское хозяйство не только существенно более продуктивным, но и более выгодным, а появившиеся в деревне деньги, в свою очередь, повлекли за собой массовый спрос на промышленные товары.

Доминировавшая в то время система производства, основанная на ручном труде, в полной мере удовлетворить этот спрос не могла. К тому же его стали предъявлять новые слои общества, не имевшие опыта массового использования промышленных товаров, — те, для кого продукция ремесленников или мануфактур оказывалась слишком дорога, с удовольствием покупали более дешевые, хотя зачастую и более низкого качества фабричные изделия.

Кроме того, сельскохозяйственная революция позволила решить и другую проблему — где взять деньги на строительство заводов и фабрик, причем зачастую в тех отраслях, где ранее никакого промышленного производства вообще не было. Фабрики стоили в несколько раз дороже, чем мануфактуры, и капиталы, накопленные в сельском хозяйстве, были пущены в промышленность.

Таким образом, к середине XVIII века в Англии сошлись воедино сразу несколько факторов: богатство природных ресурсов, свободные капиталы, желание и умение вкладывать деньги в ту сферу экономики, которая казалась более выгодной, и массовый спрос на промышленную продукцию, обеспечивающий и рост цен на нее, и рынок сбыта.

Аналогичный путь вслед за Англией пройдут впоследствии и другие европейские страны.

Этапы промышленной революции в Англии

Вопрос об этапах промышленной революции в Англии остается очень дискуссионным. Процесс растянулся на долгие десятилетия и не только не имел хотя бы общего плана, но зачастую даже не осознавался современниками, включая ведущих экономистов той эпохи. Он был очень неравномерным: наряду с радикально менявшимися отраслями промышленности существовали и те, в которых ничего не менялось или менялось сильно медленнее. В связи с этим ряд историков ставят вопрос о том, корректно ли в принципе употреблять термин «революция». Изобретения нередко не следовали за потребностями той или иной отрасли промышленности, а предвосхищали их нужды и годами оставались невостребованными. Государство не руководило этим процессом — в историографии порой высказывается точка зрения, что английское правительство в самый разгар промышленной революции едва ли не поворачивается спиной к экономике. Все это не позволяет выделить какие бы то ни было общепринятые этапы этого процесса.

Глядя из XXI века, можно сказать, рискуя при этом услышать немало резонных возражений, что примерно до 1760-х годов закладывался тот фундамент, на котором впоследствии вырастет промышленная революция. Вслед за созданием в 1694 году Английского банка в стране начала развиваться система мелких локальных банков (country banks), обеспечивающих более свободную циркуляцию денежных средств. Снижается процентная ставка по кредитам: если в период войн Вильгельма III она была примерно 7–8%, то к середине XVIII века — 3%. Начинается транспортная революция: усовершенствуется технология создания каналов, с 1740-х годов они начинают строиться, исходя из нужд растущей промышленности, активно создаются платные дороги. Развивается добыча и транспортировка угля, ставшего главным топливом промышленной революции.

Прялка «Дженни» Джеймса Харгривса. Иллюстрация из “History of the Cotton Manufacture in Great Britain” Эдварда Бэнса, 1835 (Wikimedia Commons)

Изобретения в эти годы относительно редки. Среди самых ярких можно назвать, к примеру, самолетный челнок Джона Кея (1733), получивший, однако, широкое распространение сильно позже. В основном же это было время, когда Англия заимствовала то, что появилось в других странах, причем нередко за несколько веков до того, как технологии пересекли Па-де-Кале.

Примерно с начала 1760-х годов ситуация ощутимо меняется. «Англия второй половины XVIII века уже принадлежит будущему», — писал Пьер Шоню. Начинается череда прославивших Англию изобретений, которая у нас чаще всего и ассоциируется с промышленной революцией. Прялка «Дженни» Джеймса Харгривса (1764), прядильные машины Ричарда Аркрайта (ок. 1769) и Сэмюэля Кромптона (ок. 1779), ткацкий станок Эдмунда Картрайта (рубеж 1780–1790-х годов) привели к кардинальным изменениям в изготовлении тканей. Открытый Генри Кортом процесс пудлингования (патент 1784 года) позволил сделать более дешевым и эффективным процесс выплавки железа.

Паровой двигатель появился в Европе еще на рубеже XVI–XVII веков.

В 1708 году англичанин Томас Ньюкомен приспособил его для паровой помпы, однако эксперименты Джеймса Уатта с паром начинаются около 1765 года, а коммерческое использование его двигателя — с 1783 года, когда он предложил универсальный двигатель, который уже можно было устанавливать на заводах и фабриках. С конца 1770-х годов деревянные рельсы на шахтах и рудниках заменяются на чугунные, отсюда уже рукой подать до строительства железных дорог. В 1780-х годах появляются первые пароходы. Одновременно происходит и резкий скачок количества полученных патентов на изобретения.

В новый этап промышленная революция входит с началом XIX века. Значительно вырастает роль внешней торговли: она уже является и источником денежных средств для английской промышленности и обеспечивает ей безграничное (или, если угодно, трансграничное) расширение рынка сбыта. Двигатель Уатта покоряет Англию и начинает свое победное шествие по Европе. Завершается транспортная революция: около 1820 года внедряется новое дорожное покрытие, разработанное Джоном Макадамом, в 1829 году строится первая пассажирская железная дорога между Манчестером и Ливерпулем, а незадолго до этого и первые линии для перевозки грузов. Наконец, становится видна роль науки — до этого по большей части была эпоха инженеров и изобретателей, нередко не имевших никакого специального образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: