Лекция 3. Анализ тенденций развития инновационной инфраструктуры в российской экономике




 

В настоящее время одним из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации является перевод экономики на принципиально новый путь развития - инновационный. Экономика, основанная на знаниях, носит глобальный характер и ориентирована на глобальный рынок. Как показывает мировой опыт, переход на новую экономику требует создания и нового инструментария, который позволит обеспечить благоприятный инновационный климат.

Законодательно формирование национальной инновационной системы определено как деятельность по двум направлениям:

1) формированию благоприятной нормативно-правовой базы инновационной деятельности при вовлечении результатов научных исследований в экономический оборот;

2) построению развитой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и быстрой передачи полученных результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг.

Национальная инновационная инфраструктура - это совокупность экономических и технологических субъектов и их взаимосвязей, которая обеспечивает ускорение процессов превращения результатов научных исследований и новых знаний в наукоемкий товар и услуги и способствует повышению конкурентоспособности отечественного производителя на мировом рынке.

Одной из основных задач, исходя из указанного определения, можно назвать создание и развитие экономических и технологических субъектов инфраструктуры - технопарков, технологических бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, отраслевых инновационных лабораторий, центров коммерциализации и трансфера технологий и т.п.

Необходимость построения экономики инновационного типа обусловлена тенденциями развития мировой экономики и опытом таких стран, как Китай, Южная Корея, Израиль, Финляндия, которые 40 лет назад были странами с низким уровнем индустриализации, недостаточно развитыми с научно-технической точки зрения и экспортирующими главным образом сырье и материалы. В 1960-е гг. экспорт Финляндии на 70% состоял из древесины и продуктов лесообрабатывающей промышленности, а в структуре экспорта Израиля примерно 70% приходилось на сельскохозяйственную продукцию. В настоящее время в каждой из этих стран на наукоемкую продукцию приходится свыше 50% объема экспорта. Таких успехов эти страны достигли, реализовав свои программы построения экономики инновационного типа. При этом необходимо отметить, что они начинали практически с нуля, так как у них, помимо независимости промышленно-технической базы, не было, в отличие от Российской Федерации, такого количества высококвалифицированных специалистов, ученых, разработчиков и изобретателей, способных дать идеи и разработки для их дальнейшего исследования и внедрения.

Мировая практика располагает богатым опытом создания инновационной инфраструктуры и ее отдельных элементов. Формы и методы государственного участия в этом процессе в разных странах имеют свои особенности. Однако можно выделить общие подходы, которые заключаются в следующем:

• используется системный подход, позволяющий полученным знаниям преодолевать практически без разрывов весь сложный путь от научных исследований и разработок до реализации на рынке инноваций, включающих эти знания;

главным инициатором формирования инновационной инфраструктуры выступает государство. Оно создает правовые, организационные и экономические условия и механизмы, которые мотивируют участников процесса на извлечение законной прибыли, превращая результаты научных исследований в наукоемкий товар и услуги.

Экономически развитые страны органично встроили инновационную инфраструктуру в свои национальные инновационные системы. В результате сформировалась система государственно-частного инновационного партнерства, при которой государственная власть и бизнес выступают как равноправные взаимодополняющие партнеры. Государство, поддерживая проведение научно-исследовательских работ и систему образования, служащих источниками инноваций, создает благоприятные условия и среду стимулирования предпринимательства, а бизнес берет на себя весь коммерческий риск работы на рынке инновационной продукции. Государство получает выгоду от сбора налогов и решения социальных проблем, а бизнес - прибыль. Такое взаимодействие государства и бизнеса целиком отвечает и интересам гражданского общества в целом.

В последнее время в РФ наблюдается увеличение числа поступающих в высшие учебные заведения. Одним из возможных объяснений этому может быть получение недорогого или бесплатного, но качественного образования для дальнейшего трудоустройства за рубежом. Поэтому государству необходимо и вполне под силу предложить выпускникам вузов через несколько лет альтернативу в виде трудоустройства в развитых инновационных компаниях, активно занимающихся разработками и исследованиями. Для этого число этих компаний должно превышать нынешнее (по разным оценкам, 40 000 - 50 000 малых инновационных компаний) в несколько раз.

При этом часто действующие в настоящий момент компании вынуждены решать проблемы выживания, не вкладывая инвестиции в новые научные исследования, закупку нового оборудования или внедрение современных технологических процессов. В таких условиях нельзя рассчитывать, что производимая малыми предприятиями продукция будет конкурентоспособна не только на мировом, но даже и на внутреннем рынке.

Проблемы, с которыми сталкиваются малые инновационные предприятия, ненамного отличаются от тех, с которыми сталкиваются все малые предприятия в РФ. Это, прежде всего:

- отсутствие достаточных финансовых ресурсов;

- отсутствие необходимых площадей для развития бизнеса.

Но существуют также проблемы, присущие в основном инновационным предприятиям:

- юридически правильное оформление прав на создаваемую интеллектуальную собственность;

- наличие необходимого для проведения исследований и организации производства дорогостоящего оборудования;

- правильное оформление инновационного проекта, включающего технологическую часть и финансовый план доведения идеи до промышленного выпуска продукции; организация продвижения наукоемкой продукции на рынке;

- отсутствие на кадровом рынке большого выбора специалистов в области трансфера технологий и ведения инновационных проектов.

Все эти проблемы сдерживают развитие малого инновационного бизнеса, на который, например, в США приходится около 50% научно-технических разработок, и, соответственно, препятствуют постр6ению экономики инновационного типа, потому что малый инновационный бизнес - один из важных факторов ее развития.

Опыт большинства стран показывает, что развитие в больших масштабах малого бизнеса вообще и инновационного в частности невозможно без активной поддержки государства. И суть этой поддержки должна быть, прежде всего, в создании благоприятной среды для развития малого инновационного бизнеса, в создании инновационной инфраструктуры.

Анализируя первые шаги России на пути построения инновационной экономики, следует отметить, что важным этапом стала программа Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - создание инновационно-технологических центров (ИТЦ). В 1996 г. Фондом содействия было осуществлено финансирование пяти проектов по созданию ИТЦ на общую сумму 7820 млн руб. 62 малым инновационным предприятиям, размещенным в этих ИТЦ, была предоставлена общая площадь в размере 10 413 кв. м. В 1997 г. льготное финансирование на реконструкцию помещений получили уже 16 ИТЦ на общую сумму 25 210 млн руб. В 1998 г. началась реализация Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998-2000 гг. В результате ее реализации и активного участия в ней, прежде всего, Министерства образования и науки РФ, а также за счет собственных средств регионов к 2000 г. было создано и поддержано 36 ИТЦ в 24 регионах Российской Федерации. Размеры бюджетного финансирования Программы не позволили выйти на более высокий уровень развития сети ИТЦ, как, например, это можно наблюдать в Германии, где на гораздо меньшей территории создано более 300 ИТЦ. Тем не мене положительный эффект действия этой Программы был очевиден, и это подтверждается анализом данных деятельности ИТЦ и малых предприятий, входящих в их состав. Важными моментами в развитии Программы стали также демонстрация эффективности мероприятий, направленных на развитие инновационной инфраструктуры, и процесс создания новых малых инновационных предприятий в соответствующих регионах, стимулированный ростом количества ИТЦ.

В соответствии с поручением Правительства РФ № ИК-П8-30435 от 11 ноября 2000 г. работа по реализации Программы была продолжена в 2001-2003 гг. На новом этапе ее реализации одной из задач, поставленных перед ее участниками, стала поддержка ИТЦ как части инновационной инфраструктуры научно-технической сферы Российской Федерации. В рамках Межведомственной программы и других региональных программ в Российской Федерации к настоящему времени было создано свыше 60 ИТЦ в 27 регионах.

С целью проведения комплексного исследования направлений развития инновационной инфраструктуры и получения системной информации необходимо проанализировать основные формы структур поддержки малого инновационного предпринимательства, которые получили распространение на практике.

Выделяются следующие виды организаций, имеющих свою специфику и реализующих определенное направление инновационной инфраструктуры в Российской Федерации:

· бизнес-инкубаторы;

· технопарки;

· ИТЦ;

· наукограды;

· центры трансфера технологий;

· субъекты финансовой инфраструктуры;

· венчурные фонды;

· центры подготовки и переподготовки кадров;

· информационные центры.

Проанализируем возможности и особенности перечисленных видов объектов инновационной инфраструктуры.

1) Бизнес-инкубаторы (БИ). Для того чтобы обеспечить поддержку в условиях экономического кризиса и ограниченности доступных бюджетных средств, необходимы изучение нужд и потребностей российских малых предприятий и поиск наиболее эффективных и прежде всего инфраструктурных механизмов поддержки, рассчитанных на долгосрочный период.

Одним из таких механизмов являются инкубаторы малого бизнеса. Стремительное развитие и бурный рост числа БИ в мире свидетельствуют об их эффективности в решении таких задач, как повышение деловой активности регионов через развитие внутренних рынков, диверсификацию регионов, рост числа малых предприятий и повышение их жизнеспособности, наиболее полное использование ресурсов и расширение налогооблагаемой базы регионов, повышение инновационной активности, создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики, а также межрегиональных и международных связей, рост занятости и уровня жизни населения. В условиях переходной экономики России весьма актуально то, что БИ не только способствуют развитию малых предприятий, но также могут стать инструментами конверсии потенциала крупных неконкурентоспособных предприятий в сферу малого бизнеса (включая материально-технические ресурсы, интеллектуальную собственность и технологии).

Мировой опыт свидетельствует, что БИ ускоряют развитие компаний в 7-22 раза, сокращая статистику неудач в бизнесе с 60 до 20 %, и являются надежным поставщиком малых предприятий и рабочих мест. На сегодняшний день в мире действуют около тысячи БИ, из них наибольшее количество сосредоточено в США (на родине БИ), около 200 БИ работают в Европе, Австралии и Канаде, приблизительно столько же - в развивающихся и бывших социалистических странах. Началось активное создание БИ в России, на Украине, в Белоруссии и Узбекистане.

БИ - это организация, занимающаяся поддержкой малого предпринимательства путем создания благоприятных условий и предоставления производственных, информационных, финансовых и других ресурсов для частных предпринимателей и малых предприятий на этапах становления и развития бизнеса.

Сущность поддержки малых предприятий в программах бизнес-инкубации заключается в создании благоприятных, «тепличных» условий для ускоренного развития компаний, что достигается путем ограждения (полностью или частичного) малых предприятий от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и вместе с тем комплексного воздействия на потребности, возникающие у предприятий на ранних стадиях развития.

Основная цель программ инкубации - производство успешных выпускников, т.е. компаний, которые могут самостоятельно существовать после ухода из инкубатора, как правило, через два или три года после зачисления в программу. Наряду с технопарками, БИ признаны одной из наиболее эффективных и перспективных форм поддержки предпринимательства, что подтверждается мировой статистикой.

Мировой опыт показывает, что БИ способны не только развивать малое предпринимательство, но и оказывать комплексное влияние на развитие жальных экономических систем и сообществ. В рамках БИ достигается согласование интересов малого бизнеса, промышленности, исследовательских и учебных институтов и региона в целом.

Влияние БИ на экономическое развитие региона можно описать через его участие в выполнении функций регионального развития, включая: создание новых предприятий; привлечение существующих предприятий из других районов; сохранение и расширение уже существующих предприятий.

БИ могут специализироваться на выполнении как отдельных функций экономического развития в своем регионе в соответствии со стратегическим планом развития, так и всех четырех перечисленных функций одновременно. Для того чтобы продемонстрировать это, воспользуемся примером, приведенным Дж. Гринвудом, исполнительным директором корпорации экономического развития и центра малого бизнеса г. Лос-Аламос, Нью-Мексико, США.

Дж. Гринвуд выделил семь типов клиентов, которых может обслуживать БИ.

1. Начинающие предприниматели (местные и привлеченные в БИ из других районов). Такие компании считаются традиционными клиентами БИ.

2. Технологические компании - выходцы из университетов или научных лабораторий (spin-offs), как местных, так и из других регионов. Для них нахождение в БИ зачастую является способом выживания, особенно на начальных стадиях работы.

3. Сервисные компании, обслуживающие клиентов БИ,-юридические,

бухгалтерские, аудиторские, консалтинговые и пр., местные или привлеченные из других регионов. Помимо доступа к различным услугам БИ они находят здесь круг постоянных клиентов из числа предприятий, расположенных в БИ.

4. Первые (головные в данном районе) офисы устойчивых неместных компаний, решивших начать работу в этом регионе. БИ представляет идеальные условия для первых шагов компаний в новом месте.

5. Филиалы или местные представительства крупных компаний, работающих в других регионах.

6. Устойчивые малые предприятия (около пяти сотрудников с опытом работы).

7. Малые предприятия, образованные в результате сокращения реструктуризации крупных компаний.

По мере того как БИ доказывают эффективность своей работы, правительства разных стран уделяют все больше внимания этой модели и созданию сетей инкубаторов, которые становятся неотъемлемой частью экономической политики многих государств. В создании БИ заинтересованы как государственные власти, так и органы местного самоуправления, которые обычно выступают инициаторами проектов создания БИ или активно их поддерживают в интересах местного сообщества.

Мировое распространение БИ привело к созданию большого количества ассоциаций и объединений БИ как внутри разных стран, так и международных. Первая ассоциация БИ - Национальная ассоциация бизнес-инкубаторов (National Business Incubation Association- NВIA) была создана в США в 1985 г. На сегодняшний день она остается крупнейшей ассоциацией и насчитывает около 800 членов из разных стран мира.

Вслед за NВIА возникло множество объединений и сетей БИ, основной целью которых стало содействие снижению рисков БИ и повышению эффективности их работы. В России в 1997 г. было создано некоммерческое партнерство Национальное содружество бизнес-инкубаторов (НСБИ), учредителями которого стали 22 российских БИ. На сегодняшний день в состав НСБИ входит уже более 40 российских инкубаторов.

Существует классификация БИ по шести признакам:

1) целям создания;

2) спонсорам;

3) профессиональной ориентации;

4) степени самостоятельности;

5) форме обслуживания;

6) демографическому.

Среди структурных элементов БИ чаще всего можно выделить следующие: небольшая численность персонала и наличие внештатных консультантов, площади, оборудование, капитал, знания, методики, внешние связи (малые предприятия или предприниматели, учредители, партнеры). Характерной особенностью БИ является функциональная детерминированность его структуры, поскольку количество направлений деятельности и, соответственно, функций БИ определяет набор элементов структуры инкубатора.

Программа инкубации должна определить перечень предоставляемых услуг и методы их доставки. Определение конкретных задач и методов их реализации помогает наметить цели программы и избежать неожиданных изменений, связанных с проблемами финансирования, рынка или наличия собственных средств. Четкая система отчетности обеспечивает надлежащий контроль и учет в реализации финансовых задач. Контроль за результатами развития более затруднен, но крайне важен для достижения целей и удовлетворения требований финансирующей организации. Результаты оцениваются по тому, насколько удовлетворены потребности клиентов и нужды местной экономики с точки зрения создания рабочих мест, приобретения профессиональных навыков, увеличения объема продаж, изменений в доходах и активах.

2) Технопарки. Технопарк - объединение научных организаций, высших учебных заведений и производственных предприятий на одной территории для создания благоприятных условий по разработке и коммерциализации инноваций.

В начале 1990-х гг. в Томске (1990), Москве и Зеленограде (1991) были созданы первые в России научно-технологические парки.

В этот период технопарки создавались в основном при высших учебных заведениях и главной задачей ставили перед собой поддержку и подготовку к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, образованных сотрудниками научно-исследовательских лабораторий и подразделений вузов.

В середине 1990-х гг. появляются технопарки, организуемые не на вузовской основе, а на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ). Следующим шагом было создание региональных технопарков при участии региональных властей для развития производства наукоемкой продукции в регионе. Такие технопарки имели собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональных властей и довольно успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы.

На данном этапе в 35 регионах России номинально действует более 60 технопарков (по их, количеству Россия занимает пятое место в мире). Несмотря на определенные успехи в деятельности российских технопарков, очевидно, что их материальная и финансовая базы не позволяют реализовать требуемое на современном этапе интенсивное развитие малых высокотехнологичных инновационных предприятий. Также можно отметить, что слабым местом программы развития технопарков стало участие в ней только одного ведомства, на тот момент Госкомвуза России.

В связи с этим объединение нескольких ведомств в одной программе (а в Межведомственной программе активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998-2000гг. принимали участие в той или иной степени 16 ведомств) дало больший эффект, в результате чего созданные в рамках этой программы региональные ИТЦ стали наиболее развитыми объектами государственной инновационной инфраструктуры.

3) ИТЦ. Инновационно-технологический центр (ИТЦ) – базовый элемент инфраструктуры на основе организаций, ведущих широкомасштабную инновационную деятельность на рынке высоких технологий, включающий команду высококвалифицированных специалистов, имеющий площади и поддержку со стороны региональной администрации.

Особое место ИТЦ в развитии государственной инновационной инфраструктуры было определено их признанием в качестве «опорных точек роста», отражающих как интересы экономического развития каждого региона в целом, так и интересы всех ведомств, участвующих в Межведомственной программе. Поэтому те технопарки, которые к 1998 г. отвечали требованиям Программы, стали ее активными участниками и продолжили развитие в рамках создания региональных ИТЦ.

4) Наукограды. Другим важным элементом инновационной инфраструктуры являются наукограды. В настоящий момент насчитывается около 60 наукоградов, но только немногие из них могут в полной мере соответствовать этому статусу, подразумевающему наличие в деятельности наукограда не менее 50 % собственно научной деятельности. Наукограды созданы в таких городах, как Обнинск, Королев, Дубна, Кольцово, Протвино, Пущино, Черноголовка. К сожалению, большое количество ограничений, заложенных в саму идею наукоградов, и отсутствие масштабного финансирования не позволили реализовать их потенциал в полной мере.

В процессе развития инновационной инфраструктуры следствием реакции на потребность в определенных услугах со стороны инновационных предприятий стало появление таких элементов инфраструктуры, как информационные центры, консалтинговые центры, венчурные фонды, организации, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров для инновационной деятельности, центры трансфера технологий.

5) Центры трансфера технологий. Центры трансфера технологий (ЦТТ) являются звеном инновационной инфраструктуры, которое квалифицированно на правовой основе обеспечивает коммерциализацию результатов научно-технической деятельности при использовании бюджетных средств посредством создания малых высокотехнологичных предприятий и через заключение лицензионных соглашений.

ЦТТ отбирают и оценивают обладающие коммерческим потенциалом разработки, проводят патентные исследования, охраняют объекты интеллектуальной собственности и ноу-хау, оказывают правовую помощь в случае нарушения прав патентообладателей и недобросовестной конкуренции.

6) Субъекты финансовой инфраструктуры. Финансовая составляющая инновационной инфраструктуры предназначена для обеспечения сквозного финансирования инновационного цикла, с переходом от бюджетного финансирования к привлечению частных средств в высокотехнологичные инновационные проекты по мере продвижения результатов научно-технической деятельности к рынку.

Государство финансирует фундаментальные исследования, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и таким образом берет на себя риски, связанные с возможным отрицательным результатом работ.

При финансировании прикладных разработок должны существовать различные формы предоставления бюджетных средств. Наряду с конкурсной основой широко используются субвенциальная форма поддержки и долевое финансирование научно-технических проектов из средств государственных и внебюджетных фондов.

В настоящее время в инновационной сфере действуют около 30 фондов, в том числе Государственный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), а также внебюджетные фонды (Российский фонд технологического развития), отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды финансирования НИОКР. Фонд содействия финансирует НИОКР, выполняемые малыми инновационными предприятиями, которые ориентированы на введение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и выведение на рынок новых наукоемких продуктов. Внебюджетные фонды финансирования НИОКР мобилизуют внебюджетные источники финансирования и осуществляют поддержку прикладных НИОКР на этапе продвижения технологий в производство и на рынок.

7) Венчурные фонды - это совокупность региональных и отраслевых фондов, имеющих своей целью привлечение частного капитала в инновационный сектор экономики, создание конкурентоспособных производств. Они осуществляют финансирование процесса коммерциализации научно-технических результатов на тех стадиях, на которых невозможно участие финансово-кредитных организаций в силу высокой рискованности таких инвестиций.

Для успешной продажи венчурными фондами пакетов акций предприятий, в которые они ранее вложили инвестиции, необходимо принять меры по развитию фондового рынка, служащего важным инструментом обеспечения ликвидности венчурных инвестиций.

8) Центры подготовки и переподготовки кадров. Важным моментом для успешности инновационной деятельности является формирование профессиональных команд менеджеров, ориентированных на конечный рыночный результат. В целях обеспечения промышленной и научно-технической сфер достаточным количеством квалифицированных специалистов, способных превращать результаты НИОКР в конкурентоспособную наукоемкую продукцию и выводить ее на рынок, Министерством образования и науки РФ разработана и реализуется многоуровневая система подготовки специалистов для инновационной деятельности, а также предъявлены квалификационные требования к профессии менеджера инновационной деятельности. В рамках действующей системы многоуровневой подготовки специалистов для инновационной деятельности ведутся работы по подготовке в образовательных учреждениях специалистов для венчурного предпринимательства и организации курсов повышения квалификации персонала с учетом специализации в области венчурного инвестирования.

9) Информационные центры. В состав сектора информационной инфраструктуры инновационной деятельности входят Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), тематические порталы и сайты отраслевых ведомств и других участников инновационных процессов, Единая национальная система учета научных, научно-технических результатов, продукции и услуг и контроля за их использованием (ЕНСУИК), аналитические и экспертные центры, информационные сети, а также электронные биржи. В перспективе планируется создание Государственной системы информационной поддержки инноваций, которая будет решать следующие задачи:

• формирование, хранение и представление корпоративных распределенных ресурсов научно-технической, административно-организационной, планово-финансовой, статистической и другой информации;

• ведение и поддержку реестра государственной интеллектуальной собственности, осуществление контроля хозяйственного оборота результатов научно-технической деятельности и защиту интеллектуальной собственности;

• разработку механизмов создания, хранения, поиска и представления аналитической информации;

• формирование, поддержку и развитие коммуникационной среды.

Итогом создания информационной инфраструктуры станет формирование единого информационного пространства и посредством этого объединение знаний и компетенций различных элементов национальной инновационной системы.

Важным инструментом выведения результатов научно-технической деятельности на рынок в дальнейшем должна стать биржа высоких технологий, предметом торгов на которой могут быть опционы на приобретение прав на результаты научно-технической деятельности.

Таким образом, задача создания эффективной инновационной инфраструктуры носит комплексный характер и требует консолидации ресурсов государства и администраций регионов в сочетании с необходимостью привлечения в этот сектор экономики значимых частных инвестиций.

Следует подчеркнуть, что особую роль в увеличении числа научных раз­ работок, доведенных до конечного рыночного продукта, играет увеличение количества площадей инфраструктурной поддержки инновационных компаний. При этом именно сам факт размещения высокотехнологичных компаний на обособленных научно-производственных площадях инициирует формирование других необходимых элементов поддержки инновационного предпринимательства - консалтинговых и патентных служб, центров коммерциализации и трансферта технологий, лизинговых и кредитных организаций и т.д. Интеллектуальный и научно-исследовательский потенциал концентрируется в упорядоченном секторе объектов инновационной инфраструктуры, в результате чего образуется прозрачная инвестиционная среда для притока иностранного капитала.

Преимущественно объекты инновационной инфраструктуры должны учреждаться совместно с базовыми высшими учебными заведениями, отраслеобразующими научно-исследовательскими институтами и промышленными предприятиями регионов. Участие в инновационных процессах субъектов малого предпринимательства, благодаря их мобильности и быстрой адаптации к рыночным условиям, позволяет ориентировать научные исследования в вузах и исследовательских организациях на создание востребованного научно-технического продукта. В свою очередь сама образовательная и научная среда обогащает деятельность наукоемких компаний свежими научными идеями, выступает источником новых инновационных проектов, делает инновационный продукт компаний наукоемким и высокотехнологичным.

При взаимодействии с высокотехнологичными' компаниями образовательные учреждения получают возможность трансформировать учебный процесс с ориентацией на рынок, включая формирование перспективных учебных дисциплин, открытие новых специальностей, расширение научно-лабораторной базы для практической работы студентов, привлечение ведущих специалистов компаний к преподавательской деятельности.

В кооперации малого бизнеса и промышленности решается проблема нехватки инноваций, апробированных на крупных отраслевых предприятиях, существенно понижаются риски внедрения новой высокотехнологичной продукции в серийное производство. Собственные ресурсы промышленных предприятий сосредоточиваются на расширении производства, а ресурсы наукоемких,компаний - на освоении новых видов инновационной продукции.

Таким образом, интеграция развитой инновационной инфраструктуры с образованием, наукой и промышленностью позволяет эффективно формировать отраслевые инновационные цепочки, реализующие полный цикл создания конкурентоспособного научно-технического продукта - от научной идеи до серийного производства. Кооперация с субъектами высокотехнологичного предпринимательства придает процессам использования и развития научного потенциала, производственно-технологической базы и кадровых ресурсов рыночно ориентированный характер.

В то же время следует отметить острую нехватку инфраструктурных площадей в составе действующей сети российских ИТЦ, технопарков, БИ и т.д. Дефицит площадей не позволяет интегрировать в единый,инновационный цикл перспективные наукоемкие компании, а также сдерживает и развитие компаний, функционирующих в составе объектов уже существующей инфраструктуры.

Сложившаяся ситуация тормозит интеграционные процессы между наукоемким бизнесом, образованием и промышленностью, препятствует качественному прорыву в притоке внебюджетных инвестиций. В этой связи задача скорейшего развития объектов инновационной инфраструктуры России стоит чрезвычайно остро. Существенной проблемой остается и низкий уровень технологической базы наукоемких предприятий. Отсутствие современного оборудования делает практически невозможным освоение производства конкурентоспособной продукции и не позволяет в полной мере реализовать интеллектуальный потенциал наукоемкого сектора силами отечественной промышленности. Стремление предприятий к модернизации и замене устаревшего оборудования ограничено отсутствием достаточных финансовых ресурсов и неуверенностью в его полной загрузке. Поэтому развитие инфраструктуры должно идти по пути как увеличения площадей для размещения инновационных компаний, так и создания центров коллективного пользования (ЦКП) современным научно-исследовательским и производственным оборудованием, соответствующих отраслевой специфике регионов. ЦКП, действующие в составе объектов инновационной инфраструктуры, способны эффективно заполнить недостающие звенья в отраслевых технологических цепочках регионов, одновременно создавая предпосылки для подготовки квалифицированных кадров за счет использования современного оборудования и развитой интеллектуальной среды.

Задача полномасштабного развития инновационной инфраструктуры требует скоординированных усилий федеральных и региональных органов власти. При развитии инфраструктуры необходимо максимально полно задействовать федеральные ресурсы и ресурсы регионов в виде неиспользуемых или неэффективно используемых площадей и оборудования государственных предприятий и организаций. В каждом конкретном случае следует проводить оценку рациональности использования старых площадей под формируемый объект инфраструктуры, поскольку зачастую экономически целесообразнее создавать новые площади.

Наблюдаемые тенденции позволяют прогнозировать возможность привлечения внебюджетного финансирования в развитие объектов инновационной инфраструктуры в объеме от 50 до 90 %, в зависимости от конкретных регионов. Как показывает практика наиболее развитых объектов инфраструктуры ­ действующих ИТЦ, значительное число наукоемких компаний готово к долевому участию в реализации инфраструктурных проектов, если обеспечены соответствующие гарантии их успешного выполнения. Аналогичная ситуация имеет место и при контактах с иностранными инвесторами. В зависимости от специфики регионов и степени участия местных бюджетов реализация мероприятий по развитию инфраструктуры потребует прямого финансирования из федерального бюджета в размере не более 10-30% общего объема необходимых поступлений, что составит достаточный инвестиционный минимум для привлечения негосударственного капитала.

Таким образом, основой построения действенной инновационной системы России должны стать создание новых и развитие уже существующих объектов инновационной инфраструктуры - ИТЦ, технопарков, БИ, ЦТТ, ЦКП современным оборудованием и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: