Для эффективного управления транспортировкой и экономии ресурсов компании логист должен решить большое число оптимизационных задач. Кроме того, при использовании концепции интегрированной логистики необходимо комплексное планирование транспортировки с другими логистическими функциями:
- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта в случае смешанных перевозок;
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным процессами и др.
Общий алгоритм выбора рациональных решений по транспортировке:
Решение задачи «инсорсинг/аутсорсинг» транспортировки является частным случаем одной из основных оптимизационных задач организации бизнеса – задачи MOB (Make-or-Buy – «Делать самому или покупать»).
Мотивы в пользу «Делать»: | Причины «Покупать»: |
- поддержка ключевых компетенций; - снижение операционных затрат; - неопределенность поставщиков услуг; - страхование адекватных поставок; - использование избыточного персонала или логистических мощностей; - поддержание желаемого уровня качества сервиса; - предотвращение сговора поставщиков услуг: - защита персонала от увольнений; - защита прав собственности на уникальные проекты; - увеличение или поддержание размера компании | - освобождение управленческого персонала для сосредоточения на основном бизнесе; - снижение затрат на основные фонды; - сохранение обязательств перед поставщиками услуг; - приобретение новых технологических и управленческих возможностей; - отсутствие адекватных мощностей для выполнения операций; - уменьшение затрат на управление запасами; - страхование за счет альтернативных источников услуг; - сотрудничество с поставщиками услуг |
|
Схема алгоритма принятия решения (делать самому или покупать) логистические услуги, как и в логистике снабжения, базируется на определении общих затрат – ТСО (Total Cost of Ownership)
Рассчитать затраты (ТСО) → принять решение →инсоринг/аутсоринг
Для принятия правильного решения «инсорсинг/аутсорсинг» в транспортировке необходимо учитывать преимущества и недостатки собственного и наемного транспорта:
Собственный транспорт | Наемный транспорт | |
Преимущества | - неограниченная доступность транспорта; - возможность «от начала до конца» планировать и контролировать организацию транспортного процесса и использование транспортных средств; - возможность экономии за счет уменьшения трансакций и бесприбыльной работы собственного транспорта; - независимость от услуг транспортных монополий | - использование качественных услуг профессиональных транспортных операторов; - возможность выбора между различными операторами на рынке; - возможность экономии в период уменьшения объема перевозок; - возможность быстрого привлечения дополнительного транспорта в периоды высокого спроса |
Недостатки | - необходимость выполнения требований, установленных для доступа к транспортной деятельности; - необходимость затрат, связанных с приобретением и эксплуатацией транспортных средств и оплатой труда персонала; - риск потерь в связи с недоиспользованием собственных транспортных средств; - неизбежные издержки, связанные с осуществлением непрофильной деятельности | - необходимость формирования прибыли транспортного оператора; - риск неоптимального выбора оператора; - сложность включения услуг наемного оператора в логистическую цепь; - возможные проявления монополизма со стороны наемного оператора |
|
К основным критериям при выборе способа транспортировки и вида транспорта относятся:
- минимальные затраты на транспортировку;
- заданное время транзита (доставки груза);
- максимальная надежность и безопасность;
- минимальные затраты (ущерб), связанные с грузами в пути;
- мощность и доступность вида транспорта;
- продуктовая дифференциация.
Простейшая схема выбора перевозчика с помощью ранжированных систем критериев заключается в прямом сравнении суммарного рейтинга перевозчиков, полученного по алгоритму, приведенному на рисунке 38.
Рисунок 38 – Алгоритм выбора перевозчика