Каковы особенности первых литературных произведений.




Древнерусская литература представляет собой литературные памятники 11-17 веков.

В школе из памятников древнерусской литературы изучается: Сказание о Белгородском киселе Нестора, Слово о полку Игореве, поучение Владимира Мономаха детям.

После вступления основной части следует приводить два комментария. Каждый из нас с вами выберет, перечитает, и вы пропишете эти сочинения для того, чтобы они были проработаны, и мы могли спокойно изучать уже литературу последующую.

Происхождение древнерусской литературы непосредственно связано с возникновением государства Киевская Русь (9-нач.12 веков), с крепнущим чувством национальности и с принятием христианства.

Возникновение письменности на Руси было обусловлено самой жизнью: необходимостью заключения международных соглашений, закрепления юридических норм и морали, интересам к историческим сочинениям, которые изначально переводили с греческого, а затем появились уже и собственные летописи.

Древнерусская литература делилась на переводную и оригинальную. Была церковной и светской. Все, что писалось во времена древней Руси, имело определенную идеологическую или практическую цель: религиозную цель, публицистическую. Переписка Курбского с Иваном Грозным, где высказывались разные взгляды на жизнь. Историческую цель – описать события, выразить свое отношение к этому событию. Нравственно-поучительную цель, деловую и прочее.

Любое из этих сочинений было в определенной мере или в той или иной отмечено художественностью, образностью и действовало на аудиторию с эстетической стороны, а иначе тогда бы не было результатов, не ладились бы государственные и внутригосударственные дела древнерусского человека. Поэтому создавались документы, произведения так, чтобы они оказывали влияние, воздействие и побуждали адресата к действиям. Древнерусская литература была анонимной. Авторства еще тогда не было, оно не играло значения, роли. Есть теория, что Слово о Полку Игореве написал воин, тк в то время воины знали много птиц, а в слове им дана бОльшая роль, нежели описания травы или неба. А так конечно мы не знаем, кто именно написал его. Никакие архивы и другие источники не дают ответа.

В древней Руси отсутствовало понятие «автор». Хорошим писателем считался тот, кто соблюдал нормы и традиции мастеров прошлого. Поэтому средневекОвое искусство строго придерживалось норм жанра. Наиболее распространенными жанрами церковной литературы были житие – рассказ о жизни, подвигах, смерти церковного человека, военные повести и просто повесть. Проповедь. Дидактическая – назидательное произведение, содержащее требования этических норм, молитва (есть литературная, есть отцов-служителей). Церковное красноречие. Кирилл Патриарх – лектор, мастер устного слова, который может заинтересовать аудиторию, может владеть аудиторией с помощью своего слова, так что и нам в этом плане нужно учиться. Перенимать те приемы мастерства красноречия.

Главными жанрами светской литературы были воинская повесть, поучение (Владимира Мономаха детям), летопись, слово, сборник трудов, сочинений.

Попробуйте определить ФИО произведения: Черепаха просила орла научить летать. Черепаха упала на камни и разбилась. Называется «Орел и черепаха». Басня – Крылов Иван Андреевич, Михалков Сергей Владимирович, Дмитриев Иван Иванович. Написал Орел и черепаху Лев Николаевич Толстой. Он переделал басню Эзопа для того, чтобы его ученики научились думать и находить ответы на вопросы. О чем эта басня. Рожденный ползать летать не может. Последняя строка басни - Многие люди в жажде соперничества не слушают разумных советов и губят себя. Недальновидное соперничество. Толстой убрал именно эту фразу из басни, чтобы крестьянские дети учились думать. Сколько есть читателей, столько и мнений. Надо написать свой опус так, обосновать свою мысль, чтобы мы увидели это действительно и поняли то же.

Домашнее задание: 1. Прописать хронологические рамки литературных направлений. Определить: Классицизм, Сентиментализм, Романтизм, Реализм, Модернизм, Постмодернизм. (Акмеизм, футуризм, Мариенгоф, 1919-1924 Гостиница для путешествующих в прекрасном). Пролетарская культура. Нужно просмотреть справочники, словари. 3-5 представителей, годы. И 2 произведения авторов-представителей.

2. Сочинение на тему: Зачем надо изучать литературу. Сочинение небольшое – 5-10 предложений. 200-250 слов. Для меня литература это средство от одиночества – отлично занимает мозги, развивает воображение, позволяет в дальнейшем находить больше общих тем с людьми. Написать хорошее сочинение объемом в 250 слов не удастся. Т.е. можно чуть больше. Очень важно, чтобы критерий в 250 слов мы выполнили, т.к. меньше вообще не подходит. Не очень думайте, что хорошо, когда очень много текста. Когда не 3, а 5 страниц, я думаю «За что мне такое наказание». А если еще стопка из 15 работ, то я из доброго преподавателя превращаюсь в злюку. Поэтому в жизни тяжело проверять такие работы с утра и до темна. Чтобы хорошо проверять, это нужно делать в приятных условиях и неспеша. Самый главный критерий – раскрыть тему. В свое время, когда мы писали сочинения, мы брали первый блок в произведении и тренировались писать сочинения на них. Имажинизм, Акмеизм. Надо уметь определять все эти направления. Есенин к концу жизни, например, вообще вышел из всех рамок литературных направлений, также и Маяковский.

Выучить по 2 стихотворения, пословицы. На любовную тему, на тему дружбы, на гражданскую тему, философская лирика (Умом Россию не понять, аршином не измерить), тему войны (Окоп копаю. Может быть, могилу.), и тд. Выучите и будете повторять.

Тема по Древнерусской литературе: Древнерусская литература – урок нравственности потомкам.

В русской литературе 18 века классицизм был основным направлением.

Период Особенности направления Представители
XVIII век Классицизм (в переводе с латинского образцовый, первоклассный). Направление заявило о себе в эпоху возрождения и развивалось до первых 10-летий 19 века. Ориентировался на античное искусство. Характерным было стремление к ясности и точности выражения. Равнение на античные образы и строгое подчинение логике и правилам. В эпоху классицизма обязательными были принципы «трех единств»: единство времени, места и действия (в развитии сюжета отсутствуют лишние действующие лица и эпизоды). Писатели-классицисты обращались к неизменному, общечеловеческому. Теория классицизма выработала правила в отношении жанров. К высоким жанрам относились оды, героическая поэма, ораторская речь. Средними жанрами считались трагедия, идилия, эклога. И низкими жанрами были басня, комедия, бытовой роман. Основным законом классицизма является художественное правдоподобие, которое изображает вещи и людей такими, какими они должны быть в соответствии с нравственной нормой, а не такими, какие они есть в реальности. В русской литературе 18 века классицизм был основным направлением. Писатели в своих произведениях стремились пробудить в читателе высокие нравственные патриотические чувства. М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин

 

Классицизм – Ломоносов. Тредиаковский и Сумароков. Антиох Кантемир. Херасков.

Родился Пушкин в 1799. А Грибоедов 1795.

Развитие литературного процесса и эволюция творчества писателя. Романтизм это Байрон. Стихотворение к морю – прощальное стихотворение Пушкина как романтика. Нет, я не Байрон, я другой – Лермонтов. Для Пушкина рамок романтизма было недостаточно, и он перешел к реализму.

Радищев. Эдуард Лимонов. Никола Буало.

Надо знать и точно формулировать все описания направлений.

 

14.10.2017. 18:31.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: