Экологические платежи – это установленная законом плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является формой компенсации ущерба, наносимого окружающей среде. Порядок определения платы и ее предельных размеров был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 и до настоящего времени претерпел множество кардинальных изменений [1].
Если раннее природопользователи подавали декларацию на бумажном носителе ежеквартально, то на современном этапе декларация подается раз в год и должна быть сформирована через "Модуль природопользователя" в его последней версии, которая ежегодно обновляется (рис.1).
Рис.1. Содержание программы «Модуль природопользователя»
Модуль природопользователя позволяет рассчитать декларацию в автоматическом режиме, выгрузить и отправить ее в электронном виде через личный кабинет, а также сформировать и распечатать на бумажном носителе. Декларация должна быть прошита, пронумерована и подписана руководителем организации, исполнителем и главным бухгалтером. Декларация должна содержать данные по всем площадкам предприятия. Сдать декларацию в бумажном виде могут только организации осуществляющие плату за негативное воздействие по всем площадкам и видам на сумму не более 25000 рублей. В противном случае декларация предоставляется через "личный кабинет" природопользователя только в электронном формате с электронной подписью [5].
Рис.2. Титульный лист декларации
|
Согласно ст. 16 федерального закона №7 "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г. плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
§ выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
§ сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
§ хранение, захоронение отходов производства и потребления [3].
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со п.3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, в течении года вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Субъекты малого и среднего предпринимательства не вносят авансовые платежи за негативное воздействие, для этой категории предпринимательства определен единоразовый срок оплаты [1].
Так же новая редакция закона «Об охране окружающей среды» обязывает вносить плату за размещение отходов производства и потребления по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Таким образом, при оформлении платежных поручений необходимо указывать ОКТМО муниципального образования, на территории которого расположен объект размещения отходов. Объекты размещения отходов, должны быть включены в Государственный реестр и иметь лицензии на размещение отходов. Контролирует расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее своевременное перечисление в федеральный бюджет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или Росприроднадзор, на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 [1].
|
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет, Росприроднадзор присваивает определенные категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре- с I по IV класс. От платы за загрязнение окружающей среды освобождаются индивидуальные предприниматели и организации, которые ведут свою деятельность на объектах IV категории опасности, на которых: отсутствуют выбросы радиоактивных веществ, отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду и в поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность, есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество не более 10 тонн в год, имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.
|
Так же, согласно новой реформе по обращению с твердыми коммунальными отходами, лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Платежной базой при исчислении платы является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов, и определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:
а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;
б) в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы должны учитываться объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов либо технологических нормативов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Ставки за загрязнение окружающей среды утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 в последней редакции от 29.06.2018 (таблица 1) [4].
Т а б л и ц а 1. «Тарифы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности в 2018–2019 годах»
Класс опасности отходов | Ставка в рублях (за тонну) |
I класс опасности (чрезвычайно опасные) | 4643.7 |
II класс опасности (высокоопасные) | 1990.2 |
III класса опасности (умеренно опасные) | |
IV класс опасности (мало опасные) | 663,2 |
Твердые коммунальные отходы IV класса опасности (малоопасные) | |
Твердые коммунальные отходы IV класса опасности (малоопасные) | 194,5 |
V класс опасности (практически неопасные): перерабатывающей промышленности | 40.1 |
V класс опасности (практически неопасные): добывающей промышленности | 1.1 |
прочие | 17.3 |
При расчете платы за негативное воздействие учитывается масса загрязняющих веществ за отчетный период в тоннах, ставка в рублях за тонну и повышающие коэффициенты к ставке. При превышении организацией установленных лимитов применяются дополнительные повышающие коэффициенты.
Рис. 3. Пример расчета платы за размещение отходов в пределах установленного лимита
Природопользователи могут уменьшить плату за негативное воздействие на сумму расходов на проводимые природоохранные мероприятия. При этом нужно использовать стимулирующие коэффициенты, указанные в п. 6 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, но подтвердив при этом право на пониженные коэффициенты. Для этого необходимо представить в Росприроднадзор отчет о результатах мониторинга природоохранных мероприятий, которые проводились в организации.
Л и т е р а т у р а
1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
[Электронный ресурс] //URL: https://78.rpn.gov.ru/ (дата обращения: 04.03.2019).
2. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция).
3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды».
4. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 от 29.06.2018г.
5. Личный кабинет природопользователя [Электронный ресурс] https://lk.fsrpn.ru/#/unauthorized (дата обращения: 04.03.2019).